Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивную (социальная перцепция),

Коммуникативную,

3.Интерактивную стороны.

В практике, одна из названных сторон, часто может остаться неодооцененной. Может игнорироваться эмоциональная сторона общения, жесты, отношения между объектами или субъектами общения.

Коммуникативная сторона общения в широком философском смысле рассматривается как социальный процесс, связанный с общением, передачей мысли, сведений, передачей содержания от одного сознания к другому посредствам знаковый систем (Философский энциклопедический словарь, - М., 1983).

Широкое распространение средств массовой информации (коммуникации) породили явление информационного поля, влияние которого все более ощущается обществом, в области политики, рекламы, пропаганды, формирования отношения и позиции масс к освещаемому явлению.

Структура общения.

В социально-психологической литературе общение рассматривают как коммуникативную деятельность - сложная многоканальная система взаимодействия людей. Составляющие процесса коммуникативной деятельности:

Ø коммуникативная составляющая, обеспечивает обмен информацией;

Ø интерактивная составляющая, — регулирует взаимодействие партнеров в общении;

Ø перцептивная составляющая, (восприятие) — организует взаимовосприятие, взаимооценки и рефлексии в общении,

Социальные психологи выделяют два типа коммуникативной деятельности:

а) личностно-ориентированный,

б) социально-ориентированный.

Эти типы коммуникативной деятельности отличаются коммуникативной, функциональной, социально-психологической и речевой структурой. Высказывания в социально-ориентированном общении адресуются многим людям и должны быть понятны каждому, поэтому к ним предъявляются требования полноты, точности и высокой культуры.

Основные структурные компоненты в концепции А.Н.Леонтьева «общение как коммуникативная деятельность»:

предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;

потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

· коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;

· действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения — инициативные и ответные);

· задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

· средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

· продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Ломов Б.Ф.). Каждый такой «сопряженный акт» — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей. В этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, согласно Бахтину М.М., а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряженных актов».

Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако в практике, личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта—организатора общения другого субъекта. Таким субъектом может стать: отдельная личность, группа людей, масса.

Общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) — как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовый. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно-методологическом подходе социальной практики личности. А именно: на личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку ее процессов как организацию и управление формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т. д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах:

а) монологической, где преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта — организатора действий слушания у других субъектов — участников общения;

б) диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны;

в) полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом — инициатором общения,

б) субъектом, которому адресована инициатива,

в) нормами, по которым организуется общение,

г) целями, которые преследуют участники общения,

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие. Каждый акт общения состоит из цепи взаимосвязанных коммуникативных действий.

Для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя – это «субъект-инициатор». А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как «субъект-партнер».

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Все средства общения делятся на две основные группы: вербальные (словесные) и невербальные это оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность); экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи); пространственно-временные (дистанции, время, место, ситуация общения), токесические (прикосновения, объятья, рукопожатия и т.д.).

 

Аспекты общения.

ОБЩЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕЦЕЛЬСРЕДСТВА

 


содержит информацию, передаются эмоции, идет настройка другого на контакт

определяет, ради чего у человека возникает данный тип активность

 

определяет способы кодирования, передачи, переработки расшифровки информации.


 

 

В соответствии с содержанием, целями, средствами можно разделить несколько
видов общения:

По содержанию:

· Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности,

· Когнитивное – обмен знаниями,

· Кондиционное – обмен психическими и физическими состояниями. (поднять настроение, успокоить),

· Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями, (установка к действию, актуализирование некоторых потребностей),

· Деятельное – обмен действиями умениями, навыками.

По целям:

· Биологическое – для поддержания, сохранения, развития организма,

· Социальное – расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношений, личностный рост индивида.

По средствам:

· Непосредственное – (рука, голова, туловище, голос, связки),

· Опосредованное

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общение и коммуникация. Эффективность коммуникации. Межличностная коммуникация: коммуникативные стили, коммуникативные барьеры, коммуникативное поведение руководителя | Техника активного слушания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.