Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Василий макарович

ШУКШИН

(1919 - 1974)

 

Замечательный русский писатель Василий Шукшин как художник особенно выразителен в своей гражданской мощи. Он был щедро одаренным человеком. Его талант нашел яркое проявление как в литературном творчестве, так и в области кинематографии. В.Шукшин – автор рассказов, повести «Энергичные люди», романов «Я пришел дать вам волю» (о Степане Разине), «Любавины». Шукшин – сценарист и режиссер таких фильмов, как «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень», «Два Федора», «Ваш сын и брат» и др. Фильмы Шукшина в 60-е, 70-е годы пользовались большой популярностью у зрителя. Шукшина-артиста он полюбил в роли Егора Прокудина в фильме «Калина красная», тракториста Ивана в киноленте «Печки-лавочки», солдата Лопахина в фильме по роману Шолохова «Они сражались за родину», в картинах С.Герасимова «Журналист», «У озера».

Родился и вырос Василий Шукшин в деревне Сростки на Алтае, на могучей сибирской земле, определившей во многом неповторимость художественного облика Шукшина. Поражают необозримые просторы полей, массивы лесов, высокие заснеженные горы, стремительные, непористые реки Бия и Катунь, которые не раз переплывал будущий писатель.

Детство Шукшина было трудным, он потерял отца, затем и отчима, погибшего на войне под Москвой. Мать, Мария Сергеевна, одна растила сына и дочь. Василий, помогая матери, учился и работал, затем уехал в Москву, поступил во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии). После окончания его развернулась активная творческая работа Шукшина как писателя и кинематографиста.

Герои прозы Шукшина – деревенские жители, которых он хорошо знал. Но ни Шукшин, ни другие писатели – «деревенщики», современники Шукшина, как В.Белов, В.Распутин, Е.Носов, Ф.Абрамов, В.Астафьев, С.Залыгин, не ограничивались сельскими проблемами, а поднимались до общенародных, общегосударственных. Для всех них деревня была не столько географическим понятием, сколько социальным, нравственным, где проявляется весь сложный комплекс человеческих отношений, дающих повод для размышлений о всей народной жизни.

Сюжеты рассказов Шукшина очень просты, безыскусственны, из каждодневного быта, обычных жизненных ситуаций, иногда они кажутся просто списанными с натуры, но эта простота обманчива. В них спрессован широкий пласт жизни, скрыт глубокий подтекст. И речь героев обычная, разговорная, лишенная яркой метафоричности, гипербол, аллегорий, развернутых сравнений.

Показывая жизнь деревни, Шукшин раскрыл глубокий кризис, в котором находилась она в 60-е – 70-е гг. По мере роста мастерства писателя, вживания его в современность расширяется круг произведений, несущих в себе трагикомическое начало. Это целый ряд рассказов, показывающих трагедию духовно задавленного деревенского жителя, обреченного «колхозным строительством» на полунищее, бесцветное существование. Герои – «чудики» таких рассказов, как «Чудик», «Срезал», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам», «Непротивленец Макар Жеребцов», «Один», «Штрихи к портрету». Эти герои интересны Шукшину чем-то особенным в них. Это особенное связано, как правило, со стремлением как-то вырваться из заколдованного круга ежедневных забот и обязанностей, со стремлением показать, проявить себя, словом, подняться, восторжествовать над обыденностью, повседневностью. Стремление это оборачивается порой причудой, порой курьезом, порой издевательством над ближними. Писатель рассказывает об этих чудиках с добрым юмором, улыбкой уважения, понимания, сострадания. Эти чудачества в людях он ценит, как проявление неизбывной потребности человека в самовыражении, самоутверждении.

Вот, например, герой рассказа «Микроскоп» Андрей Ерин решается на «отчаянный» поступок – покупает микроскоп, потратив деньги, которые на нужды семьи жена копила девять месяцев. Андрею очень хотелось увидеть вблизи микробов, приобщиться к чему-то неведомому, особенному, почувствовать себя ученым. Но это исполнение заветного желания оборачивается семейным скандалом, а затем и продажей микроскопа. Но какое-то время Андрей все-таки пожил с ощущением праздника.

Другой рассказ – «Срезал» - смешной и грустный одновременно. Деревенский житель, имея ограниченный доступ к культуре, обделенный вниманием к своим нуждам, живущий скудной во всех отношениях жизнью, испытывает комплекс неполноценности перед городским жителем. И это положение оборачивается смешным, а иногда и грубым, бестактным пристрастием деревенского «мудреца» Глеба Капустина «срезать» своими странными вопросами приезжих из города. Вопросы случайные, далеко не научные, а, скорее, нахватанные из отрывного календаря, но Глеб и окружающие его мужики торжествуют, если им удается озадачить горожанина алогичным вопросом, поставить его в тупик. Такая вот несуразная компенсация за свою обделенность.

Герой рассказа «Миль пардон, мадам» деревенский житель Бронька Пупков. Он был на войне, занимается охотой, хороший стрелок, но все-таки не хватает ему особенного в жизни, хочется удивлять, привлекать внимание, восхищать. За отсутствием этого он прибегает к вранью – рассказывает всем приезжим из города выдуманную историю о том, как он совершал неудачное покушение на Гитлера. Он настолько входил в роль, что и сам верил в небылицу. Удивление и уважение слушателей было для Броньки бальзамом на душу.

В ряде рассказов Шукшина трагикомическое начало связано с торжеством воинствующего мещанства, подавляющего человеческое достоинство, духовность. Этот конфликт между человеком внутренней культуры с мещанством уходит своими корнями в установки псевдосоциализма с его «благонамеренной» ложью. Мещане Шукшина, ведущие свою родословную от антигероев сатиры Маяковского, все с «государственным» выражением лица, выступают от имени общественных интересов и даже культуры.

Свое понимание интеллигентности, культуры писатель выразил очень определенно: «Мы ломаем голову: какой он такой, интеллигентный человек? А образ его давно создал сам народ. Только он называет его – хороший человек. Умный человек. Уважительный. Не мот, не пропойца. Чистоплотный. Не трепач. Не охальник. Работник. Мастер… И – сострадание судьбе народа…»

Таким образом, для Шукшина интеллигент – понятие не столько сословное, сколько внутреннее, душевное. Можно быть кем угодно по профессии и при этом быть или не быть интеллигентом. Вот этот конфликт между людьми подлинной душевной культуры и показушной мы видим в рассказах «Мой зять украл машину дров», «Обида», «Бессовестные», «Свояк Сергей Сергеевич» и др. Так, конфликт в рассказе «Мой зять украл машину дров» происходит между зятем, шофером Венькой Зяблицким и тещей, Лизаветой Киселевой. Конечно, отношение Веньки к теще культурным не назовешь, но она сама спровоцировала его грубость. Лизавета – злая, властная, всем навязывающая свою волю. Козыряя своим бедняцким происхождением, заслугами в организации колхоза, представляя себя человеком общественных интересов, она, как говорили вокруг, засадила в тюрьму своего мужа, первого зятя и готовит такую же участь второму. Под стать ей общественный прокурор, человек глубоко равнодушный к судьбам людей. Однако односельчане защитили Веньку, зная его как человека доброго, уважительного и работящего.

В рассказе «Обида» обрисована ситуация: Сашку Ермолаева ни за что ни про что обругала продавщица, перепутавшая его с другим, а очередь с готовностью ее поддержала. Сашка, глубоко оскорбленный, так и не смог оправдаться, более того, был избит, причем с удовольствием. Рассказ этот о воинствующем хамстве, о духовном ничтожестве, которое утверждает себя в желании унизить другого. Пытаясь разобраться в случившемся, Сашка верно определяет, что корень зла – в атмосфере страха, униженности человека, сложившейся привычке к подхалимажу, угодливости.

Рассказы сборника «Беседы при ясной луне» объединены темами, неизменно волновавшими Шукшина. Одни из них, такие, например, как «Случай в ресторане», «Выбираю деревню на жительство», раскрывают трагедию несостоявшейся личности, упущенных возможностей, связанную в своей основе с деформацией общественных и нравственных ценностей. Персонаж первого рассказа старичок, который за всю жизнь не сумел осуществить себя, так и остался «бутоном», потому что, как щедринский премудрый пескарь, «Жил – дрожал, умирал – дрожал». Персонаж второго рассказа Николай Кузовников сознательно ограждал себя от людей, чтобы не быть обнаруженным в махинациях. Но под конец жизни он почувствовал острую необходимость в «роскоши человеческого общения» отсюда его «странные» поездки на вокзал.

Нередко обращается Шукшин к темам из вечных вопросов – в чем смысл жизни, счастья, человеческого существования и как сберечь самое дорогое. Мастерски написаны рассказы «Сапожки», «Осенью». В них главная шукшинская заповедь: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немного добрее быть…».


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пастернак | Валентин Григорьевич
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.