Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ

ТЕМА 6

(3 часа)

1. Юридическая экспертиза конституций республик и уставов иных субъектов РФ.

2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ в Министерстве юстиции РФ.

3. Юридическая экспертиза проектов НПА в законодательном органе субъекта РФ.

 

1. Юридическая экспертиза конституций республик и уставов иных субъектов РФ

Согласно ст. 66 КРФ статус республики определяется КРФ и Конституцией республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется КРФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Основной закон субъекта должен соответствовать КРФ и федеральному законодательству. Относительно его юридической Э. существует дискуссия.

1. В ст. 27 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ» закреплено, что правовые акты законодательного (представительного) ОГВ субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта, высшего исполнительного ОГВ субъекта РФ, иных ОГВ субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие КРФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 21 ФЗ от 17.01.1992 г. «О прокуратуре РФ», предметом общего надзора является соответствие законам правовых актов, издаваемых ФОГВ и ОГВ субъектов РФ; в ч. 3 ст. 22 данного закона закреплено, что в случае установления факта нарушения закона, прокурор опротестовывает противоречащие закону акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.

В указанных статьях не раскрывается какие именно правовые акты, принимаемые законодательным ОГВ субъекта могут быть опротестованы прокурором и стать объектом юридической Э. в судах общей юрисдикции и арбитражном суде. В связи с этим, прокуроры повсеместно обращаются в указанные суды с требованием провести юридическую Э. Конституций (уставов) субъекта, что не вполне является правомерным.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.07.2003 г. № 13-П указал, что положения названной ст. 22 ФЗ «О прокуратуре» во взаимосвязи с п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК (о рассмотрении в Верховном суде республики краевом, областном суде дел об оспаривании НПА ОГВ субъектов РФ) не соответствует КРФ в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъекта противоречащими закону.

Определение КС РФ от 5.11.2003 г. № 514-О закрепило правовую позицию КС РФ, относительно названного Постановления. Так, КС РФ указал, что оценка конституции (устава) субъекта на соответствие федерального законодательства в суде общей юрисдикции нарушает принципы подсудности и судопроизводства, которое, согласно ст. 118 КРФ может быть конституционным, гражданским, административным, уголовным.

В то же время КС РФ оставляет право суду общей юрисдикции, в случае, если он пришел к выводу о противоречии конституции или устава КРФ, обратиться в КС РФ с запросом о соответствии КРФ положений учредительного акта субъекта в связи с противоречием федеральному закону в целях признания их недействительными. Кроме того, КС РФ предоставляет суду общей юрисдикции право по инициативе управомоченных лиц подтверждать, что нормы конституции или устава субъекта аналогичны по содержанию нормам учредительных актов других субъектов, ранее признанным КС РФ не соответствующими КРФ и потому недействительными. Данное правомочие судов общей юрисдикции служит обеспечению исполнения решений КС РФ. Субъект РФ в то же время может поставить вопрос перед КС РФ о том действительно ли данная норма является аналогичной норме, признанной неконституционной. В любом случае окончательное решение по вопросу конституционности учредительного акта субъекта принимает КС РФ, т.е. проведение юридической Э. конституций (уставов) субъекта возможно только в порядке конституционного судопроизводства.

2. Верховный Суд РФ придерживается иной позиции. Так в Определении судебной коллегии ВС РФ по гражданским делам от 29.08.00 г. отмечено, что КС РФ осуществляет проверку уставов субъекта на соответствие КРФ, а суды общей юрисдикции осуществляют проверку учредительных актов субъекта на соответствие федеральным законам. В связи с чем, у прокуроров есть право обращаться с требованием о проведении юридической Э. уставов в суды общей юрисдикции.

По моему мнению, более аргументирована и разумна позиция КС РФ, так как конституция (устав) субъекта является основным законом, учредительным актом субъекта, определяющими его конституционно-правовой статус. Конституции и уставы находятся в особой связи с КРФ и не могут считаться разновидностью НПА, контроль за законностью которых производится в порядке гражданского или административного судопроизводства.

Устав Читинской области был объектом юридической Э. в КС РФ, результаты которой были отражены в Постановлении от 1.02.1996 г. № 3-П. С запросом о проведении Э. 13-ти статей Устава обратилась Администрация Читинской области. По мнению заявителя, предусмотренные в них порядок формирования и полномочия ОГВ области противоречат основам конституционного строя, в том числе принципам разделения властей и самостоятельности ОГВ.

Из них неконституционными были признаны те положения ст. 55, 81 Устава, которые не предусматривают подписание законов области Главой Администрации (высшее дл должно подписать и обнародовать); положение части второй ст. 63 о подотчетности Администрации области областной Думе (нарушение разделения властей); положение ст. 57, относительно согласования назначения на должность председателя областного суда, председателя областного арбитражного суда с Читинской областной Думой (судьи федеральных судов назначаются Президентом РФ) и др.

2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ в Министерстве юстиции РФ

 

НПА субъектов РФ подлежат юридической Э. в Министерстве юстиции РФ. Порядок ее проведения регулируется Приказом Минюста от 29.10.2003 г. № 278 «Об утверждении рекомендаций по проведению юридической Э. НПА субъектов РФ».

Юридическая Э. осуществляется в целях выработки ФОГВ совместно с ОГВ субъектов мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Федерации КРФ и федеральным законам.

В Минюсте РФ Э. проводят 2 вида территориальных подразделений и 1 Департамент центрального аппарата. При необходимости к проведению юридической Э. в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата, учреждения Минюста России.

В отдельных наиболее сложных случаях в установленном порядке либо по согласованию к проведению юридической экспертизы могут привлекаться научные и иные организации.

Министерство юстиции РФ

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антикоррупционная экспертиза на уровне муниципальных образований | И регистрации ведомственных нормативных актов Минюста РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.