Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования зоны Европейского высшего образования

Основные задания и принципы создания зоны Европейского высшего образования.

Основные принципы создания зоны Европейского высшего образования:

1. Автономия с ответственностью. Развитие требует, чтобы у европейских университетов была возможность действовать в соответствии с руководящим принципом автономии в сочетании с ответственностью. Университеты должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и осуществлении научных исследований, тратить свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и студентов. Европейские высшие учебные заведения нуждаются в необходимой организационной свободе, ясных и доброжелательных рамках регуляции и достаточном финансировании. Конкуренция, поддерживающая качество высшего образования, не отбрасывает сотрудничества и не может быть сведена к концепции коммерции. Университеты в некоторых странах Европы находятся еще не в том положении, чтобы конкурировать на равных, и находятся, в частности, с глазу на глаз с нежелательным отливом интеллекта в пределах Европы.

2. Образование как ответственность перед обществом. Зона европейского высшего образования должна строиться на европейских традициях ответственности образования перед обществом; на широком и открытом доступе как к достепенному, так и послестепенному образованию; на образовании для развития личности и обучении на протяжении всей жизни; на гражданстве как краткосрочной, так и долгосрочной социальной целесообразности.

3. Высшее образование, основанное на научных исследованиях. Поскольку научные исследования являются движущей силой высшего образования, то и создание Зоны европейского высшего образования должно происходить одновременно и параллельно с созданием Зоны европейских научных исследований.

4. Организация диверсификации. Европейское высшее образование всегда было многообразным в части языков, национальных систем, типов институтов, ориентации профилей подготовки и учебных планов. В то же время ее будущее зависит от возможности организовать то ценное разнообразие так эффективно, чтобы получить позитивные результаты, а не трудности, гибкость, а не непрозрачность. Высшие учебные заведения отданы созданию достаточного саморегулирования для гарантии минимального уровня объединения так, чтобы их усилия к совместимости не были подорваны слишком большой дисперсией в определении и применении кредитов, в основных категориях степеней и в критериях качеств.

Задания, которые рассмотрены и которые выполняются в рамках Болонского процесса, сводятся в основном к шести таким ключевым позициям (шесть целей Болонского процесса):

1. Введение двухциклового обучения. Фактически предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - до получения первой академической степени и 2-й - после ее получения. При этом длительность обучения на 1-ом цикле должна быть не меньше 3-х и не больше 4-х годов. Обучения на протяжении второго цикла может предусматривать получение степени магистра (через 1-2 года обучения после получения 1-ой степени) и/или докторской степени (при условии общей длительности обучения 7-8 лет).

2. Внедрение кредитной системы. Предлагается внедрить во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучения на протяжении всей жизни».

3. Контроль качеств образования. Предполагается организация аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет базироваться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые получили выпускники. Одновременно будут установленные стандарты транснационального образования.

4. Расширение мобильности. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается существенное развитие мобильности студентов. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и другого персонала для взаимного обмена европейским опытом. Предполагается изменение национальных законодательных актов в сфере трудоустройства иностранцев.

5. Обеспечение трудоустройства выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания и умения выпускников должны быть применены и практически использованы в интересах всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть упрощено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместное использование Приложения к диплому, рекомендованое ЮНЕСКО.

6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одним из главных заданий, которое должно быть решено в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большего количества студентов из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко доступных квалификаций и тому подобное, будет способствовать повышению интереса европейских и других граждан к высшему образованию.

 

С целью формирования зоны Европейского высшего образования Министры предложили следующие действия (этапы) для достижения шести целей Болонского процесса:

1. Принятие системы легко понятных и соизмеримых степеней. Министры призывали ВУЗы использовать все преимущества существующего национального законодательства и европейских инструментов, нацеленных на облегчение академического и профессионального признания делений курсов, степеней и других достижений, так, чтобы граждане могли эффективно использовать свои квалификации, умения и навыки во всей Зоне европейского высшего образования.

2. Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах. Некоторые страны уже приняли эту структуру, а некоторые рассматривают ее с большой заинтересованностью. Важно отметить, что во многих странах степени бакалавра и магистра или две других соизмеримых степени могут быть получены как в университетах, так и в других высших учебных заведениях. Программы, которые ведут к степени, могут и действительно имеют многообразную ориентацию и многообразные конфигурации для приспособления к разнообразности индивидуумов, к потребностям учебного процесса и рынка труда.

3. Внедрение системы кредитов. Для большей гибкости в процессах обучения и получения квалификаций необходимо установление общих краеугольных камней квалификаций, поддержанных кредитной системой типа ECTS (европейская система накопления кредитов) или другой ECTS - совместимой системой, обеспечивающей как дифференциально-различительную, так и накопительную функции. Вместе с взаимно признанными системами обеспечения качества такие договоренности облегчат доступ студентов к европейскому рынку труда и расширят совместимость с мировым рынком труда, привлекательность и конкурентоспособность европейского высшего образования.

4. Содействие мобильности. Улучшение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и аппарата управления, как это отмечено в Болонский декларации, имеет максимальную важность. Потому министры обязались принять все мероприятия для устранения препятствий свободному передвижению студентов, преподавателей, исследователей и аппарата управления и подчеркнули важность социальных вопросов мобильности.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качеств. Были призваны университеты и другие высшие учебные заведения распространять примеры лучшей практики и разрабатывать сценарии для взаимного принятия механизмов аккредитации/сертификации и оценки. Министры побуждали университеты и другие высшие учебные заведения, национальные агентства и Европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA) сотрудничать в кооперации с соответствующими организациями стран, которые не являются членами ENQA, в установлении общих норм принятия рекомендаций и распространения лучшей практики.

6. Содействие европейскому подходу к высшему образованию. Чтобы дальше усиливать важные европейские измерения высшего образования и возможности трудоустройства выпускников, министры призывали сектор высшего образования увеличивать развитие модулей, ориентацией или организацией на всех уровнях курсов и программ с “европейским” содержанием. Особенно это касается модулей, курсов и программ, предложенных институтами разных стран, которые сотрудничают, и является ведущими к общему признанию степеней.

7. Обучение на протяжении всей жизни. В будущей Европе, которая строится как общество и экономика, основанные на знаниях, стратегия обучения на протяжении всей жизни должна столкнуться с проблемами конкурентоспособности и использования новых технологий, улучшения социального единства, равных возможностей и качества жизни.

8. Высшие учебные заведения и студенты. Необходимо общее привлечение университетов, других высших учебных заведений и студентов как компетентных, активных и конструктивных партнеров в основании и формировании Зоны европейского высшего образования. Качество - основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности Зоны европейского высшего образования. Студенты должны принимать участие и влиять на организацию и содержание образования в университетах и других высших учебных заведениях.

9. Содействие обеспечению привлекательности Зоны европейского высшего образования. Качество высшего образования и научных исследований является и должно быть важным определяющим фактором международной привлекательности и конкурентоспособности Европы.

10. Энергичное продолжение. Обязательство продолжать сотрудничество, которое основано на целях, изложенных в Болонский декларации, и построено на общем и отличном в культурах, языках и национальных системах, что привлекает все возможности продолжающегося межправительственного сотрудничества и диалога с европейскими университетами, другими высшими учебными заведениями, студенческими организациями, а также программами Содружества.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определяющие свойства европейского высшего образования | Характерные особенности и базовые элементы ECTS
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.