КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Изучение динамики явлений при помощи индексов
Числитель и знаменатель агрегатных индексов всегда имеют экономический смысл, поэтому в статистическом анализе используют их разности. Например, разности агрегатных индексов товарооборота, цен и физического объема продаж показывают абсолютное изменение (увеличение или снижение) стоимости продукции по факторам и в целом: а) изменение стоимости продукции, возникшее под влиянием роста или снижения цен в отчетном периоде по сравнению с базисным определяется как разность между числителем и знаменателем агрегатного индекса цен: ; (10.11) б) изменение стоимости продукции, возникшее под влиянием роста или снижения количества проданной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным определяется как разность между числителем и знаменателем агрегатного индекса физического объема продаж: . (10.12) в) общее изменение стоимости продукции определяется как разница между числителем и знаменателем агрегатного индекса товарооборота: ; (10.13)
По аналогии с разностью между числителем и знаменателем агрегатных индексов, можно рассчитать и разницу между числителем и знаменателем средних индексов: - разница между числителем и знаменателем среднего арифметического индекса физического объема продаж характеризует увеличение (снижение) расходов населения страны, возникшее в связи с ростом (спадом) объемов приобретения товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным; - разница между числителем и знаменателем среднего гармонического индекса цен характеризует увеличение (снижение) расходов населения страны, возникшее в связи с ростом (спадом) цен реализации товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Пример (комплексный). Имеются данные о цене и количестве трех разнородных видов продукции А, Б, В одного предприятия в отчетном и базисном периоде (табл. 10.1). Таблица 10.1. Цена и количество проданной продукции трех видов в отчетном и базисном периоде
Требуется рассчитать: 1. Индивидуальные индексы: а) цен; б) физического объема продаж; в) стоимостного объема продаж (товарооборота). 2. Общие индексы: а) цен; б) физического объема продаж; в) стоимостного объема продаж (товарооборота). 3. Абсолютное изменение товарооборота: а) в зависимости от изменения цен; б) в зависимости от изменения физического объема продаж; в) в целом под влиянием обоих факторов. Решение 1. Индивидуальные индексы рассчитываются для каждого вида продукции отдельно путем деления индексируемой величины в отчетном периоде на ее значение в базисном периоде: а) индивидуальные индексы цен каждого вида продукции: – в отчетном периоде по сравнению с базисным цена продукции А возросла на 25%; – в текущем периоде по сравнению с базисным цена продукции Б осталась неизменной; – в текущем периоде по сравнению с базисным цена на продукцию В снизилась на 33%;
б) индивидуальные индексы физического объема продаж каждого вида продукции: – в отчетном периоде по сравнению с базисным количество проданной продукции А увеличилось на 27%; – в текущем периоде по сравнению с базисным количество проданной продукции Б увеличилось на 25%; – в текущем периоде по сравнению с базисным количество проданной продукции В возросло на 50%;
в) индивидуальные индексы стоимостного объема продаж (товарооборота) каждого вида продукции: – в отчетном периоде по сравнению с базисным стоимость проданной продукции А увеличилась на 58% (поскольку выросла и цена, и количество проданной продукции А); – в отчетном периоде по сравнению с базисным стоимость продукции Б увеличилась на 25% (повлиял только один из двух факторов – количество проданного товара, поскольку цена товара не изменилось (30 тыс. руб./ед.)); – в отчетном периоде по сравнению с базисным стоимость продукции В осталась постоянной (повлияли оба фактора, однако их воздействие оказалось разнонаправленным и равным по силе: цена продукции снизилась, а количество проданной продукции возросло. В результате стоимость продукции не изменилась). Проверка: (верно); (верно); (верно); 2. Общие индексы: а) агрегатный индекс цен: – цена проданных товаров А, Б и В увеличилась в среднем на 13,9% в отчетном периоде по сравнению с базисным;
б) общий индекс физического объема реализации: – количество проданных товаров А, Б и В увеличилась в среднем на 27,8% в отчетном периоде по сравнению с базисным;
в) общий индекс товарооборота: – стоимость проданных товаров А, Б и В увеличилась в среднем на 45,4% в отчетном периоде по сравнению с базисным по влиянием роста цен и физических объемов продаж. Проверка: (верно). 3. Абсолютное изменение товарооборота: а) за счет изменения цен: – за счет роста средних цен произошел прирост товарооборота на 40 тыс. руб.;
б) за счет изменения физического объема проданных товаров: – за счет роста физического объема проданных товаров товарооборот увеличился на 62,5 тыс. руб.
в) общее изменение за счет обоих факторов: – под влиянием роста обоих факторов товарооборот предприятия увеличился на 102,5 тыс. руб. Проверка: (верно).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |