Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы налогообложения. Налоговая система призвана выполнять три основные функции: фискальную – обеспечение государства финансовыми ресурсами




Функции налогов

Налоговая система призвана выполнять три основные функции: фискальную – обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности, с ее помощью формируется бюджет государства; регулирующую, которая означает, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения; и две подфункции регулирующей функции: стимулирующую – за счет льготного налогообложения стимулировать развитие приоритетных отраслей, производства дефицитной продукции и, наоборот, за счет высокого налогообложения сдерживать развитие нежелательных производств, и воспроизводственную подфункцию, которая проявляется через воздействие налогов на все стадии воспроизводственного цикла; контрольную – она оценивает эффективность налоговой системы, обеспечивает контроль за видами деятельности и финансовыми потоками, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Для анализа фискальной, регулирующей функций налогов необходимо провести их классификацию исходя из объектов налогообложения. В этой связи выделяются: прямые налоги – на землю, на прибыль, на имущество, подоходный налог с физических лиц, которые непосредственно связаны с организацией производства и его эффективностью, косвенные – налог на добавленную стоимость, акцизы и пошлины. Регулирующую и стимулирующую функции выполняют только прямые налоги, а косвенные направлены в основном на изъятие средств для пополнения бюджета и внебюджетных фондов, т.е. выполняют фискальную функцию.

 

Практика налогообложения, исчисляемая не одним столетием, разработала основные принципы построения налоговой системы. Экономические принципы налогообложения были сформулированы в 1776 г. А. Смитом, который отмечал необходимость соблюдения принципов справедливости, определенности, удобства и экономии.

Первый принцип – принцип справедливости (равномерности) означает всеобщность и равномерность распределения налога между физическими лицами соответственно их доходам. Это, на первый взгляд, простое, разумное человеческое правило в действительности оказывается практически невыполнимым и теоретически неправильным. Оно сформулировано с позиций государства, а не физических лиц. Жизнедеятельность людей строится на совершенно иных принципах. Именно поэтому все современные системы налогообложения доходов граждан строятся на прогрессивном (неравномерном), то есть “несправедливом” обложении. При этом для части граждан, получающей незначительные доходы, как правило, вводится необлагаемый минимум.

Второй принцип – принцип определенности заключается в обязательной информированности плательщика о сумме, способе и времени платежа. Если этого не будет, то налог превращается в кражу или грабительство - совершенно иные социально-экономические категории.

Третий принцип – принцип удобности требует, чтобы налог взимался вовремя и способом, наиболее удобным для плательщика. Здесь налогообложение рассматривается исключительно в аспекте плательщика, а не сборщика, что теоретически и практически несостоятельно. А поэтому сроки и способы сбора налогов всегда устанавливается государством.

Четвертый принцип – принцип экономности расходования средств на сборы налогов больше относится к организационной стороне, чем к внутреннему содержанию налогообложения. На практике именно на функционирование государственных налоговых служб затрачиваются огромные денежные ресурсы, а при сборе налогов наблюдаются огромные потери государственных средств (недобирается 20–50%).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.