КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Понятие и теоретические основы конституционного строя
Лекция 3 Основы конституционного строя План: Вопрос 1. Понятие и теоретические основы конституционного строя. Вопрос 2. Российская Федерация правовое, федеративное и демократическое государство. Вопрос 3. Российская Федерация социальное, светское государство с республиканской формой правления Основы конституционного строя — это институт отрасли конституционного права Российской Федерации, который закрепляет исходные принципы организации гражданского общества и государства, характер их взаимодействия. Конституционный строй — закрепленная нормами основного закона система основополагающих общественных отношений, характеризующих российское общество и государство. Понятие конституционный строй выступает составной частью более широкой категории — конституционализм. Последний означает верховенство и определяющую роль конституции в правовой системе, прямое действие конституции в конституционной регламентации государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, правовой характер взаимоотношений гражданина и государства. Особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции и всей системы действующего законодательства в целом. Это говорит о том, что другие главы Конституции содержат нормы которые развивают и конкретизируют основы конституционного строя. Так, например, устанавливается порядок формирования и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, формулируются конституционные права и обязанности граждан, а также юридические и иные гарантии их обеспечения, порядок принятия и вступления в силу законов и других нормативных актов. Одной из особенностей является юридическое верховенство не только по отношению к другим главам Конституции, но и законам Российской Федерации, актам Президента и Правительства. Как закреплено в ч. 2 ст. 16, никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. В случаях установления несоответствия каких-либо норм основам и признания их неконституционными они немедленно утрачивают силу-Верховенство основ конституционного строя распространяется не только на нормативно-правовые акты, но и на действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений. Конституция Российской Федерации закрепила невозможность отмены, внесения изменений и дополнений в положения главы 1 иначе, как в усложненном порядке, установленном Конституцией. Вопрос 2. Российская Федерация правовое, федеративное и демократическое государство. Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Правовое государство — государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Понятие правового государства очень обширно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные принципы (тем более что в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается): 1. В правовом государстве должны действовать только справедливые законы. 2. Правовое государство прочно связывает себя с законами. 3. Организация государственной власти должна строиться на принципе разделения властей. 4. Правовое государство гарантирует неотчуждаемость прав и свобод граждан. 5. В правовом государстве личность и государство равноправны, и несут взаимную ответственность. Говоря о приоритете прав и свобод человека и гражданина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву, следует сказать, что правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Данное положение прямо закреплено в Конституции РФ ст. 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Следовательно, государство прочно связывает себя с правом, а любой выход должностных лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина и недозволенное вмешательство в жизнь общества. Так же как и государство, народ обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, но для этого необходимо знать законы и правильно их толковать. Поэтому Конституция закрепила, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ, где в ст. 4 говорится, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Вышеупомянутые принципы правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфере, и независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод, и невмешательство государственных органов в деятельность средств массовой информации, и законность методов работы силовых структур, и приоритет правил международных договоров, и многое другое. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Конституционный строй, отражает сущностные признаки государственности, без него не может существовать правовое государство. Принцип федерализма — это не просто один из принципов ее государственно-территориального устройства. Федерализм — это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации. Федерализм — это юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик. С точки зрения формы их государственного устройства все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные. Федерация представляет собой добровольное объединение государств в союзное государство на основе федеративного договора. Но добровольное объединение государств не означает, что субъекты Российской Федерации, в том числе и республики, независимые государства, так как в ином случае данный союз представлял бы собой конфедерацию. Конституция закрепила федерализм, объединяющий 89 равноправных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Такое большое количество субъектов Российской Федерации связано прежде всего с двумя факторами, во-первых, территория России составляет 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями, во-вторых, на этой огромной территории проживает более 140 национальностей и народностей, поэтому закрепление равенства всех граждан особенно важно, так как доля титульных наций, проживающих в республиках составляет менее половины населения. Конституционные основы государственного устройства России включают в свое содержание закрепление в нормах гл. 1 Конституции РФ: распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства. В нормах главы 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», где более детально установлены конституционные основы государственного устройства, закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в федерацию и образование новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях. Весь круг предметов ведения и полномочий, принадлежащих исключительно Российской Федерации, должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А это может быть достигнуто только при едином правовом регулировании в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечить их эффективную деятельность. Вообще весь перечень полномочий Российской Федерации перечислен в ст. 71 Конституции, причем ранее действовавшие конституции не устанавливали исчерпывающего перечня полномочий федерации. В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства. Имея в своем составе другие государства, федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной конституцией и законодательством в них могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств. Наряду с наличием высших государственных органов, гражданства, территории федерации, включающей территории вошедших в ее состав государств, эти государства сохраняют и систему своих высших государственных органов, собственное гражданство, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут также иметь свои государственные символы. Демократия в дословном переводе с греческого означает народовластие. Демократический режим — широкое участие населения в организации государственной власти и местного самоуправления, а также широкий спектр прав и свобод граждан и их гарантированность. Народовластие находит свое отражение в закрепленных в Конституции нормах, например, ст. 2, где говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Также демократический характер Российского государства проявляется в ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Если многонациональный народ России является носителем суверенитета, а не часть населения, проживающая на территории субъекта федерации, можно заключить, что Конституция РФ закрепляет принцип неделимости суверенитета. Поэтому волеизъявление части населения, проживающего на территории Российской Федерации, или решения органов государственной власти субъекта нашего государства, которые не закреплены волей всего народа, должны быть признаны неконституционными. Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа идеологического и политического многообразия. Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между ними. Идеологическое разнообразие означает наличие в обществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений. А это предполагает отсутствие в стране государственной или общеобязательной идеологии. Поэтому в ст. 13 Конституции РФ было сформулировано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве человеческого общества, предлагать практические рекомендации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений: 1. беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом; 2. пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.; 3. вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации; 4. публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями; 5. требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие. Запрещение устанавливать какую-либо одну идеологию в качестве государственной или обязательной всецело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую либо идеологию. Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). Демократическое правовое государство не может нормально функционировать без политического многообразия жизни, основу которой составляет политический-плюрализм. Последний есть проявление политической свободы человека. Одним из проявлений политического плюрализма выступает многопартийность. Это есть форма общественного управления, выступающая как механизм использования расхождения интересов, инакомыслия и разномыслия в целях общественного прогресса. Под политическим разнообразием понимается наличие многопартийности, различных общественных объединений, союзов, движений, формирований, действующих в рамках Конституций государства. Ныне политическое многообразие становится реальностью политической жизни России. Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций. В ч. 2 ст. 3 Конституции говорится, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное выражение воли народа является высшим выражением народовластия, путем проведения референдума и свободных выборов. Но при принятии ежедневных решений по управлению страной невозможно участие всего населения, поэтому создаются постоянно действующие органы государственной власти, которые осуществляют политику государства на федеральном уровне, в субъектах федерации, а также решают вопросы местного значения. К числу важнейших проявлений демократизма Российской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления. Под местным самоуправлением понимается система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения решающих вопросы местного значения. В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов. Говоря о гарантированности местного самоуправления, Конституция имеет в виду прежде всего государственные гарантии. Смысл их в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление. Материально-финансовые условия, в частности, предполагают наделение субъектов местного самоуправления муниципальной, в том числе земельной, собственностью, обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления достаточными финансовыми ресурсами. Правовые условия включают судебную защиту прав местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а это означает, что местное самоуправление отделяется от государственной власти с точки зрения структурно-организационной. Формирование органов местного самоуправления — дело самого населения соответствующего города, села или иного муниципального образования. Вопрос 3. Российская Федерация социальное, светское государство с республиканской формой правления. Социальное государство — государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, которое основывается на закрепленных правом принципах социального равенства и взаимной ответственности, а социальной политикой — часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, а также изменением благосостояния и образа жизни граждан. Российская Федерация, закрепляется в ст. 7 Конституции РФ, — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Конституция Российской Федерации ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет 5 конституционных обязанностей государства в социальной сфере: 1. Охрана труда и здоровья людей. 2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда. 3. Обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым гражданам. 4. Развитие системы социальных служб (учреждения для сирот, инвалидов и т. д.). 5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. А также социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые различные слои населения и включает в себя: 1. борьбу с безработицей; 2. государственное регулирование минимального размера оплаты труда; 3. общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; 4. бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры. Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям. Следует отметить, что конституционное положение о социальной помощи малоимущим достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Светский характер Российского государства означает отделение церкви от государства и разграничение сфер их влияния. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция в ст. 14 раскрывает ее в следующих положениях: 1. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; 2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Противоположность светскому государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством была, например, Монголия до 1921 г., а сегодня является Ватикан. В ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (с изм. на 6 июля 2006 г.) закреплено, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства оно: 1. не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2. не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 3. не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону; 4. обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение: 1. создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; 2. не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 3. не участвует в выборы в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 4. не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. Закон определил, что каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Республика (от лат. res publica— общественное дело) — это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства на определенный срок, именуемого иногда президентом. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве: ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод, формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок. Республиканской форме правления присуща демократия, а демократии — республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Демократия республиканского типа служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть. В ст. 1 Конституция Российской Федерации делает четкий выбор из двух форм правления: республики и монархии. Россия провозглашена республикой, но не сказано, к какому виду республик она относится. Между тем выделяют 3 вида республик. Парламентская республика.Президент является главой государства, но не является главой исполнительной власти. Главой исполнительной власти становится глава партии или коалиции партий, победившей на выборах. Примером может служить Италия. Президентская республика.Президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти (например, США). Смешанная республика. Президент является главой государства, но не является главой исполнительной власти, однако у президента есть полномочия позволяющие ему определять состав правительства и направления его деятельности. Примеры: Франция, Россия. Республика является одним из механизмов народного суверенитета, где все высшие органы государственной власти либо избираются всенародно, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Суверенные права на власть признаются за всеми дееспособными гражданами либо за большинством их, а управление осуществляется на основе народного представительства. И только народ в лице своих представителей с решающим голосом может установить или изменить форму правления.
Лекция 4. Гражданство Российской Федерации План: Вопрос 1. Понятие, сущность и принципы гражданства. Вопрос 2. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Вопрос 3. Гражданство детей и гражданство родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц. Вопрос 4. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |