Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические основы допроса




Одной из ведущих характеристик допроса является закономерность его динамики, установление последовательных этапов, выявление особенностей каждого из этих этапов, раскрытие внешних и внутренних, прежде всего психологических, факторов, их определяющих. Психологически допрос, проводимый следователем, состоит из пяти стадий.

Первая — вводная часть, в ходе которой следователь получает от допрашиваемого анкетные данные: фамилию, имя, отчество, год рождения, семейное положение и т.п. Но это только внешняя сторона. Психологическим подтекстом этой части, ее внутренним содержанием является определение неосознаваемой обоими собеседниками линии дальнейшего поведения по отношению друг к другу.

Вторая — переход к психологическому контакту. Обычно на этой стадии следователь задает незначительные для существа дела вопросы. Речь может идти о трудовом и жизненном пути допрашиваемого и т.д. Но главной задачей этой части является установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым. На этой стадии определяются такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, состояние собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте.

Третья — получение от допрашиваемого основной информации, необходимой для расследования и раскрытия преступления.

При правильно организованном допросе благодаря приемам, основанным на индивидуальном подходе к личности допрашиваемого, следователю удается решить эту главную задачу. Но и после получения правдивых показаний допрос как процесс еще далеко не окончен.

Четвертая — сопоставление следователем полученной информации с уже имеющейся в деле и устранение всех неясностей и неточностей.

Пятая стадия выполняется различными способами. Обычно это рукопись, машинопись, магнитофонная запись или стенограмма. В них следователь фиксирует полученную в результате допроса информацию и представляет ее уже в письменном виде допрашиваемому, который, подтвердив правильность записанного в протокол, его подписывает.

В ходе допроса между следователем и допрашиваемым происходит обмен информацией, в котором можно выделить два аспекта: словесный обмен информацией между допрашиваемым и допрашивающим, получение информации о психологическом состоянии допрашиваемого и даже направлении его мыслей путем наблюдения за его поведением (жесты, мимика, микродвижения конечностей, цвет кожных покровов и т.д.).

Все средства коммуникации на допросе разделяются на речевые (вербальные) и неречевые (невербальные), слуховые и зрительные. Речь является универсальным средством общения, так как в результате ее использования менее всего теряется смысл передаваемых значений. Невербальные средства выполняют вспомогательную функцию по отношению к вербальным средствам, которая состоит в том, чтобы повысить семантическую значимость информации вербального сообщения. Невербальные средства могут также и самостоятельно передавать содержательную информацию. В этом случае они выступают в роли знака.

Для достижения полноценного общения необходимо умело пользоваться вербальными и невербальными средствами коммуникации. В следственной деятельности значение невербальных средств полифункционально. Это связано с рядом их особенностей:

• невербальные средства повышают значимость вербальной информации;

• позволяют быстро и скрыто получить оперативную информацию (т.е. реализуют принципы экономичности и избыточности) и тем самым снизить неопределенность ситуации, повысить ее детерминированность для следователя;

• в совокупности с вербальными средствами или самостоятельно — усиливают их доказательное значение;

• выполняют ориентировочную функцию, причем можно предположить, что в одних случаях они являются пусковыми ориентирами, в других — корректирующими.

В результате анализа полученной таким образом информации у следователя иногда появляются так называемые улики поведения в отношении допрашиваемого. Иными словами, анализируя внешние факторы поведения допрашиваемого и сличая его отрицательный ответ на поставленный вопрос о виновности, следователь приходит к выводу, что в действительности допрашиваемый виновен и его словесные утверждения лживы. Естественно, что такой вывод следователя, основанный на одном его внутреннем убеждении, не является доказательством, тем более что он может быть ошибочным. С другой стороны, обычный жизненный опыт и научные данные свидетельствуют о том, что внутреннее состояние человека довольно тесно связано с внешними факторами его поведения, о которых уже говорилось выше.

Существуют методики, с помощью которых проводится диагностика причастности человека к тем или иным событиям и, в особенности к преступлению путем наблюдения и анализа его жестов, мимики и различных физиологических показателей.

Интерес представляют и принципы работы так называемого разоблачителя лжи или полиграфа, построенного на соматовегетативных изменениях (неконтролируемых волевым усилием), возникающих под влиянием личностно значимых раздражителей у человека. Можно говорить о констатации изменений психофизических показателей самим следователем путем внимательного наблюдения за поведением допрашиваемого (покраснение или побледнение кожных покровов, потоотделение и т.д.). При этом от развитой у многих опытных следователей чувственной интуиции следует постепенно переходить к научно обоснованному анализу результатов наблюдений за поведением допрашиваемого и особенно его мимики.

Мимика человека есть органический сплав биологического и социального. В этом заключается ее выдающееся значение как объективного фактора внешнего выражения личности. С развитием общества мимические функции все более совершенствуются, дифференцируются, обогащаются все новыми и новыми нюансами. На следствии особенно важно познание произвольных и непроизвольных компонентов мимики. К последним относятся те из них, которые, не подчиняясь волевому управлению, как бы открывают проявления психики личности следователя. При этом большое значение следует придавать взгляду допрашиваемого, поскольку глаза не без основания считают зеркалом души. Близкая установка взгляда направляется всегда на нечто конкретное, подлежащее немедленному познанию. Взгляд, неопределенно устремленный вдаль, свидетельствует об отсутствии у человека активного интереса к конкретному окружению. При опущенной, склонившейся вниз голове взгляд исподлобья, устремленный вверх, свидетельствует о некотором негативизме личности, ее недоверчивости, замкнутости. Этот же взгляд следует дешифровать как внешнее выражение покорности, сочетающееся со стремлением замаскировать от собеседника свои истинные переживания. Практический интерес представляет также явление сужения глазной щели. В норме этот мимический знак определяет состояние значительного утомления, при котором в связи с понижением тонуса ослабляется мышца, поднимающая верхнее веко. В мимическом аспекте это воспринимается как свидетельство усталости, вялости, равнодушия. Все описанные выше состояния взгляда допрашиваемого свидетельствуют об отсутствии психологического контакта, должны насторожить следователя, заставить его пересмотреть избранную им тактику.

Мимическую деятельность глазной фракции, как правило, следует рассматривать совместно с лобной мимикой. Основное выражение лобной мимики заключается в сморщивании лба и подъеме бровей. Некоторые исследователи определяют лобную мышцу как мускул внимания.

В мимическом аспекте различаются два вида активного внимания: смотрение и наблюдение. Горизонтальные морщины лба характерны для смотрения, которое является пассивно-воспринимающей функцией; для более активной функции наблюдения характерно появление на лбу вертикальных складок, что свидетельствует о собранности и целеустремленности человека. Расслабление рта говорит о снижении активности личности, а также об изумлении, неожиданности, нервном потрясении. Явление расслабленной ротовой щели может также свидетельствовать о врожденной недостаточности мимики. Следует обращать внимание на углы рта. В состоянии депрессии они опускаются, а при переживании общего подъема наблюдается выравнивание углов рта, выпрямление его конфигурации.

Своеобразна мимика так называемого внутреннего смеха при закрытом рте. Для него характерно радостное выражение глаз и с трудом удерживаемое движение нижней части лица. В психологическом аспекте это следует рассматривать, как сознательное подавление положительной эмоциональной вспышки с целью уклониться от контакта с собеседником.

В общем, следует отметить, что мимику нужно воспринимать и анализировать как комплексное целое, где можно выделить следующие аспекты: подвижность, быстрота смены мимических формул и темп чередования их переходов. Именно такой комплексный анализ позволяет следователю понять состояние допрашиваемого, заподозрить случаи симуляции тех или иных состояний и выйти победителем в мимической диагностике.

Следователь должен уметь организовать свое психологическое состояние. Хороший следователь обладает навыками управления своей волей и эмоциями и умеет управлять в рамках закона эмоциями допрашиваемого (например, в начальной стадии допроса тонкими профессиональными приемами гасить вспышки ненависти, зла, отчаяния). Следователю нередко приходится выводить людей из состояния глубокой депрессии и только после этого переходить к диалогу. Это в первую очередь относится к потерпевшим и свидетелям, которые в силу ряда факторов могут находиться в угнетенном состоянии. Следователю целесообразно использовать различные параметры беседы, применять те или иные тактические приемы (в зависимости от индивидуальных особенностей личности допрашиваемого). Психологически почти всегда уровни контакта при допросе условно делят на:

Первый - это динамический контакт — темп, ритм и уровень напряженности. Он связан с такими темпераментными особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность у допрашиваемых.

Второй — уровень аргументации. Следователь выбирает аргументы, учитывая возраст допрашиваемого, его специальность, интеллект, жизненный опыт и, главное — его тип высшей нервной деятельности.

Третий — уровень социально-психологических отношений, который связан с ролевыми позициями допрашиваемого.

Следует особо подчеркнуть, что вся динамическая сторона допроса связана с темпераментом допрашиваемого. Если следователь хочет добиться успеха, он должен планировать темп, ритм, продолжительность, уровень напряженности, способы снятия излишнего психологического напряжения с учетом темпераментных особенностей личности допрашиваемого.

Это значит, что при допросе сильных и подвижных типов (холериков и сангвиников) темп, ритм и напряженность допроса могут быть достаточно высокими, вводная стадия допроса и часть контакта могут быть сокращены до минимума, переход от одной темы к другой осуществляться без предварительной подготовки.

При допросе сильных, уравновешенных и инертных типов (флегматиков) следует учитывать такие динамические характеристики, как медлительность, в сочетании с силой нервных процессов: у такого человека сравнительно длительный период втягивания. Поэтому динамику допроса таких лиц характеризует сравнительно большая вводная часть и стадия контакта, медленный переход от освещения одного эпизода к другому, сравнительно замедленный ритм беседы.

Особого подхода требуют меланхолики. Одной из характерных реакций этого типа на различные жизненные трудности (а допрос, как правило, относится к одной из таких трудностей) является склонность к охранительному запредельному торможению. При очень высоком ритме и напряженности допроса у меланхоликов может возникнуть состояние вялости и апатии. Следует помнить, что слабость нервной системы обычно сочетается с ее высокой чувствительностью, и поэтому меланхолики гораздо тоньше других типов реагирует на похвалу или порицание их деятельности. Одним из свойств меланхоликов (слабого и неуравновешенного типа) является тревожность. У тревожных людей сравнительно легче вызвать отрицательные эмоции. Их легко напугать, у них легче вызвать неудовлетворение, чем положительные эмоции.

Выбор правильной тактики допроса во многом зависит от определения темперамента допрашиваемого и его типа высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову). Ведь одни и те же аргументы с разной силой действуют на людей разных типов. Так, если нужно какое-либо лицо убедить в необходимости изменить систему регулирования уличного движения на перекрестке, где происходит много аварий из-за несовершенства этой системы, аргументы, которыми мы будем пользоваться, весьма различны в зависимости от типа данного лица.

Для художественного типа более сильным аргументом будет вид жертвы в момент аварии, зато статистические данные об авариях на него большого впечатления не произведут, хотя за ними стоят десятки подобных жертв. На мыслительный (абстрактный) тип, наоборот, сильно и убедительно действуют статистические данные, обобщение конкретных фактов и их последствий.

При допросе лица, относящиеся к художественному типу, наиболее действенными аргументами будут образные: предъявление фотографий, вещественных доказательств, фото робота, рисунков и т.п. На них большое эмоциональное воздействие оказывают такие действия, как предъявление на опознание трупов и очные ставки подозреваемого, потерпевшего и свидетеля. Давая показания, эти лица подробно описывают малознакомую местность, дают сравнительно точный словесный портрет того или иного лица. При необходимости восстановить в памяти у них ту или иную ситуацию, целесообразно вывозить их на место происшествия для воспроизведения показаний в конкретной обстановке.

При допросе лица, относящегося к мыслительному типу, предпочтительными аргументами являются ознакомление с материалами ревизии, заключением экспертизы, целесообразен логический анализ доказательств. В своих показаниях эти лица склонны подробно анализировать события с описанием причинно-следственных связей. При необходимости восстановления памяти у этих лиц тех или иных фрагментов, им рекомендуется последовательно воспроизвести весь связанный с исследуемым событием материал.

Одной из важнейших проблем психологии допроса является проблема отношений, которые в ходе допроса возникают между допрашиваемым и допрашивающим, и в определенной мере влияют на решение последним целей допроса. Правильное разрешение этой проблемы зависит во многом от уровня знаний, профессионального опыта и навыков следователя. Характер отношений между следователем и обвиняемым влияет на результаты допроса, во многом определяет его успех или неудачу. Следственной практике известно немало случаев, когда обвиняемый свою причастность к преступлению скрывает только потому, что не доверяет следователю, относится к нему неприязненно или даже враждебно. Например, при опросе осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, было установлено, что большинство из них, несмотря на доказанность вины, не дали на следствии правдивых показаний из-за отсутствия нормальных отношений со следователями.

Если допрашиваемый относит себя к одной социальной категории "мы", а в следователе видит представителя другой группировки "они", то это не способствует созданию необходимого психологического контакта, атмосферы доверия и, естественно, не способствует выполнению главной задачи допроса, - получению наиболее полной и объективной информации по делу. Отношение к следователю как к "чужому" не вызывает у допрашиваемого желания сообщить ему всю известную информацию о преступлении, тем более что часто речь может идти о весьма интимных вещах. Особенно это обостряется при допросе обвиняемого. Находящийся под стражей и приведенный из камеры к следователю человек уже в силу этого своего положения склонен делить окружающих на "мы" (обвиняемые по одному делу, их родственники, не привлеченные соучастники, другие заключенные) и "они" (в первую очередь, следователи, прокуроры, оперативные работники и т.п.). В сложной ситуации следователю нужно знать все основные социальные роли, которые исполнял допрашиваемый в жизни. И научиться направлять допрашиваемого к занятию такой ролевой позиции, которая бы наиболее соответствовала ситуации данного допроса.

Способов, с помощью которых может быть достигнут психологический контакт, множество, однако все они подчиняются следующим общим закономерностям: исследуя личность допрашиваемого, следователь должен обращаться к ее лучшим сторонам, то есть к социально положительным ролевым позициям данной личности. Этически и тактически недопустимо, чтобы следователь для установления контакта с допрашиваемым использовал негативные стороны его личности, даже если следователь хорошо знает их.

Следователь должен хорошо знать ту положительную область человеческих отношений, на базе которой у него возникает психологический контакт с допрашиваемым. Возникновение в ходе допроса психологической общности "мы" показывает обвиняемому, что его допрашивает высококомпетентный, чуткий и внимательный человек который пытается установить истину, что является первым шагом допрашиваемого в социально правильном направлении.

Отношение обвиняемого к совершенному преступлению, предъявленному обвинению, возможному наказанию зависит от мотивов, которыми обвиняемый руководствуется в период расследования уголовного дела.

В зависимости от позиции обвиняемого следователи добиваются такой ситуации, которая характеризуется признанием объективно установленных фактов и готовностью давать правдивые показания. И такая ситуация, разумеется, не гарантирует полной откровенности обвиняемого. Он может добросовестно заблуждаться, ошибаться, неправильно понимать сущность тех или иных событий, наконец, обвиняемый, чистосердечно признавая свою вину, может подсознательно стремиться к ее преуменьшению. То есть подготовка к допросу даже в бесконфликтной ситуации в некоторых случаях должна включать элементы прогнозирования ошибок, основанного на знании психологии обвиняемого. Прежде всего, это данные о поверхностном мышлении обвиняемого, неумении анализировать явления действительности, слабой памяти. Такое прогнозирование позволяет следователю предвидеть ошибки в истолковании внутреннего содержания событий, мотивов и целей поведения других людей и собственных побуждений, в описании деталей событий. Учет таких особенностей обвиняемого, как завышенная самооценка, не критичность к собственной личности, недоброжелательное отношение к окружающим, позволяет предвидеть вольное или невольное стремление обвиняемого к смягчению своей вины.

Мнимая бесконфликтность ситуации допроса возникает в случае самооговора обвиняемого. Ее вероятность повышается, если обвиняемый отличается повышенной внушаемостью, податливостью к внешнему воздействию, неумением отстаивать свою позицию, слабоволием, склонностью к развитию депрессии, апатии, недостаточной выносливостью к психическому напряжению. В тоже время известно, что наиболее типичными мотивами самооговора являются стремление избавить от наказания действительного виновника, которое формируется под влиянием родственных или дружеских чувств. Либо это может быть продиктовано определенными групповыми интересами, или же достигается угрозами и воздействием заинтересованных лиц в отношении тех, кто находится в какой-либо зависимости от них (несовершеннолетний и т.п.). Нельзя исключить возможность и того, что обвиняемый оговаривает себя из боязни огласки каких-либо компрометирующих сведений или из желания получить от заинтересованных лиц определенную материальную выгоду.

Ложное признание может быть продиктовано стремлением обвиняемого уклониться от ответственности за более тяжкое преступление. Таким путем он рассчитывает усыпить бдительность, создать себе алиби по другому делу либо доказать наличие обстоятельств, смягчающих или исключающих его ответственность, и т.п. Иногда обвиняемый путем нагромождения ложных признаний старается запутать и затянуть расследование, предполагая впоследствии отказаться от своих показаний, когда возможность обнаружения действительно совершенного им преступления будет утрачена или затруднена.

Полный вымысел сравнительно легко опровергается. Детализация и последующая проверка места, времени и других обстоятельств вымышленного события неминуемо ведут к разоблачению лжи.

Наиболее распространена ложь, сочетаемая и увязываемая с фактами реальной действительности, которые используются в качестве опорных точек для вымысла либо трансформируются в выгодном для обвиняемого свете: одни из них преднамеренно заменяются другими, производится смещение их во времени или пространстве, придается тому или иному факту иная окраска и т.п. Такие ложные показания, основанные на реальных фактах, требуют тесной увязки и согласования подлинного и вымышленного. Без этого они не будут достаточно правдоподобны и убедительны. Согласование лжи и правды, стремление допрашиваемого придать своим показаниям видимость максимальной правдоподобности протекают часто в условиях дефицита времени и напряжения психики. Это обстоятельство является одной из причин возникновения в ложных показаниях неувязок и расхождений.

Невозможно перечислить все доступные следователю и допустимые приемы воздействия на обвиняемого. Важно отметить только, что следователь не должен прибегать к запугиванию, унижению человеческого достоинства, необоснованным обещаниям и т.п.

Допрос - это борьба за истину. Силу следователю дают научные и практические знания, жизненный опыт и интуиция.

В современных условиях следователь, проводя допрос, использует самые разнообразные области человеческих знаний, которые позволяют ему расширить и увеличить каналы информации. Психофизиология, логика и паралингвистика, уголовный процесс и тактика — эти науки в комплексе применяются следователем при получении необходимой информации для раскрытия преступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.