Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциальная диагностика. Речевое развитие детей-алаликов

Речевое развитие детей-алаликов.

Р.Е. Левина, изучая детей-алаликов, разделила их на три группы:

1) неговорящие дети с преимущественным нарушением слухового (фонематического) восприятия;

2) неговорящие дети с нарушением зрительного (предметного) восприятия;

3) неговорящие дети с нарушением психической активности.

Дети первой группы, несмотря на достаточные умственные способности, нормальные артикуляционный аппарат и слух, отличаются «специфической невосприимчивостью к звукам человеческой речи». Восприятие окружающей речи для них возможно лишь через улавливание общих, «контурных», часто ударных частей слова, интонации речи, вследствие чего понимание речи лишено четкости. Дети смешивают слова, различающиеся 1-2 звуками, слова со сходным слоговым составом и ударностью слогов, что впоследствии особенно тяжело отражается на письме.

Дети второй группы характеризуются трудностями в восприятии предметного мира. Типичным для них является «крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов» (Р.Е. Левина). При усвоении грамоты у них отмечаются сниженное понимание читаемого и стойкий аграмматизм.

Для детей третьей группы, наряду с «активно волевым характером» овладения фонетической и смысловой сторонами речи, характерно общее снижение психической активности, которое создает условия для неправильного «функционирования анализаторных процессов».

Речевое развитие детей всех трех групп соотносимо с уровнями недоразвития речи, определенными Р.Е. Левиной в рамках психолого-педагогической классификации:

— «отсутствие общеупотребительной речи»;

— «начатки общеупотребительной речи»;

— «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития».

Подробный анализ высказываний детей-алаликов позволяет выделить целый ряд специфических ошибок:

— элизии (пропуски звуков и слогов);

— контаминация (смешение элементов двух и более слов: красмовка — красивая морковка; белток — белок, желток);

— персеверация (татуетка — табуретка);

Наличие выраженного аграмматизма, т.е. неправильного употребления грамматических форм: упал и сола (упал со стола), три ухи и т.д. — в сочетании с грубым нарушением звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слова и снижением фонематического слуха приводят к тому, что речь детей-алаликов малопонятна для окружающих.

Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной задачей.

Нередко детей с сенсорной алалией смешивают с детьми, имеющими нарушение слухового анализатора, по общему признаку — непониманию обращенной к ним речи.

Дети с сенсорной алалией Дети с нарушением слуха
Аудиограмма — N, или разноречивые показатели снижения за короткий период Аудиограмма показывает снижение слуха
Голос звонкий Голос приглушенный
Неречевые звуки и шумы различают хорошо   Снижено восприятие как речевых, так и неречевых звуков
Качество восприятия не зависит от того, насколько близко стоит говорящий, и громкости его голоса Чем ближе стоит говорящий и громче его голос, тем лучше воспринимается его речь
Использование слухового аппарата не улучшает восприятия речи   Использование слухового аппарата улучшает восприятие речи

 

Часто дети с моторной алалией по некоторым проявлениям психической деятельности похожи на детей с умственной отсталостью. Следует их различать по признакам, указанным в таблице.

Дети с моторной алалией   Дети с умственной отсталостью
Заинтересованы в обучении, получении новых знаний Не заинтересованы в обучении, получении новых знаний
Принимают помощь взрослого в разных видах деятельности   Плохо принимают помощь взрослого
С раннего возраста при исчезновении предмета, игрушки из поля зрения не теряют к ней интерес, ищут ее   При исчезновении предмета из поля зрения теряют к нему интерес
Достаточно критичны к своим недостаткам и ошибкам Малокритичны к своим ошибкам и неудачам
Достаточно рано формируется избирательное отношение к близким Избирательность отношения формируется с опозданием
Имеет место «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия дети осуществляют аналогичные действия на другом материале спонтанно   «Явление переноса» спонтанно не формируется: необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения задания
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алалия. Афазия | Направления коррекционной работы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.