Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ограничений




Эффективность и масштабы применения нетарифных

Оформление лицензий на экспорт и импорт

Лицензию оформляют на специальном бланке унифицированной формы на специальной защищенной от подделки бумаге (Приложение 6, 7). Лицензия оформляется на один вид товара в привязке к коду товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор). В лицензии содержатся следующие сведения:

номер лицензии,

срок действия,

данные о внешнеторговом контракте (номер, дата, срок действия),

наименование и реквизиты заявителя,

наименование и реквизиты покупателя (продавца),

сведения о характере сделки,

валюта контракта,

наименование и характеристика товара.

Лицензия предоставляется на определенный срок, по истечение которого в случае неиспользования она теряет силу. Срок действия выданной лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств. Для оформления продления срока действия лицензии владелец лицензии представляет Уполномоченному Минэкономразвития следующие документы:

письменное обращение с указанием причин, не позволивших
выполнить контрактные обязательства в установленный лицензией
срок;

• копию лицензии с отметкой таможенных органов о ее регистрации и
фактической реализации на дату обращения или письмо
таможенного органа о ее фактической реализации или оригинал
лицензии.

Дата письменного обращения не должна превышать 10 дней до даты окончания срока действия выданной лицензии. В противном случае требуется оформление новой лицензии. Уполномоченный Минэкономразвития имеет право продлить срок действия выданной лицензии на основании вышеуказанных документов на следующий период: для генеральной лицензии - в пределах срока установленного соответствующим постановлением (решением) Правительства Российской Федерации; для разовой лицензии - в пределах 12 текущих месяцев, исчисляемых с даты выдачи лицензии. Продление срока действия лицензии оформляется в виде письма Уполномоченного и заверенного его печатью.

Как известно, тарифы приводят к ограничению предложения иностранных товаров на внутреннем рынке лишь косвенным образом, через удорожание импорта в результате таможенного обложения. Нетарифные же ограничения, сохраняя эффект удорожания, дополняют его еще и установлением прямых препятствий в виде абсолютных или близких к абсолютным лимитов ввоза или внутреннего потребления по количеству (квоты, лицензии, государственная торговля и др.), ценам (минимальные импортные цены, антидемпинговые и компенсационные пошлины, варьируемые сборы, внутренние налоги, методология таможенной оценки и т.п.) или техническим характеристикам товара (стандарты, технические требования и пр.), что, в конечном счете, и делает их более действенными.

По механизму своего действия нетарифное регулирование носит более глубокий характер, чем однократно взимаемые пошлины, и проявляет себя практически на каждом этапе импортной сделки (заказ - ввоз - платеж -продажа - потребление). Следовательно, ввоз определенных товаров подвергается ограничению сразу несколькими типами НТО, обход иностранным поставщиком одного барьера компенсируется его удержанием другим защитным заслоном. Таким образом, развитие нетарифного регулирования объясняется в современной мировой практике потребностями в надежных, гибких и оперативных средствах обеспечения внутренней экономической политики в сфере внешней торговли. Например, импортные квоты позволяют точно определить, какое количество иностранной продукции будет допущено на рынок: в Великобритании квоты на ввоз картофеля устанавливаются в зависимости от урожая в стране, в Голландию ввоз угля и кокса допускается в строго определенном размере от внутреннего дефицита, в Австрии сезонные ограничения на морковь и клубнику позволяют без осложнений реализовать местный урожай.

Особо подчеркнем, что, используя НТО, государство активно проводит также структурную перестройку отдельных отраслей экономики или регулирование занятости. Это характерно в первую очередь для нерентабельных отраслей сельского хозяйства. По сельскохозяйственной продукции большинство НТО в зарубежных странах поддерживается еще с первых послевоенных лет. Как известно, обеспечение государством жизненно важными продуктами питания является составной частью стратегии США, Великобритании, ФРГ, Италии, Франции, Швейцарии. Поэтому, даже заведомо нерентабельные отрасли в рассматриваемых странах субсидируются непосредственно или через цены, а средства черпаются из сборов с импортных сельскохозяйственных товаров. Этих же принципов следует придерживаться и современной России. В Европейском Союзе реорганизация сельского хозяйства и интеграция национальных рынков продукции земледелия и животноводства, длящиеся уже несколько десятилетий, осуществляются под защитой варьируемых сборов с импортируемой продукции, что позволяет поддерживать цены внутри группировки на уровне, в 2 - 4,5 раза превышающем мировой, и лишает импортные товары преимуществ дешевизны. Сходная практика характерна и для других стран, например Японии.

Как уже было отмечено, большая группа НТО (прежде всего фискального характера) применяется ко всему импорту или, по крайней мере, ко всему облагаемому либо ограничиваемому импорту, причем их использование не варьируется или почти не варьируется по группам товаров. К таким барьерам относятся нетарифные начисления, девальвация, валютные курсы, методология налоговой оценки, процедура таможенной очистки и т.д.

Практически к любому импортному товару могут быть применены антидемпинговые или компенсационные пошлины. Иначе обстоит дело с квотами, лицензиями, минимальными ценами, таможенной оценкой, импортными монополиями, варьируемыми сборами, дискриминационными налогами, стандартами, консульскими формальностями и др. По своему характеру они являются не фискальными, а, прежде всего, защитными (протекционистскими) и применяются выборочно или целенаправленно против отдельных категорий нежелательного импорта. Именно эти ограничения вызывают основную массу жалоб со стороны экспортеров и импортеров. В промышленно развитых странах (ЕС, Япония, Швейцария) главным участником применения НТО по-прежнему является сельскохозяйственный импорт и в первую очередь — сырья и продовольствия умеренной климатической зоны. В несколько меньшей степени НТО касаются импорта минерального сырья и топлива, хотя и здесь они активно используются для защиты национальной добывающей (прежде всего, угольно-коксовой) промышленности и нефтепереработки. Товарная структура ограничений импорта химикатов в разных странах отличается разнообразием, однако, как правило, такие ограничения распространяются на химикаты, конкурирующие с национальной химической продукцией (США, Франция, Швейцария, Япония) или сельскохозяйственным сырьем в качестве его заменителей.

Наряду с квотами, минимальными ценами, лицензированием, государственными закупками и таможенной оценкой в последние два десятилетия здесь возросла роль таких барьеров, как стандарты и технические требования, особенно для медикаментов и ядохимикатов, а также химикатов, используемых в пищевой промышленности (Италия, Норвегия, США, Дания, Франция). Уровень нетарифного протекционизма наиболее высок в Бенилюксе, Франции, Японии, США, Великобритании, Норвегии, Финляндии.

Еще более сложен товарный анализ применения НТО в торговле готовыми промышленными изделиями. Все виды таких изделий подпадают при импорте под протекционистское действие национальных стандартов в том случае, если они конкурируют с местной стандартизированной продукцией. Наиболее либерализованными в отношении других барьеров являются машины и трансфертные средства: серьезными ограничениями здесь являются регламентации условий закупок в кредит (особенно самолетов и комплектного оборудования), государственные льготы национальному судостроению и военной промышленности и, наконец, фискальное налогообложение и требования технической безопасности для автомобилей.

Таким образом, широкий охват НТО внутренней экономической структуры зарубежных стран предопределяет востребованность такого рода ограничений и трудности международных; переговоров по их либерализации. Проблема здесь состоит в том, что, во-первых, в национальных системах государственного регулирования экономики НТО занимают слишком важное место и выполняют слишком значительные хозяйственные, социальные и даже политические функции, чтобы от них можно было быстро отказаться, а во-вторых, значительная их часть применяется в рамках ГАТТ. Кроме того, многие НТО настолько хорошо замаскированы (например, могут вводиться какие-то правила внутренней торговли, дискриминирующие отдельные иностранные товары, и предъявляться повышенные требования к техническим и сопроводительным документам, что удорожает их импорт, или же может осуществляться косвенное субсидирование отдельных отечественных отраслей), что бороться с ними крайне трудно. Конкретно анализируя внешнеторговое регулирование различных стран, можно найти множество примеров применения торговой и таможенной практики или прямо противоречащей принятым международным нормам, которые сами по себе достаточно растяжимы, или довольно сомнительной с точки зрения этих норм. Но в ряде случаев, например в области борьбы с демпингом, субсидированием экспорта, порядка лицензирования, таможенной оценки, участникам ВЭД все же удалось договориться о достаточно действенных дисциплинирующих мерах и правилах.

ГЛАВА 4. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД

Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Развитие валютного регулирования в России шло в направлении поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм. Изменения в области валютного регулирования РФ подготавливали почву для превращения рубля в конвертируемую валюту. Подготовка к обеспечению реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, потребовала установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном рынке, обращения валюты, что привело к появлению специального нормативно-правового акта - Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»34.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в свою очередь являются Центральный Банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Применительно к регулированию внешнеторговой деятельности валютные операции носят характер текущих валютных операций, включающих в себя: переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежей по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.

Система валютного контроля направлена на предотвращение нелегальной утечки валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли. В своем развитии эволюция системы валютного контроля прошла несколько этапов. Прежде всего эволюция системы валютного контроля характеризуется модификацией методов валютного контроля, включая расширение сферы применения валютного контроля по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, товарообменные операции) и степени охвата валютным контролем объектов названных сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.