КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ состава и динамики прибыли
ЛЕКЦИЯ 9 - Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Рисунок 9.1 - Финансовые результаты деятельности предпрития
Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу. Основные его задачи: - систематический контроль за формированием финансовых результатов; - определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты; - выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рен-табельности и прогнозирование их величины; - оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности; - разработка мероприятий по освоению выявленных резервов. Выручка от реализации (валовая продукция) – денежные средства, полученные предприятием от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг. Величина выручки от реализации продукции зависит от: степени выполнения плана по выпуску товарной продукции, объему реализации, ассортименту качества продукции, уровня цен и условий расчета с покупателями. Выручка от реализации признана компенсировать затраты предприятия на производство продукции, с ее бесперебойным поступлением на счета предприятия связаны условия непрерывного возобновления очередных циклов производства.
Выручка от реализации продукции находится по формуле: В = Q ´ Ц = ВПр,
где ВПр – валовая продукция, руб.; Q – объем продукции, т., шт.. ед.; Ц – цена реализованной единицы продукции, руб./ед. Товарная продукция (ТПр), как правило, всегда больше реализованной (РПр), но ниже валовой:
ТПр = ВПр – ВХоб,
где ВХоб – внутрихозяйственный оборот. Прибыль – важнейший обобщающий экономический показатель, который в общем виде представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции и всеми затратами, необходимыми для её производства и реализации, и отражает чистый доход, созданный в результате производственно-хозяйственной деятельности. Рисунок 9.3 - Виды прибыли В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: - валовая прибыли; - прибыль от продаж; - прибыль до налогообложения; - прибыль от обычной деятельности; - чистая (нераспределённая) прибыль отчётного периода.
Рисунок 9.4 - Схема формирования чистой прибыли
Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа (рис. 9.5).
Рисунок 9.6 - Зависимость показателей прибыли от цели анализа Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц (рис. 9.7).
Рисунок 9.7 - Значимость показателя прибыли и для разных категорий заинтересованных лиц Основные источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью относительных характеристик финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия – показателей рентабельности. Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли. На практике используют два метода определения рентабельности. Это отношение прибыли к себестоимости и к производственным средствам. Первый метод используют для определения эффективности производства различных видов продукции выпускаемых предприятием. Второй – для определения эффективности работы предприятия (отрасли) в целом, всего процесса производства. Система показателей рентабельности включает: - рентабельность активов предприятия; - рентабельность собственного капитала; - рентабельность продаж (реализации); - рентабельность производства; - рентабельность продукции.
Рентабельность активов характеризует процент валовой прибыли, полученный на рубль капитала, вложенного в активы, или процент чистой прибыли, остающейся на предприятии, в расчете на рубль активов. Рентабельность активов определяется по валовой и чистой прибыли Rа = Пв/ А*100, или Rа = Пч/ А*100 где Пв и Пч, - прибыль соответственно валовая и чистая, руб.; А - величина активов предприятия, руб. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенного в предприятие собственниками: Rск=Пнр/Кс*100 или Rск=Пч/Кс*100 где Пнр- прибыль предприятия нераспределенная; Кс - собственный капитал предприятия. Рентабельность продаж характеризует процент прибыли, получаемый предприятием с каждого рубля выручки от реализации продукции: Rп=Пв/Вр*100, где Вр - выручка от реализации продукции (без НДС и таможенной пошлины)
Рентабельность производства - это отношение валовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (ОФ) и оборотных средств (ОС): Rпр =Пв /(ОФ+ОС)*100 Рентабельность продукции определяется как отношение валовой прибыли к затратам на производство продукции: R прод =Пв /3*100 Для определения границ рентабельного производства используют определение порога рентабельности. Порог рентабельности (ПР) - это такой объем производства продукции (объем бурения, добычи, транспорта, переработки) и выручки от ее реализации, при которых предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка от реализации продукции только покрывает затраты. Дальнейшее увеличение выпуска продукции делает предприятие рентабельным, снижение - убыточным. ПР = Зпост:(Ц-Зпер), где Зпост и Зпер - постоянная и переменная части затрат на производство продукции (в нефтедобыче примерно 65 и 35% соответственно), Ц - цена продукции. Можно выделить два основных пути повышения доходности предприятия: - вложение капитала в наиболее выгодные сферы хозяйства с благоприятным соотношением товарного спроса и предложения и «хорошими» ценами; - всемерное снижение издержек производства: чем выше цены и ниже издержки, тем более высока рентабельность производства, улучшение использования производственных фондов.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |