Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ состава и динамики прибыли




ЛЕКЦИЯ 9 - Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

 

 

Рисунок 9.1 - Финансовые результаты деятельности предпрития

 

Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу.

Основные его задачи:

- систематический контроль за формированием финансовых результатов;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рен-табельности и прогнозирование их величины;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Выручка от реализации (валовая продукция) – денежные средства, полученные предприятием от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Величина выручки от реализации продукции зависит от: степени выполнения плана по выпуску товарной продукции, объему реализации, ассортименту качества продукции, уровня цен и условий расчета с покупателями.

Выручка от реализации признана компенсировать затраты предприятия на производство продукции, с ее бесперебойным поступлением на счета предприятия связаны условия непрерывного возобновления очередных циклов производства.

 

Выручка от реализации продукции находится по формуле:

В = Q ´ Ц = ВПр,

 

где ВПр – валовая продукция, руб.;

Q – объем продукции, т., шт.. ед.;

Ц – цена реализованной единицы продукции, руб./ед.

Товарная продукция (ТПр), как правило, всегда больше реализованной (РПр), но ниже валовой:

 

ТПр = ВПр – ВХоб,

 

где ВХоб – внутрихозяйственный оборот.

Прибыль – важнейший обобщающий экономический показатель, который в общем виде представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и всеми затратами, необходимыми для её производства и реализации, и отражает чистый доход, созданный в результате производственно-хозяйственной деятельности.

Рисунок 9.3 - Виды прибыли

В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли:

- валовая прибыли;

- прибыль от продаж;

- прибыль до налогообложения;

- прибыль от обычной деятельности;

- чистая (нераспределённая) прибыль отчётного периода.

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг
-
НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., налоги и обязательные платежи их выручки
-
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
=
Валовая прибыль
-
Коммерческие расходы
-
Управленческие расходы
=
Прибыль от продаж
+/-
Сальдо прочих доходов и расходов
=
Прибыль (убыток) до налогообложения
-
Налог на прибыль и другие аналогичные платежи
=
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)

 

Рисунок 9.4 - Схема формирования чистой прибыли

 

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа (рис. 9.5).

 

 

Рисунок 9.6 - Зависимость показателей прибыли от цели анализа

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц (рис. 9.7).

 

Рисунок 9.7 - Значимость показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц

Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью относительных характеристик финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия – показателей рентабельности.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

На практике используют два метода определения рентабельности. Это отношение прибыли к себестоимости и к производственным средствам.

Первый метод используют для определения эффективности производства различных видов продукции выпускаемых предприятием.

Второй – для определения эффективности работы предприятия (отрасли) в целом, всего процесса производства.

Система показателей рентабельности включает:

- рентабельность активов предприятия;

- рентабельность собственного капитала;

- рентабельность продаж (реализации);

- рентабельность производства;

- рентабельность продукции.

 

Рентабельность активов характеризует процент валовой прибыли, полученный на рубль капитала, вложенного в активы, или процент чистой прибыли, остающейся на предприятии, в расчете на рубль активов.

Рентабельность активов определяется по валовой и чистой прибыли

Rа = Пв/ А*100, или Rа = Пч/ А*100

где Пв и Пч, - прибыль соответственно валовая и чистая, руб.;

А - величина активов предприятия, руб.

Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенного в предприятие собственниками:

Rск=Пнр/Кс*100 или Rск=Пч/Кс*100

где Пнр- прибыль предприятия нераспределенная;

Кс - собственный капитал предприятия.

Рентабельность продаж характеризует процент прибыли, получаемый предприятием с каждого рубля выручки от реализации продукции:

Rп=Пв/Вр*100,

где Вр - выручка от реализации продукции (без НДС и таможенной пошлины)

 

Рентабельность производства - это отношение валовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС):

Rпр =Пв /(ОФ+ОС)*100

Рентабельность продукции определяется как отношение валовой прибыли к затратам на производство продукции:

R прод =Пв /3*100

Для определения границ рентабельного производства используют определение порога рентабельности.

Порог рентабельности (ПР) - это такой объем производства продукции (объем бурения, добычи, транспорта, переработки) и выручки от ее реализации, при которых предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка от реализации продукции только покрывает затраты. Дальнейшее увеличение выпуска продукции делает предприятие рентабельным, снижение - убыточным.

ПР = Зпост:(Ц-Зпер),

где Зпост и Зпер - постоянная и переменная части затрат на производство продукции (в нефтедобыче примерно 65 и 35% соответственно), Ц - цена продукции.

Можно выделить два основных пути повышения доходности предприятия:

- вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства с благоприятным соотношением товарного спроса и предложения и «хорошими» ценами;

- всемерное снижение издержек производства: чем выше цены и ниже издержки, тем более высока рентабельность производства, улучшение использования производственных фондов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.