Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие налогообложения в России




ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВ

И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях рыночного хозяйства, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и экономических санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово – экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.

Налоги, участвуя в процессе перераспределения новой стоимости, выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.

Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо и косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменения в условиях налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других, исходя из общественных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений.

Проблемы налогообложения стары как мир. Они постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Ф. Аквинский (1226 – 1274 гг.) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689 –1755 гг.) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. Один из основоположников теории налогообложения – А. Смит (1723 – 1790 гг.) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы.

Налоги появились в глубокой древности и в процессе исторического развития претерпели существенную эволюцию.

Среди отличительных черт налогов докапиталистических формаций можно отметить:

- преобладание натуральных налогов. Налоги в денежной форме появляются с развитием товарно-денежных отношений;

- смещение центра тяжести налогообложения на беднейшие слои населения. Только в ходе буржуазной революции во Франции был провозглашен новый для того времени принцип: налог должен взиматься соразмерно имущественному положению и платежеспособности;

- откупной характер налогов.

Значительную роль в государственном бюджете налоги приобрели лишь в XV – XVII вв., с отмиранием домениального строя на Западе, то есть позже всех других источников государственных доходов – домен, пошлин, регалий, монополий и государственных предприятий. Право облагать население постоянными прямыми налогами было признано в Западной Европе за монархом лишь в ХV – ХVI вв., в связи с расходами по созданию постоянной армии. Косвенные же налоги получили широкое распространение лишь в XVII в.

Очевидно, что, с одной стороны, роль налогов находится в теснейшей зависимости от экономической среды, в которой они действуют, а с другой – и сами налоги в различные эпохи имеют различное содержание.

В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 80 до 90% всех поступлений казны в развитых странах.

Налоговая система стран с развитой рыночной экономикой превратилась в часть сложного и эффективного механизма регулирования хозяйственной деятельности, в гибкий инструмент, воздействующий на уровень доходности различных видов собственности, на соотношение между накоплением в производственной и непроизводственной сферах, на темпы капитализации. Налоговая система является эффективным рычагом воспроизводственного механизма.

 

Что касается древнерусского государства, то в период его объединения основным источником княжеской казны была дань. Это, по сути дела, налог. Косвенное налогообложения существовало в форме торговых и судебных пошлин.

Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича.

Эпоха Петра 1 характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны вводились дополнительные налоги.

Екатерина 2 преобразовала систему управления финансами. Были созданы четыре самостоятельные экспедиции о государственных доходах. Одна заведовала доходами, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоборов и начетов.

В 80-х годах 19 века стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доход с ценных бумаг, затем - государственный квартирный налог.

Система акцизов, как и таможенных пошлин, имела не только фискальный характер, она обеспечивала государственную поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

В 1898 году Николай 2 утвердил положение о государственном промысловом налоге. Он просуществовал вплоть до революции 1917 года. Наиболее крупными из прямых налогов был налог с недвижимых имуществ, он взимался по ставке 9 %.

Спад во всей финансовой системе России наступил после октября 1917 года. Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю и кустарный промысел.

В Российской Федерации до 90-х годов ХХ в. взаимоотношения государства с юридическими и физическими лицами основывались на административно-централизованных формах хозяйствования при господстве общественной собственности на средства производства и землю. Налоги играли крайне ограниченную роль, которая сводилась к получению дохода главным образом от населения. По существу налоговая система не сформировалась.

Развитие рыночных отношений в России в последнем десятилетии потребовало реформирования налоговой системы с учетом опыта зарубежных стран.

С 1992 г. в России стала действовать новая система налогообложения. Общие принципы ее построения определил Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. № 2118–1. Впервые налогообложение в России сформировалось в систему, в которой установлен перечень поступающих в бюджет налогов, сборов, пошлин и других платежей, определены права, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Налоги заменили многие широко распространенные ранее платежи, которые в основном, входили в себестоимость, по величине зависели от видов деятельности, объема производства, уровня рентабельности, и зачастую устанавливались персонально и субъективно. Впервые налоги были разделены на три вида в зависимости от уровня установления и изъятия (федеральные, региональные и местные).

Законом о налоговой системе Российской Федерации было установлено 48 налогов, в том числе 22 федеральных, 6 региональных и 23 местных. Однако фактически действующих налогов и сборов было 100 и более.

Налоговая система в России к концу 90-х гг. оказалась громоздкой, сложной и малопонятной как для налогоплательщиков, так и для работников налоговых органов. Это стало результатом копирования западных моделей без учета социально-экономических особенностей и уровня развития российской экономики. Сказалось также отсутствие теоретического фундамента построения налоговой системы. Не были обоснованы действия тех или иных видов налогов, их взаимосвязанность, экономическая сущность "дохода" как объекта налогообложения, а также налогооблагаемая база по всем используемым налоговым конструкциям, средний размер ставок налогов и прогрессия налогообложения.

Современная налоговая система России с 1991г. по 1998 г., в отличие от аналогичных систем стран с развитой рыночной экономикой, в результате чрезмерных изъятий из прибыли и чрезмерного НДС блокировала основной источник внутренних инвестиций, что отрицательно сказывалось на общем экономическом развитии. Подобная специфика современной налоговой системы России объясняется тем, что она формировалась в условиях глубочайшего стагфляционного кризиса, сочетающего в себе спад производства и инфляцию. Поэтому наша налоговая система была нацелена преимущественно на выполнение фискальных задач, все прочие задачи, свойственные налоговой системе стран с развитой рыночной экономикой, особенно стимулирование производства и соблюдение «социальной справедливости», выполнялись слабо, либо не выполнялись вообще. Созданная система налогообложения не смогла обеспечить требуемый уровень поступления налогов. Напротив, в стране была фактически создана система укрывательства доходов и массового уклонения от уплаты налогов, что обуславливало постоянное сокращение даже минимальных государственных расходов.

Слабое правовое обеспечение налогового механизма, низкий уровень ответственности налоговой системы за ошибки и просчеты, допущенные при разработке и практической реализации налоговых преобразований, неразработанность общей концепции трансформации налогового механизма потребовали разработки нового основного нормативного документа регламентирующего функционирование системы налогообложения – Налогового кодекса Российской Федерации.

В 1998г. была принята и с 1 января 1999 года вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ (НК РФ). С этого момента в экономике России началась новая волна реформы налогообложения. Первая часть Налогового кодекса должна была упорядочить, унифицировать и упростить налоговую систему, поставить взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов в строгие правовые рамки, уточнить роль представительных и исполнительных органов власти разных уровней в формировании и реализации налогового законодательства. Однако принятие первой части Кодекса не могло обеспечить всестороннего решения принципиальных вопросов налогообложения, поэтому в августе 2000г. была принята вторая часть Налогового кодекса РФ. С 1 января 2001г. вступили в силу первые четыре главы, определяющие налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и единый социальный налог (ЕСН). В 2001г. налоговая реформа была продолжена и с 1 января 2002г. вступили в действие ещё три важнейших главы Кодекса, которые значительно повлияли на развитие экономических интересов государства. К ним относятся революционный налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых, который объединил несколько ранее действовавших налогов, взимаемых с недропользователей. С 1 января 2003г. в состав налоговой системы России был включен транспортный налог, объединивший ранее действовавшие: налог на имущество физических лиц в части обложения водно-воздушных транспортных средств и налог с владельцев транспортных средств. Кроме того, в Кодексе появились обновленные главы, регулирующие малый бизнес: упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход. Упорядочение налогового законодательства в 2004г. началось с преобразования налога на имущество организаций и единого сельскохозяйственного налога. Оба были изменены в пользу налогоплательщиков. В 2005г. был включен налог на землю, который так же был коренным образом изменён. В ближайшее время в Кодекс должен быть включен налог на имущество физических лиц. За годы реформ Налоговый кодекс должен был решить следующие задачи:

- сформировать единую правовую базу налогообложения;

- существенно скорректировать уровень налогообложения, структуру налогов, порядок их взимания для предельного упрощения налоговой системы, снизить налоговую нагрузку;

- развить дифференцированное осуществление налоговой политики по отношению к разным секторам экономики, а не отдельным предприятиям или отраслям, предусмотреть введение местных налогов с учетом региональных особенностей;

- ужесточить санкции за неуплату налогов;

- совершенствовать бухгалтерскую (финансовую) учетную политику, являющуюся основой формирования данных, по которым составляется налоговая отчетность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.