Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Типы ВНД и темперамент

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами. Физиологической основой типа ВНД является различное сочетание трех основных свойств возбуждения и торможения: силы, уравновешенности и подвижности. Тип ВНД представляет собой сплав врожденных и приобретенных особенностей нервной системы, влияющий на формирование индивидуальных различий, способностей и характера человека.

Выделяют четыре основных типа ВНД, общих для человека и животных:

1) сильный, уравновешенный, живой (подвижный);

2) сильный, уравновешенный, медленный (инертный);

3) сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый;

4) слабый тип.

Тип ВНД является физиологической основой темперамента. Соответственно четырем основным типам ВНД различают четыре вида темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический.

Как остроумно отмечает Н.М.Карамзин, «художники-поэты изображают темперамент таким образом:

Сердитый человек, который поднимает вверх голову и берется рукою за меч, представляет холерический темперамент. Подле него сидит петух.

Прекрасно одетый, веселый юноша, увенчанный цветами и держащий в руке большой кубок, есть сангвиник. Вокруг его разбросаны маски и музыкальные орудия, а подле него на розе сидит бабочка.

Толстый человек, с обрюзглым лицом, с большим брюхом и сонными глазами, лежащий на постели, в худом платье и в колпаке, есть символ флегматического темперамента. Подле него сидит черепаха.

Пожилой человек с печальным лицом, который одною рукою облокотился на стол, а другою держит кинжал, изображает меланхолика. Над ним порхают летучие мыши; у ног его лежат мешки с деньгами.

К счастью, не найдем мы в свете ни совершенного меланхолика, ни совершенного флегматика, ни совершенного холерика».

Ранее указанные типы ВНД в своем крайнем выражении едва ли существуют, это собирательное название теоретически возможных типов ВНД. Оказалось, что ограничиться четырьмя типами нельзя, поэтому стали выделять промежуточные типы.

В результате многолетних исследований накопились факты, позволившие говорить о наличии (кроме открытых И.П.Павловым силы, уравновешенности и подвижности) самостоятельного свойства возбуждения и торможения – динамичности. Динамичность является критерием скорости формирования положительных и отрицательных условных рефлексов. Согласно взглядам Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына, четыре уже известных свойства нервных процессов и те, которые будут открыты в дальнейшем, а также их характеристики, позволят установить новый принцип классификации индивидуальных особенностей ВНД человека. В работах их лабораторий было установлено, что каждое из четырех свойств (сила, подвижность, уравновешенность и динамичность) должны характеризоваться по принципу «трехчленности» (по возбуждению, торможению и уравновешенности). В результате этого наличие четырех свойств нервных процессов и тройственной характеристики каждого из них дает 12 количественных характеристик индивидуальных особенностей человека. Такой подход расширяет возможность более полного определения типологических особенностей ВНД человека.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Оказалось, что тип нервной системы является физиологической основой, на которой формируются особенности темперамента и характера ребенка. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет намного труднее.

Еще менее от свойств типа нервной системы зависит формирование характера, особенности которого определяются как свойствами типа нервной системы, так и системой временных связей, выработанных в процессе обучения и воспитания ребенка. На базе любого типа ВНД можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов ВНД.

Таким образом, нельзя тип ВНД сводить к темпераменту, ибо тип ВНД – это физиологическое свойство личности, а темперамент – психологическое свойство личности и имеет отношение к динамической стороне психической деятельности человека. Следует помнить, что темперамент не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение человека, убеждения, взгляды, интересы и т.п.).

Следовательно, темперамент определяется типом ВНД и жизнедеятельностью, опытом человека. Поэтому И.П.Павлов считал, что темперамент есть сплав генотипа и фенотипа. Темперамент необходимо четко отличать от характера, формирующегося в результате воспитания. Характер представляет собой совокупность относительно устойчивых психических свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Особенности типа ВНД и преобладающего темперамента образуют природную основу индивидуальной неповторимости личности.

Формирование типов ВНД у детей и подростков. Можно предполагать, что в формировании основных свойств нервной системы и типов ВНД в пренатальном периоде развития большое значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном периоде развития – влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет границы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания.

Тип ВНД ребенка напоминает тип ВНД взрослого лишь в общих чертах, т.к. основные свойства нервной системы, определяющие тип ВНД у детей и подростков, имеют возрастные особенности. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа ВНД. В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное «наложение» возрастных особенностей ВНД с типологическими свойствами ВНД.

Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Как было сказано, типологические свойства человека ни в коей мере не характеризуют его мировоззрение, убеждения, взгляды и интересы. Кроме этого, они не являются показателями его ценности как личности. Нет плохих типов ВНД, и правильно организованная педагогическая работа с учащимися любого типа нервной системы способствует их полноценному развитию и позволяет добиваться им одинаковых успехов во многих видах человеческой деятельности. Исключение составляют лишь те виды деятельности, где требуются специфические физиологические качества человека. Например, специальность летчика требует от человека чрезвычайно быстрой реакции, и люди с инертными нервными процессами вряд ли подойдут для такой работы.

Свойства нервной системы, по мнению Б.М.Теплова, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее – другие. Поэтому, основываясь только на поверхностном наблюдении, нельзя с полной уверенностью сказать, что та или иная особенность в поведении ребенка связана с типологическими особенностями его ВНД. Необходимо всегда допускать и вторую возможность – ее связь с воспитанием. Например, невыдержанность ребенка может быть связана и с преобладанием возбудительного процесса и просто с плохим воспитанием. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо длительное и внимательное наблюдение за учеником. Только на основе всестороннего изучения психологических и физиологических особенностей детей и подростков возможна оптимальная организация педагогических воздействий.

Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. Например, некоторые дети отличаются подвижным вниманием и на уроке легко переходят от одного вида работы к другому. Им доставляет удовольствие работа, наполненная множеством разных дел. Учащимся инертного типа ВНД трудно начать выполнение задания, но нередко также и трудно отклониться от него и перейти к очередному виду работы. Они постоянно погружены в свои мысли и не сразу понимают обращенный к ним вопрос и т.д.

Следует помнить о том, что на картине поведения медлительных детей, кроме проявления особенностей типа ВНД и темперамента, может сказываться и медлительность как проявление несформированности учебных умений и медлительность как результат несобранности, постоянных отвлечений и ошибок.

У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами – воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным» типом нервной системы – тренировать процессы торможения и т.д.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Учитель с возбудимым типом нервной системы отличается увлеченностью и, кроме того, склонен и «перехватывать через край»: проявлять нетерпение и излишнюю горячность. Зато учитель инертного типа, наоборот, чаще других бывает безразличным и равнодушным, он вял и невыразителен. Сам не увлечен и не увлекает учащихся. Из четырех основных типов ВНД в педагогической деятельности предпочтителен уравновешенный тип, а не инертный.

Педагоги, у которых преобладают черты художественного склада, более выразительны, эмоциональны, непосредственны и общительны, но они более уязвимы: у них обострено самолюбие, они чувствительны к мнениям окружающих и т.п.

Учителя с ярко выраженным мыслительным типом более склонны к рассудительности и объективности, не отличаются привязанностью к учащимся, сравнительно равнодушно относятся к их мнениям и отношениям, более расположены придерживаться определенной дистанции в отношениях с учащимися. Они не только более принципиальны и требовательны, но и менее чувствительны к внутренним состояниям учащихся. Из трех дополнительных типов ВНД предпочтительным является средний тип. Хотя учителя этого типа ВНД более умеренны в рассмотренных аспектах и менее выразительны как личности, однако, как правило, работают более добросовестно и эффективно.

Зная особенности своей нервной системы, учитель должен формировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Необходимо учесть следующие основные пути приспособления типов ВНД и темперамента к требованиям профессии учителя:

1. Выбор педагогической деятельности в зависимости от типа ВНД и темперамента;

2. Индивидуализация требований к учителю;

3. Преодоление отрицательных проявлений типов ВНД и темперамента путем самовоспитания культуры чувств, выдержки и других необходимых учителю качеств;

4. Воздействие на тип ВНД и темперамент с помощью физического воспитания: повысить работоспособность слабого типа ВНД (меланхолика), повысить темп реакции и деятельности сильного, уравновешенного, инертного типа ВНД (флегматика), умерить резкость и поспешность сильного, неуравновешенного, сверхбыстрого типа ВНД (холерика);

5. Однако основной путь приспособления типа ВНД и темперамента – это выработка индивидуального стиля работы, творческого почерка учителя.

Учет типов ВНД и темперамента собеседника при беседе. Учет этих особенностей собеседника при беседе выражается в следующем. С сильным, неуравновешенным, сверхбыстрым типом ВНД (холериком) беседа строится и ведется по четкой структуре этапов. Из них исключаются факторы, способствующие обострению в разговоре, резкий тон, неприятные для собеседника вопросы и сведения.

С сильным, уравновешенным, подвижным типом ВНД (сангвиником) – беседу следует проводить по такому же плану, но желательно с юмором. Допустимы внезапные переходы с одной темы на другую. Он легко воспринимает не вполне логичную беседу, его можно зажечь ярким образом, удачным сравнением, увлечь интересной идеей.

С сильным, уравновешенным, инертным типом ВНД (флегматиком) – по плану, в котором последовательно и обстоятельно излагается суть разговора.

Со слабым типом ВНД (меланхоликом) – по плану, из которого исключается все, что может привести его в возбуждение, в состояние паники и т.п.

Если тип ВНД и темперамент заранее не известны, то план беседы составляется без «жестких» связей между последовательными пунктами, что позволяет его корректировать в ходе беседы, по мере определения типа ВНД и темперамента собеседника.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип ВНД (сангвиник) и сильный, неуравновешенный, сверхбыстрый тип ВНД (холерик), оказавшись в трудной ситуации, быстро найдут выход из нее. Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД (флегматик) будет в тупике, а слабый тип ВНД (меланхолик) – в панике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Две сигнальные системы действительности | Понятие и задачи статистики населения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 6734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.