Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы с родителями




Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Завуч по воспитательной работе координирует воспитательные возможности отдельных процессов, в том числе влияние родителей на основе предъявления единых требований к учащимся, учета их индивидуальных особенностей.

Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

– Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

– Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на доверии к его личности.

– Определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте его прав и свободы.

– Выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы дома.

– Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

– Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями стремитесь к их устранению.

– Организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к повышению их педагогической культуры.

– Организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания для наилучшего развития индивидуальности ребенка.

– Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

– Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете единомышленниками.

– Анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения воспитательного потенциала семьи.

Основные способы общения родителей и педагогов:

1. Организация родительских конференций, собраний, лекториев, индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и полезных встреч со специалистами, родительские университеты.

2. Организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителями или получить консультацию.

3. Использование средств телекоммуникации и регулярной почты.

4. Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект.

5. Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в школе.

6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей (концерты, праздники, интеллектуальные и спортивные игры, выставки и т. д.).

7. Изучение школьных газет (учителя – для родителей и детей; родители – для учителей и детей; дети – для родителей и учителей).

8. Уважительное общение с учетом культурной, религиозной, национальной и этнической принадлежности родителей.

Формы деятельности по вовлечению родителей в воспитательный процесс:

– дни творчества детей и их родителей;

– открытые уроки и внеклассные мероприятия;

– помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально-технической базы школы;

– родительское общественное патрулирование;

– шефская помощь;

– участие родителей в работе Совета школы.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

- в начальной школе – сформированность положительного отношения к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу;

- в среднем и старшем звеньях – сформированность пони мания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

Запреты, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики.

Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.

Содержание, формы и методы работы с родителями

I. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

1. Психолого-педагогический лекторий:

· психолого-педагогические проблемы адаптации ребенка к школе (1, 5 классы);

· развитие познавательных процессов (2–3 классы);

· трудности подросткового возраста (6–8 классы);

· формирование внутренней позиции будущего школьника (родители будущих первоклассников);

· ориентация на выбор профессии (7, 11 классы);

· нравственные ценности старшеклассников (10, 11 классы).

2. Конференция.

3. Открытые уроки и внеклассные мероприятия.

4. Индивидуальные тематические консультации.

5. Творческие группы, группы по интересам.

6. Педагогическая дискуссия.

7. Педагогический практикум.

8. Ролевая игра.

9. Посещение семьи.

10. Переписка с родителями.

II. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

1. Родительские собрания.

2. Родительские дни в школе.

3. Совместные творческие дела.

4. Помощь в укреплении материально-технической базы.

5. Социологические опросы.

6. Семейные гостиные.

III. Участие родителей в управлении школой.

1. Совет школы. (Общешкольный родительский комитет.)

2. Конференция школы.

3. Классные родительские комитеты.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д. Тематику родительских собраний разрабатывает классный руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему собрания могут предлагать родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее передать родителям специальные анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей. Оформление классной комнаты создает определенный настрой. Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание.

Конференция – форма педагогического просвещения, которая позволяет расширить, углубить, закрепить знания о воспитании детей.

Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, по обмену опытом, конференции отцов или матерей. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовим выставки работ учащихся, книги для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Тема конференции всегда конкретная, например: «Праздники в семье и семейный досуг», «Игра в жизни ребенка».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.