КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аудит операций по ТМЦ
Аудит арендных операций. Аудит начинается с изучения договоров. Анализ договоров по аренде основных средств см. выше. У арендаторов арендная плата – это расходы. Типичной ошибкой является, если арендная плата, перечисленная вперед, не отражена в составе расходов будущих периодов, т.к. является предоплатой произведенной арендодателю и должна учитываться на счете 62.2 «Авансы выданные». Однако если в договоре записано, что арендная плата перечисляется арендатором за 3 месяца вперед, причем в случае расторжения этого договора в течение этого оплаченного периода, арендная плата не возвращается. При такой формулировке перечисленная арендная плата должна быть учтена на счет 97, т.к. для предприятия это будут уже произведенные расходы. Аванса выданного здесь нет, т.к. перечисленные авансы можно вернуть при расторжении договора. Цель аудиторской проверки учета производственных запасов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товарно-материальных ценностей, в установлении правильности оформления операций по производственным запасам в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации. Нормативные документы, используемые при аудите ТМЦ: 1) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 28 июля 1998 г.); 2) ПБУ № 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; 3) ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; 4) Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; 5) Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; 6) Основные положения по учету тары на предприятиях (Приказ Минфина СССР № 166 от 30 сентября 1985 г.); 7) План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ № 94-н от 31 ноября 2000 г.); 8) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.); 9) Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (утверждено Приказом,Министерства РФ №135н от 26 декабря 2002 г.); 10) Налоговый кодекс РФ (чч. 1 и 2); 11) Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом МФ РФ № 119н от 28.12.01 г.). Основными источниками информации являются 1) Учетная политика в части ТМЦ; 2) Первичные документы по учету производственных запасов: - доверенность (ф. № М-2 и № М-2а), приходный ордер (ф. № М-4); - акт о приемке материалов (ф. № М-7) - лимитно-заборная карта (ф. № М-8) - требование-накладная (ф. № М-11) - накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) - карточка учета материалов (ф. № М-17) - акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35) 3) Различные аналитические и синтетические регистры. Общие данные по учету материальных ценностей и производственных запасов проверяются по статьям раздела II «Оборотные активы» актива баланса (ф. 1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера №№ 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах. Типичные ошибки, выявленные при аудите ТМЦ. 1) не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами); 2) неправильно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей; 3) не ведется аналитический учет движения ТМЦ в бухгалтерии; 4) неправильное исчисление фактической себестоимости заготовления материалов; 5) несоблюдение в учетной политике варианта учета материальных ценностей; 6) нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия; 7) не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ; 8) на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ; 9) неправильно производится списание ТМЦ по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.); 10) подарки, приобретенные для поощрения сотрудников, принимаются к учету в качестве товаров; 11) неверно ведется учет НДС по поступившим ТМЦ. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в 3 этапа: 1 этап. Процедуры подготовки и планирования аудита состоят из следующих аудиторских процедур. Он состоит из: 1. Проверки начальных остатков и соответствия аналитического и синтетического учета бухгалтерской отчетности. В качестве источников информации при осуществлении данной аудиторской процедуры рассматриваются: 1) бухгалтерский баланс (форма №1) 2) сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.) 3) регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточки складского учета и т.д.) Все документы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период. Порядок выполнения проверки начальных остатков проводится путем сопоставления данных регистров синтетического и аналитического учета и бухгалтерской отчетности на начало проверяемого периода и конец периода, предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам № 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43 корректно перенесено из предыдущего периода и не содержит искажений. Если выявлены искажения остатков, то аудит нао проводить еще и за предшествующий период. 2. Оценка применимости выбранной учетной политики. Начиная аудиторскую проверку необходимо ознакомиться с учетной политикой в части ТМЦ. Элементы учетной политики предприятия, связанные с учетом ТМЦ
3. Тестирование системы внутреннего контроля Для оценки системы внутреннего контроля за использованием сырья и материалов в производстве аудитору необходимо методом тестирования произвести проверку состояния внутреннего контроля данной организации. При этом следует обратить внимание на наличие программы внутрихозяйственного контроля, службы внутреннего аудита, ревизионной комиссии или постоянно действующей инвентаризационной комиссии, имеются ли на предприятии должностные инструкции или положения о работе внутреннего контроля, сроки проведения и количество инвентаризаций в отчетном году, выполняется ли программа внутрихозяйственного контроля, каким образом проводится проверка полноты и своевременности оприходования товарно-материальных ценностей, а также их использования по различным направлениям деятельности, выявляются ли лица, виновные в перерасходе сырья и материалов, сличаются ли данные первичных документов о расходе товарно-материальных ценностей с данными отчета об их движении. По результатам тестирования принимается решение, стоит ли полагаться на мнение внутреннего контроля или наоборот более тщательно проводить проверку. Так же от результатов тестирования СВК аудитор может принять решение об изменении аудиторского риска. 4. Выявление приоритетных направлений проверки, исходя из особенностей деятельности организации. Источники информации на данной процедуре: - учетная политика организации; - регистры синтетического учета; - договоры с поставщиками и покупателями ТМЦ. Порядок выполнения проверки. На основании регистров бухгалтерского учета и заключенных договоров организации необходимо выявить виды хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке. Это могут быть операции, наиболее существенные по объему; операции, не связанные с основной деятельностью организации; операции, по которым предусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета. Результаты процедуры отражаются в рабочем документе аудитора и используются в дальнейшем для определения уровня существенности и построения аудиторской выборки. Объем выборки для проверки сальдо по счетам учета МПЗ и операций с ними определяется на основе оценки аудиторских рисков, выполненной на стадии планирования аудита. При уточнении оценки системы внутреннего контроля объем выборки может быть изменен. 2 этап. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу. Аудиторские процедуры, выполняемые на данном этапе: 1. Проверка фактического наличия МПЗ и надежности обеспечения их сохранности. Для подтверждения фактического наличия ТМЦ можно провести инвентаризацию. Для оценки качества инвентаризации перед составлением годового отчета аудитор изучает инвентаризационные описи и делает вывод или о формальном характере инвентаризации, или о высоком уровне организации системы внутреннего контроля производственных запасов. Для подтверждения одного из мнений аудитор осуществляет совместно с работниками экономического субъекта выборочную инвентаризацию, по итогам которой составляются инвентаризационный описи. На их основании в бухгалтерии составляются сличительные ведомости по ТМЦ, по которым выявлены отклонения. При учете ТМЦ на складах необходимо проконтролировать организацию складского хозяйства и контрольно-пропускную систему. Для этого проверяются книги регистрации пропусков, результаты взвешивания грузов на автомобильных весах, а так же ввоза и вывоза ТМЦ с территории организации без документов, приказы о принятых мерах администрации предприятия по устранению всех выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Проверяя учет поступления материалов, прежде всего надо уточнить какой вариант учета используется данная организация (с использованием счетов 15, 16 или без них). Так же контролируется правильность оформления первичных документов, проводится их оценка и аналитический учет. Далее аудитор проверяет как ведется учет по неотфактурованным поставкам материалов, которые оплачены, но на склад не поступили. ТМЦ должны быть своевременно оприходованы. Если они сразу списаны в производство, то об этом должна быть отметка. Поступление оформляется приходным ордером, который составляется на основании расчетных документов на фактическое количество поступивших ТМЦ. Если имеются расхождения, то составляется коммерческий акт, который является основанием для претензии. Далее проверяется как ведется учет ТМЦ в бухгалтерии. Предприятие может применять 3 варианта учета движения материалов на складах: 1) оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод; 2) карточно-документационный; 3) бескарточный. Если применяется сальдовый метод, то аудитор проверяет ведомости по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод предусматривает составление в бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам материалов. В этом случае аудитор просматривает эти ведомости и проводит сверку остатков с карточками складского учета. Обычно осуществляется выборочная сверка, так как сплошной контроль — операция весьма трудоемкая. Третий метод — наиболее эффективный. Он применяется, как правило, при использовании персонального компьютера (ПК). В этом случае карточки складского учета в обычном варианте не ведутся, а за определенные периоды (месяц, квартал) составляются оборотные ведомости(исп.ПК). Аудитор знакомится с имеющимися документами, выясняет, как ведется сверка данных складского учета с бухгалтерскими данными. 2. Подтверждение права собственности на ТМЦ Источники информации: - договоры - накладные поставщика - спецификации - акт оприходования материалов у самой организации Аудитор должен убедиться, что организация имеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров по переходу права собственности соблюдены. По ТМЦ, созданным в процессе деятельности организации, необходимо убедиться, что их происхождение подтверждено документально. При анализе договоров с поставщиками необходимо обратить внимание на правильность определения момента перехода права собственности (например, счет 45). Если организация реализует МПЗ, необходимо проанализировать условия договоров с покупателями, особенно по договорам комиссии, агентским договорам. По результатам данной процедуры необходимо выделить наименование документа, ограничивающего право собственности, сумму обременении и перечень этих ТМЦ. 3. Анализ движения ТМЦ. Источниками информации являются регистры синтетического и аналитического учета (карточки счета, главная книга и т.д.). Цель проверки: проверка периода. Результаты проверки отражаются в рабочих документах аудитора, который может выглядеть следующим образом:
Результаты данной таблицы используются для выявления движения ТМЦ. Анализ выявленных особенностей движения позволяет выявить, действительно ли были совершены эти операции, как они оформлены. 4. Проверка полноты документального подтверждения оприходования ТМЦ в бухгалтерском учете. Источники информации: - формы нетиповых первичных документов - графики документооборота - первичные документы по учету ТМЦ (приходные и расходы ордера, накладные, требования, лимитно-заборные карты) - регистры синтетического и аналитического учета Аудитор должен просмотреть и просчитать учетные данные в первичных документах, попавших в выборку, произвести проверку первичных документов, служащих основанием для бухгалтерских записей, и таким образом отследить полноту отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций. Проверка должна производиться с учетом особенностей организации и систем управленческого учета (наличие удаленных складов, количество складов). 5. Проверка правильности формирования МПЗ при их приобретении. Аудитор рассматривает договоры поставки, накладные поставщика, спецификации, акты приемки МПЗ, договоры складских услуг, займов, страхования и т.д., т.е. все те документы, на основании которых формируется фактическая себестоимость заготовленных ценностей. Здесь аудитор дожжен сопоставить документы поставщиков, на основании которых производится оприходование материалов с данными бухгалтерского учета в аналитических и синтетических регистрах, в книге покупок. Аудитор выявляет суммы, включенные в фактическую себестоимость МПЗ необоснованно и определяет фактическую стоимость МПЗ по своим расчетам, тем самым выявляя отклонение. 6. Проверка правильности определения стоимости МПЗ, созданных самой организацией, в т.ч. полученных от разборки. Источники информации: - аналитические данные о себестоимости производства - акты оприходования отходов материалов, полученных в ходе ликвидации основных средств - информация о рыночной стоимости. Сопоставляя данные этих документов с данными бухгалтерского учета необходимо проверить наличие отклонений и определить фактические затраты по счетам учета затрат и суммы их отнесения на себестоимость готовой продукции. При выполнении проверки правильности формирования себестоимости, аудитор сверяет данные аналитического учета затрат по видам с данными аналитического учета по счетам 40, 43. 7. Проверка выбытия материалов. Источники информации: - первичные учетные документы на списание - отраслевые нормативы, установленные лимиты и технологические нормы расходования материалов На данном этапе проверяются пути списания материалов (счета 20, 08, 26, 91, 99), а так же списание их отклонений (счета 15, 16), если они учитывались. Далее проверяется правильность распределения потерь, правильность списания МПЗ, в соответствии с учетной политикой (ФИФО, ЛИФО и т.д.). 8. Проверка правильности отражения операций с МПЗ. Аудиторы обращают особое внимание на нетипичные операции, к которым относятся приобретение МПЗ по неденежным расчетам, договора мены, бартера. Если такие операции имели место на данной организации, то аудитору необходимо провести проверку по каждой из них. 3 этап. Заключительный этап. Все выявленные нарушения отмечаются в рабочих документах аудитора, затем оценивается их существенность и влияние на бухгалтерскую и налоговую отчетность, и тем самым формируется мнение о аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3092; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |