Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация оказания услуг на СТОА




Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА

Классификации СТОА

Станции технического обслуживания автомобилей

Тюнинг автомобиля.

В переводе с английского «tuning» дословно означает «на­стройка», «регулировка». Таким образом, тюнинг автомобиля можно понимать как настройку или подготовку автомобиля в соответствии с пожеланиями клиента, который заказывает ус­лугу. В общем случае тюнингом можно считать деятельность, направленную на улучшение потребительских свойств автомобиля.

Под тюнингом подразумевается проведение технических воздействий на автотранспортное средство, в результате кото­рых не происходит изменений эксплуатационных характеристик и надежно­сти автомобиля, в противном случае эта про­цедура подпадает под понятие «дооборудование (переоборудо­вание) автомобиля».

Самыми распространенными услугами такого рода явля­ются следующие:

- улучшение характеристик двигателя, причем не столько увели­чение максимальной мощности, сколько способности двига­теля отдавать, когда это требуется, необходимый крутящий мо­мент;

- улучшение характеристик трансмиссии, благодаря чему двига­тель может показать себя «с лучшей стороны». Почувствовать себя в дороге увереннее и спокойнее помогут удобное рулевое колесо, хорошие колеса и шины, вентилируемые тормоза, хо­рошие амортизаторы;

- дополнительное оборудование, которое делает эксплуатацию машины более удобной (например, электростеклоподъемники и центральный замок), система звуковоспроизведения и охранная система, которые установлены почти на всех легковых автомоби­лях зарубежного производства, датчик дождя, датчик наружного освещения, система помощи при парковке, которая обычно яв­ляется атрибутом машин более высокого класса, и др.;

- изменение внешнего вида автомобиля, которое призвано сде­лать его более заметным, выделить его в транспортном потоке. В данном случае тюнинг автомобилей — это искусство придать свое лицо одному из сотен тысяч одинаковых автомобилей. Са­мое простое — внешняя отделка — от банальных наклеек, мол­дингов, тонировки до пластиковых навесок, хромировок и пе­ределки салона.

Рассмотренное направление деятельности в будущем также перспективно для автосервиса и может быть доходным.


Система технического обслуживания автомобилей в целом представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса.

СТОА является основной системой, оказывающей услуги поТО, Р и другим видам технических воздействий с це­лью обеспечения работоспособности и безопасной эксплуатации автомобилей, а также услуги по продаже автомобилей, запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консульта­ции по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля.

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, обосно­вывается помимо технических соображений, экономическими и социальными соображениями:

- экономические соображения — по данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих ав­томобилей;

- социальные соображения — связаны с безопасностью дорожного движения. По данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10—15 % общего числа ДТП.

Организационные формы технического обслуживания и ре­монта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные CТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по месторасположению, назначению (степени спе­циализации), производственной мощно­сти (числу производственных постов и участков) и конкуренто­способности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на:

- го­родские;

- дорожные.

Городские СТО в основном обслуживают парк легковых автомо­билей конкретного населенного пункта или территории. Данные станции являются, чаще всего, комплексными и универсальными по видам работ.

До­рожные СТО оказывают техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснаще­нии СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, име­ют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для вы­полнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возни­кающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации СТО подразделяются на:

- комплексные;

- специализированные по видам работ;

- СТО самообслуживания.

Комплексные СТО выполняют весь комплекс работ по обслу­живанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсаль­ные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомо­билей или специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля. Данные предприятия получают в настоящее время все большее распространение. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомо­билей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в га­рантийный период, техническое обслуживание и ремонт в по­слегарантийный период).

По уровню специализации по маркам СТОА подразделяются:

- техническое обслуживание и ремонт автомобилей только ино­странного производства — доля иномарок в общем автопарке


составляет 25 %, но обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;

- техническое обслуживание и ремонт автомобилей только оте­чественного производства — 75 % парка, но только 21 % пред­приятий автосервиса (обслуживание);

- техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечест­венного, так и иностранного производства. Таких СТО — 51 %. При этом на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими — для оте­чественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастер­скими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

Специализированные по видам работСТО А подразделяются на:

-диагностиче­ские;

- ремонта и регулировки тормозов;

- ремонта приборов пи­тания и электрооборудования;

- ремонта КПП, автоматических коро­бок передач;

- ремонта кузовов автомобилей;

- окраска кузовов автомобиле;

-шиномонтажа;

- моечные, и др.

Например, в США узкоспециализированные станции и мас­терские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производ­ственных постов и участков) городские СТОА можно подразде­лить на:

- малые;

- средние;

- большие или крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экс­пресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, ши­номонтажные, диагностика и ремонт электрооборудования и топливной системы, кузовные, малярные работы, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов ра­бот и обслуживают территории в радиусе, не превышающем 10—15 км.

Средние станции обслуживанияс числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика техническо­го состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего авто­мобиля, замена агрегатов, а также может производиться прода­ жа автомобилей.

Большие станции обслуживанияс числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объе­ме. На этих СТОА могут находиться специализированные уча­стки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслу­живанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТОА осуществляется продажа автомобилей.

В настоящее время около 50% автосервисных пред­приятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % — от 4 до 10 постов; 7 % — до 30 постов. Большие станции составляют менее 2 %.

 

По конкурентообразующим характеристикам рынок авто­сервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа — фирменные (дилерские) СТОА, кото­рые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предпри­ятиями-производителями — авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологиче­ское оборудование, оригинальные запасные части, широкий выбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовлен­ные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиен­тов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с об­служиванием и ремонтом автомобилей в гарантийный и после­гарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечиваю­щие их достоверной информацией о качестве выпускаемых ав­томобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персо­нала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное распо­ложение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отно­шение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хо­рошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их ус­лугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

 

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной эконо­мике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вто­рая группа.

 

К четвертой группе относятся автосервисы на произ­водственно-технической базе автотранспортных и других пред­приятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии тех­нического обслуживания и ремонта, низкая культура обслужи­вания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика произ­водства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

 

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По оснащенности они уступают пред­приятиям предыдущей группы, обслуживание наименее комфортное, но стоимость работ наиболее низкая.

 

Структура сети СТОА на примере Москвы - крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные пред­приятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощно­сти: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объ­ектов и 39 % общегородской мощности), промышленных пред­приятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом ( по­требностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию ав­томобилей ) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина — не высокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. Неле­гальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги, гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Подпольный авто­сервис занимает значительную часть рынка обслуживания ав­томобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Сто­ит отметить, что в последнее время уровень сознательности ав­товладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы.

Вторая причина — недостаток производственных мощ­ностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения.


Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс операций или операция по поддержанию исправного состоя­ния автомобиля в соответствии с инст­рукциями его изготовителя.

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправ­ного состояния автомобиля (его состав­ных частей, систем).

Система технического обслуживания и ремонта совокуп­ность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, а также исполнителей необходимых для поддержания и восстановления работоспособности автомобилей.

Целью данной системы технического обслу­живания является обеспечение соответствия состояния автомобиля установленным требованиям и повышение эффективности их использования владельцами.

Для обеспечения работоспособности автомобиля в тече­ние всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы:

 

1) воздействия, направленные на поддержание агрегатов, ме­ханизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоя­нии в течение наибольшего периода эксплуатации;

2) воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомо­биля.

 

 

Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический харак­тер, а второй — представляет собой систему восстановления (ремонта).

Под техническим воздействием понимается лю­бая операция, приводящая к восстановлению или сохранению параметров автомобиля (его составных частей, систем) в процессе его ТО и ремонта, а также любая операция, осуществляемая в процессе контроля соответствия технического состояния автомобиля предъявляемым требованиям. При этом глубина технического воздействия и, как следствие, его эффективность определяют­ся конечной целью — необходимостью поддержания автомоби­ля в работоспособном состоянии на протяжении всего периода его эксплуатации.

 

В нашей стране принята планово-предупредительная сис­тема (ППС ) технического обслуживания и ремонта автомоби­лей суть, которой в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.

Принципиальные основы плано­во-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положени­ем о техническом обслуживании и ремонте подвижного соста­ва автомобильного транспорта». Как правило, эта система при­меняется на СТО в период гарантийного обслуживания.

Техническое состояние автомобиля зависит от двух основ­ных показателей:

- конструкционной надежности;

- условий эксплуатации (в том числе подготовки водителя, организации и условий выполнения работ по обслуживанию автомобиля и т.д.).

Одним из недостатков ППС является то, что она не учи­тывает реального технического состояния и индивидуальных особенностей каждого автомобиля. Перечень и объем работ при проведении ТО определяется только пробегом автомо­биля. После выполнения ТО при ППС нельзя сделать заклю­чения о надежности агрегатов и систем автомобиля и спрогно­зировать поведение автомобиля в будущем, т.е. предсказать возможный отказ узлов и систем, особенно влияющих на безо­пасность движения.

После гарантийного периода обслуживание и ремонт автомобиля рационально проводить по его техническому состоянию, которое определяется путем проведения диагностических работ. Такая система обслуживания называется стратегия технического обслуживания и ре­монта автомобиля по фактическому состоянию — СФТС. СФТС позволяет приспособиться к реальной обстановке, используя фактическую информацию о техническом состоянии автомобиля, ко­торая является более полной.

 

 

Оказание услуг на СТО производится в соответствии с технологическими процессами, принятыми на СТО.

Под технологическими процессами по­нимают последовательность технологических операций, необ­ходимых для выполнения определенного вида технического воздействия.

Порядок осуществления технологического процесса на СТО зави­сит от предписанных или диагностированных видов и объемов работ с учетом пожеланий владельца автомобиля на проведение этих работ. Вследствие этого работы могут осуществляться выборочно из объемов ТО и текущего ремонта (ТР) в лю­бом сочетании.

В соответствии с этим технологический процесс на СТОА должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применен ие универсальных постов, а, следовательно, возможность проведения различ­ных сочетаний производственных операций на одном посту без перемещения автомобиля, за исключением специа­лизированных постов.

Основу организации технологического процесса на стан­ции технического обслуживания и ремонта автомобилей со­ставляет следующая функциональная схема. Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ТР, поступают:

 

1) на пост приемки для определения техниче­ского состояния, требуемого объема работ и их стоимости

2) проходят мойку

3) на пост ТО и ТР или соответствующий производственный участок.

Этапы технологического процесса их последовательность используемое оборудование зависят от укомплектован­ности производственно-технической инфраструктуры СТО и ее состояния.

Схема маршрутов прохождения автомобилей производственных постов и участков представлена на рисунке 2.1.

 

Где П — приемка;

Дб — диагностика систем, определяющих безопасность дви­жения (проводится на посту приемки, оснащенном диагности­ческим комплексом, и как самостоятельный вид услуги входит в состав ТО, выполняемого по сервисным книжкам);

Д3 — диагностика по заявкам клиентов (углубленная диаг­ностика);

УМР — уборочно-моечные работы;

С — стоянка на территории СТОА (при возникновении оче­реди);

ПУСЦ — производственный участок № 1 (слесарный цех);

ПУК.Ц — производственный участок № 2 (кузовной цех);

ПР — постовые работы (включая установку автомобиля на подъемник);

УР — участковые работы (включают работы на специализи­рованных участках: шиномонтаж, балансировка, стапель, ус­тановки по очистке форсунок, мойка радиатора и т.п.);

УУК — стенд контроля и регулировки углов установки ко­лес (сход-развал);

МУ — малярный участок (включает: окрасочную камеру и подготовительный участок);

К — контроль (производится на постах с заполнением листа осмотра, включающего: пробную поездку, контроль систем безопасности и регулировочные работы);

В — выдача автомобиля клиенту.

