Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15 - Анализ научной деятельности

Современный наукометрический подход позволяет составить общее представление о результатах научно-исследовательской деятельности в отрасли науки, научном коллективе, а также об использовании этих результатов в научном сообществе. Существенную помощь в этом оказывает Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). Дальнейшее развитие средств электронного документооборота, систем анализа и визуализации потока научной продукции, расширение номенклатуры единиц учета, введение комплексных показателей будет способствовать объективизации оценки научно-исследовательской деятельности и профессионального влияния.

Научная (научно-исследовательская) деятельность

деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Экспериментальные разработки - это деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование. Основным нормативным актом, регулирующим вопросы научно-технической политики, а также отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, является Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. Научные исследования проводятся в различных организационных формах.

Центральное место в системе научных организаций занимает Российская академия наук (РАН). В ее составе - институты, лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки. Все имущество (здания, сооружения, приборы, техника и т.п.) передано в собственность РАН. Высшим органом РАН является общее собрание академии, решающее все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует президиум РАН в составе президента и вице-президентов Академии, главного ученого секретаря, академиков-секретарей отделений, избираемых отделениями и утверждаемых общим собранием. Президиум подотчетен общему собранию академии. В состав РАН входят: отделения, региональные отделения, региональные научные центры (филиалы академии). В стране действуют также республиканские и отраслевые академии наук. Отраслевая или ведомственная наука развивается в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других учреждений, находящихся в системе соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ. Отраслевые научно-исследовательские институты проводят в основном исследования по прикладным направлениям науки под общим руководством тех органов исполнительной власти, в систему которых они входят. Вузовская наука развивается в научных центрах, лабораториях и на кафедрах высших учебных заведений. Основные задачи вузов в области научно-исследовательской деятельности: приоритетное развитие фундаментальных исследований; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач; исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований и т.д. Научные исследования вузов проводятся, как правило, на основе сотрудничества с научными учреждениями Российской академии наук, республиканских и отраслевых академий наук, с научными организациями и предприятиями. Новой формой организации науки является деятельность Государственных научных центров Российской Федерации (ГНЦ). Они создаются на базе действующих академических и ведомственных научно-исследовательских, научно-производственных учреждений и высших учебных заведений в целях создания благоприятных условий для сохранения в Российской Федерации ведущих научных школ мирового уровня, развития научного потенциала страны в области фундаментальных и прикладных исследований и подготовки высококвалифицированных научных кадров. Правительством РФ утвержден порядок присвоения статуса Государственного научного центра Российской Федерации.

Оценка результативности деятельности научных организаций проводится в соответствии с Правилами, типовым положением о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, и типовой методикой оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2009 г. № 406 "Об утверждении типового положения о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, и типовой методики оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2010 г. № 16115), а также настоящей Методикой.

3. Целью проведения оценки результативности деятельности научных организаций является формирование эффективной системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны и повышение эффективности принятия управленческих решений в сфере науки.

4. Оценка результативности деятельности научных организаций проводится на основе анализа и сопоставления показателей оценки результативности деятельности научных организаций, перечень которых приведен в приложении к настоящей Методике (далее - перечень показателей), по следующим направлениям:

- научный потенциал и эффективность научных исследований;

- вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество;

- коммерциализация и прикладное значение результатов исследований;

- кадровая обеспеченность научной организации;

- ресурсная обеспеченность научной организации;

- состояние финансовой деятельности научной организации.

5. Критериями оценки результативности деятельности научных организаций являются.

5.1. По направлению "научный потенциал и эффективность научных исследований":

- общая характеристика научного потенциала;

- публикационная активность;

- объекты интеллектуальной собственности.

5.2. По направлению "вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество":

- участие в международном научно-техническом сотрудничестве;

- интеграция науки и образования.

5.3. По направлению "коммерциализация и прикладное значение результатов исследований":

- использование инновационных технологий;

- взаимодействие с реальным сектором экономики;

- инновационная инфраструктура.

5.4. По направлению "кадровая обеспеченность научной организации":

- обеспеченность исследователями и их структура;

- подготовка научных кадров.

5.5. По направлению "ресурсная обеспеченность научной организации":

- обеспеченность научным оборудованием и необходимыми условиями научной работы.

5.6. По направлению "состояние финансовой деятельности научной организации":

- доходы организации;

- расходы организации;

- структура внутренних затрат на исследования и разработки.

6. Оценка результативности деятельности научной организации включает следующие этапы:

- формирование референтной группы научных организаций (при необходимости);

- проведение оценки результативности деятельности научной организации;

- подготовка заключения об оценке результативности деятельности научной организации.

7. Референтная группа научных организаций, имеющих сходные цели и/или осуществляющих деятельность в сходных условиях, формируется на основе сходства одного или нескольких признаков:

- цели и стадии научной и (или) научно-технической деятельности (фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, экспериментальные разработки);

- область науки;

- источники и механизмы финансирования;

- организационно-правовая форма.

8. На основе показателей оценки результативности деятельности научной организации она может быть отнесена к одной из следующих категорий:

- 1 категория - научные организации-лидеры;

- 2 категория - стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность;

- 3 категория - научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития. *

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 14 - Анализ инновационного потенциала | Функции финансов. Финансы, как экономическая категория
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.