Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение и эксперимент




Лекция. Эмпирико – теоретические методы и их применение

Управления

Тема 7. Эмпирико – теоретические методы исследования систем

1. Наблюдение и эксперимент

2. Измерение, сравнение и описание.

3. Социально – экономический эксперимент

Литература:

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2000. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2000. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 157 с.

4. Бор М.З. Основы экономических исследований. – М.: Издательство “ДИС”, 1998. – 144 с.

 

Эмпирическое знание – это знание, полученное из опыта и наблюдаемое непосредственно. Методы получения эмпирических знаний могут быть пассивными и активными.

Наблюдение — это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искус­ственном, специально организованном эксперименте. Эта систе­ма связана с восприятием непосредственно или опосредовано, т.к. отражает объективные связи и отношения внешнего мира.

Познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия особеннос­тей объекта наблюдения, условий наблюдения, совершенства из­мерений. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для фор­мирования и фиксации научных фактов.

 

Функции этого метода:

1. Фиксация и регистрация информации;

2. Предварительная, на базе имеющейся теории, классификация научных фактов (по признакам: новизна зафиксированных фактов, объем информации, содержащейся в фактах, особенности свойств и связей);

3. Сравнение зафиксированных фактов с тем, что известно в науке, с фактами, характеризующими другие, подобные систе­мы.

На основе реализации этих функций могут быть сформули­рованы догадки, а затем и рабочие гипотезы.

Наблюдение представляет собой активный познава­тельный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, высту­пающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.

Наблюдения в исследовании имеют своей целью проверку той или иной гипотезы или теории и, поэтому они существенным образом зависят от этой цели. Исследователь не просто регистрирует любые факты, но и сознательно отбирает те из них, которые могут либо подтвердить, либо опровергнуть его идеи.

Всякое наблюдение предполагает наличие некоторого наблюдаемого объекта и воспринимающего его субъекта, который осуществляет наблюдение в конкретных условиях места и времени, а также специальных средств наблюдения (фото и телеаппаратуры и т.п.), назначение которых состоит в том, чтобы компенсировать природную ограниченность органов чувств человека, повысить точность и объективность результатов наблюдения.

Для того, чтобы быть плодотворным методом позна­ния, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:

1) планомерность,

2) целенаправленность,

3) активность,

4) систематичность.

Наблюдение как средство познания дает первичную информацию о мире.

Эксперимент — это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способство­вать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений объектов и (или) проверке истинности теории в отношении этих свойств, связей, отношений. Онпредполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с цепью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.

Эксперимент есть база для развития всех отраслей научного анализа. Основных сфер для эксперимента три: лабораторный эксперимент (для естествен­ных и технических наук), производственный и социальный экс­перименты (для политических (управленческих) наук, экономи­ческих наук, психологии, социологии).

Эксперимент является важным (а в ряде случаев даже решаю­щим) элементом практики, поэтому он выступает как основа формирования гипотез и теорий и вместе с тем как критерий истинности теоретических знаний. Вместе с тем теория всегда выступает как определяющая сторона эксперимента.

Все познавательные операции, связанные с экспериментами, исходят из гипотез, теорий. Речь идет о таких операциях, как:

· определение целей эксперимента, обоснование условий, которые способствовали бы наиболее полному и всестороннему проявле­нию свойств, отношений, связей системы и ее компонентов;

· разработка систем показателей, измерителей, ориентиров (для производственных и социальных экспериментов), технических средств и устройств (для технических экспериментов);

· планирование эксперимента;

· наблюде­ние, измерение, фиксирование обнаруженных свойств, отноше­ний, связей, тенденций развития; статистическая обработка ре­зультатов эксперимента;

· контроль эксперимента;

· предварительная классификация и срав­нение статистических данных о результатах эксперимента;

· интерпретация (истолкование) результатов эксперимента.

В экономических исследованиях эксперимент может выступать в двух формах:

1) прямой эксперимент в виде опробования группы приемов, методов и т.д. Это дорогостоящий вид эксперимента, и применя­ется он только к крупным мероприятиям (например, эксперимен­тальная проверка показателей чистой продукции, хозяйственная реформа);

2) социологические исследования. Это основная форма эконо­мического эксперимента. Однако многие исследователи до сих пор не овладели социологией, что следует признать крупным недостатком в экономической науке.

Эффективность эксперимента в решающей степени определя­ется глубиной и всесторонностью обоснования условий проведе­ния эксперимента и целей его.

Экспериментальное изучение объектов по сравне­нию с наблюдением имеет ряд преимуществ:

1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде«;

2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;

3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Характерная особенность эксперимента как специального метода эмпирического исследования заключается в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Исследователь здесь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания. Он может осуществить такое вмешательство путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменить условия, в которых происходит этот процесс. И в том и в другом случае результаты испытания точно фиксируются и контролируются.

Принята следующая классификация видов экспериментов (рис.1).

 

 


Рис.1. Классификация видов экспериментов

 

Проверочный эксперимент служит для эмпирической проверки той или иной гипотезы или теории.

Поисковые эксперименты служат для сбора необходимой для построения или уточнения некоторой догадки или предположения эмпирической информации.

Мысленный эксперимент— это экспериментирование в мышлении, по­строение мышления по принципу "а что если...". Его эффективность зави­сит от соотношения объема и структуры знаний человека, их достаточной концентрации, индивидуальных способностей к творческой деятельности, овладения методологией мысленного экспериментирования. Знания могут давать новые знания. Конечно, до определенного предела и в определенных условиях. В этом суть и значение мысленного эксперимента.

Реальный эксперимент – объектом изучения служит реально существующий предмет или процесс.

Модельный эксперимент проводится на специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их измене­нии. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, уста­навливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном варианте.

Но модельное экспериментирование ограничено возможностями модели, ее совершенством. Ведь не исключено, что модель может "скрывать" многие проблемы реальности, отражать лишь уровень знаний ее создателей и тем самым ограничивать возможности получения новых знаний, решения неизве­стных проблем.

Качественные эксперименты проводятся с целью выявления действия тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними.

Количественный эксперимент проводится с целью точного измерения всех существенных факторов, влияющих на поведение исследуемого объекта или ход процесса. Проведение такого эксперимента требует использования значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты измерений нуждаются в более или менее сложной математической обработке.

Эксперимент - важнейший элемент деятельности пред­принимателя, менеджера, роль которого особенно возрастает в условиях переходной экономики. Эксперимент, в отличие от наблюдения, является ак­тивным методом исследования систем управления.

Проведение экспериментов предполагает:

- планирование и разработку программы (последователь­ности) экспериментов;

- проектирование экспериментов, включая проектирование имитационных обстановок, систем измерения и сбора, а также обработки информации;

- проведение экспериментов;

- обработка и анализ результатов экспериментов;

- разработка рекомендаций и усовершенствований по ре­зультатам экспериментов.

При исследовании систем управления нужно:

1) проводить эксперименты и испытания;

2) исследовать правильность выбора и разработки мето­дов планирования и управления испытаниями.

До тех пор, пока эксперименты были простыми как с теоретической точки зрения, так и в техническом воплощении, проектирование объектов испытаний и планирование экспери­ментов осуществлялось эвристически.

Развитие эко­номики, науки и техники, усложнение объектов и целей экспе­риментальных исследований привели к удорожанию и росту за­трат и росту опасности последствий экспериментов. Некомпетентность персонала при планировании, проведе­нии, обработке и анализе результатов испытаний или неразум­ное стремление снизить расходы на экспериментальную отра­ботку товара могут породить гораздо больший ущерб, чем эко­номию, подорвать маркетинговую стратегию фирмы.

В связи с усложнением объектов и ростом масштабов возможных последствий экспериментов представляется необхо­димым проектировать сам эксперимент.

В процессе исследования систем управления эксперимен­ты могут проводиться в следующем порядке: мысленный экс­перимент (верификация экспертом), математическое моделиро­вание, полунатурное моделирование (часть объекта представлена реальными физическими элементами, а другая – их математическими моделями), натурные испытания ре­альных объектов.

При разработке сложных товаров промышленности на различных этапах разработки в некоторой последовательности проводятся соответствующие типы экспериментов:

1) на этапе научно-исследовательской работы (аван-проекта) проводят мысленные эксперименты; разработку компо­новки подсистем в составе товара, математическое моделиро­вание выполнения функций, макетирование (приближенное фи­зическое моделирование) наиболее новых и важных техниче­ских решений конструкции;

2) на этапе эскизного проекта проводят мысленные экс­перименты, математическое моделирование работы подсистем, элементов; разработку чертежей; лабораторные испытания эле­ментов и блоков товара;

3) на этапе технического проекта разрабатывают чертежи на товар, проводят полунатурное моделирование работы товара в лабораторных условиях;

4) на этапе опытных образцов испытаниям подвергаются натурные образцы товара в естественных (натурных) условиях.

Может ставиться задача проектирования объектов испы­таний таким образом, чтобы минимизировать затраты времени и(или) средств, учитывать различные сроки создания элементов и блоков. В интересах этого можно разрабатывать некоторую последовательность (номенклатуру) все усложняющихся объек­тов испытаний.

При проведении последовательности все усложняющихся испытаний нужно уделить внимание обеспечению сравнимости результатов испытаний на различных этапах разработки. В про­тивном случае часть информации будет потеряна, а эффектив­ность затрат на испытания снижается.

Комплексирование - увеличение числа реализуемых в одном эксперименте функций товара - может позволить:

1) сократить число экспериментов в программе испыта­ний, а следовательно, снизить затраты на испытания и разра­ботку товара в целом;

2) проверить переходные режимы, что, в принципе, не­возможно сделать при неизменной внешней технической обста­новке испытаний;

3) повысить безопасность экспериментов.

С точки зрения экономической эффективности комплексирование позволяет при управлении маркетинговой стратегией:

1) обеспечить более ранний по сравнению с конкурентами выход товара, системы управления на рынок. Это приводит к увеличению периода монопольного положения товара, си­стемы управления (например, продажами) на рынке, с соответ­ствующей возможностью установления монопольно высокой це­ны на них вплоть до момента появления разработанных кон­курентами аналогов;

2) снизить себестоимость товара, что расширяет диапазон возможных цен, обеспечивает большую устойчивость производителя товара в конкурентной борьбе;

3) снизить риски ошибок целеполагания, маркетинга, ме­неджмента при управлении стратегией фирмы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 13631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.