КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация оказания услуг на СТОА
Система технического обслуживания и ремонта автомобилей на СТОА Классификации СТОА Станции технического обслуживания автомобилей Тюнинг автомобиля. В переводе с английского «tuning» дословно означает «настройка», «регулировка». Таким образом, тюнинг автомобиля можно понимать как настройку или подготовку автомобиля в соответствии с пожеланиями клиента, который заказывает услугу. В общем случае тюнингом можно считать деятельность, направленную на улучшение потребительских свойств автомобиля. Под тюнингом подразумевается проведение технических воздействий на автотранспортное средство, в результате которых не происходит изменений эксплуатационных характеристик и надежности автомобиля, в противном случае эта процедура подпадает под понятие «дооборудование (переоборудование) автомобиля». Самыми распространенными услугами такого рода являются следующие: - улучшение характеристик двигателя, причем не столько увеличение максимальной мощности, сколько способности двигателя отдавать, когда это требуется, необходимый крутящий момент; - улучшение характеристик трансмиссии, благодаря чему двигатель может показать себя «с лучшей стороны». Почувствовать себя в дороге увереннее и спокойнее помогут удобное рулевое колесо, хорошие колеса и шины, вентилируемые тормоза, хорошие амортизаторы; - дополнительное оборудование, которое делает эксплуатацию машины более удобной (например, электростеклоподъемники и центральный замок), система звуковоспроизведения и охранная система, которые установлены почти на всех легковых автомобилях зарубежного производства, датчик дождя, датчик наружного освещения, система помощи при парковке, которая обычно является атрибутом машин более высокого класса, и др.; - изменение внешнего вида автомобиля, которое призвано сделать его более заметным, выделить его в транспортном потоке. В данном случае тюнинг автомобилей — это искусство придать свое лицо одному из сотен тысяч одинаковых автомобилей. Самое простое — внешняя отделка — от банальных наклеек, молдингов, тонировки до пластиковых навесок, хромировок и переделки салона. Рассмотренное направление деятельности в будущем также перспективно для автосервиса и может быть доходным. Система технического обслуживания автомобилей в целом представлена широкой сетью разных по мощности, масштабам и назначению предприятий автосервиса. СТОА является основной системой, оказывающей услуги поТО, Р и другим видам технических воздействий с целью обеспечения работоспособности и безопасной эксплуатации автомобилей, а также услуги по продаже автомобилей, запасных частей и материалов. Кроме этого, на этих станциях могут предоставляться технические консультации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля. Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, обосновывается помимо технических соображений, экономическими и социальными соображениями: - экономические соображения — по данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей; - социальные соображения — связаны с безопасностью дорожного движения. По данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10—15 % общего числа ДТП. Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные CТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по месторасположению, назначению (степени специализации), производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности. В зависимости от расположения СТОА подразделяют на: - городские; - дорожные. Городские СТО в основном обслуживают парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории. Данные станции являются, чаще всего, комплексными и универсальными по видам работ. Дорожные СТО оказывают техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями. По степени специализации СТО подразделяются на: - комплексные; - специализированные по видам работ; - СТО самообслуживания. Комплексные СТО выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть универсальные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей или специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля. Данные предприятия получают в настоящее время все большее распространение. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург. Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период). По уровню специализации по маркам СТОА подразделяются: - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства — доля иномарок в общем автопарке составляет 25 %, но обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий; - техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства — 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание); - техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства. Таких СТО — 51 %. При этом на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими — для отечественных автомобилей. Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием. Специализированные по видам работСТО А подразделяются на: -диагностические; - ремонта и регулировки тормозов; - ремонта приборов питания и электрооборудования; - ремонта КПП, автоматических коробок передач; - ремонта кузовов автомобилей; - окраска кузовов автомобиле; -шиномонтажа; - моечные, и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа. По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на: - малые; - средние; - большие или крупные. Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, диагностика и ремонт электрооборудования и топливной системы, кузовные, малярные работы, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и обслуживают территории в радиусе, не превышающем 10—15 км. Средние станции обслуживанияс числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена агрегатов, а также может производиться прода жа автомобилей. Большие станции обслуживанияс числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на этих СТОА осуществляется продажа автомобилей. В настоящее время около 50% автосервисных предприятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % — от 4 до 10 постов; 7 % — до 30 постов. Большие станции составляют менее 2 %.
По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом. Первая группа — фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями — авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий выбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены. Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала. Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.
К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.
К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.
К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По оснащенности они уступают предприятиям предыдущей группы, обслуживание наименее комфортное, но стоимость работ наиболее низкая.
Структура сети СТОА на примере Москвы - крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %). Сегодня существует большой разрыв между спросом ( потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей ) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами. Первая причина — не высокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги, гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы. Вторая причина — недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения. Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс операций или операция по поддержанию исправного состояния автомобиля в соответствии с инструкциями его изготовителя. Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправного состояния автомобиля (его составных частей, систем). Система технического обслуживания и ремонта — совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта, а также исполнителей необходимых для поддержания и восстановления работоспособности автомобилей. Целью данной системы технического обслуживания является обеспечение соответствия состояния автомобиля установленным требованиям и повышение эффективности их использования владельцами. Для обеспечения работоспособности автомобиля в течение всего периода эксплуатации, необходимо периодически поддерживать его техническое состояние комплексом технических воздействий, которые в зависимости от назначения и характера можно разделить на две группы:
1) воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; 2) воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.
Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй — представляет собой систему восстановления (ремонта). Под техническим воздействием понимается любая операция, приводящая к восстановлению или сохранению параметров автомобиля (его составных частей, систем) в процессе его ТО и ремонта, а также любая операция, осуществляемая в процессе контроля соответствия технического состояния автомобиля предъявляемым требованиям. При этом глубина технического воздействия и, как следствие, его эффективность определяются конечной целью — необходимостью поддержания автомобиля в работоспособном состоянии на протяжении всего периода его эксплуатации.
В нашей стране принята планово-предупредительная система (ППС ) технического обслуживания и ремонта автомобилей суть, которой в том, что ТО осуществляется по плану, а ремонт — по потребности. Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Как правило, эта система применяется на СТО в период гарантийного обслуживания. Техническое состояние автомобиля зависит от двух основных показателей: - конструкционной надежности; - условий эксплуатации (в том числе подготовки водителя, организации и условий выполнения работ по обслуживанию автомобиля и т.д.). Одним из недостатков ППС является то, что она не учитывает реального технического состояния и индивидуальных особенностей каждого автомобиля. Перечень и объем работ при проведении ТО определяется только пробегом автомобиля. После выполнения ТО при ППС нельзя сделать заключения о надежности агрегатов и систем автомобиля и спрогнозировать поведение автомобиля в будущем, т.е. предсказать возможный отказ узлов и систем, особенно влияющих на безопасность движения. После гарантийного периода обслуживание и ремонт автомобиля рационально проводить по его техническому состоянию, которое определяется путем проведения диагностических работ. Такая система обслуживания называется стратегия технического обслуживания и ремонта автомобиля по фактическому состоянию — СФТС. СФТС позволяет приспособиться к реальной обстановке, используя фактическую информацию о техническом состоянии автомобиля, которая является более полной.
