Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договорный процесс в коммерческом обороте 9 страница

 

Норма ч. 4 ст. 9 ФЗ о ГРТД носит диспозитивный характер и может быть использована сторонами договора поставки продовольственных товаров по их собственному усмотрению. Юридико-технически такое соглашение сторон может представлять собой как условие договора поставки, так и оформляться в виде отдельного дополнительного соглашения к договору поставки. Существенное значение имеет упоминание в условии о вознаграждении или в соглашении о таком вознаграждении цены продовольственных товаров, так как в соответствии с ч. 4 указанной выше статьи это вознаграждение не должно учитываться при определении цены договора поставки продовольственных товаров. В соответствии с той же нормой размер указанного вознаграждения в обязательном порядке должен быть согласован сторонами договора поставки продовольственных товаров, т.е. является существенным условием такого договора, поэтому если в соглашении о вознаграждении не будет содержаться указание на его размер, то такой договор может быть признан незаключенным. Другим требованием к условию о вознаграждении оптового покупателя в связи с приобретением продовольственных товаров путем заключения договора поставки является необходимость включения его в цену договора поставки, что не должно сказаться на определении цены продовольственных товаров. Это правило связано с тем, что цена продовольственных товаров должна фигурировать в договоре поставки отдельно от всех дополнительных наценок и вознаграждений, с тем чтобы быть прозрачной при дальнейших перепродажах продовольственных товаров. Кроме того, цена приобретаемых продовольственных товаров связана еще с одним ограничением размера рассматриваемого вознаграждения - его абсолютной величиной. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. Эта мера имеет антимонопольный характер и направлена на защиту интересов поставщиков, которые сбывают свой товар в торговые сети, занимающие иногда доминирующее положение на рынках. Данная норма позволяет ограничить зачастую завышенные требования торговых сетей к размеру такого вознаграждения, что существенно способствует выравниванию положения индивидуальных хозяйствующих субъектов торговой деятельности и торговых сетей (например, защите интересов фермерского хозяйства, сбывающего произведенную им продукцию непосредственно крупной торговой сети).

В формировании специального правового режима торговли социально значимыми продовольственными товарами существенную роль играет норма ч. 5 ст. 9 ФЗ о ГРТД, которая не допускает выплату указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ <1>. Эта мера непосредственно направлена на защиту хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, особенно на защиту сельскохозяйственных производителей. Эффективность предпринимательской деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя в значительной степени находится в зависимости от климатических условий, биологического и генетического состояния семенного фонда и физиологического состояния животных (скот, птица), являющихся основой сельскохозяйственной продукции, плодородия земель и ряда иных факторов, существенно повышающих степень предпринимательских рисков. В соответствии с этим сельскохозяйственный товаропроизводитель должен расцениваться в качестве "слабой стороны" договора поставки продовольственных товаров, что обусловливает необходимость формирования специального режима его гражданско-правовой защиты. Кроме того, при поставке социально значимых продовольственных товаров первой необходимости хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки продовольственных товаров, в связи с применением норм ч. 5 ст. 8 ФЗ о ГРТД могут быть поставлены в менее выгодные условия, чем те, которые они предполагали при производстве товаров. Следовательно, задачей законодателя было установление такого механизма ценообразования, при котором у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, не было бы возможности при заключении договоров поставки таких товаров рассчитывать на дополнительные вознаграждения. Отмена возможности получения дополнительного вознаграждения при поставке данной категории товаров позволяет исключить случаи злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, а также в более полном объеме соблюсти социальные интересы широких слоев конечных потребителей.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 // СЗ РФ. 2010. N 30. Ст. 4103.

 

Часть 6 ст. 9 ФЗ о ГРТД императивно устанавливает запрет на включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора. Данное правило, с одной стороны, направлено на исключение случаев, когда крупные торговые сети диктуют хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров, более жесткие и менее выгодные условия приобретения товаров, а с другой - на защиту поставщиков. Эти условия могут также выражаться в требованиях предоставления определенной скидки с цены поставляемых продовольственных товаров. Представляется правильным ввести в понятийный аппарат ФЗ о ГРТД категорию "скидка с цены товара", которая часто используется в торговой практике с целью исключения возможностей обхода закона крупными сетевыми операторами, особенно в отношении договоров поставки продовольственных товаров. Кроме того, в той же норме легитимирован запрет на изменение условий о вознаграждении покупателя договора поставки продовольственных товаров. В данном случае речь идет не о запрете изменения любого условия договора поставки продовольственных товаров, как это может следовать из буквального толкования этой нормы, а о запрете на изменение только одного условия о вознаграждении. Систематическое толкование норм ч. ч. 6 и 10 ст. 9 ФЗ о ГРТД позволяет заключить, что законодатель предусматривает изменение договора поставки продовольственных товаров в виде возможности перемены лиц в обязательстве, поэтому положение об изменении договора, содержащееся в ч. 6 указанной статьи, должно относиться только к условию о вознаграждении покупателя.

Запрет изменения условия договора - достаточно жесткий вид правового запрета, поскольку он противоречит основному гражданско-правовому принципу договорного права - свободе договора, из расширительного толкования которого следует, что стороны договора не только наделены правом на заключение договора и определение его условий, но также и правом их изменения и расторжения по своему соглашению (систематическое толкование норм ст. 421 и п. 1 ст. 450 ГК РФ). С другой стороны, принцип надлежащего исполнения обязательств требует их исполнения (ст. 309 ГК РФ). Введение запрета на изменение условий договора поставки о вознаграждении должно расцениваться как желание законодателя избежать возможных злоупотреблений со стороны покупателей, направленных на желание увеличения такого вознаграждения и защиту поставщиков, особенно сельскохозяйственных производителей, которые в большинстве случаев могут расцениваться, как уже было отмечено, в качестве слабой стороны договора поставки продовольственных товаров. Однако данное правило распространяется только на случаи изменения договора по соглашению его сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ), что не исключает возможность его изменения в случаях нарушения условий такого договора как путем одностороннего отказа от части обязательств в таком договоре (п. 3 ст. 450 ГК РФ), так и путем его изменения по решению суда. На невозможность изменения договора поставки продовольственных товаров также не должны распространяться правила ст. 451 ГК РФ, предусматривающие возможность изменения договора на основании решения суда при существенном изменении обстоятельств.

Деловая практика коммерческого оборота часто предполагает использование возможности оплаты товаров в кредит. В отношении продовольственных товаров в силу особенностей их физических свойств это происходит наиболее часто и связано с желанием и поставщиков, и продавцов в наиболее сжатые сроки доставить продовольственные товары до конечного потребителя. Банковские расчеты, как правило, более инертны, чем сама торговая деятельность, поэтому практика, когда товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю, в товарном обороте является вполне обычной и даже закономерной. Пункт 1 ст. 488 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, то в срок, определенный в соответствии со ст. 314 ГК РФ, которая предполагает возможность оплаты в сроки, предусмотренные договором, или (в случаях, если такие сроки не установлены) в разумный срок, а в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, - в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. Однако та же норма предусматривает возможность исполнения обязанности по оплате товара в другой срок, если он вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Нормы ч. 7 ст. 9 ФЗ о ГРТД устанавливают специальный режим оплаты продовольственных товаров через определенное время после передачи их хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность. Сроки оплаты продовольственных товаров находятся в зависимости от сроков годности этих товаров. В соответствии со ст. 472 ГК РФ законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Если иное не предусмотрено договором, товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, установлен Правительством РФ <1>. Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" сроки годности пищевых продуктов устанавливаются для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, в отношении таких пищевых продуктов, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению. Требования для обоснования сроков годности пищевых продуктов введены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" <2>. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о защите прав потребителей сроки годности на продовольственные товары устанавливает их изготовитель.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720 "Об утверждении Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2942 (с послед. изм.).

<2> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. N 98 "О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03", утв. Главным государственным врачом РФ 21 мая 2003 г.) (зарегистр. в Минюсте России 6 июня 2003 г. N 4654) // Российская газета. 2003. 20 июня.

 

ФЗ о ГРТД императивно регламентирует систему оплаты продовольственных товаров после их передачи хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность:

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

За неисполнение предъявляемых требований к нарушителю должны применяться правила ответственности в соответствии с нормами ст. ст. 486, 488 ГК РФ, а также правила об ответственности за нарушение встречных обязательств (ст. 328 ГК РФ), об исчислении процентов за пользование чужими средствами (ст. 395 ГК РФ) и о залоге, применяемые в отношении товара, проданного в кредит, для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате этого товара. Положения ч. 7 ст. 9 ФЗ о ГРТД направлены на защиту интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, т.е. на защиту продавца в договоре поставки. Однако поставка товаров, особенно продовольственных, нуждается в сопровождении этих товаров определенными видами документов; некоторые из них могут быть установлены как федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, так и самим договором поставки продовольственных товаров.

Часть 8 ст. 9 ФЗ о ГРТД связывает обязанность оплаты товара покупателем со встречной обязанностью продавца по передаче документов, относящихся к поставкам продовольственных товаров, но только в тех случаях, когда такая обязанность прямо предусмотрена федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором поставки продовольственных товаров. В случае если исполнение такой обязанности не вытекает из соответствующих источников права или договора, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, не вправе задерживать оплату товаров на этом основании. Данное правило воспринято из Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров <1>, согласно ст. 31 которой продавец обязан поставить товар, передать относящиеся к нему документы и передать право собственности на товар в соответствии с требованиями договора и указанной Конвенции. Он должен сделать это в срок, в месте и в форме, обусловленных договором. Если продавец передал документы ранее указанного срока, он может до истечения этого срока устранить любое несоответствие в документах при условии, что осуществление им этого права не причиняет покупателю неразумных неудобств или неразумных расходов (ст. 34 Конвенции).

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 1994. N 1. Ст. 34.

 

Поскольку целью поставки продовольственных товаров является их приобретение конечными потребителями посредством договоров розничной купли-продажи, то в соответствии с требованиями ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" и ст. 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Например, в соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" <1> алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о наименовании алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции или декларировании ее соответствия; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; об объеме алкогольной продукции в потребительской таре; о наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Необходимость предоставления покупателям подобной информации предусмотрена также иными федеральными законами. В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов, кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана информация на русском языке о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и упаковки пищевых продуктов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553 (с послед. изм.).

 

Пункт 1 Указа Президента РФ от 7 февраля 1996 г. N 161 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства" <1> предусматривает, что при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства торгующие организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять информацию о производителе продукции, месте ее изготовления, а также об организации - импортере продукции и таможенном пункте, на котором были произведены пересечение таможенной границы Российской Федерации и таможенное оформление конкретной партии продукции. Подобные правила, касающиеся перечней информации и документов, необходимых при исполнении договора поставки продовольственных товаров, содержатся также в п. 2.18 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. N 36 <2>, п. 8.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. N 23 <3>, ст. 49 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", ст. 3 Федерального закона "Об ограничении курения табака", ст. ст. 11, 19 Технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей <4>, ст. ст. 7, 8 Технического регламента на масложировую продукцию <5>, ст. ст. 16, 17, 35, 37 Технического регламента на молоко и молочную продукцию <6> и в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 670 (с послед. изм.).

<2> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 ноября 2001 г. N 36 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1078-01, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001 г.) // БНА. 2002. N 22.

<3> Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. N 23 "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 сентября 2001 г.) // БНА. 2001. N 41.

<4> Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" // СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4984 (с послед. изм.).

<5> Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 26. Ст. 3009 (с послед. изм.).

<6> Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2801 (с послед. изм.).

 

Исполнение обязанности по оплате продовольственных товаров хозяйствующим субъектом торговой деятельности связано с передачей документов, обозначенных в ч. 8 ст. 9 ФЗ о ГРТД (ч. 9 ст. 9 ФЗ о ГРТД). Соответственно в случае, если хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, не передаст или откажется передать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, соответствующие документы, сроки оплаты продовольственных товаров, установленные правилами, определенными ч. 7 ст. 9 ФЗ о ГРТД, увеличатся на период предоставления документов хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров. Важным моментом является необходимость запроса таких документов хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность. Поскольку законом обязанность передачи документов не презюмируется, хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, может и не предоставить самостоятельно необходимые документы на соответствующие товары. Однако при наличии запроса на передачу таких документов со стороны хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность (покупателя), поставщик обязан исполнить эту обязанность под страхом неоплаты переданных продовольственных товаров. Запрос документов со стороны хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, является необходимым условием их передачи. Данные правила базируются на норме п. 2 ст. 328 ГК РФ, согласно которому в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Часть 9 ст. 9 ФЗ о ГРТД не предусматривает ответственности за непередачу соответствующих документов. В этих случаях следует руководствоваться ст. 328 ГК РФ о встречном исполнении обязательств.

Норма ч. 10 ст. 9 ФЗ о ГРТД императивно запрещает установление ограничений на перемену лиц в обязательстве по поставке продовольственных товаров. Это положение не относится к договорам поставки, материальным условием о предмете которых являются иные виды товаров. Разрешение перемены лиц (т.е. изменение договора по линии субъектов) в договорах поставки продовольственных товаров связано с необходимостью придания усиленного динамизма коммерческому обороту в сфере обращения именно этой группы товаров. Следует подчеркнуть, что указанное правило имеет отношение к любому виду перемены лиц, предусмотренному гл. 24 ГК РФ: и к цессии (уступке требования), и к переводу долга.

