КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения для самопроверки
№1. От глагола победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться и некоторых других 1-е лицо единственного числа не употребляется. Замените такие глаголы, данные в скобках, близкими по значению описательными формами (в 1-м лице настоящего или будущего времени). О б р а з е ц. Я (победить) своего противника. – Я хочу обязательно победить своего противника (или: Я постараюсь победить …; или: Я надеюсь победить … и т.д.). 1) Я (убедить) вас в правильности моих взглядов. 2) Поняв, что (дерзить) напрасно, я попросил у товарища извинения. 3) Если я не сдам экзамена,то (очутиться) в неприятном положении. 1. От следующих глаголов образуйте 3-е лицо единственного числа настоящего времени. Подчеркните чередующиеся согласные. Ма х ать – ма ш ут, колыхать. Пла к ать – пла ч ет, клокотать, ткать. Плес к ать – пле щ ет, полоскать, хлестать. Сы п ать – сы пл ет, щипать, трепать, дремать.
№2.Употребите глаголы в форме настоящего времени. 1) Сосны вершинами (махать) приветно. 2) Лиловая занавеска чуть – чуть (колыхаться) от ветра. 3) (Кликать) трубы молодого казака. 4) Не пенится море, не (плескать) волна. 5) Волхов пеной серебристою в берег (хлестать). 6) (Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. 7) Мороз слегка (щипать) за щёки. 8) Всё (дремать), но (дремать) напряжённо-чутко. 9) …Несётся Терек, волнами точит дикий берег, (клокотать) вкруг огромных скал. 10) Опять сомненье душу (глодать).
№3. Поставьте глаголы в нужной форме. 1) «Чего ты (хотеть) от меня?» — нахмурясь, голову вскричала. (П.) 2) Своей дремоты превозмочь не (хотеть) воздух. (П.) 3) Вы отдохнуть (хотеть;)? (Т.) 4) Как удержать негодованье уста упрямые (хотеть)! (П.) 5) Евгений смотрит: видит лодку, он к ней (бежать) как на находку.(П.) 6) Смутилось сердце киевлян; (бежать) нестройными толпами... (П.) 7) Государь мой! Куда вы (бежать)? (Н.) 8) Солнце так и (жечь). (Григ.) 9) Прервётся ли души холодный сон, поэзии (зажечься) ль упоенье? (П.) 10) Оба они любовно (чтить) память о ней. (М. Г.) 11) Вот что: ты (ехать) один, (ехать)! (Розов) 1 2) Не играй, кошка, углём: лапу (обжечь). (Посл.)
№4. Употребите данные глаголы в форме прошедшего, а затем настоящего или будущего времени. Спишите, подчёркивая в неопределённой форме и в прошедшем времени глагольный суффикс, а в настоящем и в будущем времени — личные окончания. I. Видеть — видел — видит, обидеть — обидел — обидит; ненавидеть, сеять, веять, реять, таять, лаять, чуять, лелеять, каяться, маяться, надеяться, затеять, слышать. П. Цепенеть — цепенел — цепенеет; одеревенеть, окостенеть, обледенеть, остолбенеть. №5. Спишите. Подчеркните глаголы прошедшего времени одной чертой, настоящего — двумя. 1) Лёд та..т. Снег раста..л. 2) В небе ре..т орёл. Он далеко вид..т кругом. Вот увид..л внизу зайца и камнем рухнул вниз. 3) Тихон полностью завис.т от своей матери Кабанихи. Тихон завис..л от своей матери. 4) На улице гром-ко ла..т собачонка. Она пола..ла, пола..ла и замолчала. 5) Осторожно пробирается заяц, слыш..т каждый шорох, издалека чу..т опасность. Услыш..л, как хрустнула ветка, почу..л недоброе, притаился.
№6. Образуйте от данных глаголов совершенного вида глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов ~ыва-, -ива-, -ва- и, где нужно, чередования звуков в корне. Корни обозначьте. Опоздать — опаздывать, сознаться — сознаваться; размолоть, распороть, оглядеться, оттаять, запаять, осмеять, раскаяться, подогреть, выпить, напеть, вылить, одолеть, развеять, развить, достать, узнать, издать, распродать, восстать, развалить, развеяться, рассказать, устать.
№7. От данных глаголов при помощи суффиксов -ива-, -ыва- образуйте глаголы несовершенного вида (они отвечают на вопрос что делать?). Подчеркните корневые гласные о или а и расставьте ударение. Составьте словосочетания с глаголами, образованными от выделенных слов. Заработать — зарабатывать, освоить, удостоить, усвоить, удвоить, затронуть. Обусл о вить — обусл о вливать, опорочить, подытожить, сосредоточить, узаконить, уполномочить, упрочить.
№8. Спишите. Подчеркните корневые гласные в глаголах на -ива-, -ыва-. 1) Войска сосредот..чивались у переправы. 2) Дальнейшие переговоры уполном..чивался вести глава делегации. 3) Нельзя мириться с недоделками в жилищном строительстве и узак..нивать их. (Газ.) 4) Осв..ивались новые области нашей необ..ятной Родины. (Ушаков) 5) Леса обусл..вливают климат. (Ч.)
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |