Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Симптоматика заикания

Заикание возникает обычно у детей дошкольного возраста, чаще всего между двумя и пятью годами, т.е. в период наиболее активного формирования речи. Почему же именно в это время? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо хотя бы кратко рассмотреть ход нормального речевого развития ребенка.

Как правило, первые слова ребенка еще неотделимы от тех предметов и объектов, которые он чаще всего видит. Они имеют конкретное значение и тесно связаны с практической потребностью ребенка в назывании определенных предметов, лиц и т.д. При нормальном речевом развитии между первым и вторым годом происходит быстрое накопление словарного запаса. По мере накопления слов различной слоговой структуры в течение второго года жизни в речи детей отмечаются отдельные попытки использования предложений.

С момента появления в речи первых предложений и примерно до пяти лет происходит наиболее интенсивное развитие речи ребенка. В течение этого времени фактически завершается формирование речевых средств ребенка: он усваивает звуковую сторону речи, накапливает словарь, овладевает грамматическим строем. В свою очередь, развитие речевых средств (произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя) проходит ряд последовательно усложняющихся ступеней, каждая из которых соответствует возрастным особенностям формирования речи и сопровождается определенными трудностями.

Несмотря на овладение произношением и бурный рост запаса слов, ребенок зачастую понимает и знает больше, чем может выразить имеющимися средствами языка. Он подыскивает выражения и при этом начинает повторять отдельные слоги и слова, как бы удлиняя этим время отбора соответствующих языковых средств, необходимых для более адекватного выражения мысли.

Поскольку отмеченное явление не что иное, как своеобразные трудности роста, типичные для определенного этапа развития детской речи, то по мере овладения детьми связной формой речи оно постепенно проходит. Однако у части детей повторы слогов и слов, возникшие в период становления фразовой речи, закрепляются и переходят в мучительный недуг — заикание.

Однако в некоторых случаях, главным образом у детей с общим недоразвитием речи, оно может начаться и позже, но также в период развития фразовой речи.

Что же способствует этому? Известно, что период становления связной (фразовой) речи совпадает с очень сложными возрастными изменениями в развитии личности ребенка. В возрасте двух-пяти лет у ребенка появляется определенное отношение к производимым им действиям, и в том числе к своей речи, осознанное понимание значимости собственной речи, стремление сказать так, как задумано.

Кроме того, именно в этот период осуществляется переход к речевому общению, основанному на представлениях, т.е. в условиях отсутствия объектов, о которых идет речь. Ребенок поставлен перед необходимостью обозначать словами объекты диалога или действия, которые не могут быть показаны в момент разговора, высказывать к ним свое отношение, что, соответственно, усложняет речевой замысел и средства передачи его. В таких условиях ребенок вынужден прилагать определенные усилия, чтобы выбрать соответствующие языковый материал и обороты речи. Возрастает аффективное отношение ребенка к содержанию речи и ее лексико-грамматическому оформлению. Чтобы справиться с возникающими трудностями, ребенку все чаще требуется соотносить свою речь с собственным поведением.

Установлено, что способность управлять собственной речью у ребенка находится в прямой зависимости от его поведения, основные особенности которого отчетливо проявляются уже в доречевой период развития. В свою очередь, особенности поведения — организованность или неустойчивость его — формируются на базе соответствующих предпосылок психической деятельности. Так, первичная способность ребенка к длительному, сосредоточенному манипулированию предметами, умение преодолевать воздействие отвлекающих факторов, переключаться с выполнения одного задания на другое — все это положительные моменты, способствующие формированию такой важной черты поведения, как организованность. И наоборот, противоположная картина психической деятельности препятствует развитию организованного поведения. Отмеченные индивидуальные особенности личности ребенка находятся в большой зависимости от состояния центральной нервной системы.

Специальные исследования показали, что появление у детей трудностей в овладении связной речью далеко не всегда переходит в состоянии речевого дефекта. Заикание возникает преимущественно у тех детей, неустойчивость поведения которых отмечалась еще в доречевой период развития, что, в свою очередь, обусловливается определенными отклонениями в развитии центральной нервной системы. Эти наблюдения позволяют, с одной стороны, объяснить, почему у большинства детей, испытывающих в период интенсивного речевого развития различные отрицательные воздействия — эмоциональные и речевые перегрузки, — тем не менее заикание не развивается, а с другой — доказать, что испуг не является основной причиной возникновения заикания. Однако в отдельных случаях испуг как сильная эмоциональная травма, может служить поводом для появления заикания.

Итак, определенные индивидуально-типологические особенности детей создают тот фон, на котором чаще всего возникает заикание. Не менее важно проследить, как соотносятся эти особенности с условиями речевого воспитания детей.

Психологическими исследованиями установлены определенные закономерности развития детской речи. Этот процесс при нормальном развитии совершается постепенно. Ребенок последовательно приобретает и закрепляет навык речевого общения сначала с опорой на наглядные предметы и действия с ними и только затем овладевает умением строить развернутые связные высказывания без опоры на конкретную практическую деятельность.

Эту последовательность овладения ребенком постепенно усложняющимися ступенями речевого общения нередко нарушают сами родители. Стремясь видеть своего ребенка умным и развитым, обучая его речевым оборотам, читая ему книги, они забывают об одном из важнейших условий всякого активизирующего воздействия — правильной его дозировке в зависимости от возраста. Перегрузка, особенно ранняя, чтением книг (зачастую рассчитанных на более старший возраст), заучиванием прочитанного, использование в общении с детьми сложных по смыслу слов, оборотов «взрослой» речи создают условия, в которых речевое развитие детей проходит как бы ускоренно, минуя ряд ступеней, необходимых для постепенной подготовки более сложных форм речевого общения. В отдельных случаях неокрепшая речевая функция ребенка не справляется с такой нагрузкой и возникает заикание.

Как же это отражается на дальнейшем формировании речевой деятельности ребенка?

Положительный прогноз зависит от особенностей общего поведения ребенка, а еще точнее — от состояния тех предпосылок нормального формирования речевого поведения, которые непосредственно связаны с уровнем развития психических процессов. Если поведение ребенка отличается организованностью, если ему свойственна наблюдательность, приспособляемость к новым условиям, умение длительно, не отвлекаясь, выполнять различные виды деятельности (качества, свидетельствующие о той или иной степени сформированности регуляторных механизмов), то он постепенно справляется с речевыми трудностями, возникающими в новых, более сложных условиях общения.

Если же ускорение речевого развития ребенка накладывается на неустойчивость поведения (импульсивность, двигательную расторможенность и пр.), то это дезорганизует еще несовершенную речь ребенка. В этих случаях нарушается организованность речевого процесса: дети с трудом начинают подбирать слова и грамматические конструкции, необходимые для выражения мысли; в процессе связных высказываний возникают характерные «застревания» на одном слоге или слове, сбивчивость, что нередко сопровождается судорогоподобным напряжением лицевой и дыхательной мускулатуры. Как правило, подобная затрудненность особенно сильно проявляется при попытке ребенка передать собственные впечатления от прочитанного, услышанного, т.е. когда оформление мысли лишено опоры на предметы, доступные непосредственному созерцанию.

В ряде случаев (примерно 20—25%) заикание сочетается с недостаточной сформированностью средств языка. Это особая категория детей — заикающиеся с общим недоразвитием речи (ОНР). Для них типичным является запаздывание по срокам появления фразовой речи. Такие дети позже начинают говорить, накопление слов и грамматических форм происходит медленно и со значительными трудностями.

Как уже отмечалось, 3 возникает обычно в детском возрасте (в 2-4 года), в период овладения ребенком фразовой речью и более сложными способами устной коммуникации. Распространенность данной формы речевой патологии среди детей колеблется от 1,4% (по данным К.П. Беккера) до 2% (по М.Е. Хватцеву). Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у их городских сверстников.

По выраженности симптоматических проявлений, типичных для данного дефекта, а именно — интенсивности судорог, периодически возникающих в разных отделах речевого аппарата, сопутствующих движений, логофобий, различают три степени 3 — легкую, среднюю и тяжелую.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Поскольку заикание — одна из сложнейших форм речевой патологии, при которой наблюдаются разной степени изменения ЦНС, специфические особенности поведения (как общего, так и речевого), а также своеобразные особенности формирования личности, то при обследовании заикающегося ребенка, помимо логопеда и психолога, желательно участие врача-невропатолога или психиатра.

Медицинский аспект обследования предусматривает тщательный сбор анамнестических данных, определение неврологического статуса, формы 3.

Цель логопедического обследования определить:

— уровень доступной ребенку самостоятельной речи (без запинок);

— особенности речевого поведения (общительность, импульсивность, организованность, темп речи);

— черты общего поведения (активность, возбудимость, лабильность, аффективность и т.п.).

3. Роль родителей и педагогов заикающемуся ребенку в ДОУ. Ввиду всего сказанного как родителям, так и педагогам важно с самого начала понять свою исключительную, совершенно незаменимую роль в деле практической реализации комплексного метода преодоления заикания. Ведь за пределами логопедического кабинета ребенок полностью находится во власти окружающих его взрослых, от поведения которых зависит или дальнейшее укрепление полученных на логопедических занятиях навыков здоровой речи или, наоборот, их разрушение. А это значит, что не только на период проведения «лечебного курса», но и в течение некоторого времени после его окончания родители и педагоги должны мобилизовать все свои усилия на активную помощь ребенку и всестороннюю моральную его поддержку.

Что же конкретно могут сделать родители? Прежде всего они должны позаботиться о выполнении всех рекомендаций врача-невропатолога, направленных на укрепление нервной системы ребенка. Для этого недостаточно только обеспечить регулярность приема ребенком лекарств или выполнение назначенных физиотерапевтических процедур. Все это окажется эффективными лишь в том случае, если ребенок при этом будет находиться в спокойной обстановке, не переутомляться, нормально и своевременно питаться, достаточно спать, бывать на свежем воздухе. Резко нужно ограничить и просмотр «возбуждающих» телевизионных передач, особенно в позднее время. Понятно, что все это непросто организовать, но тем не менее сделать это необходимо.

Кроме того, для обеспечения спокойной обстановки в семье родителям в необходимых случаях придется многое пересмотреть как в своих собственных взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с ребенком. Все противоречия на некоторое время необходимо «приглушить», а выяснение разного рода конфликтных вопросов — отложить. Цена этому «перемирию» — здоровье ребенка.

В присутствии ребенка взрослым очень важно соблюдать неторопливый темп речи, что значительно облегчит заикающемуся прочное овладение логопедическими речевыми правилами и введение их в свою повседневную жизнь. Необходимо также отмечать любое улучшение в речи ребенка, радоваться этому вместе с ним, приподнимая тем самым его настроение и косвенно внушая уверенность в скором преодолении заикания.

И, наконец, одной из важных обязанностей родителей является ежедневное продолжение логопедической работы с ребенком в домашних условиях. Для этого не нужно обладать какими-то особыми профессиональными знаниями. Правила речи ребенку хорошо известны, он овладел ими на логопедических занятиях, нужно лишь регулярно создавать благоприятные условия для их практического использования, беседовать с ребенком в неторопливом темпе, позволяющем ему отвечать «по правилам» на задаваемые взрослым вопросы. Кроме того, ребенок может рассказывать выученные им стихотворения, подготовленные школьные уроки, читать вслух несложные тексты со строгим соблюдением знаков препинания — лишь бы это были упражнения в полноценной, не прерываемой судорогами речи.

В нашей практике был случай полного преодоления заикания у 10-летнего мальчика. Основную заслугу в этом мы с полным основанием приписываем его бабушке, вообще не владевшей грамотой. Приехав в город из сельской местности, эта очень уже пожилая женщина основную часть своего свободного времени проводила за вязанием. Ввиду большой занятости родителей на работе, связанной к тому же с частыми командировками, мальчик после возвращения из школы постоянно находился в обществе бабушки. Мы попросили ее ежедневно слушать чтение ребенка, указав при этом единственный ориентир для «логопедического» контроля: при условии соблюдения речевых правил мальчик не будет заикаться. Бабушка с удовольствием слушала чтение, не отрываясь при этом от вязания, а как только внук начинал спешить и соответственно «спотыкаться», она тут же останавливала его, говоря: «Славушка, читай по правилам!» В результате у мальчика очень прочно закрепился навык плавной, спокойной речи, наилучшим образом предохранявший его от запинок. Не последнюю роль в этом, конечно, сыграла и спокойная манера обращения бабушки со своим любимым внуком. Этот очень поучительный для всех нас пример лишний раз свидетельствует о том, что для снятия у ребенка связанных с заиканием тяжелых психических переживаний совсем не обязательны продолжительные успокаивающие беседы с ним — достаточно просто создать вокруг него такую доброжелательную обстановку, в которой он действительно чувствовал бы себя полноценным человеком. Приобретенное чувство внутренней уверенности не замедлит положительно сказаться и на состоянии речи заикающегося, способствуя ее полной нормализации.

Теперь о роли педагогов. Она столь велика потому, что педагоги в глазах ребенка являются той «официальной инстанцией», которая оценивает меру его «соответствия» или «несоответствия». И если такого рода оценка крайне важна для любого ребенка (не напрасно мы так часто встречаемся со «школьной дезадаптацией»), то для заикающегося она может сыграть поистине решающую для всей его дальнейшей жизни роль. И очень важно, чтобы каждый педагог достаточно хорошо осознавал всю меру своей ответственности в этом вопросе.

Прежде всего заикающийся ребенок должен быть полностью уверен в добром отношении к нему со стороны воспитателя и ни минуты не сомневаться в том, что в глазах педагога он «ничем не хуже всех других детей». Это самое основное условие для «защищенного» его пребывания в детском саду. Далее, незаметно для заикающегося ребенка, как бы сама собой в группе должна сложиться такая обстановка, в которой дети совершенно естественным образом смогут относиться к заикающемуся как к равному (ведь не только передразнивания и насмешки, но и постоянные проявления сочувствия не позволяют человеку держаться «на равных»). С этой целью нужно постараться найти в ребенке какие-то положительные качества, способные привлечь к нему других детей и вызвать их уважение и интерес. И в самом деле, ведь ценность любого человека состоит не только в обладании им нормальной речью...

Долг воспитателя заключается еще и в том, чтобы помочь заикающемуся ребенку преодолеть нередко возникающий у него страх перед ответами на занятиях. Наличие или отсутствие такого страха во многом определяется уже самим отношением воспитателя к заикающемуся ребенку, которое последний обычно очень тонко чувствует (не напрасно он спокойно отвечает на занятиях одного воспитателя и панически боится отвечать или даже вообще отказывается это делать на занятиях другого). Для преодоления страха заикающегося перед ответами первое время лучше всего спрашивать его с места, предлагая несложные вопросы, которые не требуют пространных ответов. При этом можно поддержать и подбодрить его улыбкой, приветливым взглядом, одобрительным кивком головы и т. п. Многого здесь не требуется, главное — чтобы он чувствовал доброжелательность со стороны педагога.

После обретения ребенком необходимого спокойствия в процессе таких эпизодических ответов можно будет постепенно приучать его и к ответам у доски. Начать здесь лучше с рассказывания хорошо выученных им стихотворений, когда заикание обычно проявляется значительно меньше, или с чтения заранее подготовленных текстов. Если эти первые опыты окажутся положительными и помогут ребенку преодолеть трудный для него психологический барьер, то в дальнейшем он будет чувствовать себя в группе спокойно. А это значит, что ему тем самым будет оказана буквально неоценимая помощь в деле преодоления заикания.

Логопедическая работа с заикающимися обычно проводится не индивидуально, а в группе, что принципиально важно. Дело в том, что заикание более всего проявляется в условиях общения с другими людьми, в различных ответственных ситуациях, тогда как наедине с собой человек говорит, как правило, нормально. Поэтому в процессе логопедической работы важно научить его владеть правильной речью именно в присутствии других людей, в условиях общения в коллективе, что одновременно будет способствовать и постепенному исчезновению у заикающегося вторичных психических наслоений, обретению им внутренней уверенности. Лишь в особо трудных случаях начинать приходится с индивидуальной работы с ребенком, которая должна подготовить его к включению в логопедическую группу.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Заикание | Алалия. Афазия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.