Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. 4. Трудные случаи употребления глагольных форм

 

План.

1. Трудные случаи употребления глаголов.

2. Трудные случаи употребления причастий.

3. Трудные случаи употребления деепричастий.

 

1.У глаголов убедить, очутиться, приютиться, победить, дерзить и некоторых других не употребляется формы 1-го лица единственного числа(не говорят «убежу», «побежу» и т. д.). При необходимости употребить такие глаголы в этой форме их надо заменить описательными оборотами, например: Я могу (должен, надеюсь, хочу, обязан, стремлюсь, (не) в состоянии и т. д.) убедить его.

2. Глаголы полоскать, плескать, колыхаться, колебать, рыскать, махать, хлестать, щипать, сыпать, трепать, глодать и некоторые другие имеют в настоящем времени двоякие формы:

А) с чередованием согласных в корне: полощут, плещут, колышутся, колеблют, рыщут,машут, щиплют, гложут и Б) без чередования согласных: полоскают, плескают, колыхают, колебают, рыскают, махают, глодают.

Формы с чередованием стилистически нейтральны, формы без чередования свойственны разговорной речи.

3. Глагол хотеть в единственном числе настоящего времени изменяется по первому спряжению, во множественном числе – по второму спряжению: хочу, хочешь, хочет; хотим, хотите, хотят. Глагол бежать спрягается так: бегу, бежишь, бежит, мы бежим, вы бежите, они бегут.

4.Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь имеют следующие нормативные, стилистически нейтральные формы будущего времени I спряжения: выздоровеют, опостылеют, опротивеют. Встречающиеся в устной речи формы этих глаголов II спряжения (выздоровят и т. д.) имеют просторечный характер.

Глагол чтить («проявлять глубокое уважение», «почитать») спрягается по II спряжению (чту, чтишь, чтит …), но в 3-ем лице множественного числа настоящего времени распространена, наряду с формой чтят, и форма чтут. Ср.: Оба они любовно чтят память о ней (М.Г.). – Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он (М.Г.)

5.Глагол ехать (еду, едешь и т. д.) не имеет формы повелительного наклонения (встречающиеся иногда формы «ехай», «езжай» недопустимы в литературной речи). При необходимости употребить от глагола ехать повелительное наклонение можно использовать формы поезжай, поезжайте (неопределённая форма этого глагола «поезжать» неупотребительна).

6. Глагол жечь спрягается так: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Так же спрягаются и образованные от него приставочные глаголы, например: зажечь, выжечь и др.

7.При построении предложений нужно стремиться к тому, чтобы не было разнобоя в формах времени или вида употребляемых глаголов. Например, неудачно построено следующее предложение: На заседании регулярно обсуждался ход семинарских занятий и рассматриваются вопросы проведения учебной работы. Оба глагола следовало употребить в одинаковой форме – или прошедшего, или настоящего времени. Другой пример: Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучать его эпоху. Оба глагола в главном и придаточном предложениях следовало употребить в одинаковой форме: или совершенного, или несовершенного вида.

8.Особенности образования неспрягаемых форм глагола – причастий и деепричастий – определяют их употребление. При образовании действительных причастий прошедшего времени (суффиксы – ш - и – вш -) следует помнить о группе причастий, при образовании которых происходит чередование гласных, например, вести – ведший, перевести – переведший, увядать – увядший.

9.Деепричастие несовершенного вида означает незаконченное добавочное действие, одновременное с главным действием, выраженным глаголом-сказуемым: Поезд замедлял ход, подходя к какой-то станции.

Деепричастие совершенного вида обозначает добавочное действие, предшествовавшее главному, выраженному глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увидели изумительную панораму.

10.В личных предложениях деепричастия относятся к глаголу-сказуемому и обозначают добавочное действие подлежащего: Волны шумят, ударяясь о скалы (глагол и деепричастие обозначают действия подлежащего: волны шумят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено, например, такое предложение: Найдя лодку, радость охватила туристов.

11. В безличных предложениях деепричастие может употребляться тогда, когда оно указывает на действия того же лица, что и сказуемое, например: В озвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (Л.) (= нам надо было возвращаться домой и нам же нужно было переезжать Подкумок).

Таким образом, при образовании всех этих форм следует быть внимательным и при появлении сомнения в правильности формы, которую хочется употребить, заменить синонимичной.

Вопросы для самоконтроля:

  1. На образование форм каких глаголов следует обращать особое внимание?
  2. Как образовать причастие в соответствии с нормой?
  3. Как образовать деепричастие в соответствии с нормой? Как использовать в предложении?

Литература

  1. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. Учебник для ССУЗов.,2005, с. 147 – 152.
  2. Русский язык и культура речи. / П/р Черняк В. Д. – СПб., 2005, с. 181 – 198.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. 3. Особенности употребления форм причастий и деепричастий | Упражнения для самопроверки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 13428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.