Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объектами МУ являются многообразные социально-экономические процессы

Под комплексным СЭР МО понимается управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории МО — с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.

Программа СЭР МО как основа МУ.Понятие «социально-экономическое развитие» (СЭР) не может быть применено к каждому МО, хотя в соответствии с ФЗ № 131 комплексное СЭР МО отнесено к полномочиям

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Муниципальное казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется ОМС.

ОМС в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решают вопросы создания МУПов, определения предмета и целей их деятельности, их реорганизации и ликвидации, назначают директоров (руководителей) предприятий, осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятиям имущества и имеют право на получение части прибыли от использования этого имущества.

Административный способ формирования муниципальной собственности предполагает проявление воли только одной сто­роны — государства и реализуется при издании органом государ­ственной власти соответствующего нормативного акта.

Муниципальной собствен­ностью считается имущество, принадлежащее на праве собствен­ности МО, то есть основными признаками му­ниципальной собственности признаются ее вещный состав и принадлежность к МО.

Согласно Конституции РФ основным субъектом права муниципальной собственности является население МО, владеющее, пользующееся и распоряжающееся муниципальной собственностью. Конституция РФ гласит, что МС обеспечивает владение, пользование и распо­ряжение муниципальной собственностью. Гражданский кодекс РФ определяет в качестве субъекта права муниципаль­ной собственности МО.

Принадлеж­ность муниципальной собственности МО, представляющим собой публично-правовые образова­ния обусловливает публичный характер такой собственности.

Находящееся в муниципальной собственности имущество является одним из трёх элементов экономической основы МС наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами МО.

В настоящее время муниципальная собственность является ресурсной основой выполнения функций МС, служит для эффективного осуществления полномочий ОМС и решения ключевых про­блем жизнеобеспечения населения, позволяет оказывать услуги населению, получать дополнительные доходы и снижать расхо­ды местного бюджета.

Начиная с 1 янтаря 2006 года правовое регулирование состава муниципальной собственности в РФ осуществляется ФЗ № 131.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

В настоящее время на территории любого МО располагаются объекты и действуют хозяйствующие субъекты различных видов собственности. Влияние ОМС на состояние отношений субъектов и объектов разных видов собственности может проявляться, прежде всего, через местную политику землепользования, местную налоговую политику, а также посредством принимаемых правил благоуст­ройства и санитарного содержания территорий.

Полным комплексом прав, обязанностей и от­ветственности наделены ОМС по отношению к му­ниципальной собственности.

Состояние объектов муниципальной собственности и муни­ципальных хозяйствующих субъектов целиком зависит от дея­тельности ОМС.

Приобретение и осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени МО возлагается исключительно на ОМС. ОМС могут передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, отчуждать. Если на территории МО имеются не задействованные в мест­ном хозяйственном обороте объекты, то ОМС могут сдавать их в аренду или продавать в целях по­полнения доходной части бюджета.

Формирование муниципальной собственности осуществля­ется следующими способами:

1)путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фон­ды и валютный фонд;

2)путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотрен­ной действующим законодательством РФ;

3)путем возникновения права муниципальной собственнос­ти на имущество при разграничении государственной собствен­ности на федеральную собственность, государственную соб­ственность субъектов РФ и муниципальную собственность в по­рядке, установленном законодательством РФ;

4)путем передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом фе­деральным законом;

5)путем передачи объектов государственной собственности субъекта РФ в муниципальную собственность в порядке, уста­новленном действующим законодательством;

6)путем получения имущества при разграничении муници­пальной собственности между поселениями и районами;

7)путем получения муниципальной собственности при объединении, преобразовании или упразднении МО;

8)путем возникновения права собственности на продукцию, доходы, полученные в результате использования муни­ципальной собственности;

9) иными способами, предусмотренными действующим законодательством.

Перечисленные способы формирования муниципальной собственности можно подразделить на административные и гражданско-правовые.

Первым нормативно-правовым актом, предусматривавшим использование данного способа формирования муниципальной собственности в РФ, стало Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на фе­деральную собственность, государственную собственность рес­публик и муниципальную собственность», действующее до настоящего времени, по которому происходит разделение собственности по признаку функционального назначения иму­щественных объектов в соответствии с разграничением предме­тов ведения и полномочий органов власти различных уровней. К объектам муниципальной собственности были отнесены:

жилищный и нежилой фонд социально-культурного и бы­тового назначения;

жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие социальные объекты;

инженерная инфраструктура городов, городской пассажир­ский транспорт, объекты внешнего благоустройства, а так­же предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслужи­вание, содержание и ремонт указанных объектов;

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также оптово-складские мощности, необходимые для обеспечения товарообо­рота;

учреждения и объекты здравоохранения, народного обра­зования, культуры и спорта (кроме объектов областного значения).

В большей степени интересам МС от­вечают такие способы перехода прав на объекты собственности, как гражданско-правовые договоры и сделки, которые МО вправе заключать с другими субъектами гражданских прав. При этом учитывается воля обеих сторон, что ставит ОМС в равное положение с контрагентом.

Право муниципальной собственности прекращается:

¤ в случае гибели или уничтожения имущества;

¤ при отчуждении имущества другим лицам, в том числе при приватизации;

¤ при разграничении муниципальной собственности;

¤ в случае обращения взыскания на имущество по обязатель­ствам МО в порядке, предусмот­ренном законодательством РФ или договором;

¤ по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

В соответствии с положениями ФЗ № 131 ОМС могут создавать МУП и муниципальные учреждения, участвовать в создании хозяйствен­ных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

ГК РФ определил, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. При этом имущество МУП находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или опера­тивного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана учредителем.

МУП, созданное на праве хозяйственного ведения, не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия ОМС. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о ГУПах и МУПах, на базе муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Муниципальное казенное предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. ОМС как представитель собственника имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное МУП или муниципальным учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

При переходе права собственности на муниципальное пред­приятие как имущественный комплекс к другому собственнику муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

К числу наиболее характерных для современных МУП проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:

1. Неэффективность системы управления предприятия,
обусловленную следующими факторами:

· отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

· отсутствием эффективной маркетинговой системы;

· низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

· неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства;

· недостатком оборотных средств, необходимых для 6ecперебойной работы предприятия.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых peшений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

3. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции предприятий.

4. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для потенциальных инвесторов и кредиторов.

Для устранения негативных тенденций необходимо изменение среды функционирования предприятий, которая должно быть дополнена стимулированием внутренних преобразований на предприятиях. Поэтапный процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформирования предприятий.


ОМС. Не каждое МО может реально осуществлять самостоятельное СЭР.

Отсутствие условий для самостоятельного осуществления комплексного СЭР означает отказ от МС. Неспособность того или иного МО в настоящее время самостоятельно осуществлять комплексное СЭР объясняется тем, что за

прошедший период не была создана устойчивая экономическая база саморазвития соответствующего МО и, поэтому, необходимо эту базу создавать. Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития МС.

Под управлением комплексным СЭР МО понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами развития всех сфер жизнедеятельности МО. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону.

В каждом МО управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но имеются некоторые общие для всех особенности этого процесса. Общая принципиальная особенность процесса управления развитием МОегоцикличность. Главными факторами цикличности указанного процесса являются: бюджетный процесс; период полномочий ОМС; крупные инвестиционные проекты; местные традиционные особенности (культурно-исторические, религиозные и др.).

Основная особенность в планировании и распределении по этапам процесса комплексного СЭР МО заключается в том, что периоды планиро­вания и корректировки планов должны быть согласованы со специфи­ческими временными циклами жизни МО — разработкой и принятием бюджета, сроком полномочий ОМС и др.

Управление социально-экономическими процессами — важная подсистема в системе МО, призванная решать комплекс соответствующих задач. Система МУ СЭР может быть представлена в виде обобщенной модели, включающей в себя субъекты, объекты, цели, задачи, технологию и процедуры управления.

Субъектом МУ в системе управления СЭР выступает население МО -местное сообщество. Оно передает часть функций и полномочий ОМС и в этом случае уже они выступают в роли субъекта управления СЭР МО.

На развитие МО влияют и иные реальные экономические и политические силы, которые наряду с ОМС могут рассматриваться в качестве субъектов управления СЭР МО:

ü органы государственной власти РФ и соответствующего ее субъекта;

ü ОМС соседних МО — они могут быть косвенными субъектами, реально оказывающими влияние на развитие МО;

ü не являющаяся официальной промышленная, финансовая или духовная элита МО — также может выступать в качестве косвенного субъекта МУ.

Местные органы власти, и в частности администрация МО, несут ответственность за разработку планов развития МО, баланса его финансовых ресурсов, составление проектов предплановых документов концептуального и прогнозного характера.

Главная задача муниципальных органов управления в области планового регулирования развития территории состоит в разработке и реализации местной социально-экономической политики, учитывающей специфику МО и текущего этапа политического и экономического реформирования общественного устройства в РФ.

Муниципальное планирование связано, в частности, с составлением прогнозов, формированием и реализацией перспективных концепций, программ и планов развития МО. Цель этой деятельности — обеспечить баланс государственных, местных и частных интересов в решении совокупности проблем данного МО, связанных в первую очередь с необходимостью существенно повысить качество жизни местного населения. Планирование — важнейшая функция органов муниципальной власти, заклю­чающаяся в конкретизации целевых установок в области развития местного сообщества, представлении этих целей в виде совокупности стратегических и тактических планов, концепций и программ.

Субъектом процесса планового развития МО являются муниципальные властные структуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Муниципальный заказ — это совокупность заключенных муниципальных кон­трактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета | Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа определяют специфику муниципального хозяйства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.