КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие вопросы судебно-психологической экспертизы
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) представляет собой исследование, произведенное экспертом на основе специальных познаний в области психологии с целью дачи заключения, которое после соответствующей проверки и оценки следователем либо судом будет являться доказательством по уголовному делу. Предметом СПЭ является изучение конкретных процессов, свойств, состояний и механизмов психической деятельности человека, имеющих значение для установления истины по уголовному делу. Объектом СПЭ является психическая деятельность здорового человека. В центре исследования всегда находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, несовершеннолетнего). Необходимость изучения личности подэкспертного диктуется, прежде всего, потребностями практики борьбы с преступностью. Глубокое и полное изучение психологических особенностей личности способствует решению актуальных задач при расследовании преступления. СПЭ позволяет правильно квалифицировать совершенное преступление. В особенности это касается определения психического состояния в момент совершения преступления (например, состояние аффекта), установления роли, которую обвиняемый играл в преступной группе. Кроме того, СПЭ позволяет правильно выбрать тактические приемы, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий (особенно это касается допроса). Помимо названных вопросов, которые призвана решать СПЭ, она оказывает и воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации. Психологическое изучение личности преступника включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (воспитания, мышления, памяти и других познавательных процессов). Судебно-психологическая экспертиза некомпетентна решать вопросы юридического содержания – определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.д. Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности преступника, а только имеющие принципиальное значение для уголовного дела и выделяемые по двум основным критериям: содержанию уголовного дела и ситуации расследования. Изучение психологических особенностей преступника должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом отдельном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в зависимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности правонарушителя. Такой широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера. Среди процессуальных источников особое место и занимает предусмотренная уголовно-процессуальным законодательством судебно-психологическая экспертиза. Согласно закона, экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве уголовного дела возникает необходимость в проведении конкретных исследований с использованием специальных познаний. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения. Психологические познания - это познания в области психологии, в данном случае речь идет о специальных познаниях в науке. Профессиональными знаниями в теории и методологии психологии, практическими навыками и умениями проведения психологических исследований обладает только психолог, имеющий высшее психологическое образование и работающий по своей специальности. При исследовании так называемых пограничных состояний (олигофрении, инфантилизма, психопатии, акцентуаций характера), осуществляется комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. А для исследования влияния соматических (телесных) заболеваний на психическое состояние индивида назначается комплексная медико-психологическая экспертиза. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза проводится одновременно и совместно с экспертом-психологом и экспертом-психиатром. Особая разновидность патологической обусловленности противоправного поведения — состояние алкогольного опьянения. Известно, что большинство преступлений против личности и многие другие преступления совершаются в этом состоянии. При определении субъективных сторон состава преступления (вина, цель, мотивы), совершенного в состоянии алкогольного опьянения, возникает ряд трудностей, если не учитывать это состояние как состояние патологическое. Индивидуальное своеобразие данного состояния также требует экспертного психолого-психиатрического исследования. Раскрытие психолого-психиатрической экспертизой структуры личности подэкспертного лица (содержания и иерархии его основных мотивационных образований) может быть использовано судом и при анализе мотивов противоправного деяния. В ряде случаев субъективная сторона так называемых «безмотивных» преступлений раскрывается на основе «расшифровки» особенностей мотивационной сферы личности. Существенное влияние на психическую деятельность индивида могут оказать различные заболевания, соматическая (телесная) ослабленность в результате перенесенных болезней. Для экспертного исследования лиц, проходящих по уголовному делу, возможно назначение комплексной судебной медико-психологической экспертизы. Перед экспертизой могут быть поставлены следующие вопросы. ♦ Какие особенности психики могут быть обусловлены данным видом соматического заболевания? ♦ Могло ли данное лицо правильно воспринимать события и правильно их воспроизводить? ♦ Имеется ли у обследуемого лица сенсорная недостаточность? ♦ Могло ли подэкспертное лицо в результате соответствующей болезни сознавать значение своих действий и руководить ими? Возможна и целесообразна постановка и более конкретных вопросов в зависимости от характера соматической болезни подэкспертного лица. Так, для больных сахарным диабетом характерны неврозоподобные, даже аффективные расстройства, нарушения сознания с психомоторным перевозбуждением, неадекватные реакции при гипогликемических состояниях, состояние депрессии и эпизодического психоза. Необходимо отметить, что судебно-психологическая экспертиза проводится не только с целью выявления психического состояния обвиняемых, свидетелей и потерпевших во время совершения преступления, но и в период всего процесса судопроизводства. При проведении однородной судебно-психологической экспертизы психолог выступает как самостоятельный эксперт. Он проводит экспериментально-психологическое исследование, в котором больший удельный вес имеют методы, направленные на исследование личности. Кроме того, он обязан проводить тщательный психологический анализ материалов уголовного дела и медицинской документации. Ответы на вопросы, интересующие суд и следствие, базируются на сопоставительном анализе как экспериментальных данных, так и результатов психологического анализа документов. Основной процессуальной обязанностью эксперта-психолога является дача объективного заключения на основе проведенных исследований в соответствии с его специальными познаниями по вопросам, поставленным перед ним органом, ведущим производство по делу. Заключение судебно-психологической экспертизы обладает рядом специфических особенностей, затрудняющих оценку судом полученных экспертом результатов. Первая из этих особенностей определяется тем, что главным объектом судебно-психологической экспертизы является психика человека как особое свойство его мозга. Уникальность этого объекта состоит в его идеальном характере, недоступности непосредственному чувственному познанию. Вторая особенность состоит в применении экспертом специальных психологических познаний, которыми суд не обладает. Почему же необходимо изучение личности преступника в ходе судебно-психологической экспертизы? Дело в том, что недостатки процесса социализации не могут быть поняты вне психофизиологической основы социализации, без анализа его рефлекторно-эмоциональной стороны. И, как отмечает В. Н. Кудрявцев: "Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке". Психология может изучить психические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения. Насколько личность заражена антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс ее потребностей, интересов, мотивов действия. Психология исследует не только личность преступника, но и пути воздействия на эту личность. Один из основных вопросов криминальной психологии - выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии, прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминогенную ситуацию. Глубоко и на современном научном уровне исследовать эту проблему дает возможность системный подход. Главные положения этого подхода заключаются в следующем: 1) личность правонарушителя исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяют элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением; 2) личность правонарушителя познается через его деятельность, через взаимодействие с окружающей средой; 3) наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является среда, окружающая индивида, в особенности социальная микросреда. Учет личностного фактора в совершении преступлений имеет немаловажное юридическое значение и должен активно использоваться в уголовном и исправительном процессах. Однако следует отметить, что юристами, психиатрами и психологами понятие "личность" зачастую трактуется по-разному, да и в психологической литературе существует большое количество разнообразных и не всегда совместимых подходов к данной проблеме, что, естественно, препятствует полноценному и эффективному использованию профессиональных знаний о личности обвиняемых в уголовном процессе. Проблема личности является центральной в деятельности судебного психолога-эксперта. Психологическое исследование личности преступника необходимо практически во всех предметных видах судебно-психологической экспертизы: -экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияние на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний; -экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения инкриминируемых ему деяний; -экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Так, диагностика физиологического аффекта или иного эмоционального состояния, оказывающего существенное влияние на поведение обвиняемого, практически неосуществима без оценки роли личности в их возникновении и развитии. В то же время судебно-психологическая экспертиза личности обвиняемых представляет собой и самостоятельный вид экспертизы (первый из перечисленных). Рассмотрим ее более подробно. Перед назначением судебно-психологической экспертизы следует четко установить повод для ее назначения, т.е. выявить факты, свидетельствующие о необходимости проведения такой экспертизы. Судебно-психологическая экспертиза назначается по поводу возможностей умственной отсталости несовершеннолетнего обвиняемого. Эта экспертиза может быть назначена и при наличии в поведении лица отдельных психических отклонений, свидетельствующих о возможном его отставании в психическом развитии. При этом ни педагогическая запущенность, ни низкая успеваемость не являются показателями отставания в психическом развитии несовершеннолетнего. Признаками отставания в психическом развитии несовершеннолетнего служат: ♦ инфантильность поведения и мышления (несоответствие поступков и суждений возрастному уровню лица, их детскость), неспособность к самостоятельным умозаключениям; ♦ несоответствие мотивов содержанию и целям действий; ♦ нарушения в целенаправленности и критичности поведения; ♦ неспособность к социальной коррекции поведения. При наличии всех этих признаков или одного из них может быть вынесено постановление о проведении судебно-психологической экспертизы, в котором должны быть поставлены конкретные вопросы, примерно в такой формулировке: 1) имеются ли у данного лица отклонения от нормального для данного возраста уровня психического развития и в чем они выражаются; 2) можно ли на основе данных психологии сделать вывод о том, что имеющиеся у данного лица отклонения в психическом развитии препятствовали осознанию им полностью (или частично) значения своих общественно опасных действий; 3) в какой мере лицо могло руководить своими действиями? Назначение данной экспертизы необходимо в связи с введением в УК РФ статьи 22 об уменьшенной, ограниченной вменяемости в тех случаях, когда «вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими». 2. Судебно-психологическая экспертиза назначается для выявления способности лица правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.Следователь (судья) должен знать возможности судебно-психологической экспертизы в этой области. Судебно-психологическая экспертиза может установить индивидуальные особенности психики: уровень абсолютной и разностной сенсорной чувствительности, особенности цветоощущений, объем восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственную ориентацию, размеры, форму, удаленность, особенности рельефа и т.п.). Широкий диапазон индивидуальных различий имеют память, мышление и воображение человека, его внушаемость, склонность к фантазированию. Люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, различным внушаемым дополнениям к своим представлениям. В компетенцию судебно-психологической экспертизы не входит установление влияния конкретных условий на возможности восприятия (это относится к компетентности следователя и устанавливается в следственном эксперименте). Перед судебно-психологической экспертизой должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела (например, имеются ли у данного лица резко выраженные отклонения в восприятии и понимании определенных явлений, обладает ли лицо повышенной внушаемостью, может ли его слабое умственное развитие быть причиной искажения передаваемой им информации и т. п.). Перед судебно-психологической экспертизой нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой ложности показаний (например, опознал ли человек в действительности предъявляемый объект или не опознал; соответствуют ли его показания действительным событиям?). Судебно-психологическая экспертиза не является экспертизой достоверности показаний. Установление истинности или ложности показаний — профессиональная задача следователя, но при этом он, конечно, должен обладать соответствующими психологическими знаниями. При расследовании половых преступлений необходимо установление возможного беспомощного состояния потерпевшей и ее способности осознавать характер и значение совершенных с нею действий. Состояние беспомощности имеет разные проявления и может быть вызвано разными причинами: общей физической слабостью, болезнью, алкогольным опьянением, отсутствием возможности свободного волеизъявления, малолетним возрастом, неспособностью правильно оценивать ситуацию и др. Перед судебно-психологической экспертизой в таких случаях могут быть поставлены два вопроса: 1) находилась ли потерпевшая в соответствующей ситуации в состоянии беспомощности; 2) могла ли потерпевшая, находясь в таком состоянии, сознавать характер и значение совершаемых с нею действий? Не следует ставить вопрос: могла ли потерпевшая оказать сопротивление виновному? Несопротивляемость обстоятельствам не означает согласия с этими обстоятельствами, их принятия. Беспомощность — состояние, исключающее возможность сопротивляться. Непонимание характера совершаемых действий — одно из проявлений беспомощности. Беспомощность может быть обусловлена рядом обстоятельств: 1) хроническим психическим заболеванием; 2) временным аномальным состоянием психики в момент совершения полового акта с потерпевшей (в связи с состоянием фрустрации, аффекта, стресса); 3) отставанием психического развития; 4) возрастными и личностными особенностями потерпевшей. Непонимание характера действий посягателя означает неспособность потерпевшей осознавать содержательную сторону насильственных действий на основе своей информированности о половых взаимоотношениях, формах их проявления, физиологических аспектах сексуальных отношений, их последствиях. Понимание значения действий посягателя означает сознательную оценку действий посягателя с точки зрения их нравственной и правовой недопустимости, оценку этих действий в плане личной неприкосновенности. Частными объектами СПЭ в этих случаях могут быть инфантильность психического развития потерпевшей, акцентуации ее характера, уровень сформированности морального и полового сознания, ригидность, инертность, пониженный уровень притязаний, застенчивость, замкнутость, низкая устойчивость к стрессовым воздействиям, высокий уровень тревожности, повышенная конформность, авторитарный стиль поведения. Половая зрелость потерпевшей должна устанавливаться комплексной медико-психологической экспертизой (понятие половой зрелости включает в себя социально-психологические компоненты). Поводом для назначения судебно-психологической экспертизы является наличие в действиях обвиняемого признаков физиологического аффекта — эмоционального перевозбуждения, выразившегося в импульсивном преступном действии непосредственно за противоправными действиями потерпевшего. Закон, учитывая это, признает аффект обстоятельством, смягчающим ответственность, или обстоятельством, влияющим на квалификацию состава преступления. Перед судебно-психологической экспертизой ставится один вопрос: находилось ли лицо в момент совершения противоправного действия в состоянии физиологического аффекта, спровоцированного неправомерными действиями потерпевшего? Поскольку физиологический аффект нельзя воспроизвести повторно, его экспертное исследование осуществляется ретроспективным анализом — анализом остаточных, следовых явлений. Представляемые эксперту-психологу материалы уголовного дела должны быть достаточными для: 1) анализа личностных особенностей обвиняемого; 2) определения причин возникновения аффекта; 3) определения начального момента возникновения данного эмоционального состояния в ситуации взаимодействия обвиняемого с потерпевшим; 4) реконструкции динамики развития и угасания данного состояния. Экспертному исследованию подлежат и возможные устойчивые психические аномалии обвиняемого.Перед СПЭ ставится вопрос: какие возможные психические аномалии обвиняемого могли повлиять на совершение им данного деяния? Поведение психически аномальных лиц отличается неадекватностью: несоответствием объективным требованиям необходимого поведения. Показателями такой неадекватности действий преступника могут быть: ♦ крайние проявления эмоциональной неустойчивости — повышенная агрессивность, признаки садистского обращения с жертвой; ♦ признаки поведенческой неполноценности, выразившиеся в несоответствии мотивов, побуждений использованным средствам исполнения действия; ♦ гипертрофия потребностей низших уровней (эротомания, гедонизм и т. п.); ♦ склонность к сексуальным перверсиям (извращениям); ♦ «скачка мыслей» — неспособность к дискурсивному (логически последовательному) мышлению, обобщениям и классификации; ♦ экспрессивно-демонстративное (крикливое, вызывающее) поведение, легкомысленное отношение к последствиям совершенного деяния; ♦ повышенный уровень притязаний, хвастливость, лживость, явные признаки самооговора, частая смена показаний; ♦ алогичность преступных деяний, открытая демонстрация их последствий. Экспертное установление психических аномалий — необходимое условие всестороннего, полного и объективного расследования преступлений. Наряду с рассмотренными поводами обязательного назначения судебно-психологической экспертизы существуют факультативные (необязательные) поводы назначения данной экспертизы. Назначение судебно-психологической экспертизы для установления авторства письменного документа по психологическим особенностям (психолого-лингвистическая экспертиза). Письменные документы — один из существенных объектов исследования в судопроизводстве. Письменный документ может быть составлен лицом не по своей воле, а по принуждению — под диктовку другого лица. При этом документ несет в себе «следы психики» этого лица, признаки его личностных речевых особенностей. Экспертиза этих признаков проводится экспертами-психолингвистами (или совместно психологами и филологами). Выявляются позиции, ориентации, доминирующая направленность автора письменного текста, его эмоционально-выразительные и семантико-стилистические особенности (характер содержания текста, его лексические, стилистические и конструктивные особенности). В речи проявляется уникальный, индивидуально-своеобразный комплекс психических особенностей индивида — вербальный стереотип. Перед психолингвистической экспертизой могут быть поставлены вопросы об авторстве не только письменного документа, но и речи, записанной на магнитную пленку. Признаки речи в этом виде экспертизы группируются по ряду оснований: семантико-грамматическим (выбор слов и конструкций, выразительность, правильность и организованность текста), категориальным (профессиональные, социальные, территориальные, национальные и возрастные особенности). Учитываются и проявления аномальных психических состояний: непрерывность речи при логорее, деформированность — при расстройстве мышления, персеверации, навязчивость образов — при психозах. Назначение посмертной судебно-психологической экспертизы для установления психического состояния лица, предрасполагающего к самоубийству. В соответствии с уголовным законом покушение человека на лишение жизни самого себя не влечет уголовной ответственности. Но лица, виновные в доведении человека до самоубийства, несут строгую уголовную ответственность. Основные признаки состава этого преступления — зависимость потерпевшего от обвиняемого (подозреваемого), жестокое обращение с ним, систематическое унижение его человеческого достоинства, систематическая травля, клевета. Самоубийство (суицид) — чрезвычайный, трагический акт в жизни человека, при котором травмирующие психику обстоятельства по своей силе превосходят самый сильный человеческий инстинкт — инстинкт самосохранения. Самоубийства совершаются на фоне двух разновидностей остроконфликтных психических состояний — глубокой депрессии, обусловленной крушением основных личностных ценностей, утратой смысла жизни, субъективно трактуемой безвыходностью положения, или в результате внезапно возникшего аффекта, фрустраций, связанных с личностно-аварийной ситуацией. Суицид может быть вызван и длительным накоплением отрицательных эмоций в крайне неблагоприятных условиях жизни. Изучение психического состояния личности в случаях завершенного самоубийства крайне затруднено. Заключение психологической экспертизы в этих случаях имеет обычно вероятностный характер. Однако эта экспертиза существенна для проверки версии об инсценировке самоубийства. На разрешение СПЭ может быть поставлено исследование роли личности обвиняемого в групповом преступлении.При этом перед СПЭ могут быть поставлены следующие вопросы. ♦ Каков групповой статус и внутригрупповая роль данного лица в преступной группе? ♦ Какие групповые функции исполняло подэкспертное лицо в данной преступной группе во время совершения ею конкретного преступления? В случае расследования преступного деяния, совершенного в ситуации риска, на разрешение СПЭ может быть поставлен вопрос: совершалось ли данное действие в условиях необходимого риска? При расследовании происшествий, связанных с использованием техники (автотранспортных, авиационных, железнодорожных, воднотранспортных происшествий, аварий на производстве) в ряде случаев назначается инженерно-психологическая (технико-психологическая) экспертиза. Свыше 80 % аварий и происшествий совершается в силу дефектов человеческого поведения, обусловленных широким диапазоном индивидуально-типологических особенностей личности. Нередко аварийная ситуация значительно превышает возможности переработки оперативной информации данным субъектом, особенно когда к управлению сложными техническими средствами допускаются люди без соответствующего профессионального отбора, непригодные по своим индивидуально-психическим особенностям к данному виду деятельности, лица, неустойчивые к стрессовым и сверхсильным воздействиям. Объектом СПЭ в этих ситуациях являются индивидуально-психологические и профессиональные возможности лица, управляющего техникой, сильные стрессогенные воздействия в исследуемой ситуации, наличие у подэкспертного лица психосоматического неблагополучия. При расследовании сложных технических происшествий необходима, как правило, комплексная технико-психологическая экспертиза. К компетенции судебно-психологической экспертизы по делам о катастрофах и авариях на производстве и транспорте относятся: ♦ установление наличия или отсутствия у субъекта в момент происшествия проявлений крайнего психического напряжения, конфликтного эмоционального состояния — аффекта, стресса, фрустрации; ♦ установление пределов психофизиологических возможностей человека, их соответствия требованиям, возникшим в момент технического происшествия; ♦ установление нарушений инженерно-психологических и эргономических требований к средствам индикации (отображения информации) и механизмам управления технической системой, обусловивших неадекватные действия подследственного лица. Поводом к назначению судебно-психологической экспертизы по делам о транспортных и производственных происшествиях могут служить возникшие в процессе расследования предположения о том, что требования аварийной ситуации превышали индивидуально-психологические и профессиональные возможности лиц, управляющих техникой. В связи с этим экспертам-психологам могут быть заданы следующие вопросы. ♦ Находился ли субъект в момент совершения конкретных действий в конфликтном психическом состоянии (стресс, аффект, фрустрация и др.)? ♦ Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние? ♦ Соответствуют ли психические возможности обследуемого лица требованиям ситуации происшествия? ♦ Имелись ли в соответствующих технических средствах эргономические недостатки, обусловившие ошибочность действий оператора? Только квалифицированное экспертное исследование «человеческого фактора» при взаимодействии человека с техникой в экстремальных условиях может обеспечить реализацию принципа ответственности за виновное поведение и принципа справедливости наказания. Для проведения данного вида экспертизы судебно-следственные органы вправе ставить перед экспертом следующий вопрос: · Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)? Юридическое значение имеют такие индивидуальные особенности обвиняемого как способности, система отношений, мировоззрение, ценности мотивы, привычные способы адаптации и реагирования, темперамент, характер, культурные различия, эмоциональные особенности и т. д. Понятие индивидуально-психологических особенностей включает в себя и аномалии личности, конкретизируя их, т. е., является синтезом многих характеристик человека. Таким образом, психолог-эксперт может оперировать достаточно широким кругом явлений, связанных с индивидуальными особенностями подэкспертного, что позволяет ему создать "психологический портрет" обвиняемого как контекст решения многих юридических вопросов. В то же время в данном "психологическом портрете" могут быть упущены какие-то конкретные характеристики личности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные уголовно-правовые последствия. Поэтому целесообразно данный вопрос в некоторых случаях более конкретизировать: "Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как...(перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого)?". В одних случаях необходимо установление личностных черт, например, таких, как повышенная агрессивность, жестокость, импульсивность или повышенная внушаемость, подчиняемость. В других - важное значение приобретает содержательная характеристика ценностных, нравственных ориентации, социальных установок, мотивационной, волевой сфер личности и т.д. · Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния? Существенное влияние индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его криминальное поведение квалифицируется в тех случаях, когда они ограничивают его способность к смысловой оценке и волевому контролю своих противоправных поступков, т. е. способность в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную регуляцию и контроль в момент совершения инкриминируемых ему деяний. Следует учитывать разницу между социально извращенным, но подчиняющимся психологическим закономерностям поведением и поведением, протекающим с нарушениями полного осознания и контроля под существенным влиянием определенных индивидуально-психологических особенностей. В первом случае в заключении судебно-психологической экспертизы устанавливается, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности нашли отражение в его поведении. Подобный ответ не приводит к каким-нибудь значимым правовым последствиям, поскольку и так очевидно, что в любом поведенческом акте отражаются индивидуально-психологические особенности человека. Во втором же случае в заключении формулируется экспертный вывод о том, что выявленные у обвиняемого индивидуально-психологические особенности в период совершения инкриминируемых ему действий оказали существенное влияние на его поведение. При этом эксперт обязан раскрыть психологический механизм существенного влияния, показать, какие звенья мотивации поведения оказались нарушенными, основываясь на анализе взаимодействия личности и конкретной ситуации, в которой совершалось преступление. Важность заключения судебно-психологической экспертизы о существенном влиянии индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его криминальное поведение заключается в том, что оно может служить основанием индивидуализации уголовной ответственности и наказания. Психологические особенности обвиняемого могут быть по-разному связаны с совершенным им преступлением. Одни из них могут сыграть ведущую роль в выборе преступного способа удовлетворения потребностей или разрешения конфликта (эгоистическая, корыстная направленность личности, нежелание трудиться, неуважение к человеческой жизни и человеческому достоинству, сексуальная распущенность и пр.). Другие психологические особенности только способствуют совершению преступления при наличии внешней неблагоприятной ситуации (слабоволие, подчиняемость, легкомыслие, низкий уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбудимость и пр.). Наконец, многие психологические особенности обвиняемого остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечение, интересы, трудолюбие человека), но важны для понимания степени общественной опасности обвиняемого и перспектив его исправления и перевоспитания. Таким образом, данный предметный вид судебно-психологической экспертизы является одним из самых сложных, требующим опыта производства экспертизы и умения применять индивидуальный подход, идиографический анализ каждого конкретного экспертного случая. Одной из причин этого является практическая невозможность создания универсальной типологии вариантов существенного влияния индивидуально-психологических особенностей обвиняемого на его криминальное поведение, поскольку, устанавливая снижение способности субъекта в полной мере осознавать и контролировать свои действия, эксперт-психолог отталкивается не столько от психодиагностики личности испытуемого, сколько от анализа, взаимодействия личностных структур с ситуационными переменными. При этом необходимо выявить как индивидуальные особенности смыслового восприятия ситуации, понимания содержащихся в ней связей и отношений, так и особенности регуляции поведения во время совершения преступления.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 8826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |