КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дифференциальная диагностика. Речевое развитие детей-алаликов
Речевое развитие детей-алаликов. Р.Е. Левина, изучая детей-алаликов, разделила их на три группы: 1) неговорящие дети с преимущественным нарушением слухового (фонематического) восприятия; 2) неговорящие дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия; 3) неговорящие дети с нарушением психической активности. Дети первой группы, несмотря на достаточные умственные способности, нормальные артикуляционный аппарат и слух, отличаются «специфической невосприимчивостью к звукам человеческой речи». Восприятие окружающей речи для них возможно лишь через улавливание общих, «контурных», часто ударных частей слова, интонации речи, вследствие чего понимание речи лишено четкости. Дети смешивают слова, различающиеся 1-2 звуками, слова со сходным слоговым составом и ударностью слогов, что впоследствии особенно тяжело отражается на письме. Дети второй группы характеризуются трудностями в восприятии предметного мира. Типичным для них является «крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов» (Р.Е. Левина). При усвоении грамоты у них отмечаются сниженное понимание читаемого и стойкий аграмматизм. Для детей третьей группы, наряду с «активно волевым характером» овладения фонетической и смысловой сторонами речи, характерно общее снижение психической активности, которое создает условия для неправильного «функционирования анализаторных процессов». Речевое развитие детей всех трех групп соотносимо с уровнями недоразвития речи, определенными Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической классификации: — «отсутствие общеупотребительной речи»; — «начатки общеупотребительной речи»; — «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития». Подробный анализ высказываний детей-алаликов позволяет выделить целый ряд специфических ошибок: — элизии (пропуски звуков и слогов); — контаминация (смешение элементов двух и более слов: красмовка — красивая морковка; белток — белок, желток); — персеверация (татуетка — табуретка); Наличие выраженного аграмматизма, т.е. неправильного употребления грамматических форм: упал и сола (упал со стола), три ухи и т.д. — в сочетании с грубым нарушением звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слова и снижением фонематического слуха приводят к тому, что речь детей-алаликов малопонятна для окружающих. Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной задачей. Нередко детей с сенсорной алалией смешивают с детьми, имеющими нарушение слухового анализатора, по общему признаку — непониманию обращенной к ним речи.
Часто дети с моторной алалией по некоторым проявлениям психической деятельности похожи на детей с умственной отсталостью. Следует их различать по признакам, указанным в таблице.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |