Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение и коммуникация. Эффективность коммуникации. Межличностная коммуникация: коммуникативные стили, коммуникативные барьеры, коммуникативное поведение руководителя

Тема: Коммуникативное поведение в организации

Лекция №10

Поведение в переговорном процессе

 

Вопросы:

1.Общение и коммуникация. Эффективность коммуникации. Межличностная коммуникация: коммуникативные стили, коммуникативные барьеры, коммуникативное поведение руководителя.

2. Психология делового общения. Функции и механизмы управленческого общения. Управленческое общение как обмен информацией, взаимодействие, рефлексия, аттракция.

3.Техника активного слушания.

Человек - существо биологическое и социальное, можно утверждать, что постоянно действующим фактором общения является воздействие «субъект-субъект». Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории, как социопсихологический механизм, на который опирается функционально-ролевая деятельность, руководителя, менеджера, специалистов сферы «человек-человек». У

«Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании». Парыгин Б.Д. «Социальная психология как наука». - Л.: Изд-во ЛГУ 1996- с 139.

Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга. В общение имеет системную многофункциональную и деятельностную природу.

Общение понимается как социальный процесс, через который общество влияет на индивида, передает индивиду нормативные ценности. Общение выступает как коммуникативно-регулятивный процесс, через который передается сумма социальных ценностей и регулируется процесс их усвоения всей социальной системой.

Бодалев А.А. (Личность и общение. - М.: Педагог. 1985. – с. 273) предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми».

Леонтьев А.А. (Психология общения. - Тарту: Изд-во Тартуск. Гос. ун-та 1974 - с 9) обосновывает общение «не как интериндивидуальный, а как социальный феномен», а «его субъект следует рассматривать не изолированно». А.Н. Леонтьев подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».

Панферов В.Н. (Психология общения // Вопросы психологии, 1986, № 7- с 126) «любая деятельность невозможна без общения». Подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействий, благополучных для процесса деятельности».

Общение - важнейшая социальная потребность, вне реализации которой замедляются, тормозятся, а иногда и деформируются социальное бытие личности, ее взаимоотношения с обществом. Общение важнейший фактор, определяющий смысл в формировании личности. Потребность в общении как процесс взаимодействия личности и социокультурной среды. Причем, последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Основные характеристики общения.

· содержание,

· функция,

· манера,

· стиль.

Содержание общения. Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

1. Передача от человека к человеку информации,

2. Восприятие партнерами по общению друг друга.

3. Взаимооценка партнеров по общению,

4. Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга,

5. Взаимодействие партнеров,

6. Управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику в конкретных формах.

· Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

· Интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей.

· Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

· Трансляционная функция - функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

o Экспрессивная (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний),

o Социального контроля (регламентации поведения и деятельности),

o Социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и т. д.

Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны:

· внешнюю, поведенческую, операционально-техническую,

· внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-смысловые пласты.

Манера общения определяется:

· тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным и т. д.);

· дистанцией в общении (интимная, личная, социальная, публичная).

Стиль общения. Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение:

а) особенности коммуникативных возможностей человека;

б) сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;

в) психологическая или социальная индивидуальность человека;

г) особенности партнера по общению.

Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Стили общения. К наиболее распространенным стилям общения относятся:

· творческо-продуктивный стиль общения,

· дружеский стиль общения,

· дистанционный стиль общения,

· подавляющий стиль общения,

· популистский стиль общения,

· заигрывающий стиль общения,

· требовательный стиль общения,

· деловой стиль общения,

· позиционный стиль общения и т. д.

Аспекты общения:

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (gnosis гр. – знания) человек выступает как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);

5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);

6) семиотический (semeioteke гр.- признак) общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем, с другой);

7) социально-практический (праксиологический) аспект общения, где процесс рассматривается в качестве обмена деятельностью, способностью, умениями и навыками.

Общение существует как полисистема, его формирующая функция реализуется через приобретение личностью социокультурных ценностей и реализации себя как творческой, уникальной индивидуальности в процессе социального взаимодействия с другими людьми.

В структуре общения выделяют

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Российский менталитет | Перцептивную (социальная перцепция),
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.