Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития мировых фондовых рынков




Мировые фондовые рынки

 

На протяжении более чем ста лет своей истории фондовые рынки испытали взлеты и падения, пережили периоды интеграции и дезинтеграции.

Современная ситуация на мировых рынках ценных бумаг связана прежде всего с проблемами реальной экономики, переживающей сложный период научно-технического обновления, перехода на современные электронные и коммуникационные технологии, биотехнологии и т.д. Подобное в какой-то мере наблюдалось и прежде (например, в начале XX в.), когда внедрение новых для того времени технологий сопровождалось радикальными изменениями в организации и структуре производства, распределении доходов, принципах корпоративного управления, институциональной структуре финансовых рынков.

В волнообразном развитии мировых фондовых рынков можно обнаружить ряд этапов, на каждом из которых менялась роль и место операций с ценными бумагами в системе мирового хозяйства, динамика, объем и структура финансовых потоков между странами.

К XXI в. страны подошли с более высоким уровнем взаимозависимости, чем когда-либо прежде. Об этом, в частности, можно судить по соотношению суммарного объема иностранных прямых инвестиций к мировому ВВП. С 1870 г. по 1900—1914гг. наблюдался рост с 7 до 20%. В 1930 г. — сокращение до 8%. С 1945 по 1980 г. соотношение выросло с 5 до 18% и, наконец, в 1995 г. достигло 51%х. В возросшей взаимозависимости значительную роль играют мировые фондовые рынки. Нынешнее отношение капитализации мирового рынка акций к мировому ВВП (118%) в 2 раза превосходит уровень 1913 г. (56%).

В настоящее время мировые фондовые рынки оказывают существенное влияние на формирование мировой хозяйственной конъюнктуры, валютно-финансовые отношения, распределение финансовых ресурсов в мире и перспективы мирового развития в целом.

 

Первый этап (1860—1914 гг.) был периодом бурного развития национальных фондовых рынков, роста масштабов международного перемещения капиталов и формирования глобального рынка капиталов.

Этому процессу благоприятствовали как политические, так и экономические условия. Переход стран к золотомонетному стандарту означал установление фиксированных золотых паритетов национальных валют при отсутствии каких-либо ограничений в области перемещения капитала. Составляющими интеграционных процессов мировой экономики того времени выступали также свободное перемещение товаров и рабочей силы.

 

Формирование мирового фондового рынка в то время определяли:

• изменение структуры и состава заемщиков на рынке капиталов. Если в 1870 г. 60% иностранных заимствований на лондонском рынке приходилось на правительственные займы, то к 1914 г. их доля составляла менее 30%. Соответственно увеличивалась доля частных — эмиссия корпорациями акций и облигаций;

• производительный характер подавляющей части заимствований. Основная часть эмиссий ценных бумаг была связана с финансированием инфраструктурных объектов — железных дорог, портовых сооружений, коммуникаций, что отвечало потребностям формирующихся внутренних рынков и быстро развивавшейся в то время внешней торговли. На строительство железных дорог шла практически половина мобилизованных на рынке капитала средств. Германские, французские, английские, американские, российские фирмы реализовывали такие грандиозные по тем временам проекты, как строительство железной дороги Берлин — Багдад, в Канаде — железной дороги, соединявшей Восточное побережье с Западным, в России — Транссибирской железнодорожной магистрали, в Южной Африке — железной дороги к Северу от мыса Доброй Надежды;

• преимущественно долгосрочный характер осуществляемых заимствований, которым благоприятствовало практическое отсутствие каких-либо валютных рисков в условиях существования золотых паритетов национальных валют. Периодически возникавшие финансовые кризисы, вызываемые в значительной степени спекулятивными факторами, тем не менее, не препятствовали поступательному расширению мирового рынка капиталов;

• растущее взаимодействие участников фондового рынка. Система кросс-листинга (обращение ценных бумаг эмитентов одних стран на фондовых рынках других) и операции участников рынка одних государств на рынках других были в то время обычной практикой. Английские банки открывали свои отделения в США и работали на американском рынке капиталов. Аналогичным образом действовали американские финансовые компании в Англии. Растущая интеграция позволяла предпринимать действия по размещению ценных бумаг на нескольких рынках одновременно, заниматься диверсификацией портфелей ценных бумаг;

• внедрение новейших для того времени средств коммуникации и связи. Первый трансатлантический кабель между Европой и Америкой был проложен в 1866 г. Установление прямой связи между финансовыми центрами США и Европы позволило наладить постоянный обмен котировками ценных бумаг на рынках двух стран и способствовало дальнейшей интеграции этих рынков;

• становление фондовых бирж в качестве ключевого элемента мирового рынка капиталов. Они выступали основными торговыми площадками, на которых совершалась торговля ценными бумагами и на которых концентрировалась значительная часть ликвидности. Они были основным источником информации о ценах (курсах) торгуемых на бирже инструментов, определяли правила торговли финансовыми инструментами, осуществляли процедуру клиринга и расчетов по ценным бумагам, выступали в известной мере гарантами при расчетах. Параллельно возрастала роль на фондовом рынке коммерческих и инвестиционных банков, которые также выступали организаторами торговли ценными бумаги между клиентами банков. Благодаря конкуренции между биржевым и внебиржевым рынком совершенствовалась инфраструктура рынков капиталов.

 

Второй этап (1920—1945 гг.) характеризуется началом распада мирового фондового рынка и исчезновением условий, которые обеспечивали развитие мирового рынка капиталов в довоенный период. После Первой мировой войны возросла политическая нестабильность, вызванная революционными потрясениями в целом ряде стран, распространением социалистических идей, ростом активности левых сил и нарастанием социальной напряженности. Экономическая политика правительств утратила предсказуемость и последовательность.

Усиливалась экономическая и валютно-финансовая нестабильность. Первая мировая война привела к прекращению обмена национальных валют на золото во внутреннем денежном обороте. Возросшие военные расходы государств финансировались за счет роста государственной задолженности. В ряде стран расстройство государственных финансов и обесценение национальных денежных знаков было настолько значительным, что потребовалось проведение денежных реформ.

После Первой мировой войны сложилась новая расстановка сил на мировом рынке капиталов. Страны Западной Европы из нетто-экспортеров превратились в нетто-импортеров капитала. Главным кредитором на мировом рынке капиталов стали Соединенные Штаты.

В Западную Европу средства из США поступали по частным каналам — в виде банковских кредитов и заимствований на рынке США. За счет этих средств шел процесс послевоенного восстановления экономики Западной Европы, осуществлялась политика финансовой стабилизации, а также обеспечивалось функционирование механизма послевоенных репарационных платежей.

Однако во второй половине 20-х годов экспорт капитала из США замедлился в связи с начавшимся экономическим подъемом. В экономике США открылись новые перспективы в связи с внедрением в массовое потребление таких достижений, как радио, автомобили, самолеты и т.д. Первым на эти изменения отреагировал фондовый рынок США. Рост котировок акций (индекс Доу Джонса) за период с 1924 по 1929 г. составил 300%*.

В результате американские банки постепенно утрачивали интерес к западноевропейскому рынку. Поток средств из США в Западную Европу сменился притоком частного капитала на американский рынок. Западная Европа столкнулась с серьезными валютно-финансовыми трудностями. Ухудшалось финансовое положение западноевропейских банков. Серьезные сбои испытал механизм перераспределения средств между странами Западной Европы. Крупные западноевропейские банки, вовлеченные в международные операции, оказались на грани банкротства. Финансовые проблемы Западной Европы в свою очередь ударили по интересам американских банков. Они лишились стабильных источников поступления средств в счет погашения ранее предоставленных кредитов западноевропейским банкам.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. привел к дезинтеграции мирового фондового рынка. Его признаками стали:

• резкое сокращение объемов перетока капиталов между странами и возрастание факторов риска (курсового риска и риска платежеспособности);

• распад мировой валютной системы на обособленные валютные блоки и зоны — стерлинговый блок, центром которого стала Англия, ее колонии и доминионы, зона французского франка, включающая Францию и ее колонии, зона «сопроцветания» вокруг японской иены, система двусторонних клиринговых расчетов вокруг Германии и т.д.;

• усиление роли государственного регулирования валютно-финансовых операций. Валютные ограничения по текущим и капитальным операциям в начале Второй мировой войны завершили процесс распада некогда единого мирового валютно-финансового пространства.

 

Третий этап (1945—1972 гг.). Договоренности в виде Бреттон-Вудских соглашений в 1944 г. определили развитие валютных и финансовых отношений в послевоенные годы. Послевоенная валютная система основывалась на фиксированных паритетах национальных валют к доллару США, фиксированной цене золота в долларах, возможности размена долларов США на золото по фиксированной цене в 35 долл. За 1 тройскую унцию для зарубежных иностранных официальных органов (центральных банков), обеспечении конвертируемости национальных валют по текущим операциям при сохранении валютных ограничений в области движения капиталов. Функции надзора за соблюдением указанных принципов брал на себя Международный валютный фонд.

Международное движение капиталов в первые годы после войны осуществлялось преимущественно по государственным каналам (например, «план Маршалла», оказание финансовой помощи, межгосударственные кредиты). Перемещение частного капитала находилось под жестким государственным контролем. Международная деятельность национальных рынков капиталов фактически была сведена к нулю жесткими валютными ограничениями. Исключение составлял лишь рынок капиталов США. Однако на рынке США международные операции носили единичный характер и осуществлялись в основном в виде облигационных займов иностранных правительств. В числе заемщиков на протяжении 50-х годов выступали правительства Австралии, Бельгии, Норвегии, Дании, Франции, Италии, Новой Зеландии и др.

Средний объем официальных займов был сравнительно небольшим и составлял 20—50 млн долл. Размещение иностранных облигационных займов требовало разрешения и регистрировалось Комиссией по ценным бумагам США.

Тем не менее международная деятельность американского рынка капиталов не получила развития. В 60-е годы Соединенные Штаты, озабоченные проблемой дефицита своего платежного баланса, встали на путь ограничения вывоза капитала.

В результате формирование мирового рынка капиталов пошло по иному руслу — в виде евровалютного рынка. Его источником стали денежные средства, размещенные в банках вне территории места эмиссии и обращающиеся за пределами страны эмиссии.

Зарождение евровалютного рынка произошло в результате стечения двух обстоятельств: во-первых, введения частичной (внешней) обратимости западноевропейских валют для нерезидентов по текущим операциям в декабре 1958 г. и, во-вторых, ограничения экспорта капиталов из США.

Евровалютный рынок устраивал в то время практически всех. Официальные власти не видели в нем угрозы для своих замкнутых национальных рынков. Более того, для многих правительств он открывал возможность международных заимствований. Для банков, осуществлявших международную деятельность, он позволял расширить спектр оказываемых услуг. Для промышленных компаний, в том числе американских, он предоставлял дополнительные возможности финансирования внешнеэкономической деятельности. Для держателей евровалютных депозитов — выгодное и надежное размещение временно свободных средств.

Объем депозитов на этом рынке, составив несколько миллиардов долларов в начале 60-х годов, достиг 70 млрд долл. в 1970 г. и превысил 600 млрд долл. к началу 1980 г.

Евровалютный рынок стал в полном смысле наднациональным рынком, на который не распространялась юрисдикция денежных властей ни одной страны. Свои контролирующие функции некоторые из них ограничивали лишь требованием предоставления информации от своих национальных банков об операциях, проводимых ими на этом рынке. Он сыграл важную роль в перераспределении финансовых средств в начале и конце 70-х годов во время значительного роста мировых цен на нефть, в решении проблемы внешней задолженности развивающихся стран в начале 80-х годов.

Наряду с краткосрочными операциями на рынке осуществлялись и долгосрочные — с еврооблигациями. Его развитие было связано с финансированием долгосрочных потребностей как государств, так и частных компаний.

Развитие рынка еврооблигаций долгое время тормозилось из-за отсутствия эффективного вторичного рынка. Эмиссия облигаций в бумажной форме затрудняла их обращение и денежные расчеты. Прорывом в формировании вторичного рынка было создание американским «Морган Гаранта траст Ко.» системы «евроклир». Суть ее состояла в создании системы депозитариев в разных странах для хранения ценных бумаг, а владельцам ценных бумаг выдавались свидетельства о вкладе и владении ценными бумагами. В результате операции по купле-продаже еврооблигаций перестали требовать физического перемещения бумаг, а сводились лишь к передаче сертификатов; смена собственников бумаг отражалась в записях по депонентским счетам в депозитариях.

Создание системы «евроклир» в 1968 г. стало революцией на рынке облигаций. Если в момент создания число ее участников насчитывало 50 членов, то в 1973 г. — уже 150, а в середине 80-х — 1450. В 1970 г. западноевропейские институты еврооблигационного рынка создали свою систему клиринговых расчетов на рынке еврооблигаций со штаб-квартирой в Люксембурге, получившую название СЕБЕЬ. Благодаря активизации вторичного рынка еврооблигаций повысилась ликвидность этих инструментов обращения, возрос интерес к их покупке и выросли объемы операций с ними.

В 1975 г. объем операций на рынке еврооблигаций составлял 10 млрд долл., в 1984 — 82, в 1997 г. — 570 млрд долл. Если к появлению евровалютного рынка официальные власти Западной Европы отнеслись в целом нейтрально, то к еврооблигационному рынку отношение было иным. Центральные банки стали требовать, чтобы ведущими менеджерами по еврооблигациям в их национальных валютах были национальные финансовые институты, чтобы эти ведущие менеджеры согласовывали с центральными банками объемы, сроки и условия эмиссии, а также форму выпуска облигаций. Тем самым они добивались двух целей — контроля за внешним обращением национальной валюты и устранения угрозы конкуренции с эмиссиями, осуществлявшимися на национальном рынке. Архитектура мирового фондового рынка на этом этапе развития была представлена двумя уровнями. На верхнем функционировал еврооблигационный рынок. На нижнем — замкнутые и обособленные национальные рынки, на которых операции с ценными бумагами жестко регулировались со стороны национальных органов. Разница между двумя блоками была существенной: если на верхнем уровне процентные ставки определялись спросом и предложением, то на национальных рынках — находились под жестким государственным контролем; если на верхнем условия и объемы кредитования происходили на основе оценки кредитоспособности заемщиков, то на национальных — экономической политикой и распоряжениями государства.

Национальные рынки капиталов в тот период были не только разделены между собой, но и внутри каждой страны поделены на самостоятельные сегменты. Это позволяло государству контролировать объемы, структуру и направления использования финансовых ресурсов, диктовать банкам политику в области процентных ставок и объемов выделяемых кредитов, контролировать эмиссию ценных бумаг и объемы операций с ними. Цель была одна — обеспечить финансовую стабильность, повысить эффективность использования ограниченных финансовых средств, направить средства на цели развития производства и торговли.

Помня об уроках кризиса 30-х годов, основной упор в политике на своих рынках капитала государства сделали на банковский сектор. Банки были в то время основным проводником государственной политики. Что касается фондовых рынков, то они играли маргинальную роль, поскольку правительства с большим подозрением относились к возможности неконтролируемого перемещения капиталов. Даже при осуществлении собственных заимствований на рынке капиталов государства предпочитали обойти фондовый рынок, выпуская в основном нерыночные облигации или обращаясь к заимствованиям на мировом рынке.

Содержание политики жесткого государственного контроля на фондовом рынке и низких процентных ставок выразил Дж. М. Кейнс в 1944 г. в своем выступлении по поводу подписания соглашений с Международным валютным фондом. «Мы намереваемся и дальше сохранять контроль за внутренней процентной ставкой, с тем чтобы держать ее на максимально низком уровне. Процентная ставка не должна подвергаться воздействию международного капитала, преследующего спекулятивные цели. Стабильный уровень процента является не только необходимым элементом послевоенного периода, но является также постоянным условием, выражая неотъемлемое право каждого государства — члена организации осуществлять контроль за движением капитала».

В послевоенный период существование модели закрытых и жестко регулируемых национальных рынков оправдывало себя, поскольку обеспечивало высокие темпы развития экономики и торговли, позволяло поддерживать относительную макроэкономическую стабильность в рамках национальных экономик.

Вместе с тем система государственного контроля и регулирования не была идеальной, как того хотелось бы государству. Параллельно существовал нерегулируемый, «теневой» рынок, где распределение средств происходило по законам спроса и предложения. Примером могут служить «черные» и «серые» валютные рынки, существовавшие в то время в Западной Европе. Кроме того, закрытость и жесткая регламентация порождали «дружеские» отношения между государственными структурами, ответственными за распределение финансовых ресурсов, и банками, с одной стороны, а также между банками и промышленными компаниями, с другой.

С введением конвертируемости западноевропейских валют и японской иены в конце 50-х — начале 60-х годов стали развиваться национальные валютные рынки. Увеличилось число коммерческих банков, получавших разрешение проводить валютные операции не только в стране базирования, но и за рубежом. Расширялась сеть межбанковских корреспондентских отношений. Банки конкурировали между собой размерами взимаемых комиссионных по валютному обслуживанию своих клиентов. Валютные депозиты клиентов все чаще выступали обеспечением получаемых кредитов для операций на внутренних рынках, подрывая систему государственного распределения кредитных средств.

С ростом международной торговли и либерализацией валютных операций начала возрождаться биржевая торговля. В середине 50-х возобновилась деятельность товарных бирж в Англии и Голландии. В 1954 г. начал функционировать биржевой рынок золота в Лондоне, но пока только для иностранцев. В Соединенных Штатах активизировался фондовый рынок.

В июле 1967 г. США пережили первый в послевоенный период кризис на фондовом рынке. Он получил название «бумажного», в связи с тем что отсталая технология обработки информации, осуществлявшаяся на бумажных носителях, перестала справляться с нарастающим объемом сделок. Кризис положил начало серьезным изменениям на фондовом рынке США, в том числе технической революции в биржевом деле.

В то время кризис в США никак не затронул фондовые биржи в Западной Европе. Принципиальные основы функционирования национальных фондовых рынков в Западной Европе не менялись. Их содержанием оставалось жесткое государственное регулирование и регламентация деятельности.

Со временем параллельное сосуществование национальных замкнутых фондовых рынков в Западной Европе и еврооблигационного рынка становилось все более конфликтным. Как ни старались официальные регулирующие органы оградить национальные фондовые рынки от мирового, границы между ними становились все более проницаемыми в результате постепенной либерализации национальных рынков и развития финансовых технологий и финансового инструментария.

Развитие своповых операций (обмен валютами и кредитными ресурсами), а затем секьюритизация способствовали росту масштабов перелива капиталов и вызывали спекулятивное давление на курсы национальных валют. Валютные кризисы расшатывали систему фиксированных паритетов — основу Бреттон-Вудской валютной системы.

Система государственного регулирования постепенно теряла свою эффективность. Повышение степени прозрачности границ между национальными рынками капиталов и мировым рассматривалось в то время многими западными специалистами как важное проявление процесса глобализации рынка капиталов. «Национальные рынки и евровалютный рынок начинают сливаться в единый финансовый рынок», — писала французская газета «Монд». «Международная система достойна быть международной, если она воздействует на национальную политику и корректирует ее в направлении большей международной совместимости», — отмечал Фред Бергстен. «К концу 80-х годов термин «глобальный рынок капиталов» использовался для определения рынка более широкого, чем только еврооблигационного рынка и включал различные национальные и международные рынки во взаимосвязанное единство».

 

Четвертый этап (1973 г. — настоящее время). Характеризуя его, А. Ламфалусси, в то время председатель Банка международных расчетов в Базеле, отметил четыре момента, вызвавших радикальные преобразования на национальных фондовых рынках развитых стран.

Во-первых, переход к плавающим валютным курсам в 1973 г., прекращение выполнения золотом монетарных функций и окончательный отход от золотой основы денежного обращения.

Во-вторых, возрастание роли современных технологий, способствовавших установлению более тесных связей между национальными финансовыми рынками и усилению их взаимозависимости.

В-третьих, появление новых финансовых продуктов и совершенствование технологии торговли финансовыми инструментами.

В-четвертых, политика дерегулирования национальных рынков и либерализация в области движения капиталов.

 

Необходимость преобразований в то время диктовалась внутренними финансовыми проблемами. В начале 70-х годов экономика западных стран впервые столкнулась с «двузначной» инфляцией. Правительства западных стран были не в состоянии сдержать рост цен. Инфляция подрывала основу политики государственного регулирования на рынке капиталов. Превышение роста внутренних цен над доходностью финансовых инструментов (банковских депозитов, акций и облигаций) провоцировало бегство от денег в товарные активы. Фактически возникла угроза саморазрушения построенной и контролируемой государствами финансовой системы.

В 1973 — 1974 гг. американский фондовый рынок испытал серьезный кризис. Обесценение акций с поправкой на инфляцию составило 45%. Долгосрочные казначейские облигации упали в цене на 28%. Инфляция же в то время составляла 11 % годовых. Сокращались инвестиции в экономику и замедлялись темпы экономического роста. Западная Европа столкнулась с таким явлением, как бегство денег из банков.

Кризисные явления в первой половине 70-х годов свидетельствовали о том, что во многом пришла в негодность система государственного регулирования, сложившаяся в первые послевоенные годы. Нужны были новые решения и новые подходы к регулированию.

 

Начавшийся процесс трансформации преследовал три основные цели — создание рынка банковских услуг, рынка государственных заимствований и рынка корпоративных ценных бумаг. По сути дела речь шла о «финансовой революции», поскольку подобных рынков в экономике западных стран в тот период не существовало.

Составными частями финансовой революции стали:

1) дерегулирование финансовых операций внутри стран;

2) либерализация национальных режимов в области движения долгосрочных капиталов;

3) формирование активной рыночной денежно-кредитной политики.

1. Суть дерегулирования состояла в отказе государства от прямого вмешательства в финансовую деятельность институтов рынка и изменение регулятивной базы.

В банковской сфере главным стал отказ государства от требований в отношении уровня процентов по банковским вкладам и кредитам. Процесс либерализации банковской процентной политики, начавшись в 70-х годах, завершился в развитых странах в середине 80-х. Кроме того, государство постепенно отказывалось от директивных указаний банкам в отношении сумм кредитов, которые банки должны предоставлять отраслям и производствам (США, Англия, Франция, Норвегия, Австрия и др.); отменялось принудительное кредитование банками специализированных финансовых институтов, оказывающих поддержку отдельным отраслям и производствам (Швеция, Италия, Греция и др.); отменялся государственный контроль за общим объемом выдаваемых банковских кредитов (Англия, Франция, Италия, Швеция, Австрия, Дания и др.). Отменялись запреты на открытие банками отдельных видов счетов (в США отменен в 80-х годах); на совмещение банками различных видов деятельности (операции с недвижимостью, страховой и инвестиционный бизнес); на количество открываемых отделений банков (Франция, Италия, Австрия, Норвегия, Швеция) и другие ограничения.

В области операций с государственными ценными бумагами отменялось требование принудительной покупки государственных ценных бумаг банками по установленной государством цене, что было по сути дела принудительным финансированием дефицитов государственного бюджета; эмиссия государственных ценных бумаг стала осуществляться в форме аукционов, значительно сокращалась эмиссия нерыночных государственных ценных бумаг, распределяемых в принудительном порядке среди финансовых институтов, и т.д. Благодаря этому в западных странах появились первичный и вторичный рынок государственных ценных бумаг.

В области операций с корпоративными ценными бумагами отменялись ограничения доступа национальным эмитентам и инвесторам к операциям на национальных фондовых рынках, упразднялась практика установления фиксированных биржевых комиссионных сборов. Государство отказывалось от прямого контроля за условиями эмиссии корпоративных долговых инструментов. В частности, в Германии в 1991 г. была отменена практика обязательного государственного одобрения эмиссии облигаций корпорациями. Функции контроля за выпуском акций и корпоративных облигаций передавались национальным комиссиям по контролю за рынком ценных бумаг, на которые была возложена обязанность проверять соответствие проспектов эмиссии установленным требованиям.

 

2. Либерализация способствовала постепенному открытию национальных рынков капиталов для иностранных эмитентов и инвесторов. Жесткие ограничения в области движения капиталов были направлены в основном на противодействие оттоку капитала из страны, на поддержание внутри страны устанавливаемых правительствами низких процентных ставок, что удешевляло стоимость государственных заимствований и обеспечивало экономику дешевыми кредитными ресурсами.

Процесс либерализации в области движения капиталов начался в середине 70-х годов и завершился к началу 90-х. Разрешительная система вывоза капитала уступала место уведомительной. Административные методы заменялись рыночными. Во Франции, например, покупка иностранных ценных бумаг резидентами в середине 80-х годов могла осуществляться через закрытый рынок иностранных ценных бумаг и проводилась в том случае, если эти ценные бумаги продавал другой резидент. В Италии инвестиции резидентов в ценные бумаги формально не ограничивались, но национальные инвесторы должны были депонировать на беспроцентные счета в Центральном банке 40% инвестируемой суммы в национальной валюте, которая им возвращалась после продажи иностранных ценных бумаг. В Бельгии действовал двойной валютный рынок с отдельным курсом для текущих расчетов и для операций с ценными бумагами. Ряд стран, как, например, Швейцария и Япония, формально не ограничивали движение капиталов, однако операции с крупными средствами требовали специального разрешения Министерства финансов. К середине 90-х годов практически все ограничения в области движения капиталов были сняты.

 

3. Требования внутренней и внешней стабильности национальных валют способствовали усилению роли центральных банков в проведении денежно-кредитной политики. Центральные банки были выведены из подчинения правительств и становились независимыми институтами. Расширился набор инструментов денежно-кредитного регулирования, в числе которых: требование обязательного резервирования для коммерческих банков, операции на открытом рынке, ломбардное кредитование и операции «репо» на денежном рынке, изменение ставки рефинансирования и другие.

Финансовая революция на рынках капиталов западных стран сопровождалась значительными структурными изменениями. Во-первых, возросла роль финансового сектора. Доля финансовых активов в ВВП за период с 1980 по 1990 г. в США выросла с 4,61 до 7,56%, в Японии — с 4,84 до 7,56, в Германии — с 3,17 до 3,98, во Франции — с 4,19 до 6,26% и т.д.

 

Во-вторых, изменилась модель проведения финансовых операций. Банки стали утрачивать свою роль главных финансовых посредников, уступая фондовому рынку. Об этом свидетельствует снижение доли активов банковского сектора в объеме активов всех финансовых институтов. В США за период с 1980 г. по 1990 г. эта доля снизилась с 52 до 37%, в Германии — с 87 до 77, во Франции — с 88 до 74% и т.д. Лишь в Японии она несколько выросла — с 35 до 38%2.

Изменение финансовой модели в полной мере соответствовало новым потребностям экономического развития. Возрастали требования к модернизации и техническому обновлению производства. Они становились главными факторами в конкурентной борьбе на мировом рынке. Опора на банки в качестве основных институтов перераспределения средств не отвечала потребностям начавшегося этапа научно-технической революции. Модернизируемым и создаваемым предприятиям на базе новых технологий требовались более гибкие механизмы финансирования.

Банковская система была слишком консервативной и инерционной, чтобы оперативно реагировать на вызовы времени и меняющиеся потребности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.