КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обработка результатов и интерпретация
Опросник Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества. Инструкция. Вам предлагается 12 вопросов и 4 варианта ответов на них. Выберите тот, который наиболее соответствует вашему представлению о себе. а) всегда; б) часто; в) иногда; г) никогда. 1. Бывает ли так, что Вы не находите понимания у близких (друзей)? 2. Возникает ли у Вас мысль, что по-настоящему Вы никому не нужны? 3. Бывает ли у Вас ощущение собственной заброшенности, покинутости в мире? 4. Испытываете ли Вы недостаток в дружеском общении? 5. Бывает ли у Вас чувство острой тоски по чему-то безвозвратно ушедшему, потерянному навсегда? 6. Чувствуете ли Вы перегруженность поверхностными социальными контактами, не дающими возможность истинного человеческого общения? 7. Присутствует ли у Вас ощущение собственной зависимости от других людей? 8. Способны ли Вы сейчас к истинному сопереживанию горя другого человека? 9. Можете ли Вы выразить человеку свое сопереживание, понимание, сочувствие? 10. Бывает ли так, что успех или везение другого человека вызывает у Вас чувство своей ущемленности, сожаление по поводу собственных неудач? 11. Проявляете ли Вы свою самостоятельность в решении сложных жизненных ситуаций? 12. Чувствуете ли Вы в себе достаточный резерв возможностей для того, чтобы самостоятельно решать жизненные задачи? Этот опросник обрабатывается достаточно просто. Ответам испытуемого приписываются следующие баллы: всегда – 4, часто – 3, иногда – 2, никогда – 1. Ключ для измерения выраженности одиночества такой: · 12-16 баллов – человек не переживает сейчас одиночество; · 17-27 баллов – неглубокое переживание возможного одиночества; · 28-38 – глубокое переживание актуального одиночества; · 39-48 – очень глубокое переживание одиночества, погруженность в это состояние.
Тема 5. Социально-педагогическая диагностика семьи и семейного воспитания. 14. Алгоритм изучения семьи, обследование жилищно-бытовых условий семьи, 15. диагностика психологической атмосферы семьи и семейных отношений. 16. Порядок информирования субъектов системы профилактики о выявленных проблемах в семьях обучающихся. 17. Общие вопросы соц-пед диагностики семьи и семейного вспитания
18,19,20. Тема 6. Диагностика эффективности социально-педагогической деятельности. Подготовка портфолио диагностических методик. Критерии и показатели эффективности социально-педагогической деятельности. Методы самодиагностики. Экспертиза социально-педагогической деятельности. Аттестация социальных педагогов. 1. http://www.htconexsv.ru/ 18. Критерии и показатели эффективности социально-педагогической деятельности. Оценка деятельности социального педагога, должна производиться по ее реальным результатам с учетом стажа, накопленного опыта работы и на основе глубокого анализа самого процесса деятельности, а также мнения воспитанников, коллег, работников учреждений, причастных к социально-педагогической деятельности. В ходе анализа принимаются во внимание начальный уровень состояния проблемы, достигнутые результаты, особенности социально-педагогической деятельности, ее новизна. Анализируя уровень профессионализма социального педагога, следует оценить развитие его личностных, нравственно-психологических качеств, поскольку данной профессией можно овладеть лишь в индивидуально-личностном контексте (В.А. Сластенин). Таким образом, готовность социальных педагогов к выполнению профессиональной деятельности целесообразно рассматривать в трех уровнях: личностная готовность (мотивационная, нравственно-психологическая), теоретическая и технологическая (операционно-деятельностная) готовность (В.А. Сластенин, И.К. Шалаев). Профессиональная готовность социального педагога Предлагается измерить по 10-балльной системе профессиональную готовность: – личностную готовность социального педагога; – процесс деятельности (в котором воплощаются теоретическая и технологическая готовность педагога); – результативность деятельности. Параметр «Личностная готовность» (Л). Личностные качества Л1. Гуманистическая профессиональная направленность: осознание самоценности человеческой личности, ее неповторимости и индивидуальности; признание личностного роста ребенка (воспитанника) как цель и назначение деятельности социального педагога; понимание принадлежности к определенной профессиональной общности, сознательное принятие избранной профессии, осознание личностной и социальной значимости профессии; понимание творческой природы деятельности социального педагога, требующей огромных нервно-психологических затрат, самосовершенствования. Л2. Уровень общей культуры: интеллектуальная активность, интеллигентность, обладание научно-гуманистическим мировоззрением; владение системой знаний и представлений о человеке как существе духовном и социальном, как личности и индивидуальности, о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества; эрудиция; умение анализировать современную политическую ситуацию, представление о роли и значении политических систем в жизни общества; умение анализировать основные социально-экономические и политические события; владение знаниями об информационных процессах в природе и обществе, об историческом многообразии культур и цивилизаций. Л3. Социальная зрелость: развитое чувство патриотизма; высокая гражданская ответственность; бескорыстие; активная гражданская позиция; стремление улучшать окружающий мир, приносить пользу. Л4. Коммуникативные качества: открытость, доброжелательность, чуткость, тактичность, скромность, внимательность, справедливость, деликатность, объективность, беспристрастность, чувство юмора, общительность; умение быть интересным для окружающих; готовность обеспечивать субъектную позицию клиента (воспитанника), не допускать унижения его достоинства при оказании ему различного вида помощи; умение строить взаимоотношения на основе диалога; владение техникой речевой деятельности. Л5. Организаторские способности и качества: организованность, деловитость, инициативность, требовательность, активность, умение доводить начатое дело до конца. Л6. Перцептивные и рефлексивно-аналитические качества: эмоциональная восприимчивость и чувствительность, отзывчивость, чувство эмпатии и рефлексии, сопереживание, интуиция, самокритичность. Л7. Креативность: исследовательский стиль; творческий характер собственной деятельности; потребность в самосовершенствовании, постоянном профессиональном творческом поиске. Л8. Состояние психического и физического здоровья: хорошее физическое и психическое здоровье, эмоциональная устойчивость, самообладание, выдержка, высокий эмоциональный тонус; осознание здоровья как ценности; владение методами саморегуляции, саморелаксации. Проявление личностных качеств в профессиональной деятельности оценивается по 8 параметрам. 1. В полной мере обладает данными качествами, которые стабильно проявляются в деятельности: оптимальный уровень – 10–8 баллов. 2. Обладает необходимыми качествами, но в профессиональной деятельности они проявляются неустойчиво: допустимый уровень – 7–5 баллов. 3. Не обладает всеми указанными качествами, что осложняет профессиональную деятельность; имеющиеся качества проявляются слабо: критический уровень – 4–3 балла. 4. Не обладает большинством указанных качеств и не считает необходимым их развивать: недопустимый уровень – 2–0 баллов. По каждому из показаний личностной готовности следует определить среднее количественное значение: Параметр «Теоретическая готовность» (Т). Уровень владения профессиональными знаниями Т1. Владение системой знаний о человеке как субъекте общественного процесса, о факторах, способствующих его личностному росту. Т2. Владение системой знаний о закономерностях психологического развития человека в онтогенезе; знание особенностей детей с отклонениями в развитии. Т3. Знание основ теории социальной педагогики, владение системой знаний о содержании, методах и формах социального воспитания детей и подростков, влиянии факторов социализации на развитие личности. Т4. Владение системой знаний о содержании, методах и формах социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения. Т5. Знание основ теории педагогической социологии. Т6. Знание основ мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ) системой социального воспитания детства. Т7. Знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства, правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов. Т8. Знание основ социальной психологии, владение системой знаний о закономерностях общения. Т9. Знание сущности социально и личностно ориентированного взаимодействия. Предлагается оценить уровень владения теоретическими профессиональными знаниями в количественном измерении по каждому из 9 показателей. 1. Имеет глубокие знания, которые воплощаются в профессиональной деятельности: оптимальный уровень – 10–8 баллов. 2. В основном владеет знаниями, которые проявляются в профессиональной деятельности: допустимый уровень – 7–5 баллов. 3. Владеет знаниями, но бессистемно, затрудняется воплотить их в деятельности: критический уровень – 4–3 балла. 4. Слабо владеет знаниями, профессиональная деятельность ведется на «житейском» уровне: недопустимый уровень – 2–0 баллов. Следует определить среднее количественное значение: Параметр «Процесс деятельности социального педагога» (операционно-деятельностная, технологическая готовность) (Д). Д1. Реализация диагностической функции: знает и умеет применять на практике методики психолого-педагогической диагностики; умеет выявлять достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности; умеет ставить «социальный диагноз», изучать и реально оценивать особенности деятельности и обучения подростка, степень и направленность влияния на его личность микросреды, социальный статус ребенка в различных сферах деятельности и общения; умеет выявить причины отклоняющегося поведения детей и подростков, причины социального неблагополучия семьи; содействует выявлению особо одаренных детей; умеет выявлять детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития. Д2. Реализация прогностической функции: умеет программировать и прогнозировать процесс воспитания по мере развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывать помощь в саморазвитии и самовоспитании личности на основе технологии МПЦУ; умеет планировать собственную деятельность на основе глубокого анализа процесса воспитания и результата предыдущей деятельности; умеет строить «дерево целей» профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы. Д3. Реализация организационно-коммуникативной функции: способствует включению общественности, населения микрорайона в воспитание подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; сосредотачивает информацию о воспитательных воздействиях на воспитанника различных сил, учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье.
