КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Психологические аспекты правового государства
Признание и реализация прав человека имеют особое значение для социального развития российского общества. Принятие новой Конституции России ознаменовало собой поворот исторического развития страны на путь общемировой цивилизации. Статья 2 Конституции РФ провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Конституция РФ законодательно закрепила современный тип правопонимания. Однако построение правового государства в нашей стране, формирование массового цивилизованного правового мировоззрения связаны с преодолением значительных, исторически обусловленных трудностей. Основные положения новой Конституции, касающиеся прав и свобод человека, могут быть реализованы только в условиях развитых рыночных отношений, в условиях экономической стабильности. Когда уровень зарплаты ниже прожиточного минимума — это нарушение основного права человека — права на достойную жизнь. Общество, находящееся на добуржуазном (докапиталистическом) уровне экономического развития, не может реализовать развитое демократическое право. «Причина, по которой мы в результате проводимых реформ неизбежно оказываемся в докапиталистической (можно сказать, неофеодальной), ситуации, кроется в природе складывающихся у нас общественных и политических отношений, в типе собственности и права. Эта типология предопределена постсоциалистическим огосударствлением собственности, которая еще несвободна от государственной власти, и такой государственной власти, которая еще несвободна от собственности». Вся эпоха тоталитаризма была связана с формированием в массах психологии отвержения интересов личности. Казарменный режим стандартизировал обезличенное поведение. Запуганная личность укрывалась за личину своего "Ничтожества. Формировалась антиличностная идеология, торжествовала социологическая схема общинного устройства общества. (Российская приверженность к общине и послужила самой благоприятной почвой для быстрого распространения у нас абсурдной идеологии коммунизма.) Советский тоталитаризм с его концепцией «революционной законности» трагически разрушил основы гражданского общества в нашей стране, устранил из системы права частное право, вытравил из общественного сознания само понятие прав человека. Трудно поправимые последствия этого социального бедствия в самом начале советской власти предвидели выдающиеся русские философы и правоведы. «Русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ» (Новгородцев П.И. «Восстановление святынь», 1917). Основная трудность в формировании правового государства в современной России состоит в отсутствии традиции самодеятельной организации общества в борьбе за свои права, в извечных упованиях на добрую волю «верхов». Победа нового политического и правового мировоззрения, новой политической практики в Западной Европе была подготовлена мощными идеологическими прорывами в эпоху Реформации и Просвещения, столетиями активной борьбы третьего сословия за свои права. А в это время отсталое и безграмотное население России лишь изредка бунтовало и требовало «хорошего царя». В нашем общественном сознании идея прав и свобод личности до сих пор еще нередко трактуется как диссидентское движение. Все это выдвигает на передний план основную социальную задачу — поднять общество на борьбу за верховенство права, закона, жестко преследовать любые проявления антиправового поведения, всемерно формировать правовую культуру общества, обеспечить «диктатуру закона». Но и сам закон должен быть правовым, то есть служить интересам общества и отдельного человека. Норма закона становится правовой, социальной нормой лишь при условии ее социальной необходимости, целесообразности и социально-психологической готовности ее адресатов к исполнению этой нормы.
Заключение.
Нормы закона, противоречащие правам и свободам человека, не могут быть правовыми нормами. Личность — базовая ценность современного права. А само право — базовая ценность современного общества. Право не может создать рая на земле, но оно оберегает общество от ада, каковым может быть его соционормативная дестабилизация.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |