Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андрей георгиевич

БИТОВ

(род. в 1937)

 

Андрей Битов – очень своеобразный писатель, пришедший в литературу в начале 60-х гг. В своей прозе он психологически достоверно отразил мироощущение своего современника.

Битов закончил Горный институт, но свое призвание нашел в литературе. Известность пришла к нему с выходом в свет романов «Улетающий Монахов», «Пушкинский дом»; эссе «Уроки Армении» и «Выбор натуры» - о Грузии.

Проза Битова, появившаяся во время «оттепели», отразила желание автора освободиться от догмы, схемы. А жажда путешествий, новых впечатлений и обращение к жанру эссе тоже были вызваны желанием выйти за пределы национальных рамок, выйти из сюжета с его заданностью, отказаться от вымышленного героя. Отойдя от своего рефлектирующего героя, автор обращает пытливую, ищущую мысль к новому национальному сознанию и, обогащенный эмоциональными впечатлениями, как бы заново открывает для себя философию жизни.

Эссе Битова «Уроки Армении» было написано им после путешествия по республике в 1967 – 1969 гг. Битовское представление об Армении, как и других русских писателей, посетивших Армению после Брюсова, развило и обогатило брюсовскую концепцию армянского мира. Этот вопрос мы подробно рассмотрели в нашей статье «Развитие брюсовской концепции армянского мира в русской литературе ХХ века» (журнал «Русский язык в Армении», 2003. №1).

Изучив очерки Брюсова об армянской истории и поэзии, его стихи об Армении, мы выделили в его представлении о ней «составные» гармонии армянского духа: сочетание нежности и силы, красоты и духовной свободы. Андрей Битов, с любовью вслушиваясь и всматриваясь в Армению, тоже видит ее характерность в «удивительном сочетании твердости и мягкости, жесткости и плавности, мужественности и женственности – и в пейзаже, и в воздухе, и в строениях, и в людях, и в алфавите, и в речи… В армянской букве – величие монумента и нежность в жизни, библейская древность очертаний лаваша и острота зеленой занятой перца, кудрявость и прозрачность винограда и стройность и строгость бутыли, мягкий завиток овечьей шерсти и прочность пастушьего посоха, и линия соответствует звуку, который она изображает».

А.Битов уверовал в Армению как в страну, хранящую высшие истины, ибо, хотя и немного на ней красот, но зато сущностные основы бытия здесь самые – самые. «Свет в Армении, - пишет он, - быть может, основное мое зрительское впечатление, главное физическое переживание… Это свет особого качества, которого я нигде ранее не встречал… И если Армения – самое светлое место в моей жизни, то Севан – самое светлое в Армении». Возвышенные переживания Битова можно сравнить с теми ощущениями, которые испытали, вероятно, принявшие крещение в Иордане или Евфрате: «Это была уже не вода, а некое второе состояние неба. Вылезал же я из воды человеком новым. Не обновившимся, не освежившимся – новым, другим». Уникальным, божественным творением увидел Битов храм Гехард, он назвал его «чудом человеческой веры».

В своих «Уроках Армении» Битов запечатлел завещание Мартироса Сарьяна. Художник был крайне обеспокоен нарастанием угрозы атомного и химического оружия и спасение землян видел в общей, согласной работе по освоению внеземного пространства. Понятие пространства в высказывании художника, несомненно, воспринимается не только как физическое понятие, но и как сфера реализации свободного человеческого духа. Завещание Сарьяна Битов принимает как непреложную истину, как «самые верные слова на свете», имеющие «золотое обеспечение достоинством прожитой трудовой жизни». Обращаем внимание: опять «самые».

В Армении Битову открылось истинное понимание культуры, а именно, как «способность к уважению, к другому, способность уважения к хлебу, земле, природе, истории и культуре, следовательно, способность к самоуважению, к достоинству».

Эссе Битова называется «Уроки Армении». Эти «уроки», гражданские, эстетические, этические, ценны не только потому, что помогают понять Армению, рождают любовь к ней, а и потому что рождают исследование собственной души художника и особый интерес к истории родного народа, к пути нравственного развития человечества. Вот, что пишет по этому поводу автор: «По сути, эта моя Армения написана о России. Потому что с чем сравнивает, чему удивляется путешественник? Сравнивает с родиной, удивляется несходству: тому, чего у него нет, тому, чего ему не хватает, тому, что есть, но мало, мало. И лишь после этого уже тому, что одинаково, что сходится…»


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Юрий валентинович | Предпринимательской деятельности в Киевской Руси
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.