Поскольку поставщик, как правило, является владельцем продаваемого товара, в гражданском обороте в большинстве случаев перемена лиц происходит путем замены покупателя. Случаи, когда поставщик предлагает покупателю принять товар от другого поставщика путем перевода долга в силу законов конкуренции, жестко работающих на рынках продовольствия, в значительной степени редки. Более часто интерес в передаче права требования на партию того или иного товара возникает у покупателей, т.е. у хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность. Это связано, с одной стороны, с необходимостью лоббирования интересов партнеров на соседних региональных или муниципальных рынках, а с другой - с желанием передать товар другой, более кредитоспособной, организации в случаях изменения финансового положения покупателя. В любом случае возможность перемены лиц в договорах поставки продовольственных товаров выгодна коммерческому обороту и служит интересам конечных потребителей, так как цена договора поставки при этом не меняется, что дает возможность сохранить неизменной и цену продовольственных товаров. Поэтому механизм перемены лиц в торговых обязательствах в целом может стать важным элементом правового регулирования торговых отношений. Существующая редакция ч. 6 ст. 9 ФЗ о ГРТД предполагает, что договоры о перемене лиц (как цессия, так и перевод долга) в договорах поставки продовольственных товаров могут сопровождаться включением в них условия о вознаграждении. Представляется, что возможность использования подобного условия в этом случае является упущением законодателя, и такое условие при заключении договора о перемене лиц в обязательствах, касающихся продовольственных товаров, неприемлемо, что должно найти отражение в указанном Законе.

Установление запрета на перемену лиц в договорах поставки продовольственных товаров влечет недействительность такого условия по основанию ст. 168 ГК РФ. Данное положение имеет большое значение для оборота продовольственных товаров, так как признание любого существенного условия (а условие о перемене лица в обязательстве является условием о предмете договора уступки требования или договора о переводе долга - соответственно существенным условием договора) ничтожным имеет значительно более серьезные последствия, чем последствия недействительности сделки. Степень строгости невозможности установления условия о запрете перемены лиц в договорах поставки продовольственных товаров законодателем значительно усилена путем наложения дополнительного запрета на возможность согласования сторонами договора условия о дополнительной ответственности за несоблюдение запрета перемены лиц. Другими словами, недействительно не только условие о запрете перемены лиц в данном обязательстве, но также и связанное с ним условие о несоблюдении данного условия о запрете перемены лиц.

На перемену лиц в договоре поставки продовольственных товаров распространяются правила гл. 24 ГК РФ, в частности норма ст. 383 ГК РФ, в соответствии с которой не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора. По общему правилу п. 2 ст. 382 ГК РФ для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором, однако без согласия должника не допускается уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п. 2 ст. 388 ГК РФ). Кроме того, не следует упускать из виду, что в соответствии со ст. 392 ГК РФ при переводе долга новый должник вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на отношениях между кредитором и первоначальным должником.

Часть 11 ст. 9 ФЗ о ГРТД устанавливает правило, в соответствии с которым услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Данное правило имеет целью разделение торговой деятельности в смысле, определенном п. 1 ст. 2 указанного Закона, в качестве предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, и иных обслуживающих торговлю дополнительных обязательств, не имеющих предметом куплю-продажу товаров, а направленных на их продвижение по товарным рынкам от производителя к конечному потребителю. Данная норма имеет диспозитивный характер. Это означает, что хозяйствующие субъекты торговой деятельности не обязаны совершать действия по продвижению товаров, но могут проводить соответствующие работы или оказывать услуги в этом направлении. Однако такое установление законодателя существенно расширяет возможности деятельности хозяйствующих субъектов товарных рынков, позволяя им не только оказывать услуги, но и проводить некоторые виды работ, связанных с товарообращением. Оптовая торговля не состоит исключительно из цепочки последовательных перепродаж товара от его производителя до конечного потребителя. В процессе осуществления торговой деятельности товар нуждается в физическом перемещении в пространстве, накапливании на складах, определенных условиях хранения, сортировке в партии, погрузке, охране и во многих других необходимых действиях, без осуществления которых доставка его до конечного потребителя в итоге оказалась бы невозможной. Все эти процессы в сфере торговли, где действуют профессиональные предприниматели, осуществляются на договорной основе непосредственно субъектами торговой деятельности. По юридико-экономическому, а также по целевому признаку такие обязательства могут быть направлены на выполнение работ и на оказание услуг. Работы, в свою очередь, могут иметь материальный результат (отчет при проведении маркетинговых исследований, рекламный продукт), а могут и не иметь такового (такелажные работы, погрузочные работы). Услуги, осуществляемые в сфере торговли, могут представлять собой деятельность по хранению товаров, их страхованию, по перевозке грузов, логистике, рекламораспространению, транспортной экспедиции, коммерческой концессии и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Договорный процесс в коммерческом обороте 8 страница | Договорный процесс в коммерческом обороте 10 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.