КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология преступности несовершеннолетних
Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим — половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным — конец детства. Вступление в мир взрослых. Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения. Второй момент — окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика обладает умом подростка. Именно так: не он обладает этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения с близкими людьми, поскольку многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё, что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок. Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу. Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между рассудочной формой возникновения в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей формой сознательного отношения к миру. Актуальность этой темы в том, что почти каждый подросток, во время переходного возраста сталкивается с особыми трудностями, пытается найти себя. Переходный возраст — самый короткий период жизни, но очень важный. И важно без особых травм пережить его. Рассмотрим некоторые особенности развития психики в подростковом возрасте, и проблемы, которые могут коснуться подростка в этот достаточно трудный для него период. Социально — психологические особенности подросткового возраста могут быть причиной нарушения поведения. Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили свое название "подросткового комплекса», а обусловленные ими нарушения поведения — «пубертатного криза». Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самодостаточностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правила и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование — с сухими мудрствованием. В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция E.Erikson (1968) о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового периода. Под «идентичностью» подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических. позиций как результат «распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», образования «сверх - Я» и т.п. Самой идентичности, процессу познания самого себя придаётся самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков. По мнению G. Nissen (1971), пубертатный кризис слагается не только из кризиса идентичности, также из «кризиса авторитета», но и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводит как следствие «эдипова комплекса», как «протест против отца» Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведёт к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связывают как склонность к психогенным депрессия и суицидальному поведению, так и эпизоды дереализации и деперсонализации. С нашей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. Кризис сексуальности объясняется по 3.Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную. Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности, Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин «реакция эмансипации более точно отражает суть явления, чем «кризис авторитетов». Возможно, реакция эмансипации имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или в стае. Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социо-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку). Проявление реакции эмансипации может быть весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему» и «самостоятельно». Реакция эмансипации может быть продиктована поступлением на учебу или работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить свободной жизнью». Реакция группирования со сверстниками. Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных времен. С.Haffter полагает, что распространение в развитых капиталистических странах, начиная с 50-х годов, подростковые "банды" с социологической точки зрения явление отнюдь не новое, а скорее архаическое. Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи «подросткового возраста» образуют отдельные временные стада. Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляции от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии, таким образом, не удается. Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также может служить моделью для изучения подростковых групп, возникших и функционирующих по социопсихологическим закономерностям. Эти закономерности ещё недостаточно изучены. Рассматривая подростковую преступность, следует обратить внимание на то, как возникают подростковые преступные группы, какие иерархические отношения выстраиваются в них, как и по какому принципу распределяются статусные и ролевые позиции. Существует два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как «адъютант лидера»- физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть «антилидер», стремящийся занять место лидера, есть «шестерка», которым все помыкают. Нередко такая группа обладает «своей территорией», тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп из других групп, в борьбе с которыми. Состав группы довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми «испытаниями» или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо. Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму — условные знаки, свои клички, свои обряды, — например, обряд «братания кровью». Подобные группы обычно образуют только из подростков мужского пола. Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера. Состав группы нестабилен. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований необходимых для входа в неё. По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп. В закрытых заведениях для подростков (спортивные лагеря, интернаты и т.д), реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка. Реакцией группирования может быть объяснен тот известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе. В группе сверстников, как правило, подросток приучается к курению, алкоголю или, что самое ужасное, может начать принимать наркотические препараты. Впоследствии от наркотической или алкогольной зависимости избавиться без помощи врача почти невозможно. В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы. Лидерство в них обычно добиваются подростки, судя по описанию, с выраженными гипертимными чертами — шумные, чересчур активные, всегда готовые вступить в драку, легко вскипающие, общительные подростки. С воспитателями у них устанавливаются враждебные отношения. Но эти подростки в группе завоевывают власть. В дальнейшем они поддерживают свою власть руками «адъютанта». Реакция увлечения — хобби-реакция. Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать. Для подросткового возраста увлечения составляют особую категорию. Это категория психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами — с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством заработка. Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка — наиболее частые увлечения у подростков мужского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные хобби. Попытка их систематизации составляет нелёгкую задачу. Можно выделить следующие типы увлечений. Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию, разведению цветов и т.д.). К этой же группе относится стремление постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старших, кажутся ненужными и странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны, Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учёбу и другие дела и почти всё время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам. Телесно - мануальные увлечение - связаны с намерением укрепить свою силу, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. Сюда относятся занятия различными видами спорта (например, карате), а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, водить мотоцикл или автомашину. Но все эти увлечения, казалось бы, весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определённом физическом отношении, овладеть какими-то умениями и т.п. Здесь удовольствие нередко доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты. К телесно-мануальным увлечениям особенно склонны бывают сенситивные юноши, у которых эти увлечения тесно переплетаются с реакцией гиперкомпенсации. Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадётся сообщество, которое удаётся подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются главарями в разных группах молодёжи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью. Накопительские увлечение — это, прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам. Эгоцентрические увлечения — всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные её формы — участие в любительских эстрадных ансамблях, прежде всего, иногда спортивные соревнования — всё, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда можно относить увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно, всё это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или, в случаях страсти к броской одежде, от наивного подражания моде. С целью привлечь к себе внимания могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попыткой стать знатоком в какой-либо модной области. Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют всё ту же цель — демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому астероидные черты характера. Азартные увлечения — картёжные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т.п. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидных и гипертимных подростков. Информативно — коммуникативные увлечения проявляются жаждой, информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информации обмениваться. Многочасовая болтовня со случайными приятелями, бесцельное наблюдение за происходящим вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этого рода увлечений. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь, манерой поведения, формой общения и т.п. Однако все это занимает время и место увлечений и, возможно, справедливо было бы расценено как самый примитивный их уровень. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подробном информативно-коммуникативном хобби. Этот род увлечений наиболее присущ неустойчивый и конформным подросткам. Увлечения могут стать основой нарушения поведения подростков. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасывается учеба, работа, все дела и даже становится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений. Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте. Реакция отказа от контактов, игр, пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жительства. Но это реакция также наблюдалась у инфантильных подростков, когда их насильно от привычной компании сверстников. У конформных подростков подобная реакция, но в смягченном виде, проявлялась при крутой ломке стереотипа жизни. Реакция оппозиции может быть чрезмерными претензиями к нему, непосильной для него нагрузкой — требованиями отлично учиться, проявлять успехи в каких-либо занятиях. У подростка эту реакцию может вызвать появление в семьи отчима или мачехи. Реакция оппозиции у подростков может сохраняться, если она укрепилась в детстве. Реже в пубертатном периоде она впервые проявляется. Последнее обычно случается на фоне формирования характера подростка. В этих случаях реакция оппозиции может адресоваться не только родным, семьи, но и воспитателям, школе. Проявление реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны — от прогулов из дому да краж и попыток к самоубийству — чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться, либо привлечь к себе внимание. Убежав, часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или направляются туда, где, надеются, их будут искать. С той же целью вернуть утраченное внимание подростками может быть вызывающее поведение в общественных местах и т.п. все эти демонстрации языком поступков как бы говорят родным: «Обратите на меня внимание! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей — иначе я пропаду!». Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее — герои книг и кино. У подростков для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или переходящие кумиры. Пример для подражания подросток обычно выбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той области, где сам подросток стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере — какому-либо известному актеру кино или эстрады. Причиной серьезных нарушений поведения может служить антисоциальный «герой». Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачного «преступника-супермена» в американском кино и на телевидении, бестселлера способствовал росту в США преступности малолетних. Отрицательная имитация отмечена у подростков относительно редко. Речь идет не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что вся модель поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции. Здесь нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации. Реакция компенсации — желание свою слабость и неустойчивость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, хилый, физический слабый мальчик, неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх, предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, вынужденными то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот, трудностями в учебе могут компенсироваться смелым поведением, предводительство в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем же мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой, йогой и поступает в клуб моржей. С активным ростом преступности, не последнее место в ее структуре занимают преступления, совершенные несовершеннолетними, которые специализируются в основном на корыстных и насильственных противоправных деяниях (кражи, грабежи, разбойные нападения, вымогательства, убийства). Рост криминального профессионализма подростков и их всё более усиливающиеся связи с взрослыми преступными сообществами, вызывают обоснованное беспокойство, и требует пристального изучения этого явления. Особенно тревожным является то, что корыстные и насильственные преступления совершают несовершеннолетние как мужского, так и женского пола. Стойкость антиобщественного поведения - одна из наиболее существенных характеристик несовершеннолетних обоего пола, совершающих тяжкие преступления, сопряжённые с убийством. Несомненно, с точки зрения криминалистической характеристики важно проанализировать мотивы указанных преступлений. «Именно мотив помогает уяснить суть личности убийцы». Отличительной чертой насильственных преступлений является особое проявление жестокости, которая является одной из характеристик способа совершения преступления. Проявление жестокости в насильственных преступлениях несовершеннолетних, явление особое. Многое связано с психикой человека, но многое и социально обусловлено. Среди несовершеннолетних, совершивших убийство, сопряжённое с жестокостью, примерно 80% тех, кто в своё время сам испытывал жестокость со стороны взрослых, родителей, близких. Около 60% несовершеннолетних наблюдали жестокое отношение к их сверстникам со стороны их родителей. Виновные в убийствах своих детей ещё до этого убийства наносили побои детям, жестоко обращались с ними, истязали их, встречались случаи нанесения тяжких телесных повреждений. В ходе расследования насильственных преступлений, при изучении личности несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления, характерным является то, что они обнаруживают в себе такие черты и свойства, как суровость, безжалостность, беспощадность, бессердечность, жестокость. Это в основном самодовольные, упрямые, мстительные люди, не приемлющие никаких других ценностей, кроме своих собственных далёких от морали и права, этики, человеколюбия. У этих несовершеннолетних, относящихся в основном к маргинальной (социально-неустойчивой), среде, в силу целого ряда факторов (экономических, демографических и т. д.) сложился своеобразный быт, в основном убогий, а досуг можно назвать угрюмым. У них сложные отношения в семье (если она есть). Для большинства подростков как мужского, так и женского пола, совершивших преступления против личности, низкий уровень культуры и образования. К получению профессии они не стремятся. Работают эпизодически. У них, главным образом, потребительская психология. Исследования несовершеннолетних преступников мужского пола в возрасте 16 - 17 лет показали, что они соблюдают традиции и обычаи «уголовщины», причём последние для них более значимые, чем нормы права, закон, они стремятся соблюдать преступные традиции и обычаи, подражая лицам более старших возрастов. Это способствует приобретению ими преступного опыта. Учёные, изучая преступность несовершеннолетних, сделали вывод о том, что 40% взрослых рецидивистов специально стремятся к расширению круга преступных связей, вовлечению в него несовершеннолетних, передачи им преступного опыта, чем обеспечивают сохранение и поддержание преступных традиций и обычаев, которые в первую очередь направлены на сплочение уголовной среды. Среди этих рецидивистов каждый третий ранее отбывал наказание за убийство. В том числе много и тех, кто ранее отбывал наказание за иные насильственные преступления. Отсюда - антиобщественность, аморальность, паразитизм, противоправность. Отсюда же, передаваемая ими несовершеннолетним, мстительность и безжалостность, беспощадность, жестокость и т.д. Во всём комплексе причин и условий преступлений несовершеннолетних доминирует сама личность со всеми присущими ей свойствами, спецификой процесса формирования и особенностями поведения. Совершаемые ими общественно-опасные деяния всегда являются закономерным следствием всего предшествующего поведения. Изучая личность подростков, совершивших насильственные и корыстные преступления, необходимо акцентировать внимание на том, что привело и побудило подростка к преступному насилию. При этом всё должно быть ориентировано на причины и условия. Основное - личность и ситуация. Последняя должна рассматриваться в системе причин преступлений несовершеннолетних и условий, им способствующим. Всё рассматривается в едином причинном комплексе, пронизанном признаками ситуации, а именно: способом действия – насилие, мотивом - корысть. Вместе с тем, вокруг ситуации всегда существует «переплетение» личности преступника, её конкретного преступного поведения и личности потерпевшего. Учитывая, что личность несовершеннолетнего правонарушителя является значимым элементом криминалистической характеристики указанного вида преступлений, в ходе расследования уголовных дел, следователем при изучении характеризующих данных подростка нельзя ограничиваться только копией документа, удостоверяющего личность и характеристикой с места учёбы или работы. В обязательном порядке необходимо выяснить воспитательную роль родителей, запросить характеристику с места жительства, опросить педагогов, соседей по месту проживания подростка. В том случае, если подросток отрицательно характеризуется, состоит на профилактическом учёте, ранее освобождался от уголовной ответственности (порой неоднократно), исключает возможность освобождения его от уголовной ответственности в связи с устойчивым антиобщественным поведением. Вышеуказанное возможно в том случае, если следователь не имеет специализацию расследования дел о преступлениях несовершеннолетних с её психолого-педагогической и процессуальной спецификой. По указанной причине зачастую возможны недоработки в проведении индивидуально-профилактической работы с подростками, освобождёнными от уголовной ответственности с применением мер общественного воздействия (не направляются представления по месту учёбы, работы, в отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, постановления в комиссии по делам, несовершеннолетних). Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам. Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как носят характер озорства. Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность — такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике. При оптимальных условиях воспитания указанные особенности подростков могут быть нейтрализованы социально положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность. Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний.
Выберите правильный вариант ответа: 1. Область знаний, исследующая жертву преступлений: а) виктимология; б) биология в) философия. 2. При исследовании личности потерпевшего рассматривают в … области: пол, возраст, национальность. а) статической; б) динамической; в) оптической. 3. … область исследования личности потерпевшего: поведение потерпевшего предшествовавший событию преступления, в период преступления, связь поведения потерпевшего с поведением преступника. а) статическая; б) динамическая; в) тактическая. 4. Кризису … возраста характерны эмоциональная неустойчивость подростка, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции. а) подросткового; б) детского; в) молодости. 5. Обязательному учету в процессе социализации и формирования личности несовершеннолетних подлежат … а) кризисы возраста; б) рост преступности; в) внешние характеристики.
Литература Абельцев С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М., 2000. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993. Бондаренко Т.А. Девиантная виктимизация молодежи. Хабаровск, 2005. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2008. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 1981. Гримак Л.П., Скрыпников А.И. Психологические методы активизации свидетелей и потерпевших. М., 1997. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2007. Квашис В.Е. Основы виктимологии. М., 1999. Ким Е.П. Быт и преступность. Хабаровск, 2000. Ким Е.П., Антонова Е.Ю., Антонов И.М. Изнасилование: уголовно-правовой, криминологический и виктимологический аспекты. Хабаровск, 2003. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997. Минская B.C., Чечель Г.И. Виктимологические факторы и механизмы преступного поведения. Иркутск, 1988. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Допрос потерпевшего, свидетеля на предварительном следствии. М., 2003. Полубинский В.И. Криминальная виктимология. М., 1999. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2001. Руденский Е.В. Пихология отклоняющегося развития личности. Новосибирск, 1998. Сорокотягина Д.А. Психология следственных действий. Екатеринбург, 1995. Социальные отклонения /Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1989.
Психологические особенности предварительного расследования. 1. Психологические особенности предварительного расследования. 2. Психологические особенности осмотра места происшествия. 3. Психологические основы допроса. 4. Психология очной ставки. 5. Психология воспроизведения показаний на месте и следственного эксперимента. 6. Психология обыска и опознания.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |