Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И регистрации ведомственных нормативных актов Минюста РФ

Департамент законопроектной деятельности

Управления Минюста РФ по федеральным округам

Управления Минюста РФ по субъектам Федерации

Управления по субъектам проводят юридическую Э. НПА субъектов, которые направляются к ним высшими дл субъектов, в течение 7 дней после принятия этих актов. Управления по федеральным округам проводят повторную юридическую Э. по поручению Минюста РФ, при обращении полномочного представителя ПРФ в федеральном округе, органов власти субъектов РФ или по собственной инициативе. Департамент проводит юридическую Э. во исполнение поручений ПРФ, Правительства РФ, по обращениям ФОГВ, дл, замещающих государственные должности РФ, а также вправе проводить повторную юридическую экспертизу по собственной инициативе.

Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям КРФ и федерального законодательства. Также оценивается соответствие акта требованиям юридической техники.

Юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Минюст. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

Не проводится юридическая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу актов.

Повторная юридическая экспертиза проводится в случаях, когда:

- принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому актом субъекта РФ;

- существуют основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено.

Повторная юридическая экспертиза также может быть проведена в целях проверки деятельности структурного подразделения территориального органа и оказания ему практической помощи.

Цели, задачи и предмет правового регулирования акта анализируются на предмет их соответствия основам конституционного строя РФ, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассматриваются с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, установленному КРФ (статьи 71, 72, 73, 76) и федеральными законами.

Например, в силу того, что в соответствии с п. «в» ст.71 КРФ регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении РФ, а в совместном ведении РФ и субъектов в соответствии с п. «б» ст.71 КРФ находится только их защита, при дублировании положений КРФ, регулирующих права и свободы человека и гражданина, следует воспроизводить их без изменений, не допуская пропусков слов, искажения смысла положений Основного закона РФ.

При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере определяется место рассматриваемого акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, устанавливается, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом либо иным федеральным актом принят акт, соответствуют ли правовые основания его принятия основаниям, указанным в КРФ и федеральном законодательстве. При этом анализу подлежат не только федеральные законы и подзаконные акты, но и решения органов судебной власти РФ, затрагивающие соответствующие правоотношения. Следует также учесть все изменения (дополнения), внесенные в федеральные нормативные акты, а также в акты субъекта Российской Федерации.

Особого внимания требует оценка компетенции ОГВ субъекта РФ на принятие акта. Основные полномочия ОГВ субъектов Российской Федерации установлены статьями 5, 18, 21 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов». Кроме того, целый ряд федеральных законов также содержит соответствующие положения, закрепляющие полномочия субъектов РФ (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и другие).

При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (так называемая коллизия правовых актов). В данном случае нужно руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.

В ходе юридической экспертизы обращается внимание также на соблюдение правил юридической техники при подготовке акта, то есть наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.

По результатам проведения юридической экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение.

В экспертном заключении отражаются следующие сведения:

1. Реквизиты акта, проходящего юридическую экспертизу (в случае если проводится юридическая экспертиза акта с изменениями и дополнениями, то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза).

2. Повод рассмотрения акта (например, принятие нового акта, внесение в него изменений (дополнений): принятие нового федерального закона, поручение Минюста РФ, обращение полномочного представителя ПРФ в федеральном округе, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прокурора, иных органов, а также, если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству и др.);

3. Предмет регулирования и его соответствие сфере ведения субъекта Федерации, совместного ведения РФ и субъекта РФ или ведения РФ, установленной КРФ (необходимо при этом указать конкретные статьи и пункты).

4. Состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался акт), необходимость и достаточность акта для урегулирования общественных отношений.

5. Оценка компетенции принявшего акт органа государственной власти субъекта РФ.

6. Соответствие содержания акта КРФ и федеральным законам.

7. Соответствие формы и текста акта правилам юридической техники.

Статистика:

В Республике Башкортостан в 1-м полугодии 2009 г. Управлением Минюста была осуществлена юридическая Э. 368 НПА, проведена Э. 357 правовых актов Республики. В 42 случаях были подготовлены и направлены в органы, принявшие НПА, экспертные заключения о несоответствии нормативных правовых актов Республики Башкортостан федеральному законодательству.

В 2009 году в связи с изменениями в федеральном законодательстве проведена повторная юридическая экспертиза 31 нормативного правового акта республики. В 23 актах выявлены несоответствия федеральному законодательству.

В течение первого полугодия 2009 года подвергнуто юридической экспертизе 468 нормативных правовых актов Свердловской области, выявлены несоответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в 17 нормативных правовых актах Свердловской области.

Выявленные несоответствия федеральному законодательству в НПА субъектов, в основном в сфере регулирования общественных отношений в области образования, безопасности дорожного движения, ветеринарии, выборов и референдумов, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, недр, дорожной деятельности, здравоохранения, местного самоуправления, жилища, нотариата, в социальной сфере и др.

Основными нарушениями федерального законодательства являлись превышение полномочий субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов, принятие НПА в нарушение установленной компетенции ОГВ субъекта Федерации; включение в НПА норм и положений, противоречащих либо искажающих смысл федерального законодательства, ограничение прав и свобод граждан, гарантированных федеральным законодательством.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ | Юридическая экспертиза проектов НПА в законодательном органе субъекта РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.