Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие дифференциальной психологии




Концептуальная система координат дифференциальной психологии (А.Либин)

Три стороны психологического знания

В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся — и вместе с тем имеющие само­стоятельный научный статус — области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология.

Понятно, что это деление но­сит, как и многие научные абстракции, довольно условный характер: нет психических (в том числе, психофи­зиологических) процессов, на которые не распространя­лась бы "власть личности", и, с другой стороны, не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами пси­хических процессов.

В то же время общепризнано положение о ведущей роли социального контекста в развитии как индивидуаль­ности человека, так и психики в целом.

Промежуточное положение дифференциальной психологии — и психологии личности как ее центральной части — обусловлено зако­номерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социо­культурным (общественным) закономерностям. Во втором — трансформация в процессе жизненного пути ин­дивидных, природно-обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляю­щиеся в интегральных характеристиках взаимодействия ин­дивидуальности с миром.

 

Внешний статус дифференциальной психологии ока­зывается неразрывно связан с ее внутренним статусом. Нет ничего удивительного в том, что без малого сто лет разви­тия этой уникальной науки привели к образованию в ее структуре трех важнейших подразделов, касающихся со­ответственно изучения следующих видов человеческих раз­личий: индивидуальных (производных от анализа общепсихологических закономерностей типологических (собственно дифференциально-психологических) и груп­повых (изучаемых в контексте антропологических — био­логических и социальных — наук).

Как и всякая наука, дифференциальная психология имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо заметить, оказывается столь же древней, как и само челове­чество.

В первобытных сообществах, древнейших цивилизаци­ях и современном обществе феноменология человеческих различий — индивидуальных и групповых — продолжает оставаться главной частью субъективного жизненного опы­та людей. Однако простых, несистематизированных наблюдений за поведением — своим собственным и окру­жающих — всегда было недостаточно для тех, кто стре­мился понять общие закономерности природы человека. Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие индивидуальных и, тем более, групповых признаков тре­бовалась некая система координат, В качестве таковой мог приниматься любой набор признаков, отчетливо наблю­даемых, кажущихся "фундаментальными" либо осязаемыми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для составления простейших классификаций своих собратьев внешние объекты или события. Так появились примитивные поведенческие типологии, в которых описание инди­видуально-групповых особенностей людей исходило из свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), располо­жения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы).

Основоположниками науки можно считать следующие персоналии:

а) Платон «Государство» – социальные функции человека зависят от предназначения его группы для государства.

б) Св.Августин и Фома Аквинский – психология способностей.

в) Аристотель – анализировал видовые, расовые, социальные различия, хотя индивидуальными различиями не занимался.

г) Френсис Гальтон (Англия)

Исследование наследственности и одаренности. Гениальность передается по наследству – со ссылкой на родословные ученых и врачей. Наследуется не просто гениальность, но и сфера ее проявления. Талантливый людей можно «выращивать» путем селекции. Применил статистические методы исследования, подсчитав количество рожденных талантливых детей у талантливых и у обычных отцов. Разработал тесты умственных способностей. Гипотеза Гальтона – интеллект может быть измерен в терминах сенсорных способностей человека.

д) Джеймс МакКин Кеттел (1860 - 1944) – США, ученик Вундта и Гальтона.

1. Предложил термин «тест умственных способностей»

2. Разработал метод ранжирования.

е) Альфред Бине (1857 - 1911) – Франция, независимый психолог-самоучка.

1. Разработал эффективные методы измерения умственных способностей. Иной, чем у Гальтона и Кеттела, подход: критерием умственных способностей являются не сенсомоторные функции, а познавательные функции: память, внимание, воображение, скорость решения интеллектуальных задач. Вместе с Симоном составил первый тест на интеллект. Позднее в США модифицировали тест и назвали шкала Стенфорд-Бине (Стенфордский университет) и ввели в широкое распространение термин коэффициент умственного развития. Вместе с Генри написал статью «Психология индивидуальности» – первое систематизированное изложение целей, предмета, методов дифференциальной психологии.

ж) В.Штерн В «Психология индивидуальных различий » (1900) определил предметом дифференциальной психологии различия между индивидами и группами: расовые, культурные, профессиональные, общественные, половые. Рассмотрел понятия психологический тип, индивидуальность, норма, патология.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.