 

Существуют различные варианты последовательности вы­полнения работ в зависимости от заказанной услуги:

Вариант 1 ( П-УМР-Дб-ПР-К-УМР-С-В) типичный вариант прохождения ТО по сервис­ной книжке, когда клиент приезжает на СТОА при определен­ном пробеге или временном интервале. В этом случае на посту приемки автомобиль проходит диагностирование, приемщик осматривает его, проверяя отсутствие (наличие) течей, целост­ность защитных резиновых изделий (пыльников, тормозных шлангов), толщину тормозных дисков и колодок, исправность приборов сигнализации и освещения, уровень жидкостей. По­сле УМР производятся работы по ТО и устранению замечен­ных при осмотре неисправностей. Далее проводятся контроль выполненных работ, а затем мойка и уборка салона. Автомо­биль выдается клиенту.

Вариант 2 П-Дб3-С-УМР-ПР-УР-ПР-К-УМР-С-В - клиент совмещает ТО и ТР в одном посе­щении СТОА. Для этого помимо Дб производится углубленная диагностика Д3 для выявления неполадок. В данном варианте клиент оставляет автомобиль на СТОА на довольно длительное время (несколько дней и более), поэтому автомобиль проходит через стоянку для ожидания и выдачи.

Вариант 3 П-Дз-ПР-К-УМР-В - реализуется при ограниченном свободном вре­мени у клиента и при условии, что автомобиль заезжает в цех в чистом виде (теплое время года, сухие дороги), поэтому УМР перед проведением работ не выполняется.

Вариант 4 ( П - Д3 - С - УМР - ПР - УР – ПУК.Ц - ПР - УМР - С – В) – реализуется при поступлении автомобиля в мел­кий или средний кузовной ремонт в отсутствие необходимости слесарного ремонта (замена или ремонт двери, крыла, бампе­ра, капота и т.п.). Автомобиль устанавливается на пост в кузов­ном цехе для монтажа/демонтажа элементов кузова.

Вариант 5 ( П-УМР-ПР-УР-ПУСЦ-ПР-К-УМР-В) – исключает диагностику систем и реализуется в случае, когда клиенту нужно выполнить конкретную услугу, требующую специального оборудования и/или установки ав­томобиля на подъемник (например, шиномонтаж, баланси­ровка колес, заправка конди­ционера, промывка форсунок и т.п.).

Вариант 6 ( П-Дз-УМР-ПР-С-ПР-МУ-ПР-УУК-К-УМР-С-В) – характерен для крупного ремонта — замены или ремонта элементов как кузо­ва, так и механических систем, обеспечивающих работу двига­теля, трансмиссии и подвески. Примером могут служить ава­рийные автомобили, ремонти­руемые по страховке.

Вариант 7 ( П-Дз-УМР-ПР-УР-ПР-УУК-К-УМР-С-В) – реализуется при ремонте или замене элементов подвески, после которых необ­ходимы проверка и регулировка угла установки колес.

 

 

Вариант 8 ( П-ПР-В) – реализуется при необходимости устранения не­поладки автомобиля, не тре­бующей диагностики, в случае если клиент очень спешит (этим объясняется исключение УМР и С), или устранения неполадки после ремонта на данной СТОА, когда причина очевидна.

 

Участок приема и выдачи автомобилей. При приемке автомобиля производятся:

- проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец; проверка агрегатов, узлов, и систем, влияющих на безопасность движения;

- проверка технического состояния автомо­биля для выявления дефектов, не заявленных владельцем;

- ориенти­ровочное определение стоимости и сроков выполнения работ и согла­сование их с владельцем;

- оформление приемочных документов.

При необходимости для установления причины неисправности мастер-приемщик направляет автомобиль на посты диагностирования или делает пробный выезд автомобиля.

Приемка автомобилей для выполнения работ, объемы и стоимость которых постоянны (моечно-уборочные, диагностические и др.), упрощается. В этом случае владельцем в столе заказов СТО приобре­тается талон с указанием вида и стоимости работ.

При оформлении заказа на ТО по требованию владельца автомо­биля СТО выполняет неполный объем работ. После установления объема работ мастер-приемщик, используя прейскурант на ТО и ремонт легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, заполня­ет наряд-заказ и определяет общую стоимость работ. При этом в наряд-заказ вносятся только те работы, на которые согласен заказчик.

После окончания приемки водитель-перегонщик ставит автомо­биль на рабочий пост или автомобиле-место ожидания. Время, затра­чиваемое на прием автомобилей, в среднем составляет 20- 30 мин.

После проведения всех необходимых работ автомобиль направля­ется на участок выдачи, где контролируют качество работ, выполнен­ных в соответствии с наряд-заказом, производят внешний осмотр, проверку комплектности автомобиля и выдачу его владельцу или перегоняют в зону хранения готовых для выдачи автомобилей. При получении машин владелец удостоверяет подписью в наряд-заказе отсутствие претензий, а приемщик, проверив правильность оплаты, оформляет пропуск на выезд.

На станциях до 25 рабочих постов участки приемки и выдачи автомобилей обычно совмещены. Здесь предусматриваются один пост приемки и один пост выдачи, оснащенные подъемниками. На более крупных станциях, например спецавтоцентре ВАЗа на 50 рабочих постов, для увеличения пропускной способности участок приемки имеет три поточные линии, каждая из которых включает два поста приемки и два автомобиле-места ожидания. Одна линия пред­назначена для приемки автомобилей, поступающих для проведения гарантийного обслуживания и ремонта, две другие - для приемки в ТО и ТР. Выдача автомобилей производится на постах, расположенных рядом с зоной хранения готовых к выдаче автомобилей.

Участок диагностирования автомобилем. Все современные СТО оснащены необходимым диагностическим, оборудованием. Диагности­рование автомобилей производится: по заявкам владельцев как самостоятельный вид услуг; при приемке на станцию (по мере необхо­димости), при ТО и ТР перед, выдачей автомобилей владельцу для проверки качества обслуживания

Наибольшее число заявок владельцев автомобилей приходится на диагностические работы по проверке и регулировке углов установки управляемых колес, динамической балансировке колес, по системам электрооборудования, и питания двигателя. Это объясняется тем, что работы этих узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуа­тацию автомобиля, связанные с износом шин и топливной экономич­ностью.

Значительная часть контрольно-регулировочных работ с примене­нием диагностических средств проводится непосредственно в процес­се ТО и ТР автомобилей. В основном это касается работ по обслужива­нию и ремонту двигателей, электрооборудования и ходовой части, которые выполняют, как правило, с применением переносных прибо­ров непосредственно на постах ТО и ТР.

Специализированные участки диагностирования предназначены для оказания помощи ОТК в определении технического состояния автомобилей при приемке и выдаче автомобилей и проведении работ по заявкам владельцев автомобилей. Они оснащаются всем необхо­димым диагностическим оборудованием, обеспечивающим проверку технического состояния автомобиля.

Число постов диагностирования зависит от мощности станции и обычно составляет от одного до четырех. При этом, как правило, применяется тупиковое расположение постов, что дает возможность независимого заезда автомобилей для выполнения тех или иных диагностических работ.

С увеличением мощности СТО в целях повышения произ­водительности участков диагностическое оборудование размещают на двух-трех постах. Посты для проверки и регулировки управляемых колес на СТО до 50 рабочих постов обычно размещают в зоне ТО и ТР. На более крупных СТО в зонах ТО и ТР дополнительно организуют посты по проверке углов установки колес, балансировки колес, а также по проверке фар.

Участки (зона) постовых работ ТО и ТР. Поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объему работ ТО и ТР, и поэтому организация производства станции должна обеспечивать выполнение любого их сочетания, т.е. обладать достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР.

В связи со случайным характером требуемых технических воздей­ствий для автомобилей, поступающих на СТО, возможны следующие варианты сочетания работ ТО с работами ТР; ТО в полном объеме; выборочный комплекс работ ТО (регулировочные, смазочные и др.); полный объем ТО совместно с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования; выборочный комплекс работ ТО с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования. При этом вначале выполняются работы по TP, а затем уже ТО.

В зависимости от того или иного сочетания требуемых видов работ выбираются рациональная технологическая схема и организация производства,

На уборочно-моечном участке могут выполняться уборочно-моечные работы не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг.

На постах ТР выполняют разборочно-сборочные, регулировочные и крепежные работы, а также устраняют мелкие неисправности. Их объем составляет около 40 % общего объема работ ТР, а с учетом мелких работ по ремонту кузова - 50 %. Остальные работы ТР, а также работы по КР агрегатов проводятся на специализированных участках.

Мелкие неисправности устраняют непосредственно на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и механизмы, снятые с автомобилей, нап­равляют на соответствующие специализированные участки для прове­дения необходимых работ, после чего они поступают на участок ТР и устанавливаются на автомобиль. По согласованию с владельцем вместо снятого агрегата или узла могут быть установлены ранее отремонтированные (из оборотного фонда).

В основном работы по ТО и ТР проводятся на универсальных или специализированных постах. Учитывая специфику работ, выполняемых на СТО рекомендуется 60- 70 % постов оснащать подъемниками.

Организация и технология работ на специализированных участках ТР (агрегатно-механическом, ремонта электрооборудования:, ремонта топливной аппаратуры и др.) в основном аналогичны работам, выпол­няемым на АТП для легковых автомобилей.

Помимо работ по ТО и ТP на крупных СТО может производиться и капитальный ремонт агрегатов, КР агрегатов на станциях, как пра­вило, выполняется индивидуальным методом. Для сокращения простоя автомобилей ремонт может осуществляться обезличенным методом путем замены неисправных агрегатов и узлов на исправные,

Участок предпродажной подготовки. В разработанных типовых проектах станции обслуживания на 25 и 50 рабочих постов предус­мотрены магазины по продаже автомобилей. На этих же станциях проводятся и предпродажная подготовка автомобилей, которая включает; снятие временного противокоррозионного покрытия к проведение уборочно-моечныхопераций; проверку соответствия сопроводительных документов номерам двигателя и кузова автомо­биля; проверку наличия и установку комплектующих изделий и принадлежностей; проверку работы агрегатов, систем, узлов и автомо­биля в целом; устранение обнаруженных дефектов и неисправностей.

На СТО на 25 рабочих постов предпродажная подготовка прово­дится напостах зоны ТО и ТР.

В спецавтоцентре ВАЗа на 50 рабочих постов имеется участок предпродажной подготовки, включающий восемь постов, два из которых предназначены для удаления временного противокоррозион­ного покрытия, а остальные - для проведения контрольно-провероч­ных и регулировочных работ.

При обнаружении механических повреждений кузова, получен­ных при транспортировке, последние устраняются на кузовном и окрасочном участках станции.

Проверенный и подготовленный к продаже автомобиль устанав­ливается на площадке хранения готовых к продаже автомобилей или в демонстрационном зале магазина.

Среднегодовой пробег 10-20 т.км., 1,5смены – 357 или 305 дней; 2 смены 265дней. Для дорож 365 д. 1,5 смены. Количество заездов 2-6 в год

Производ. Программа город. СТО

Nt = A*n/1000

А –числ.; n – число на 1000чел.

Годовая производственная программа- количество условно комплек. Обслуж. Авто в год.

Nсто = Nt* К1* К2* К3

К1= 0,25…0,9 обращ. На СТО; К1 = 1,1…1,2 учет транзита; К1 = 1,03…1,05 рост автомобилизации

Дорожная СТО

Nс(дор)=nд*р/100

nд –интенсивность движения авт/сут. I-более 7000; II-3000-7000; III- 1000-3000; IV-200-1000; V- менее 200;

р – частота заездов Л. 4,5% ТО и ТР; Мойка 5,5% ГР. 0,5% ТО и 0,6% мойка.

Годовой объем работ на город СТО

Опред по удельной трудоем. ТО иТР

T = Nсто*Lг *t /1000

t = tн * Кп * Кпр tн – нормат удел. Трудоем. 2,0; 2,3; 2,7

Кп – коэф. Коррект. Уд. Труд. ТО и ТР; Кпр – ПРИРОД-КЛИМАТ условия

Приближенное число постов Хпр1

 

T = ∑(Nстоi*Lгi *ti /1000)

Годовой объем работ на дор СТО

T = Nс(дор)*Dраб.г *tр

Nс(дор) – число заездов в сутки

tр – разовая трудоемкость (2…2,8)

Годовой объем убор.-моеч. работ на город и дор. СТО

Tум = Nсто*dум *tум Гор. СТО

Nсто – кол обсл. Авто в год.

dум = 5 число заездов на один авто в год.

tум – средняя трудоемкость (0,15; 0,2; 0,25; дор. 0,2; 0,25)

Дор. СТО

Tум = Nс(дор)*Dраб.г *tум

Годовой объемработ по предпродажной подготовке. СТО

Tпп = Nп *tпп

Nп – число прод авто в год

tпп – трудоемкость 3,5 ч/час.

Годовой объем работ по приемке-выдачи СТО

Tпв = Nсто*dу *tпв Гор. СТО

tпв – сред. Труд. 0,15; 0,2; 0,25

дор.СТО

Tпв = Nс(дор)*Dраб.г *tпв tпв -0,2; 0,25

Годовой объем работ по противокоррозионной обработке

Tпк = (0,2…0,333) *Nсто *tпк; tпк – 3,0

Годовой объем работ по самообслуживанию на СТО

Тсам = (Т +Тумпвпппк)* Кс

Кс –коэф. Работ по самообслуж. =0,15…0,2

Определение общей трудоемкости работ на СТО

ТСТО = Т +Тумпвпппк+ Тсам

Для дор.

ТСТО = Т +Тумпв

Распределение объма работ по видам работ

ТПi = Тстоi

Т – годовой объем работ

Кi – доля данного вида работ в %

 

РАСЧЕТ ЧИСЛА ПОСТОВ И АВТОМОБИЛЕ-МЕСТ

- рабочие посты;

- вспомогательные посты

- автомобиле-места ожидания

- автомобиле-места хранения

Расчет числа рабочих постов ТО и ТР

Общее количество рабочих постов на СТО определяется по формуле:

(1)

где Т - годовой объем работ по ТО и ТР, выполняемых на постах, чел –ч;

Dраб д -число дней работы в году СТО, дни;

Тсм - продолжительность смены, час;

С - число смен.

Число рабочих постов для данного вида работ, связанного с ТО и ТР при равномер­ном поступлении автомобилей определяется по следующей формуле:

(2)

где φ- коэффициент неравномерности загрузки постов (табл. 3);

η - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 4);

Pсp- средняя численность одновременно работающихна одном посту, чел

(табл, 5).

Тсм – продолжительность смены, час;

С- число смен;

 

 

 

 

Тпi - годовой объем постовых работ данного вида, чел-ч.

 

(3)

 

T – годовой объем работ по ТО и ТР, выполняемых на постах, чел-ч;

Кi – доля данного вида работ, %

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.231 сек.