Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние расщелин губы и неба на психическое, физическое, речевое развитие ребенка

ВРОЖДЕННЫЕ НЕСРАЩЕНИЯ ЛИЦА И НЁБА. Случаи рождения ребенка с расщелиной губы и нёба — один на 500-800 рождений нормальных детей. Врожденные дефекты лица и нёба являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на эмбрион на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечаются наследственный характер этой аномалии, дефицит отдельных микроэлементов, применение некоторых гормональных препаратов. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией и т.п., алкоголь, курение. Причинами аномалии могут быть отрицательные факторы, связанные с профессией, психические потрясения и ряд других. Многие авторы подчеркивают сочетанное воздействие ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов.

У таких детей в процессе их физического развития возникают серьезные функциональные расстройства, связанные с наличием дефекта. Расщелины губы и нёба оказывают также различное влияние на формирование речи в зависимости от величины и формы анатомического дефекта. Принято различать следующие виды расщелин:

1) расщелина верхней губы; верхней губы и альвеолярного отростка;

2) расщелины твердого и мягкого нёба;

3) расщелины верхней губы, альвеолярного отростка и нёба — одно- и двусторонние;

4) подслизистые (субмукозные) расщелины нёба.

Структура анатомического дефекта является фактором, способствующим возникновению компенсаторных нарушений, при которых страдают все отделы периферического речевого механизма.

Затрудненное вскармливание в раннем периоде развития приводит к ослаблению жизненных сил, и ребенок становится восприимчивым к различным заболеваниям. Дети с расщелинами особенно предрасположены к катару верхних дыхательных путей, бронхиту, пневмонии, рахиту, анемии.

Нередко у детей наблюдаются патологические изменения в лорорганах: искривления носовой перегородки, деформации крыла носа, аденоиды, гипертрофии (увеличения) миндалин. Часто у детей возникают воспалительные процессы в носовой области, которые могут перейти со слизистой оболочки носа и глотки на евстахиевы трубы и вызвать воспаление среднего уха. Частые отиты, нередко принимающие хроническое течение, служат причиной различной степени понижения слуха.

Формирование фонетически правильной речи у детей дошкольного возраста, имеющих врожденную расщелину неба, направлено на решение нескольких взаимосвязанных задач:

1) нормализацию «ротового выдоха», формирование длительной ротовой струи при произношении всех звуков речи, кроме носовых;

2) овладение артикуляцией всех звуков речи;

3) устранение назального оттенка голоса;

4) дифференциацию звуков с целью предупреждения нарушений звукового анализа;

5) нормализацию ритмико-интонационной стороны речи;

6) автоматизацию приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Решение этих специфических задач возможно при учете закономерностей усвоения правильных навыков произношения.

У детей дошкольного возраста значительная роль принадлежит подражанию, но элементы сознательного усвоения должны присутствовать обязательно. Это связано с тем, что перестройка прочного патологического навыка назального произношения невозможна без активизации всех личностных качеств ребенка, направленности на коррекцию дефекта и безсознательного усвоения новых акустических и двигательных стереотипов речевых звуков.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений можно использовать как в дооперационный период, так и после операции.

Логопедические занятия необходимо начинать в дооперационный период, т.к. они предотвращают возникновение серьезных изменений в функционировании органов речи. На этом этапе подготавливается активность мягкого неба, нормализуется положение корня языка, усиливается мышечная деятельность губ, вырабатывается направленный ротовой выдох — создаются благоприятные условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Через 15-20 дней после операции специальные упражнения повторяются, но основной целью занятий является развитие подвижности мягкого неба.

Для устранения ринофонии (назализованной фонации) используют комплексный ортофонический метод, требующий участия фониатра, логопеда, педагога. Основная цель — создание или восстановление функциональной связи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Методика разработана Е.С. Алмазовой, Л.И. Вансовской и др.

Задачи логопедической коррекции состоят в следующем:

— дифференциация носового и ротового дыхания;

— активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки;

— вызывание звонкого, громкого, модулированного голоса без носового оттенка;

— развитие просодических средств речи;

— воспитание слухового контроля за речью.

Предусмотрены два этапа работы, а также индивидуальные и фронтальные виды занятий. Большое значение придается психотерапии, направленной на сознательное и активное включение в процессе коррекции. Широко используются дыхательные упражнения в форме игры. На основном этапе осуществляются развитие высоты голоса (вокальные упражнения); речевое произнесение гласных и их сочетаний; развитие силы голоса (переходы от тихого к громкому произнесению и наоборот); развитие тембра голоса (диапазона и модуляции на материале сочетаний гласных, согласных типа бум бом, подражание голосам и др.).


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дислалия | Дизартрия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.