Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристические и экспертные методы




 

Эвристические методы основаны на методике заключающейся в том, что применяемые для разработки управленческие решения не изложены в явной форме. При разработке решения доминируют интуиция, опыт, творческий подход. К эвристическим методам относятся методы социологических исследований и экспертные методы. Эксперты при проведении опроса основывают свои суждения на интуиции или используют причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

Основное отличие социологических методов от эвристических заключается в том, что первые основываются на результатах опроса большого количества респондентов различной квалификации и компетентности, а вторые ориентированы на ограниченное число профессионалов. Но обе группы используют инструментарий математической статистики. Характерной чертой эвристических методов является то, что эксперт при анализе использует информацию, основанную на интуиции и опыте. Среди эвристических методов широкое распространение получили метод Дельфи, метод мозгового штурма, метод коллективного блокнота, метод синектики.

Метод Дельфи используется для прогнозирования развития явлений и событий, которые не имеют достаточной теоретической базы. Метод основан О. Хелмером и Т. Гордоном. В 1964 г. Он предполагает многоуровневую процедуру анкетирования экспертов из различных областей знаний, работающих анонимно, с целью получения данных, отражающих индивидуальные оценки экспертов, основанные на логическом анализе и интуиции. На каждом этапе анкетирования используется информация и данные, полученные на предыдущем этапе. Принципы сбора и обработки информации следующие:

· вопросы в анкетах предполагают количественную оценку;

· опрос проводится в несколько туров, уточняя ответы в каждом туре;

· эксперты знакомятся с результатами, полученными в предыдущем туре;

· если оценки и мнения отличаются от мнения большинства, то эксперт дает объяснение.

Анализ эффективности метода Дельфи показал, что по мере проведения туров разброс мнений экспертов сокращается, после 4 туров оценки экспертов сближаются и опрос прекращается.

Недостатки метода:

· длительность опроса;

· необходимость обеспечение очень точного и исчерпывающего изложения информации;

· учет мнения некомпетентных людей;

· при отличающейся экспертной оценке, принимается отказ от данного мнения.

Метод мозгового штурма предложен А. Оборном в 1938 г. как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую деятельность. Метод представляет собой коллективное обсуждение проблемы с целью выработки нового пути достижения цели. Особенностью является поиск принципиально новых решений в трудных ситуациях, когда все пути являются непригодными. Существует строгий регламент деятельности. Первый этап – запрещается критиковать любые идеи. Должно быть выдвинуто как можно больше разнообразных идей. Предпочтение отдается не качеству, а количеству. Стадии мозгового штурма выстраиваются в следующей логической последовательности:

· изложение проблемы: характеристика ситуации, цель, ограничения;

· высказывание идей: индивидуальная стадия, групповая стадия, мозговой штурм, «брожение идей»;

· отбор идей: просмотр, отбор идей для разработки;

· развитие решений: разработка решений.

Факторы, способствующие успеху:

· развитое воображение;

· переработка и соединение высказанных идей;

· сомнение в имеющемся решении;

· поиск аналогичных проблем;

· инициативность ведущего.

Разновидностями мозгового штурма будут: индивидуальный мозговой штурм, массовый мозговой штурм, письменный мозговой штурм, двойной мозговой штурм, обратный мозговой штурм.

Метод коллективного блокнота предполагает, что все участники обсуждения ведут блокнот, где записываются сущность проблем. В течение определенного времени (месяца) каждый записывает появляющиеся идеи и решения, затем сдает его руководителю для обобщения содержания.

Метод синектики – это метод стимулирования творческой деятельности. Его суть заключается в преодолении психологической инерции, вызванной стремлением решить проблему традиционным путем. Метод направлен на активизацию спонтанной деятельности мозга. Считается, что умственная деятельность человека в новой обстановке более плодотворна. Важно, чтобы участники команды до начала работы не знали сути рассматриваемой проблемы. Это позволит им абстрагироваться от привычных стереотипов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.