КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человечество
Чтобы оценить революционное значение того нового, что внес Данилевский в историософию, нужно вспомнить, какие взгляды на социальную историю царили до него. С легкой руки европейских «просветителей» XVIII века считалось, что все люди на земле движутся к одним и тем же целям - усилению власти над материей путем развития науки и техники и к «смягчению нравов» через постепенную либерализацию жизнеустроения. Одни народы идут в этом направлении несколько впереди (это, конечно, европейцы), другие пока еще отстают, но рано или поздно они нагонят передовых и сольются с ними в одно мировое сообщество, чтобы, как сказал искренне веривший в это Маяковский, «в мире без России, без Латвии жить единым человечьим общежитьем». Данилевский показал наивность и несбыточность этой кабинетной теории, не считавшейся с фактами, и создал альтернативную философию истории. Для этого ему нужно было оттолкнуться от какой-то исходной категории, предельно четкой и содержательной. Такой категорией он избрал куль-турно-мсторический тип - аналог того базового понятия, которое гораздо позже появилось в физике и было названо «квантом действия». Рассмотрев реально существовавшие культурно-исторические типы, Данилевский сформулировал регулирующие их появление, развитие и фукционирование законы. Из них обратим особое внимание на следующие два: чем шире этническая база культурно-исторического типа, тем он сильнее, тем богаче и разнообразнее расцветает его духовность; духовные установки одного культурно-исторического типа не могут передаваться другому типу Последний закон как раз и устанавливает дискретность (неоднородность) единиц (сообществ), из которых складывается человечество. Эти единицы «разрешены», т.е. получают Вышнюю санкцию на существование, однако зона, их разделяющая, «запрещена», и перейти ее невозможно. Схожесть этой модели человечества с моделью атома Бора совершенно очевидна, но не надо забывать, что Бор жил много позже Данилевского - он родился как раз в годсмерти последнего. Из новой модели следовало, что история есть совсемне то, чемсчитали ее раньше: она представляет собой рождение, цветение, увяданиеи уходсо сцены различных культурно-исторических типов, а также их взаимодействие, которое лежит в широком диапазоне - от плодотворного сотрудничества до смертельной вражды. А вот смешение тут невозможно: гибридные культурно-исторические типы «запрещены». Так Данилевский «расцветил» историю, представил ее объемной, пульсирующей, волнующей. Вместо безликого людского рода, стройными шеренгами шагающего в сторону, куда указывает дорожный знак с надписью «Прогресс», перед нами разворачивается хоровод загорающихся, достигающих ослепительного блеска и гаснущих светил. История наполняется разноязыким гулом диковинных народов, каждый из которых решает свои задачи, руководствуется собственной логикой и как зеницу ока бережет свою неповторимость. Как была воспринята современниками эта «коперниканская революция» в познании общественного человека? Хотя «Россия и Европа» была переведена на основные иностранные языки, на Западе она осталась почтине замеченной. В России дело обстояло еще хуже:знаменитый и очень авторитетный философ Владимир Сергеевич Соловьев разнес идеи Данилевского в пух и прах. Он встретил их с негодованием по той причине, что в то время (1870-е годы) носился с проектом «вселенского синтеза», суть которого состояла в том, чтобы соединить светскую власть русского императора (распространив ее на весь мир) и духовную власть Римского папы {также сделав ее вселенской), и тогда, «по Соловьеву», все человечество станет христианским. Проект был абсурдным, и автор вскоре сам от него отказался, но когда вышел труд Данилевского, он еще горячо в него верил. Понятно, что «закон несмешиваемости» был для Соловьева костью в горле, и со свойственным ему темпераментом он накинулся на Данилевского. Один Николай Николаевич Страхов писал, что теория культурно-исторических типов есть великое открытие, но его голоса никто не услышал. Но правда рано или поздно торжествует. К началу XX века крупнейшие историки и социологи Европы, такие, как Макс Вебер, Освальд Шпенглер, Хосе Ортега-и-Гассет и Арнольд Тойнби, один за другим начали развивать концепции Данилевского, правда, без ссылок на него. Его термин «культурно-исторический тип» был постепенно заменен термином «цивилизация», его модель в конце концов стала среди специалистов общепринятой и получила название полицивилизационной модели. Нынче она находит свое отражение и в политической доктрине «многополярного мира», которую никак не хотят принять только глобалисты. Но, опираясь на эту доктрину в своей дипломатии, государственные деятели никогда не упоминают имени ее основоположника. Леонтьев разгадал гибельность «прогресса» не из метафизических или богословских соображений - это была не его сфера, - а руководствуясь эстетическим критерием истинности. Если для Гегеля все разумное было действительным, то для Леонтьева все красивое было действительным, т.е. истинным, а все безобразное - недействительным, т.е. ложным. И «прогресс» он воспринял как ложное направление исторического развития как раз по той причине, что он единственный из своих современников ощутил его безобразность. Можно ли всерьез говорить об эстетическом критерии правды? Несомненно. Великий Пуанкаре не только признавал такой критерий в столь, казалось бы, рациональной области знания, как математика, но и считал его решающим. Не доверять ему в этом вопросе мы не имеем права, ибо он знал о механизме математического творчества гораздо больше, чем мы все, вместе взятые. Он писал, что, если гипотеза изящна, она наверняка окажется правильной. Кстати, ту гипотезу, которую недавно доказал русский математик Перельман, Пуанкаре выдвинул как раз из эстетических соображений. Но если даже в такой «сухой» науке эстетическая оценка успешно работает, то насколько эффективнее она должна подсказывать нам истину в социологии, историософии и естественной истории! Дарвинизм, который, несмотря на неимоверное сопротивление нынешней безбожной цивилизации, все-таки наконец развенчан, был категорически отвергнут великими биологами XIX века Агассисом, Дришом и Вирховом в первую очередь потому, что идея рождения гармонии живого мира путем «проб и ошибок» или «методом тыка» изначально безобразна. Так же с порога отверг теорию «прогресса» Константин Леонтьев и, как мы можем сегодня видеть, оказался абсолютно прав. Что шокировало его, что показалось безобразным в учении о прогрессе? Он выделил в этом понятии две составляющие - либерализм и эгалитарность, т.е. уравниловку, нивелировку, стрижку всего человечества под одну гребенку, - и обе вызывали у него омерзение. Почувствовав их гибельность сначала «кожей», он попытался обосновать свои страхи логически. Либерализм ассоциирует себя с прекрасным словом «свобода». Но Леонтьев не клюнул на эту наживку. Он понимал, что либералы лишь подлизываются к свободе, на деле не имея с ней ничего общего. Подлинная свобода только одна - свобода от греха. Грех поработил нас со времен Адама и Евы, и главная задача человека - освободиться от этой неволи и стать в результате свободным. Либерализм же трактует свободу как освобождение от всего того, что мешает жить по-своему самовлюбленному индивидууму, - от обязательств перед обществом и от внутренней дисциплины, Леонтьев предрек, что такое освобождение приведет к деградации личности и к ее одичанию. И он попал в самую точку. Что за человеческое существо порождено ориентированной на «прогресс» Западной цивилизацией? Расслабленное, эгоистичное, развратное, похотливое, рвущееся ко всем видам телесных наслаждений, забывшее о чувстве долга и служении. Оно устраивает для себя беспечные празднества, фестивали, карнавалы и с вожделением рвется на курорты и пляжи, превозмогая даже страх перед авиакатастрофами, автомобильными пробками, цунами, заливающими побережье, ибо в бездумном «оттягивании» видит весь смысл своей жизни. Разве это не мерзость, разве не одичание? Вторая составляющая «прогресса» - эгалитарность была для Леонтьева не менее страшной. Как настоящий аристократ, он обладал обостренным чувством ранга, выражающимся не в высокомерии и чванстве, а в неприятии всякого панибратства и амикошонства и в твердом убеждении, что государство должно строиться по образу Небесного Царства с его иерархией и стройной вертикалью власти. Устойчивым, по его мнению, может быть только сословное жизнеустроение. А оно-то на его глазах и начинало разрушаться. Всем сердцем пламенного патриота он желал, чтобы Россия не была втянута в человекоубийственный либерально-эгалитарный процесс. Что предлагал он ей в качестве противоядия? Сначала скажем, чего он не предлагал, хотя противникам обуржуазивайия и скатывания к мещанскому потребительскому существованию это казалось единственной альтернативой- Он так же решительно, как «прогресс», отверг социализм, И опять по эстетическому критерию. В наиболее разработанной и в то время очень популярной версии социалистического учения - в марксизме Леонтьев разглядел нечто настолько уродливое, что ему не надо было вдумываться в диалектический материализм и разбираться в теории прибавочной стоимости. Марксизм для него абсолютно не приемлем по той причине, что всю потрясающую пышность и глубину мировой истории - рыцарские турниры, крестовые походы, великолепие восточных церемониалов, блеск коронационных торжеств и военных парадов - все это оказывалось, по Марксу, побочным продуктом движения человечества к такой цели, как увеличение объема производимых товаров. Чуткая к истине душа Константина Николаевича не могла поверить, что из низшего может возникнуть высшее. Либерально-эгалитарный «прогресс» мыслитель предлагал заменить общественным устройством, которое назвал «византизмом». Фактически под этим словом он имел в виду православную империю. Вот что он писал по этому поводу: «Под знаменем византизма, если мы будем ему верны, мы, конечно, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы, если бы она, разрушив у себя все благородное, осмелилась и нам когда-нибудь предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве, о земной радикальной всепошлости». Вчитайтесь внимательнее в эти слова. Это же сказано о нашем времени! То «когда-нибудь», о котором писал Леонтьев, нынче настало. Интернациональная прогрессивная Европа вкупе с Соединенными Штатами нагло предписывают нам сегодня не просто законы всепошлости, но основанный на них целый «новый мировой порядок». Устоим ли мы перед этим натиском? Необходимо устоять. Давайте же искать пути к этому. Думается, тот, что предложен более ста лет назад Константином Леонтьевым, -не самый плохой. «Внешний образ раба, в котором находится наш народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не только не может служить возражением против ее призвания, но, скорее, подтверждает его. Ибо та высшая сила, которую русский народ должен провести в человечество, есть сила не от мира сего, и внешнее богатство и порядок относительно ее не имеют никакого значения. Великое историческое призвание России, от которого только получает значение и ее ближайшая задача, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Это - слова самого Владимира Соловьева.
[1] Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // И.А. Ильин. Собр. соч.: В 10 т. – М., 1994. Т. 4. – С. 80.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |