КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На территории МО взаимодействуют все управляемые объекты и органы управления ими, независимо от уровня их подчиненности и форм собственности
Понятие муниципального образования. Основные типы муниципальных образований. В ФЗ 1995 г. № 154 «Об общих принципах организации МС в РФ» для характеристики самоуправляемой территории был введен термин «МО» и дано его определение: «МО — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется МС, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные ОМС». Правовые признаки МО: это любая территория, в пределах которой осуществляется МС, атрибутами которой являются: муниципальная собственность, местный бюджет и выборные ОМС. В ФЗ 2003 г. № 131 уточнены территориальные основы и правовое положение МО. Это сделано для более четкого распределения ВМЗ, объектов собственности, доходных источников и ответственности между различными МО. Четко определены два типа МО: муниципалитеты, которые создаются на базе одного населенного пункта или группы небольших, рядом расположенных населенных пунктов, и муниципальные округа, — фактически районы. Наличие обоих типов МО признано необходимым для одновременного решения следующих задач: приближения МС к населению, обеспечения его доступности, эффективности решения ВМЗ на соответствующем их содержанию территориальном уровне. Деление на МО предусматривает создание необходимых условий для самостоятельного решения населением ВМЗ. Характеристики МО: ü территориальность МС в границах поселения или в иных, определенных законом, границах (т.е. законом закрепляется поселенческо-территориальный принцип организации МС); ü реализация населением на этой территории своего права на МС, т.е. на решение всех ВМЗ самостоятельно и под свою ответственность; ü наличие выборных ОМС (представительного органа, главы МО, иных выборных органов); ü реализация населением своего права на владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью; ü наличие у ОМС права самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять местный бюджет; ü несвязанность территории МО с границами административно-территориальных единиц субъектов РФ. МО как социально-экономическая система может быть определена через параметры объекта и субъекта управления. Объект управления (место проживания) характеризуется населением, инфраструктурой и территорией, поскольку именно они оказывают существенное влияние на формирование интересов совместного проживания. Каждое МО — это сложный социально-экономический механизм, социальная ячейка формирования и функционирования местного сообщества, которое представляет собой форму объединения людей, проживающих в пределах конкретной территории, и призвано обеспечить каждому полноценную жизнь, полную свободу личной инициативы, доступ к знаниям, взаимосвязи с другими членами сообщества. МО - достаточно многоликое формирование, имеющее особенности, определяемые его территорией, природными условиями, историей развития, национальным и демографическим составом населения, состоянием экономики и другими факторами. ФЗ № 131 предусматривает кардинальное изменение типологии МО. Все они (за исключением городов федерального значения) разделяются на три типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Поселение (самоуправляемая территория) может состоять и из одного, из нескольких населенных пунктов. Поселение — это сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также территории, предназначенные для развития его инфраструктуры в соответствии с генеральным планом. На этих территориях могут находиться поселки и сельские населенные пункты, не являющиеся МО. Границы сельского поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности административного центра поселения в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий). Под пешеходной доступностью в течение рабочего дня понимается, что за указанный срок человек может дойти пешком от места проживания до административного центра и вернуться обратно. Муниципальный район — это несколько поселений, объединенных общей территорией. В числе таких поселений могут быть и городские, и сельские. Главное предназначение муниципального района — решение вопросов межпоселенческого характера, требующих развитой инфраструктуры, а также выполнение отдельных государственных полномочий. Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности административного центра района в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий). Межселенная территория — это территория, не входящая в границы поселений. На межселенной территории все функции ОМС исполняются муниципальным районом. Городской округ — это городское поселение, не входящее в состав муниципального района, хотя и расположенное в его границах. Населенный пункт, имеющий статус городского округа, может быть административным центром муниципального района. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ. Каждый тип МО наделяется своим перечнем ВМЗ. При этом городской округ решает ВМЗ, как поселения, так и муниципального района. Устав МО:процедура принятия, структура и основные положения. Устав МО является основным нормативно-правовым актом, определяющим систему МС конкретного МО. Как конституирующий акт устав обладает рядом особенностей: 1. Для устава, как и для конституции, установлен особый порядок принятия, а также внесения изменений и дополнений. 2. Характерной чертой устава является его легитимность и стабильность. Легитимность Устава означает, что он принят установленным особым порядком, признан местным сообществом или его большинством, для чего в процессе принятия предусматривается широкое участие населения. Положения Устава в отличие от ряда других муниципальных правовых актов носят более устойчивый, постоянный, фундаментальный характер и не подвержены частым изменениям под влиянием преходящих обстоятельств. Стабильность обеспечивается не только более сложным порядком принятия, но и обязательностью государственной регистрации устава. 3. Устав носит определенный учредительный характер, так как закрепляет систему МС конкретного МО, определяет правомочия органов и должностных лиц МС, действующих от имени МО. 4. Устав является комплексным правовым актом, уставное регулирование отличается всеохватывающим характером, т.к. затрагивает все сферы, связанные с организацией и осуществлением МС. 5. Все правовые акты органов и должностных лиц МС должны соответствовать Уставу МО. Все органы и должностные лица МС, организации, граждане обязаны соблюдать Устав МО, деятельность органов и должностных лиц МС должна соответствовать заложенным в уставе концепциям, принципам, нормам. 6. Устав определяет порядок и процедуры правотворчества, его субъектов. 7. Устав задает направления муниципальному правотворчеству, содержит указания на необходимые акты, регулирующие те или иные общественные отношения в сфере МС. Таким образом, Устав представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого население МО определяет организацию МС в конкретном МО, основы устройства, порядка осуществления местной власти, закрепляет основные гарантии участия населения в МС, принципы и порядок использования ресурсов местного сообщества. Принятие и изменение Устава МО. В поселениях с числом избирателей менее 100 человек, где функции представительного органа осуществляет сход граждан, устав может приниматься на сходе. Во всех других случаях устав принимается только представительным ОМС. В соответствии с ФЗ №131 население не только не отстраняется от участия в разработке и принятии устава, но и в обязательном порядке участвует в данном процессе. Проект устава (изменений и дополнений к нему) может быть внесен на рассмотрение представительного органа в порядке правотворческой инициативы населением поселения. До принятия устава в поселении порядок выдвижения и рассмотрения правотворческой инициативы, а также субъекты, наделенные данным правом, определяются решением представительного органа с соблюдением гарантий для лиц, определенных Законом. При внесении предложений по изменению или дополнению устава действует порядок инициативы, ранее указанный в уставе МО. Кроме населения проект может быть предложен депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными ОМС, главой местной администрации, органами ТОС, иными лицами в соответствии с вышеуказанным порядком. Проект устава МО, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав должен быть официально опубликован не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава МО, внесения в него изменений и дополнений. Одновременно с опубликованием проекта требуется опубликовать установленный представительным органом поселения порядок учета предложений по проекту, а также порядок участия граждан в его обсуждении. Проект устава (изменений и дополнений к нему) должен выноситься на публичные слушания. После прохождения всех процедур, связанных с обсуждением населением основных положений Устава (изменений и дополнений), проект выносится на рассмотрение принимающего органа (схода или представительного органа). Устав МО, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа поселения. Требования к содержанию Устава. Новый Закон устанавливает определенные требования к содержанию устава, однако не содержит исчерпывающего перечня вопросов, которые могут регулироваться Уставом. ФЗ 131 устанавливает, какие положения должны им определяться. Это: - наименование МО; - перечень ВМЗ; - формы, порядок и гарантии участия населения в решении ВМЗ; - структура и порядок формирования органов МС; - наименования и полномочия выборных и иных органов и должностных лиц МС; - виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; - срок полномочий представительного органа МО, депутатов, членов иных выборных ОМС, выборных должностных лиц МС, а также основания и порядокпрекращения полномочий указанных органов и лиц; - виды ответственности органов и должностных лиц МС, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц МС, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц МС; - порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с БК РФ; - порядок внесения изменений и дополнений в устав МО. Уставом регулируются иные вопросы организации МС в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с нормами федеральных законов в уставе должны найти отражение следующие вопросы: - регулирование порядка принятия решения о назначенииреферендума; - порядок назначения собрания граждан по инициативе населения; - порядок принятия решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых работ; - численность депутатов представительного органа МС; - срок полномочий главы местной администрации; - сроки назначения муниципальных выборов, используемая избирательная система для выборов депутатов представительного органа; - полномочия органов МС, в том числе иные полномочия ОМС; - полномочия главы МО; - распределение полномочий между ОМС; - порядок формирования органов МС, в том числе порядок формирования контрольного органа; - иные, помимо установленных ФЗ, полномочия избирательных комиссий; - число членов избирательной комиссии с правом решающего голоса; - порядок деятельности избирательной комиссии МО; - ОМС, участвующие в соответствии с ГК РФ в гражданских правоотношениях от имени МО, и их полномочия в данных правоотношениях; - подотчетность и подконтрольность органов и должностных лиц МС; - дополнительные требования к кандидатам на должность главы администрации; - порядок принятия решения о самороспуске представительного органа; - порядок подписания и обнародования нормативных правовых актов представительного органа; - субъекты правотворческой инициативы; - правовое регулирование муниципальной службы (требования к должностям, статус, условия и порядок прохождения муниципальной службы); - случаи и порядок дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий; - порядок определения целей, условий и порядка деятельности МУП и МУ, утверждения их уставов; - порядок назначения на должность и освобождения от должности руководителей МУП и МУ; - порядок отчетов руководителей МУП и МУ; - порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа. В Уставе необходимо закрепить процедуры по различным формам участия граждан в осуществлении МС. Устав МО должен обеспечивать урегулированность в первую очередь вопросов, затрагивающих права и обязанности граждан, организаций, а также взаимодействие, взаимоотношения между органами, должностными лицами МС. Так как в структуре ОМС помимо прямо предусмотренных ФЗ могут быть и иные органы и должностные лица МС, требуется по отношению к каждому из органов или названных в Уставе должностных лиц МС установить: · порядок их формирования (замещения должности для должностных лиц), · срок полномочий (может быть указано, что орган постоянно действующий), · полномочия, · подконтрольность (какой орган или должностное лицо осуществляет контроль за деятельностью, процедуры, обеспечивающие контроль, формы и порядок осуществления контроля), · подотчетность (должны быть установлены органы, в которые предоставляются отчеты, сроки и формы предоставления отчетов, в том числе населению), · порядок прекращения полномочий, · виды принимаемых правовых актов, порядок их вступления в силу, · другие вопросы, связанные с организацией деятельности данных органов (должностных лиц). Государственная регистрация уставов МО. Принятый устав МО подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация – форма предварительного правового контроля со стороны государства в лице уполномоченных государственных органов за соответствием основного муниципального правового акта Конституции РФ, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ. Факт государственной регистрации является условием вступления устава или изменений и дополнений к нему в силу. Государственную регистрацию Уставов МО с 1 сентября 2005 года осуществляют территориальные органы Минюста России. Проверка устава (изменений в него) на предмет соответствия закону осуществляется как с точки зрения его содержания, так и с точки зрения соблюдения установленной процедуры принятия. В связи с этим для государственной регистрации представляются не только сам устав МО (решение о внесении изменений и дополнений), но и документы, подтверждающие соблюдение установленного законом порядка принятия устава (изменений в него). Глава МО должен направить Устав МО в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия в двух экземплярах, а также на магнитном носителе. Решение о государственной регистрации Устава МО принимается в 30-дневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Датой государственной регистрации устава МО считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов МО субъекта РФ. Государственная регистрация устава МО удостоверяется свидетельством о государственной регистрации. Устав МО и муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в него подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступает в силу после их официального опубликования (обнародования). Понятие о муниципальном менеджменте. Современные управленческие технологии в деятельности ОМС. МС – институт сложный и многогранный. С одной стороны, он не ограничивается только признаками деятельности, ему присущи и элементы самоорганизации жителей и элементы публичной власти. С другой стороны, МС в отличие от государственной власти содержит множество элементов непосредственной демократии, управления самого населения и с этой стороны является институтом гражданского общества, а не государства. Согласно Конституции РФ, МС призвано обеспечить самостоятельное решение населением ВМЗ, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом предполагается невмешательство государства: властные структуры не вправе давать указания и предписания по решению вопросов, входящих в компетенцию МС. Функциональная роль МС определяется специфическим содержанием ВМЗ, которому оно, собственно, и обязано своим возникновением и существованием. Поэтому вмешательство государственных органов в сферу полномочий ОМС недопустимо. Вместе с тем не исключается возможность совместного ведения тех или иных вопросов государственными структурами и МС. Такая совместная деятельность должна быть основана на координационных взаимосвязях указанных сторон и разграничении принимаемых ими на себя обязательств. Государство как особо сложная социально-экономическая система всегда имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. За каждым уровнем закрепляются свой круг решаемых вопросов и полномочия для их выполнения, выделяются необходимые для этого ресурсы, устанавливается ответственность за принимаемые решения. В демократическом государстве разделение власти происходит не только по «горизонтали» — на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по «вертикали» — на центральную и местную. МС — это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением ВМЗ. Это означает, что государство признает МС в качестве самостоятельного и независимого уровня власти, принадлежащей народу и им же самим осуществляемой. МС представляет собой специфическую «ветвь власти», которая на местном уровне, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, а с другой — наиболее полно учитывает интересы населения. Конституция РФ разграничивает предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и ее субъектов и предметы ведения субъектов РФ. Государство, признав МС законной формой реализации власти народа и установив, что ОМС не входят в систему органов государственной власти и МС самостоятельно решает ВМЗ, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту прав МС, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Федеральным законодательством строго разграничиваются полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области МС. В настоящее время еще преждевременно говорить о сложившемся МС, в связи, с чем необходима государственная поддержка МС, которая реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами МС. В соответствии с ФЗ № 131 федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление МС. МС по своей природе — это явление общественно-государственное. Система государственной и местной власти возникает там, где общество начинает осознавать потребность в регулировании отношении между людьми, между частными и общественными интересами. В современном обществе МС выполняет три функции: 1) как одна из форм публичной власти, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по ВМЗ, обеспечивает охрану общественного порядка, управляет муниципальной собственностью, выполняет другие властные функции; 2) как организатор местного хозяйства, МС выполняет экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, организует оказание жителям ряда важнейших общественных услуг; 3) как часть гражданского общества, МС обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в решении ВМЗ, в управлении местными делами. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура в обществе. Только МС одновременно выполняет все три функции. МС освобождает органы государственной власти от «мелких» дел и позволяет им сконцентрироваться на решении стратегических проблем. МС располагает полномочиями двоякого рода: 1) закрепленными за ним полномочиями решать ВМЗ, причем не все, а строго определенные вопросы (другие могут решаться на смежных территориях, совместно, иными органами); 2) отдельными государственными полномочиями, которые передаются МС органами исполнительной власти. Порядок их передачи регулируется особым образом, установленным Конституцией РФ и ФЗ № 131. Названные полномочия отражают самостоятельность МС. МС есть реакция общества на необходимость регулирования общественных отношений и реализации общих интересов. Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции МС в современном обществе. МС осуществляется гражданами через выборные ОМС. Основная нагрузка и ответственность за реализацию МС ложится на плечи должностных лиц МС, которые в условиях ограниченности кадровых и экономических ресурсов пытаются повысить эффективность управления МО. Необходимые знания и умения при этом дает ММ, который возник в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений, для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Его появление неразрывно связано с возникшей необходимостью коренным образом изменить эффективность управленческих воздействий на рыночные структуры, муниципальную экономику, местные финансы, социально-экономические отношения в местном сообществе. ММ реализуется там и тогда, где и когда существует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ориентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |