Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Государство Ахеменидов (VI-IV вв

Вопрос 1.

Индия в древности

Хеттская держава

Лекция VIII.

Лекция IX.

Государство Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.)

Лекция X.

План:

1. Условия и этапы становление индийской цивилизации

2. Общество древней Индии

3. Государства древней Индии

 

В древности Индией называли обширную территорию на полуострове Индостан. Природные условия этой страны отличались большим разнообразием: плодородные долины рек Инда и Ганга с притоками, горные хребты и плоскогорья, густой джунглевый лес. Климат жаркий и влажный: ирригация не была здесь основой земледелия.

Очаг древнейшей цивилизации существовал в районе Инда еще в III тыс. до н. э. Загадочное государство с центром в Хараппе оставило археологам развалины многочисленных благоустроенных городов, следы высокой культуры и неразгаданные письмена на индских печатях. Гибель «культуры Хараппы» также покрыта завесой тайны. По одной из версий причины упадка были связаны с вторжением на Индостан племен индоариев.

Во II тыс. до н. э. в долине Инда и Ганга сложились отдельные государства, что было результатом завоевания и расселения пришельцев. Но лишь к IV в. до н. э. появилась возможность создания единого образования. Им стала держава Нандов на Ганге. В конце того же века в борьбе с греко-македонскими войсками возвысился полководец Чандрагупта, который стал основателем империи Маурьев. В царствование его внука, царя Ашоки (268–231 гг. до н. э.), империя достигла расцвета. В нее вошли почти все территории Индостана, за исключением крайнего юга. Сильное государство, объединившее в одно политическое целое различные по языку, культуре и этнической принадлежности народности, просуществовало более полутора веков.

Особенностью общественного строя Индии была система варн, замкнутых социально-иерархических групп населения. Причины возникновения варнового (позже – кастового) деления сложились исторически. Оно было, Во-первых, результатом противостояния пришельцев – ариев («арья» – благородный) и местных жителей, занявших подчиненное положение. Во-вторых, естественный рост имущественного неравенства в период разложения родового строя стал основанием для неравенства социального. Наконец, такое деление определило сильное влияние на жизнь общества жречества и религиозной идеологии.

Варновый строй представлял собой целую систему социального и идеологического принуждения, незыблемость его ревностно охранялась высшим слоем индийского общества. Принадлежность к той или иной варне связывалась с происхождением человека и являлась наследственной. Наши источники – религиозные памятники («Веды»), сочинения политического характера (например, «Артхашастра Каутильи», далее – АК – I в. н. э.) и юридические произведения («Законы Ману», далее – ЗМ – I в. н. э.) дают представление о социальной и правовой культуре древнеиндийского общества.

По преданию, бог Брахма создал из частей своего тела четыре варны. Высшую из них составили брахманы – члены жреческих родов. Они произошли из уст Брахмы, считались самыми благородными и предназначены были для религиозного служения. За ними следовали кшатрии, сотворенные из рук Брахмы, – воины, делом которых была не только военная служба, но и заботы об управлении. К третьей варне принадлежали вайшьи, созданные из бедер бога. В социальном плане эта варна объединяла мелких производителей – земледельцев, ремесленников, торговцев. Наконец, в последнюю варну входили шудры.

Происхождение шудр – из ступней Брахмы – делало их низшей категорией и определяло их назначение: служить трем высшим варнам. Очевидно, эта группа исторически сложилась из иноземцев или обедневших общинников, лишившихся защиты сородичей. Противопоставление ее трем первым варнам подчеркивалось тем, что шудры не проходили в детстве обряд посвящения, равного, по представлению индийцев, второму рождению (брахманы, кшатрии и вайшьи считались «дваждырожденными»). Запрещено шудрам было обязательное для других варн изучение священных книг – Вед. Многих прав были лишены они и в общественной жизни.

Право закрепляло привилегии благородных сословий. Брахманы, к примеру, освобождались от налогов, повинностей и телесных наказаний. Переход из одной варны в другую был запрещен (ЗМ, XII, 71–72). Обман жестоко карался: «Для шудры, выдающего себя за брахмана, – ослепление…» (АК, IV, 10, 13). Иерархия всех имущественных и социальных ценностей строго соответствовала варне (там же, IV, 13, 1; III, 6, 19). Браки представителей различных варн не приветствовались. Со временем, помимо варн, появились более мелкие деления на замкнутые группы – касты или джати, в основном, объединявшие людей одной профессии.

В самом бесправном положении находилась та часть населения, которая оказалась вне варн – «отверженные» или «неприкасаемые» (чандалы). Им предписывалось жить за чертой города, «у места сожжения трупов» (АК, II, 4, 23), есть из разбитой посуды и выполнять унизительную и грязную работу.

Как и везде в ранних обществах, труд на земле и борьба с природными катаклизмами требовали коллективных усилий. В Индии также существовала земледельческая община, хотя пахотная земля была частной собственностью. Община была относительно независимым экономическим и социальным организмом и, в то же время, удобным объектом сбора налогов. Помимо общинников в экономической структуре определенное место занимали наемные работники – кармакары. К ним относились батраки, поденщики, бродячие ремесленники, даже художники и лекари. Их труд широко применялся как в царском, так и в частном хозяйстве.

Община была сложным социальным образованием. Территориально она объединяла несколько соседних деревень (на юге) или включала в себя одно большое село и прилегающие 1-2 деревни (на севере). В каждой общине был свой староста, и общинный совет (панчаят). Внутренняя жизнь общины строго регулировалась нормами общинного права и подчинялась принципу джаджмани: это строго отрегулированная внутриобщинная система натурального обмена продуктами и услугами, необходимыми каждому в рамках общины. Данная система охватывала только те виды услуг и ремесленной деятельности, которые были совершенно необходимы для жизни общины. Поэтому индийская община приобрела большую независимость от внешнего мира, поскольку все основные потребности ее членов удовлетворялись вне сферы товарно-денежных отношений.

Древнеиндийское общество было рабовладельческим. Рабами (даса) становились военнопленные («захваченные под знаменем»), неоплатные должники или преступники. Их число могло увеличиваться и за счет естественного прироста. Рабов использовали на самых тяжелых работах и в качестве домашней прислуги. Их, как и любое имущество, продавали, покупали, проигрывали, закладывали. Государство пыталось препятствовать обращению в рабство людей благородного происхождения: «Для варваров нет греха продавать или закладывать потомство, но для ария не может быть статуса раба» (АК, III, 13, 3–4). Рабство и здесь было патриархальным. Дети рабов-должников считались свободными (там же, III, 13, 13), а рабыня, родившая от хозяина, получала волю вместе с потомством (там же, III, 13, 23). Если отец захочет, дети рабыни могли стать его наследниками (ЗМ, IX, 179).

Религиозные представления древних индийцев были сложны и со временем претерпевали изменения. В ранний период главным богом почитали Брахму. Основные положения брахманизма были изложены в «Ведах» – книгах, содержащих «священные знания». На основе ведийских верований сложился индуизм – комплекс религиозных и философских воззрений. В государстве Маурьев при царе Ашоке официальное место занял буддизм (основатель учения – Будда или принц Гаутама – жил в VI в. до н. э.). Но как бы ни разнообразна была религиозная идеология, она всегда оказывала огромное влияние на социальные, политические и нравственные устои индийского общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 4. Израильско-Иудейское царство образовалось в Палестине в конце XI века до н.э | Вопрос 3. Система управления самого древнего Индского государства (III тыс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.