Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3.4. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ

Читайте также:
  1. Важность употребления топосов.
  2. Важные частные случаи оптимизационных задач
  3. Важные частные случаи оптимизационных задач
  4. ВИДЫ РАЗРУШЕНИЙ И ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СЛУЧАИ
  5. Вопрос 15. Предельные случаи качения колеса. К-т сцепления.
  6. Вопрос 2: Виды материальной ответственности. Случаи применения полной материальной ответственности
  7. Вопрос 2: Компенсационные выплаты: понятие, виды, случаи, размеры и порядок представления
  8. Вопрос 3. Некоторые частные случаи движения точки.
  9. График 5. Зависимость продолжительности жизни от употребления алкоголя
  10. Другие случаи
  11. Другие случаи массового поступления нефтепродуктов в океан
  12. Запрет злоупотребления правом.

 

План.

1. Трудные случаи употребления глаголов.

2. Трудные случаи употребления причастий.

3. Трудные случаи употребления деепричастий.

 

1.У глаголов убедить, очутиться, приютиться, победить, дерзить и некоторых других не употребляется формы 1-го лица единственного числа( не говорят «убежу», «побежу» и т. д.). При необходимости употребить такие глаголы в этой форме их надо заменить описательными оборотами, например: Я могу (должен, надеюсь, хочу, обязан, стремлюсь, (не) в состоянии и т. д.) убедить его.

2. Глаголы полоскать, плескать, колыхаться, колебать, рыскать, махать, хлестать, щипать, сыпать, трепать, глодать и некоторые другие имеют в настоящем времени двоякие формы:

А) с чередованием согласных в корне: полощут, плещут, колышутся, колеблют, рыщут,машут, щиплют, гложут и Б)без чередования согласных: полоскают, плескают, колыхают, колебают, рыскают, махают, глодают.

Формы с чередованием стилистически нейтральны, формы без чередования свойственны разговорной речи.

3. Глагол хотеть в единственном числе настоящего времени изменяется по первому спряжению, во множественном числе – по второму спряжению: хочу, хочешь, хочет; хотим, хотите, хотят. Глагол бежать спрягается так: бегу, бежишь, бежит, мы бежим, вы бежите, они бегут.

4.Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь имеют следующие нормативные, стилистически нейтральные формы будущего времени I спряжения: выздоровеют, опостылеют, опротивеют. Встречающиеся в устной речи формы этих глаголов II спряжения (выздоровят и т. д.) имеют просторечный характер.

Глагол чтить («проявлять глубокое уважение», «почитать») спрягается по II спряжению (чту, чтишь, чтит…), но в 3-ем лице множественного числа настоящего времени распространена, наряду с формой чтят, и форма чтут. Ср.: Оба они любовно чтят память о ней (М.Г.). – Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он (М.Г.)

5.Глагол ехать (еду, едешь и т. д.) не имеет формы повелительного наклонения (встречающиеся иногда формы «ехай», «езжай» недопустимы в литературной речи). При необходимости употребить от глагола ехать повелительное наклонение можно использовать формы поезжай, поезжайте (неопределённая форма этого глагола «поезжать» неупотребительна).

6. Глагол жечь спрягается так: жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут. Так же спрягаются и образованные от него приставочные глаголы, например: зажечь, выжечь и др.

7.При построении предложений нужно стремиться к тому, чтобы не было разнобоя в формах времени или вида употребляемых глаголов. Например, неудачно построено следующее предложение: На заседании регулярно обсуждался ход семинарских занятий и рассматриваются вопросы проведения учебной работы. Оба глагола следовало употребить в одинаковой форме – или прошедшего, или настоящего времени. Другой пример: Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучать его эпоху. Оба глагола в главном и придаточном предложениях следовало употребить в одинаковой форме: или совершенного, или несовершенного вида.



8.Особенности образования неспрягаемых форм глагола – причастий и деепричастий – определяют их употребление. При образовании действительных причастий прошедшего времени (суффиксы –ш- и –вш-) следует помнить о группе причастий, при образовании которых происходит чередование гласных, например, вести – ведший, перевести – переведший, увядать – увядший.

9.Деепричастие несовершенного вида означает незаконченное добавочное действие, одновременное с главным действием, выраженным глаголом-сказуемым: Поезд замедлял ход, подходя к какой-то станции.

Деепричастие совершенного вида обозначает добавочное действие, предшествовавшее главному, выраженному глаголом-сказуемым: Поднявшись на гору, мы увидели изумительную панораму.

10.В личных предложениях деепричастия относятся к глаголу-сказуемому и обозначают добавочное действие подлежащего: Волны шумят, ударяясь о скалы (глагол и деепричастие обозначают действия подлежащего: волны шумят, ударяются о скалы). Поэтому неправильно построено, например, такое предложение: Найдя лодку, радость охватила туристов.

11. В безличных предложениях деепричастие может употребляться тогда, когда оно указывает на действия того же лица, что и сказуемое, например: Возвращаясь домой, надо было переезжать Подкумок вброд. (Л.) (= нам надо было возвращаться домой и нам же нужно было переезжать Подкумок).

Таким образом, при образовании всех этих форм следует быть внимательным и при появлении сомнения в правильности формы, которую хочется употребить, заменить синонимичной.

Вопросы для самоконтроля:

  1. На образование форм каких глаголов следует обращать особое внимание?
  2. Как образовать причастие в соответствии с нормой?
  3. Как образовать деепричастие в соответствии с нормой? Как использовать в предложении?

Литература

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 3.3. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ | Упражнения для самопроверки

Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4925; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.