19. Методы самодиагностики социально-педагогической деятельности.
Совершенствование профессионализма – процесс постоянный. Он длится в течение всей трудовой деятельности человека. Этапы: рост, поиск, упрочение, адаптация, стабилизация и спад или самоопределение, компетентность, мастерство и творческая самореализация. Процесс профессионального становления человека индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Например, в творческом педагогическом коллективе при воодушевляющем управлении и хорошей методической поддержке этот процесс ускоряется. Определённую роль играет субъективный фактор: личностные качества социального педагога, его профессиональные установки, мотивы, интересы и планы, педагогическая культура, социально-педагогические способности, уровень профессиональной компетентности и профессиональной пригодности, наконец, обстоятельства личной жизни. Процесс профессионального самосовершенствования основан на рефлексии собственной деятельности самим объектом. Педагогическая рефлексия – это самоанализ профессиональной социально-педагогической деятельности на основе объективных критериев. Согласно второму подходу эффективность работы определяется как фактически достигнутые и необходимые результаты. Поскольку результаты и затраты могут планироваться и намечаться в виде задач, эффективность работы может быть предполагаемой (расчётной) и фактической (реальной). Социальный педагог может осуществлять рефлексию собственной деятельности, исходя из самых разных критериев: её эффективности; соотношения желаемого и достигнутого; идеального (представленного в лучшем опыте) и реального (достигнутого самим); соотношения затрат труда и результатов; уровня активности системы действия и глубины изменений в системе объекта воздействия; уровня гармоничности взаимодействия личности, деятельности и общения; собственной удовлетворённости работой и удовлетворённости клиентов; уровня овладения деятельностью (от репродуктивного до творческого). Представим критерии эффективности профессиональной деятельности социального педагога (Р.В. Овчарова.)
Важную роль в педагогической рефлексии профессиональной деятельности играет работа по документированию. Ведение документации – одна из основных форм организации деятельности социального педагога. Преодоление собственной и общей некомпетентности должно начинаться со структурирования и организации своей индивидуальной деятельности, выработки осознанных подходов к ней. Для социального педагога процесс ведения документации – своеобразная памятка, напоминание о клиенте, его проблемах, тех целях, которые они вместе с клиентом поставили для их разрешения. Всесторонняя и тщательно подобранная документация может оказаться аргументом и доказательством того, что именно было проделано за определённые промежутки времени для решения проблем, насколько удалось или не удалось продвинуться в этом деле, почему, что ещё необходимо сделать. Тем самым документация фиксирует и определённые результаты, изменения, вносимые в планы действий, в задачи обслуживания, а значит, выступает в роли отчётного документа. При необходимости, если осуществляются контроль и инспектирование со стороны вышестоящих органов деятельности центров, они становятся доказательством компетентности и добросовестного отношения к делу социального педагога как специалиста. В сложной системе социального обслуживания документирование способствует повышению квалификации социального педагога. Запечатлённая в «деле» клиента с помощью носителей естественного языка и определённых знаковых систем типа форм карточек, генограмм и пр., информация выражает степень включённости социального педагога в процесс деятельности по обслуживанию клиента, осознание её содержания, смысла, операционной основы, а значит, степени сформированности индивидуального профессионального опыта. Основными документами социального педагога в школе являются: 1. Социально-педагогический паспорт образовательно - воспитательного учреждения. 2. Социально-педагогический паспорт структурного подразделения (класс, учебная группа и т.д.). 3. Социально-педагогический паспорт микрорайона, в котором отражены его характерные особенности по демографическим, социокультурным и другим признакам. 4. Перспективный план социально-педагогической работы составляется, как правило, на год и может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана работы учреждения, или в рамках комплексно-целевых программ воспитания, программы развития социально-психологической службы. 5. План работы социального педагога на месяц конкретизирует, развивает, детализирует соответствующие пункты годового плана, соотносит их с конкретным временем. 6. Рабочий план социального педагога на день составляется на основе помесячного плана и тех ситуативных проблем, которые возникают по ходу осуществления социально-педагогической деятельности. Возможно совместить рабочий план на день с учётом работы социального педагога, оставив в плане место, где будут фиксироваться результаты выполнения деятельности с указанием затраченного времени. 7. Конфиденциальные информационные материалы, которые появляются в результате проведения индивидуальной или групповой работы, результаты диагностики, документы и др. 8. При необходимости можно вести журнал учёта работы социального педагога. Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее, исходя из анализа прошлого и с учётом настоящего состояния дел. Перспективный план имеет следующие разделы: 1. Аналитическая записка – состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, количественно-качественный анализ результативности работы социального педагога за прошедший период, характеристика его социальных связей и включённости других специалистов образовательного учреждения в решение проблем социальной жизни ребёнка. Выводы о том, что же является объектом социально-педагогической деятельности сегодня и какие вопросы должны стать наиболее актуальными в ближайшем будущем. 2. Цели и задачи. Цель определяет стратегию работы социального педагога, отражает предмет социально-педагогической деятельности как двухсторонний процесс: 1. процесс становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни; 2. процесс создания педагогически целесообразной среды. Смысл целеполагания заключается в определении будущего результата на основе настоящего уровня возможностей. Таким образом, цель социально-педагогической деятельности – это создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни. Ведущая цель может быть уточнена в соответствии с функциональной структурой социально-педагогической деятельности, когда социальный педагог выступает в определённой профессиональной роли. Цели по профилактике, предупреждению возникновения трудных жизненных ситуаций; социальный педагог выступает в роли наставника, при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Цели по защите и охране прав ребёнка в уже возникшей трудной жизненной ситуации; социальный педагог выступает в роли посредника между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением. Цели по управлению действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребёнка; социальный педагог выступает в роли координатора. Задачи определяют ближайшую перспективу разрешения проблем социальной жизни детей в определённом направлении социально-педагогической деятельности; одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям. Направления работы могут быть определены в соответствии с необходимостью выявить и разрешить те или иные проблемы какой-то из социальных групп семей или социальных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 3. Мероприятия. В каждом разделе указываются мероприятия, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в данном направлении, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи: администрация, учителя, классные руководители, специалисты учреждения образования. Перечислим некоторые мероприятия в рамках определённых направлений социально-педагогической деятельности: - проведение социологических исследований и система учёта проблем социального становления обучающихся; - разработка социально ориентированных учебных программ, проектов и планов мероприятий для обучающихся; - обеспечение условий для создания системы социально-педагогического просвещения родителей, повышения профессионального уровня педагогов; - создание условий по совершенствованию степени опеки и попечительства, выявление новых возможностей по жизнеобеспечению детей из малоимущих семей; - патронаж детей, стоящих на учёте в НДН и на внутришкольном контроле; Далее необходимо указать педагогические советы, профессиональные объединения и задачи, которые они ставят по методическому обеспечению социально-педагогической деятельности. Необходимо также перечислить программы и проекты по социально-педагогической работе, которые разрабатываются или осуществляются в данном образовательном учреждении. Каждое направление в разделах плана обозначается не только названием, но и указанием форм социально-педагогической работы, которые будут использованы в системе, определённой последовательности как средства решения задачи в конкретный период времени. Календарный план составляется на месяц, помогает выявить последовательность действий социального педагога по каждому направлению, уточнить место и время проведения событий, ответственных за результат. План-график на месяц помогает распределить мероприятия, которые регулярно повторяются. Чтобы они не были сорваны, как показывает опыт, они не должны занимать более 30-40% рабочего времени из 40-часовой недельной рабочей нагрузки социального педагога. В такой план-график можно включить: консультации для учащихся, педагогов, родителей; регулярные встречи с администрацией школы; организационно-педагогические совещания; обязательные выезды в государственные учреждения социальной защиты; ежемесячные совещания с коллегами по социально-педагогической деятельности; своевременное оформление документации и др.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |