Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы афазии




Определение афазии. Причины.

Афазия относится к наиболее тяжелым формам речевой патологии и проявляется в полном или частичном распаде речи.

Это нарушение — органическое, т.е. центрального характера.

Впервые французский ученый Труссо в XIX веке ввел этот термин, обозначающий утрату речи в том или ином объеме. Выявлением механизмов этого тяжелого заболевания, выделением основных форм афазии, а также выработкой направлений коррекционного обучения при восстановлении речи занимаются специалисты разных направлений: врачи, педагоги, психологи, физиологи и др.

Известно, что деятельность левого и правого полушарий коры головного мозга обеспечивает реализацию высших корковых функций человека. Энергетическим блоком, обеспечивающим тонус по всей коре полушарий, являются подкорковые структуры. Так, левые височные доли осуществляют дифференцированный анализ фонем, необходимый для восприятия речи. Левая затылочная доля удерживает в памяти абстрактные знаковые системы (математические, алфавитные обозначения).

Теменные доли правого полушария обеспечивают сохранность памяти, навыков, приобретенных человеком в процессе его жизненного опыта (навыки самообслуживания, моторные возможности). Теменные доли левого полушария участвуют в автоматизации стойких артикуляционных навыков, характерных для произнесения определенных фонем (движений языка, губ, глотки, нёба, гортани и т.д.).

Левые лобные доли «ответственны» за планирование речевой деятельности и формирование разных уровней речевого общения.

Афазия является результатом:

— опухолей мозга, воспалительных процессов в коре головного мозга;

— сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения;

— тяжелых черепно-мозговых травм.

В результате вышеперечисленных причин наблюдаются органические нарушения в теменных, височных, затылочных и лобных долях коры левого полушария. Формы афазии, тяжесть структуры речевого дефекта определяются совокупностью ряда факторов:

— характером нарушения мозгового кровообращения;

— локализацией и обширностью очага поражения;

— состоянием сохранных отделов мозга, взявших на себя компенсаторные функции;

— возрастом больного и его физическим состоянием.

Изучением афазии занимались многие ученые (А.Р. Лурия, Э.С. Бейн, В.М. Коган и др.). Среди исследователей-афазиологов в настоящее время ведущими являются В.М. Шкловский, Л.С. Цвет-кова, М.К. Бурлакова, Т.Г. Визель и др. Как правило, афазия чаще наблюдается у взрослых, но иногда она отмечается и у детей, в основном в виде моторной и сенсорной ее форм.

Существуют несколько классификаций афазии. Наиболее распространенная из них выделяет четыре ее формы: тотальную, моторную, сенсорную, амнестическую.

При тотальной афазии наблюдаются полный распад речи и невозможность ее понимания. При этом больной практически не реагирует на окружающих. В этом состоянии сложно установить, какая сторона речи нарушена больше. Спустя две-три недели проявляется более выраженное нарушение активной или пассивной речи, и тогда можно выделить 2 формы афазии: моторную и сенсорную, которые, в свою очередь, имеют более тонкие разновидности.

Моторная афазия характеризуется распадом активной речи при относительно сохранном ее понимании. Нарушения локализуются преимущественно в зоне Брока — речедвигательном центре. Больной как бы «забывает» артикуляционные движения, что влечет за собой невозможность воспроизведения речевой продукции. Диапазон сохранности речи может быть достаточно большим: от воспроизведения отдельных слов и кратких фраз (да, нет, я не знаю) до аграмматичных предложений: Я живу жена, брат, внуки. Нередко появляются слова-эмболы (ну, как это, вот). Темп замедлен, речь монотонная, маловыразительная, смазанная.

Спонтанная (самостоятельная) речь при моторной афазии распадается из-за нарушения артикуляции. У таких больных грубо нарушены слоговая структура и звуконаполняемость (кода — сковорода, нут — кнут, ватор — экскаватор).

При сенсорной афазии очаг поражения локализуется преимущественно в задней трети височной извилины левого полушария (зона Вернике). При такой патологии на первый план выступают Нарушения фонематического слуха, когда больной затрудняется дифференцировать звуковой состав слова и, как следствие, воспринимает чужую речь как нечленораздельный поток звуков.

Снижение понимания речи затрудняет адекватное общение больных с окружающими. Они смешивают в восприятии слова, близкие по звучанию (песок—носок, земля—змея и т.д.). Относительно сохранная речевая продукция воспроизводится больным вне зависимости от ситуации. На вопрос: «Какая сегодня погода?» — больной отвечает набором стереотипных фраз типа: «Ну, да, конечно»; «Вот так всегда»; «Боже мой!». Подобные речевые высказывания нередко напоминают «словесный салат», когда больной воспроизводит набор слов и фраз, ранее употребляемых в самостоятельной речи. При этом они не в полной мере соответствуют содержанию общения.

Одновременно у этой категории больных наблюдаются расстройства письма и чтения (дисграфия и дислексия), они не могут уловить смысл прочитанного или написанного. Характерным является отсутствие должного контроля за собственными высказываниями.

При амнестической афазии отмечается забывание отдельных слов и их значений. Нередко больной вместо названия предмета дает описание действий, связанных с ними: вместо слова «стол» показывает жестами и называет разные действия: есть, пить, рулить и т.д.

В других случаях больной может выбрать нужное название предмета из ряда предложенных ему. Например: «Что это?» — спрашивают ребенка, показывая на книгу. — Это шар? Тетрадь? Карандаш? Книга?» И ребенок после этих вопросов правильно называет заданный предмет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.