КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алалия. Афазия
Тема 8. План: 1. Алалия. 1.1. Учение об алалии. 1.2. Причины алалии. 1.3. Речевое развитие детей-алаликов. 1.4. Дифференциальная диагностика. 1.5. Направления коррекционной работы. 2. Афазия. 2.1. Определение афазии. Причины. 2.2. Формы афазии. 2.3. Отличие афазии от сходных речевых нарушений. Литература: 1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981. 2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962. 3. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951. 4. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина, 1971. 5. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959. 1. Алалия. На протяжении многих десятилетий внимание ученых привлекали дети, у которых практически полностью или частично отсутствовала полноценная речь. Представители разных научных направлений называли такое состояние безречья «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста» и т.д., пока не остановились на термине «алалия» (буквально «не говорю»: «а» — отрицание, «lalio» — говорю). 1.1. Учение об алалии. Первые описания случаев алалии мы находим в работах А. Куссмауля (1877). Позже ученые Р. Коэн (1888) и Г. Гутцман (1924) фиксируют у детей-алаликов схожие не только клинические, но и речевые симптомы: отсутствие «гуления», скудный лепет, общее запаздывание в появлении слов, фраз и пр. Эти исследователи стали родоначальниками моторной концепции алалии. Согласно этой точке зрения, алалия — это недоразвитие всех систем речи, обусловленное поражением двигательных отделов головного мозга. Сторонниками этой концепции являются многие ученые. Согласно этому традиционному учению об алалии, ее принято подразделять на следующие виды: — моторную (нарушается область коры головного мозга, «ответственная» за речевые движения); — сенсорную (нарушается область коры головного мозга, «ответственная» за восприятие речи); — смешанную. Следует заметить, что выделение сенсорной алалии как отдельной формы не вызывает сомнений, тогда как вопрос о моторной алалии стал дискуссионным. В исследованиях Р.Е. Левиной, Н.Н. Трауготт и др. указывается, что речь при алалии может практически полностью отсутствовать, а может быть и относительно сформированной, но со стойкими лексико-грамматическими и фонетическими ошибками при достаточно сохранных умственных способностях. В свете современных представлений о речи как о сложноорганизованной деятельности, имеющей определенные уровни, ученые не могут полностью раскрыть психофизиологический механизм алалии в рамках моторной концепции. Двигательными затруднениями можно объяснить трудности артикулирования, невозможность четкого переключения с одного артикуляционного уклада на другой и т.д., но нельзя объяснить такие типичные для алалика черты, как отсутствие речевой мотивации, неумение контролировать свою речь, комплексное нарушение всех сторон речи: лексики, грамматики, фонетики, связности. В логопедии выделяются психологическая, лингвистическая и психолингвистическая концепции алалии. Согласно психологической концепции, выдвинутой Р.Е. Левиной, моторная алалия обусловлена нарушениями психических процессов (мышления, памяти и др.), а также дисбалансом отдельных этапов развития речи. Лингвистический подход, предложенный В.К. Орфинской (1960), позволяет, классифицировать алалию в зависимости от того, насколько сформированы процессы языкового анализа и синтеза. Психолингвистическая концепция в качестве ведущего нарушения при моторной алалии выделяет несформированность языковых операций производства высказываний (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровней. Подобное многообразие взглядов на природу и механизм алалии обусловлены тем, что эта проблема остается и в наши дни неоднозначной и недостаточно изученной. Наиболее распространенным и общепринятым является следующее определение алалии как отсутствие речи или ее системное недоразвитие. (А определение «системное» предполагает комплексное нарушение всех сторон речи.) Алалия считается сложным органическим дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит именно к недоразвитию речи, а не к ее распаду. 1. 2. Причины алалии. В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть более выраженный, чем обычно, токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, ангина, грипп с осложнениями). В качестве вредоносных факторов указываются табакокурение, алкоголизм и наркомания родителей. Особенно актуальным в последнее время стал фактор неблагоприятного экологического воздействия. В то же время исследователи обращают внимание на большой процент детей-алаликов, рожденных в асфиксии. В случае осложненного протекания родов ребенок Может получить родовую травму. В первые годы жизни ребенка к алалии могут привести мозговые заболевания и травмы головы.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |