Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алалия. Афазия

Тема 8.

План: 1. Алалия.

1.1. Учение об алалии.

1.2. Причины алалии.

1.3. Речевое развитие детей-алаликов.

1.4. Дифференциальная диагностика.

1.5. Направления коррекционной работы.

2. Афазия.

2.1. Определение афазии. Причины.

2.2. Формы афазии.

2.3. Отличие афазии от сходных речевых нарушений.

Литература: 1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. М.: Медицина, 1981.

2. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М.: Медгиз, 1962.

3. Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951.

4. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии. М.: Медицина, 1971.

5. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959.

1. Алалия. На протяжении многих десятилетий внимание ученых привлекали дети, у которых практически полностью или частично отсутствовала полноценная речь. Представители разных научных направлений называли такое состояние безречья «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста» и т.д., пока не остановились на термине «алалия» (буквально «не говорю»: «а» — отрицание, «lalio» — говорю).

1.1. Учение об алалии. Первые описания случаев алалии мы находим в работах А. Куссмауля (1877). Позже ученые Р. Коэн (1888) и Г. Гутцман (1924) фиксируют у детей-алаликов схожие не только клинические, но и речевые симптомы: отсутствие «гуления», скудный лепет, общее запаздывание в появлении слов, фраз и пр. Эти исследователи стали родоначальниками моторной концепции алалии. Согласно этой точке зрения, алалия — это недоразвитие всех систем речи, обусловленное поражением двигательных отделов головного мозга. Сторонниками этой концепции являются многие ученые.

Согласно этому традиционному учению об алалии, ее принято подразделять на следующие виды:

— моторную (нарушается область коры головного мозга, «ответственная» за речевые движения);

— сенсорную (нарушается область коры головного мозга, «ответственная» за восприятие речи);

— смешанную.

Следует заметить, что выделение сенсорной алалии как отдельной формы не вызывает сомнений, тогда как вопрос о моторной алалии стал дискуссионным.

В исследованиях Р.Е. Левиной, Н.Н. Трауготт и др. указывается, что речь при алалии может практически полностью отсутствовать, а может быть и относительно сформированной, но со стойкими лексико-грамматическими и фонетическими ошибками при достаточно сохранных умственных способностях.

В свете современных представлений о речи как о сложноорганизованной деятельности, имеющей определенные уровни, ученые не могут полностью раскрыть психофизиологический механизм алалии в рамках моторной концепции. Двигательными затруднениями можно объяснить трудности артикулирования, невозможность четкого переключения с одного артикуляционного уклада на другой и т.д., но нельзя объяснить такие типичные для алалика черты, как отсутствие речевой мотивации, неумение контролировать свою речь, комплексное нарушение всех сторон речи: лексики, грамматики, фонетики, связности.

В логопедии выделяются психологическая, лингвистическая и психолингвистическая концепции алалии.

Согласно психологической концепции, выдвинутой Р.Е. Левиной, моторная алалия обусловлена нарушениями психических процессов (мышления, памяти и др.), а также дисбалансом отдельных этапов развития речи.

Лингвистический подход, предложенный В.К. Орфинской (1960), позволяет, классифицировать алалию в зависимости от того, насколько сформированы процессы языкового анализа и синтеза.

Психолингвистическая концепция в качестве ведущего нарушения при моторной алалии выделяет несформированность языковых операций производства высказываний (лексических, грамматических, фонетических) при относительной сохранности смыслового и моторного уровней.

Подобное многообразие взглядов на природу и механизм алалии обусловлены тем, что эта проблема остается и в наши дни неоднозначной и недостаточно изученной.

Наиболее распространенным и общепринятым является следующее определение алалии как отсутствие речи или ее системное недоразвитие. (А определение «системное» предполагает комплексное нарушение всех сторон речи.)

Алалия считается сложным органическим дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Выделение этой возрастной группы основано на том, что до трех лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение головного мозга в этот период приводит именно к недоразвитию речи, а не к ее распаду.

1. 2. Причины алалии.

В качестве причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. Это может быть более выраженный, чем обычно, токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, корь, ангина, грипп с осложнениями). В качестве вредоносных факторов указываются табакокурение, алкоголизм и наркомания родителей. Особенно актуальным в последнее время стал фактор неблагоприятного экологического воздействия.

В то же время исследователи обращают внимание на большой процент детей-алаликов, рожденных в асфиксии.

В случае осложненного протекания родов ребенок Может получить родовую травму. В первые годы жизни ребенка к алалии могут привести мозговые заболевания и травмы головы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Симптоматика заикания | Дифференциальная диагностика. Речевое развитие детей-алаликов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.