Оказание услуг на СТО производится в соответствии с технологическими процессами, принятыми на СТО. Под технологическими процессами понимают последовательность технологических операций, необходимых для выполнения определенного вида технического воздействия. Порядок осуществления технологического процесса на СТО зависит от предписанных или диагностированных видов и объемов работ с учетом пожеланий владельца автомобиля на проведение этих работ. Вследствие этого работы могут осуществляться выборочно из объемов ТО и текущего ремонта (ТР) в любом сочетании. В соответствии с этим технологический процесс на СТОА должен обеспечивать гибкость при выполнении заказанной услуги по ТО и ТР, что предполагает применен ие универсальных постов, а, следовательно, возможность проведения различных сочетаний производственных операций на одном посту без перемещения автомобиля, за исключением специализированных постов. Основу организации технологического процесса на станции технического обслуживания и ремонта автомобилей составляет следующая функциональная схема. Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ТР, поступают:
1) на пост приемки для определения технического состояния, требуемого объема работ и их стоимости 2) проходят мойку 3) на пост ТО и ТР или соответствующий производственный участок. Этапы технологического процесса их последовательность используемое оборудование зависят от укомплектованности производственно-технической инфраструктуры СТО и ее состояния. Схема маршрутов прохождения автомобилей производственных постов и участков представлена на рисунке 2.1. Где П — приемка; Дб — диагностика систем, определяющих безопасность движения (проводится на посту приемки, оснащенном диагностическим комплексом, и как самостоятельный вид услуги входит в состав ТО, выполняемого по сервисным книжкам); Д3 — диагностика по заявкам клиентов (углубленная диагностика); УМР — уборочно-моечные работы; С — стоянка на территории СТОА (при возникновении очереди); ПУСЦ — производственный участок № 1 (слесарный цех); ПУК.Ц — производственный участок № 2 (кузовной цех); ПР — постовые работы (включая установку автомобиля на подъемник); УР — участковые работы (включают работы на специализированных участках: шиномонтаж, балансировка, стапель, установки по очистке форсунок, мойка радиатора и т.п.); УУК — стенд контроля и регулировки углов установки колес (сход-развал); МУ — малярный участок (включает: окрасочную камеру и подготовительный участок); К — контроль (производится на постах с заполнением листа осмотра, включающего: пробную поездку, контроль систем безопасности и регулировочные работы); В — выдача автомобиля клиенту.
Существуют различные варианты последовательности выполнения работ в зависимости от заказанной услуги: Вариант 1 ( П-УМР-Дб-ПР-К-УМР-С-В) — типичный вариант прохождения ТО по сервисной книжке, когда клиент приезжает на СТОА при определенном пробеге или временном интервале. В этом случае на посту приемки автомобиль проходит диагностирование, приемщик осматривает его, проверяя отсутствие (наличие) течей, целостность защитных резиновых изделий (пыльников, тормозных шлангов), толщину тормозных дисков и колодок, исправность приборов сигнализации и освещения, уровень жидкостей. После УМР производятся работы по ТО и устранению замеченных при осмотре неисправностей. Далее проводятся контроль выполненных работ, а затем мойка и уборка салона. Автомобиль выдается клиенту. Вариант 2 П-Дб-Д3-С-УМР-ПР-УР-ПР-К-УМР-С-В - клиент совмещает ТО и ТР в одном посещении СТОА. Для этого помимо Дб производится углубленная диагностика Д3 для выявления неполадок. В данном варианте клиент оставляет автомобиль на СТОА на довольно длительное время (несколько дней и более), поэтому автомобиль проходит через стоянку для ожидания и выдачи. Вариант 3 П-Дз-ПР-К-УМР-В - реализуется при ограниченном свободном времени у клиента и при условии, что автомобиль заезжает в цех в чистом виде (теплое время года, сухие дороги), поэтому УМР перед проведением работ не выполняется. Вариант 4 ( П - Д3 - С - УМР - ПР - УР – ПУК.Ц - ПР - УМР - С – В) – реализуется при поступлении автомобиля в мелкий или средний кузовной ремонт в отсутствие необходимости слесарного ремонта (замена или ремонт двери, крыла, бампера, капота и т.п.). Автомобиль устанавливается на пост в кузовном цехе для монтажа/демонтажа элементов кузова. Вариант 5 ( П-УМР-ПР-УР-ПУСЦ-ПР-К-УМР-В) – исключает диагностику систем и реализуется в случае, когда клиенту нужно выполнить конкретную услугу, требующую специального оборудования и/или установки автомобиля на подъемник (например, шиномонтаж, балансировка колес, заправка кондиционера, промывка форсунок и т.п.). Вариант 6 ( П-Дз-УМР-ПР-С-ПР-МУ-ПР-УУК-К-УМР-С-В) – характерен для крупного ремонта — замены или ремонта элементов как кузова, так и механических систем, обеспечивающих работу двигателя, трансмиссии и подвески. Примером могут служить аварийные автомобили, ремонтируемые по страховке. Вариант 7 ( П-Дз-УМР-ПР-УР-ПР-УУК-К-УМР-С-В) – реализуется при ремонте или замене элементов подвески, после которых необходимы проверка и регулировка угла установки колес.
Вариант 8 ( П-ПР-В) – реализуется при необходимости устранения неполадки автомобиля, не требующей диагностики, в случае если клиент очень спешит (этим объясняется исключение УМР и С), или устранения неполадки после ремонта на данной СТОА, когда причина очевидна.
Участок приема и выдачи автомобилей. При приемке автомобиля производятся: - проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец; проверка агрегатов, узлов, и систем, влияющих на безопасность движения; - проверка технического состояния автомобиля для выявления дефектов, не заявленных владельцем; - ориентировочное определение стоимости и сроков выполнения работ и согласование их с владельцем; - оформление приемочных документов. При необходимости для установления причины неисправности мастер-приемщик направляет автомобиль на посты диагностирования или делает пробный выезд автомобиля. Приемка автомобилей для выполнения работ, объемы и стоимость которых постоянны (моечно-уборочные, диагностические и др.), упрощается. В этом случае владельцем в столе заказов СТО приобретается талон с указанием вида и стоимости работ. При оформлении заказа на ТО по требованию владельца автомобиля СТО выполняет неполный объем работ. После установления объема работ мастер-приемщик, используя прейскурант на ТО и ремонт легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, заполняет наряд-заказ и определяет общую стоимость работ. При этом в наряд-заказ вносятся только те работы, на которые согласен заказчик. После окончания приемки водитель-перегонщик ставит автомобиль на рабочий пост или автомобиле-место ожидания. Время, затрачиваемое на прием автомобилей, в среднем составляет 20- 30 мин. После проведения всех необходимых работ автомобиль направляется на участок выдачи, где контролируют качество работ, выполненных в соответствии с наряд-заказом, производят внешний осмотр, проверку комплектности автомобиля и выдачу его владельцу или перегоняют в зону хранения готовых для выдачи автомобилей. При получении машин владелец удостоверяет подписью в наряд-заказе отсутствие претензий, а приемщик, проверив правильность оплаты, оформляет пропуск на выезд. На станциях до 25 рабочих постов участки приемки и выдачи автомобилей обычно совмещены. Здесь предусматриваются один пост приемки и один пост выдачи, оснащенные подъемниками. На более крупных станциях, например спецавтоцентре ВАЗа на 50 рабочих постов, для увеличения пропускной способности участок приемки имеет три поточные линии, каждая из которых включает два поста приемки и два автомобиле-места ожидания. Одна линия предназначена для приемки автомобилей, поступающих для проведения гарантийного обслуживания и ремонта, две другие - для приемки в ТО и ТР. Выдача автомобилей производится на постах, расположенных рядом с зоной хранения готовых к выдаче автомобилей. Участок диагностирования автомобилем. Все современные СТО оснащены необходимым диагностическим, оборудованием. Диагностирование автомобилей производится: по заявкам владельцев как самостоятельный вид услуг; при приемке на станцию (по мере необходимости), при ТО и ТР перед, выдачей автомобилей владельцу для проверки качества обслуживания Наибольшее число заявок владельцев автомобилей приходится на диагностические работы по проверке и регулировке углов установки управляемых колес, динамической балансировке колес, по системам электрооборудования, и питания двигателя. Это объясняется тем, что работы этих узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию автомобиля, связанные с износом шин и топливной экономичностью. Значительная часть контрольно-регулировочных работ с применением диагностических средств проводится непосредственно в процессе ТО и ТР автомобилей. В основном это касается работ по обслуживанию и ремонту двигателей, электрооборудования и ходовой части, которые выполняют, как правило, с применением переносных приборов непосредственно на постах ТО и ТР. Специализированные участки диагностирования предназначены для оказания помощи ОТК в определении технического состояния автомобилей при приемке и выдаче автомобилей и проведении работ по заявкам владельцев автомобилей. Они оснащаются всем необходимым диагностическим оборудованием, обеспечивающим проверку технического состояния автомобиля. Число постов диагностирования зависит от мощности станции и обычно составляет от одного до четырех. При этом, как правило, применяется тупиковое расположение постов, что дает возможность независимого заезда автомобилей для выполнения тех или иных диагностических работ. С увеличением мощности СТО в целях повышения производительности участков диагностическое оборудование размещают на двух-трех постах. Посты для проверки и регулировки управляемых колес на СТО до 50 рабочих постов обычно размещают в зоне ТО и ТР. На более крупных СТО в зонах ТО и ТР дополнительно организуют посты по проверке углов установки колес, балансировки колес, а также по проверке фар. Участки (зона) постовых работ ТО и ТР. Поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объему работ ТО и ТР, и поэтому организация производства станции должна обеспечивать выполнение любого их сочетания, т.е. обладать достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР. В связи со случайным характером требуемых технических воздействий для автомобилей, поступающих на СТО, возможны следующие варианты сочетания работ ТО с работами ТР; ТО в полном объеме; выборочный комплекс работ ТО (регулировочные, смазочные и др.); полный объем ТО совместно с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования; выборочный комплекс работ ТО с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования. При этом вначале выполняются работы по TP, а затем уже ТО. В зависимости от того или иного сочетания требуемых видов работ выбираются рациональная технологическая схема и организация производства, На уборочно-моечном участке могут выполняться уборочно-моечные работы не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг. На постах ТР выполняют разборочно-сборочные, регулировочные и крепежные работы, а также устраняют мелкие неисправности. Их объем составляет около 40 % общего объема работ ТР, а с учетом мелких работ по ремонту кузова - 50 %. Остальные работы ТР, а также работы по КР агрегатов проводятся на специализированных участках. Мелкие неисправности устраняют непосредственно на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и механизмы, снятые с автомобилей, направляют на соответствующие специализированные участки для проведения необходимых работ, после чего они поступают на участок ТР и устанавливаются на автомобиль. По согласованию с владельцем вместо снятого агрегата или узла могут быть установлены ранее отремонтированные (из оборотного фонда). В основном работы по ТО и ТР проводятся на универсальных или специализированных постах. Учитывая специфику работ, выполняемых на СТО рекомендуется 60- 70 % постов оснащать подъемниками. Организация и технология работ на специализированных участках ТР (агрегатно-механическом, ремонта электрооборудования:, ремонта топливной аппаратуры и др.) в основном аналогичны работам, выполняемым на АТП для легковых автомобилей. Помимо работ по ТО и ТP на крупных СТО может производиться и капитальный ремонт агрегатов, КР агрегатов на станциях, как правило, выполняется индивидуальным методом. Для сокращения простоя автомобилей ремонт может осуществляться обезличенным методом путем замены неисправных агрегатов и узлов на исправные, Участок предпродажной подготовки. В разработанных типовых проектах станции обслуживания на 25 и 50 рабочих постов предусмотрены магазины по продаже автомобилей. На этих же станциях проводятся и предпродажная подготовка автомобилей, которая включает; снятие временного противокоррозионного покрытия к проведение уборочно-моечныхопераций; проверку соответствия сопроводительных документов номерам двигателя и кузова автомобиля; проверку наличия и установку комплектующих изделий и принадлежностей; проверку работы агрегатов, систем, узлов и автомобиля в целом; устранение обнаруженных дефектов и неисправностей. На СТО на 25 рабочих постов предпродажная подготовка проводится напостах зоны ТО и ТР. В спецавтоцентре ВАЗа на 50 рабочих постов имеется участок предпродажной подготовки, включающий восемь постов, два из которых предназначены для удаления временного противокоррозионного покрытия, а остальные - для проведения контрольно-проверочных и регулировочных работ. При обнаружении механических повреждений кузова, полученных при транспортировке, последние устраняются на кузовном и окрасочном участках станции. Проверенный и подготовленный к продаже автомобиль устанавливается на площадке хранения готовых к продаже автомобилей или в демонстрационном зале магазина. Среднегодовой пробег 10-20 т.км., 1,5смены – 357 или 305 дней; 2 смены 265дней. Для дорож 365 д. 1,5 смены. Количество заездов 2-6 в год Производ. Программа город. СТО Nt = A*n/1000 А –числ.; n – число на 1000чел. Годовая производственная программа- количество условно комплек. Обслуж. Авто в год. Nсто = Nt* К1* К2* К3 К1= 0,25…0,9 обращ. На СТО; К1 = 1,1…1,2 учет транзита; К1 = 1,03…1,05 рост автомобилизации Дорожная СТО Nс(дор)=nд*р/100 nд –интенсивность движения авт/сут. I-более 7000; II-3000-7000; III- 1000-3000; IV-200-1000; V- менее 200; р – частота заездов Л. 4,5% ТО и ТР; Мойка 5,5% ГР. 0,5% ТО и 0,6% мойка. Годовой объем работ на город СТО Опред по удельной трудоем. ТО иТР T = Nсто*Lг *t /1000 t = tн * Кп * Кпр tн – нормат удел. Трудоем. 2,0; 2,3; 2,7 Кп – коэф. Коррект. Уд. Труд. ТО и ТР; Кпр – ПРИРОД-КЛИМАТ условия Приближенное число постов Хпр1
T = ∑(Nстоi*Lгi *ti /1000) Годовой объем работ на дор СТО T = Nс(дор)*Dраб.г *tр Nс(дор) – число заездов в сутки tр – разовая трудоемкость (2…2,8) Годовой объем убор.-моеч. работ на город и дор. СТО Tум = Nсто*dум *tум Гор. СТО Nсто – кол обсл. Авто в год. dум = 5 число заездов на один авто в год. tум – средняя трудоемкость (0,15; 0,2; 0,25; дор. 0,2; 0,25) Дор. СТО Tум = Nс(дор)*Dраб.г *tум Годовой объемработ по предпродажной подготовке. СТО Tпп = Nп *tпп Nп – число прод авто в год tпп – трудоемкость 3,5 ч/час. Годовой объем работ по приемке-выдачи СТО Tпв = Nсто*dу *tпв Гор. СТО tпв – сред. Труд. 0,15; 0,2; 0,25 дор.СТО Tпв = Nс(дор)*Dраб.г *tпв tпв -0,2; 0,25 Годовой объем работ по противокоррозионной обработке Tпк = (0,2…0,333) *Nсто *tпк; tпк – 3,0 Годовой объем работ по самообслуживанию на СТО Тсам = (Т +Тум +Тпв +Тпп +Тпк)* Кс Кс –коэф. Работ по самообслуж. =0,15…0,2 Определение общей трудоемкости работ на СТО ТСТО = Т +Тум +Тпв +Тпп +Тпк+ Тсам Для дор. ТСТО = Т +Тум +Тпв Распределение объма работ по видам работ ТПi = Тсто*Кi Т – годовой объем работ Кi – доля данного вида работ в %
РАСЧЕТ ЧИСЛА ПОСТОВ И АВТОМОБИЛЕ-МЕСТ - рабочие посты; - вспомогательные посты - автомобиле-места ожидания - автомобиле-места хранения Расчет числа рабочих постов ТО и ТР Общее количество рабочих постов на СТО определяется по формуле: (1) где Т - годовой объем работ по ТО и ТР, выполняемых на постах, чел –ч; Dраб д -число дней работы в году СТО, дни; Тсм - продолжительность смены, час; С - число смен. Число рабочих постов для данного вида работ, связанного с ТО и ТР при равномерном поступлении автомобилей определяется по следующей формуле: (2) где φ- коэффициент неравномерности загрузки постов (табл. 3); η - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 4); Pсp- средняя численность одновременно работающихна одном посту, чел (табл, 5). Тсм – продолжительность смены, час; С- число смен;
Тпi - годовой объем постовых работ данного вида, чел-ч.
(3)
T – годовой объем работ по ТО и ТР, выполняемых на постах, чел-ч; Кi – доля данного вида работ, %
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |