Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дизартрия

Тема 5.

План: 1. Определение понятия «дизартрия».

2. Симптоматика, причины дизартрии.

3. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией.

Литература:

1. Логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, М.: Просвещение, 1989.

2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб.: Образование, 1994.

3. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. СПб.: Дельта, 1996.

1. Определение понятия «дизартрия», причины возникновения.

Дизартрия — это такое расстройство звукопроизносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела рече-двигательного анализатора и связанным с этим нарушением иннервации речевых мышц. Сам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» (артрон — сочленение). Распространенность дизартрии среди умственно нормальных детей — от 3 до 6%, а среди детей со сниженным интеллектом — до 40-60%.

Речь детей, страдающих выраженной формой дизартрии, и в самом деле теряет свою членораздельность и становится почти непонятной для окружающих («как каша во рту»). В чем же здесь дело?

Причинами дизартрии, являются поражения нервной системы ребенка, которые могут наступать внутриутробно, во время родов или вследствие заболеваний раннего возраста (менингиты, менингоэнцефалиты, травматические или сосудистые нарушения). До сравнительно недавнего времени основной причиной дизартрии считали родовую травму, вызывающую кровоизлияние в мозг, асфиксию при рождении и другие осложнения во время родов. Однако к настоящему времени стало ясно, что более чем в 80 % случаев поражение нервной системы плода наступает внутриутробно. Именно недостаточная полноценность плода и его «неготовность» к активному участию в процессе родов приводят к осложненному их течению и к возможным дополнительным повреждениям головного мозга. Знание этого обстоятельства чрезвычайно важно с точки зрения профилактики дизартрии — необходимо проявлять особенно большую заботу о нормальном протекании беременности.

2. Симптоматика дизартрии. Как уже отмечалось ранее, двигательные «команды» из центрального отдела речедвигательного анализатора к периферическим органам речи передаются по проводящим нервным путям. При органическом поражении определенных отделов головного мозга или непосредственно двигательных нервов полноценная передача нервных импульсов становится невозможной, и в самих мышцах развиваются явления паралича или пареза. А поскольку эти явления могут распространяться не только на мышцы языка и губ, но также и на мышцы мягкого неба, голосовых связок и органов дыхания, то нарушается не только артикулирование звуков, но и голосообразование и речевое дыхание. При выраженных парезах языка страдает артикуляция практически всех звуков речи, включая и гласные; парез мягкого неба обусловливает появление носового оттенка голоса, голосовых связок — нарушение процесса голосообразования и изменение тембра голоса, дыхательных мышц — нарушение функции речевого дыхания, которое становится поверхностным и аритмичным. Все это вместе взятое приводит к тому, что дизартрия по своим внешним проявлениям резко отличается от дислалии. Так, если при дислалии дефекты звукопроизношения проявляются на фоне нормального темпа и ритма речи, нормального речевого дыхания и голосообразования, то при дизартрии наблюдается картина какого-то общего фонетического неблагополучия речи в целом, вследствие чего она и теряет свою внятность, членораздельность.

Помимо нарушения двигательной функции речевых мышц страдает также и их чувствительность. По этой причине ребенок недостаточно хорошо ощущает положение своих артикуляторных органов, затрудняется в «нахождении» нужной артикуляции.

Это вызывает дополнительные трудности в процессе коррекции неправильно произносимых звуков.

Наличие у ребенка тяжелого нарушения звукопроизношения во многих случаях приводит к появлению у него вторичных нарушений слуховой дифференциации звуков и связанных с этим буквенных замен на письме. Трудностями и недостаточностью речевого общения вторично может быть обусловлена также бедность словарного запаса ребенка и несформированность у него грамматического строя речи. К дополнительно возникающим неречевым симптомам при дизартрии могут быть отнесены и вторичные психические наслоения, связанные с переживанием ребенком своей речевой неполноценности. При дислалиях подобные наслоения встречаются несравненно реже.

Для более полного понимания симптоматики детской дизартрии важно учитывать и то, что она чаще всего не является самостоятельным нарушением речи, а представляет собой один из симптомов тяжелого заболевания — детского церебрального паралича, который обычно носит врожденный характер или возникает в возрасте до двух лет. У детей, страдающих им, наблюдаются параличи и парезы мышц конечностей и туловища. Парезы ног резко ограничивают (или даже полностью исключают) возможность передвижения ребенка в пространстве, что нарушает развитие у него зрительно-пространственных представлений, поскольку ребенок познает пространство «мерой собственных шагов». Параличи и парезы рук ограничивают (или исключают) возможность манипулирования предметами, что на втором году жизни ребенка играет решающую роль в познании им окружающего мира (деятельность «познающей руки»). Это также приводит к задержке в развитии познавательной деятельности ребенка и, в частности, к задержке формирования у него зрительно-пространственных представлений. Последнее может приводить в дальнейшем к специфическим нарушениям чтения и письма, к трудностям усвоения таких предметов, как геометрия, география и др. Нередко имеют место также эмоционально-волевые расстройства, степень выраженности и особенности проявления которых во многом зависят от локализации и времени поражения головного мозга.

В зависимости от локализации поражения головного мозга дизартрия проявляется по-разному, в связи с чем различают несколько ее видов, которые здесь рассматривать нецелесообразно. При полном параличе артикуляторных мышц имеет место так называемая анартрия — полное отсутствие у ребенка произносительной речи. Но нередко может наблюдаться и так называемая «стертая» дизартрия, в основе которой лежат лишь очень небольшие, буквально «точечные» органические поражения коры головного мозга. Их наличие приводит к парезам лишь отдельных небольших групп артикуляторных мышц (например, только кончика языка или только одной его стороны). При таких условиях у ребенка страдает произношение лишь отдельных звуков при нормальном темпе и ритме речи и при отсутствии выраженных расстройств речевого дыхания и голоса. Долгое время такого рода нарушения в произношении звуков относили к функциональной дислалии, не замечая их специфики. Однако трудности их преодоления (в частности, гораздо более продолжительные сроки) заставили специалистов тщательнее изучить этот вопрос, в результате чего из группы дислалии и была выделена «стертая» дизартрия.

Расстройства звукопроизношения при стертой дизартрии имеют не только иную причинную обусловленность по сравнению с дислалией, но и другое внешнее проявление. В частности, для стертой дизартрии характерным бывает межзубное произношение звуков, связанное со слабостью (паретичностью) мышц кончика языка — он просто не удерживается за зубами. Нередко имеет место и «боковое» произношение некоторых согласных, что связано с парезами одной стороны языка. В этих случаях язык при высовывании его изо рта обычно отклоняется в одну сторону, а при артикулировании некоторых звуков становится во рту «ребром», что и способствует боковой утечке воздуха. Такие нарушения в произношении звуков ни в каком возрасте не могут быть отнесены к «физиологическому косноязычию» ввиду их обусловленности патологическими причинами.

Преодоление выраженной дизартрии, особенно проявляющейся на фоне детского церебрального паралича, представляет собой сложную задачу, требующую усилий многих специалистов. Уже из приведенного выше краткого описания сложной и многообразной симптоматики детского церебрального паралича ясна необходимость комплексной медико-педагогической помощи данной категории детей в течение достаточно продолжительного времени. Такие дети обычно с раннего возраста находятся на специальном учете, в связи с чем перед родителями, как правило, не возникает вопроса о том, куда им следует обращаться за помощью. Что касается случаев сравнительно легко выраженной и особенно стертой дизартрии, то к этой проблеме хотелось бы привлечь внимание родителей, поскольку они нередко не придают ей должного значения.

3. Характеристика двигательных функций, общего психического и речевого развития детей с дизартрией. Стертая дизартрия чаще всего является лишь одним из проявлений так называемой минимальной мозговой дисфункции, которая в последние десятилетия превратилась буквально в проблему века. В этих случаях имеется как бы общий органический фон, при наличии которого дело не может ограничиться нарушениями одного лишь звукопроизношения, хотя оно и обращает на себя внимание в самую первую очередь. Для этих детей характерны также нарушения психической деятельности, которые становятся особенно заметными с началом их школьного обучения. В частности, нарушено внимание, что проявляется в повышенной отвлекаемости ребенка, в его неумении сосредоточиться на каком-то одном занятии; нарушена память, что выражается в трудностях запоминания речевого материала (в особенности стихотворений) и быстром его забывании и т. п. Если в отношении таких детей не были предприняты коррекционные меры в дошкольном возрасте, то в дальнейшем они нередко доходят до состояния школьной дезадаптации со всеми вытекающими отсюда последствиями, особенно отрицательно проявляющимися у подростков.

При коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией основное внимание в подготовительный период обращается на развитие у них речевой моторики. Однако здесь важно учитывать особенности проявления парезов и упражнять именно слабые мышцы, что требует специальных знаний. Родители могут подключаться к этой работе (в плане проверки правильности выполнения ребенком домашних заданий) лишь после подробной консультации у логопеда.

Автоматизация правильного звукопроизношения даже при стертой дизартрии обычно занимает более продолжительное время, чем при дислалии. Во многих случаях оказывается необходимой также работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков и развитию фонематического анализа слов. Это объясняется тем, что как различение отдельных звуков, так и фонематический анализ слов включают в себя не только «слуховой», но и моторный компонент (более или менее выраженная степень проговаривания), который у детей с дизартрией страдает. Ребенок с дизартрией недостаточно хорошо чувствует положение и движение своих артикуляторных органов, что затрудняет уточнение им звукового состава слова путем его громкого или «скрытого» проговаривания.

Эффективность преодоления нарушений звукопроизношения зависит в основном от его причинной обусловленности и от серьезности отношения как самого ребенка, так и его родителей, к логопедической работе. Функциональные моторная и сенсорная дислалии, как правило, поддаются полному и сравнительно быстрому преодолению, если не иметь в виду случаи преждевременного прекращения логопедических занятий, о которых уже говорилось выше. Практически полный результат достигается и при стертой дизартрии, а также при нерезко выраженной механической дислалии, не связанной с особо грубыми анатомическими дефектами в строении речевого аппарата. При наличии же последних эффективность преодоления дефектного произношения звуков во многом зависит от того, насколько удастся устранить имеющийся анатомический дефект. О большей трудности и более длительных сроках преодоления дизартрии по сравнению с дислалией уже говорилось.

У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для воспитания разнообразных движений пальцев и кисти руки. Эти упражнения должны быть связаны и с игровой деятельностью ребенка и с навыками его повседневной жизни.

Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем — с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на «свое» место. Можно попросить распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.

Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы: пуговицы, палочки, зерна и др. по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их.

Нужно использовать также лепку из пластилина, работу с мозаикой. Эти виды деятельности можно постепенно усложнять. Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, также постепенно усложняют по количеству деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.

Воспитатель и родители должны со вниманием отнестись к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения перечисленных упражнений. Полезно отмечать время и положительно оценивать усидчивость ребенка.

Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:

1. На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контуру.

2. Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно приподнимает пальцы. Если ребенку не сразу удается выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.

3. Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары. Для увеличения мышечной нагрузки на каждую пару можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.

4. По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).

5. Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.

6. «Отстреливание» ватного шарика, шашки и т.п. одним, двумя и четырьмя пальцами.

Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности в еде и самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но при этом соблюдать разумную меру при оказании помощи, иначе может пострадать развитие самостоятельности ребенка. Полезно изменить ручку ложки, кружки — сделать ее более толстой с помощью бинта. Посуду можно закрепить на подносе.

При обучении питью сначала используется резиновая трубка для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку, затем ее нужно слегка потянуть, чтобы он удерживал ее одними губами.

Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надеть на голову ребенка эластичный резиновый жгут (под челюсти). Во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, которая также благотворно сказывается на произношении звуков.

Нужно помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности действиями, которые необходимы при использовании пуговиц, кнопок, пряжек, шнурков и т.п.

Полезны следующие упражнения:

1. Захват сначала тремя, а позже двумя пальцами пуговиц разной величины, формы: пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц.

2. Застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом и на собственной одежде.

3. Шнурование: сначала ботинок укрепляют на доске или рамке, и ребенок учится на нем, а позднее тренируется на своей обуви.

Домашние занятия с ребенком, страдающим дизартрией, должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:

— раскрашивание картинок;

— точное обведение контуров предметов;

— рисование простых предметов по проставленным точкам;

— соединение данных точек линиями разного направления;

— штрихование (используются цветные карандаши).

Очень важно суметь убедить ребенка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность. Бумагу можно прикрепить кнопками к столу, использовать на первых порах мягкие карандаши увеличенного диаметра.

Систематическая работа по нормализации артикулярной и тонкой ручной моторики, развитию слухового внимания и фонематического слуха способствует устранению дефектов фонетической стороны речи, развивает и активизирует навыки речевого общения. Наибольшая эффективность в преодолении этого сложного нарушения достигается при четкой координации совместных усилий врача, логопеда, воспитателя и родителей.

Логопедическая помощь детям с нарушениями звукопроизношения может оказываться в учреждениях разного типа. В каждом конкретном случае выбор определяется двумя факторами: во-первых, возрастом ребенка и, во-вторых, самой тяжестью дефекта. Оба фактора приходится учитывать одновременно.

В случаях тяжелых нарушений звукопроизношения (выраженная форма дизартрии или грубой механической дислалии), а также при проявлении дефектов звукопроизношения на фоне общего недоразвития речи логопедическая помощь оказывается в учреждениях стационарного или полустационарного типа. Для детей дошкольного возраста это могут быть речевые ясли, речевые детские сады или специальные речевые группы при массовых детских садах, а также речевые стационары. Во всех этих учреждениях ребенку может быть оказана необходимая комплексная и к тому же достаточно продолжительная помощь. Временное помещение таких детей в стационар желательно не только в лечебных, но и в диагностических целях, поскольку здесь имеются все необходимые условия для проведения тщательного комплексного обследования каждого ребенка разными специалистами.

Детям школьного возраста с такого рода сложными расстройствами, при которых дефекты звукопроизношения являются лишь одним из симптомов каких-то более сложных речевых и других нарушений, коррекционно-диагностическая помощь может оказываться в учреждениях стационарного или санаторно-курортного типа. Часть этих детей обучается в специальных речевых школах или в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где с ними в течение ряда лет продолжается необходимая коррекционная работа.

При более легких формах нарушений звукопроизношения, являющихся самостоятельными речевыми расстройствами, логопедическая помощь детям как дошкольного, так и школьного возраста оказывается в основном в учреждениях амбулаторного типа. Для дошкольников это будут логопедические кабинеты при детских поликлиниках, для школьников — школьные логопедические пункты при общеобразовательных школах. Подростки и взрослые могут получать логопедическую помощь в логопедических кабинетах при психоневрологических диспансерах.

Кроме того, в последние годы все шире распространяется сеть так называемых центров — учреждений амбулаторного типа, призванных оказывать диагностическую и коррекционно-профилактическую помощь детям дошкольного и школьного возраста с различными речевыми и нервно-психическими расстройствами. В такие центры очень часто обращаются и дети с нарушениями звукопроизношения (правда, в процессе комплексного обследования у них нередко выявляются и значительно более серьезные речевые и другие расстройства). Во многих случаях детям и взрослым, страдающим дефектами в произношении звуков (равно как и любыми другими нарушениями речи), оказывается письменная консультативная помощь. К такого рода помощи в значительной степени можно отнести также многочисленные логопедические пособия, адресованные неспециалистам и касающиеся в том числе и нарушений звукопроизношения.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние расщелин губы и неба на психическое, физическое, речевое развитие ребенка | Заикание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.