Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Понятие и теоретические основы конституци­онного строя




Лекция 3 Основы конституционного строя

План:

Вопрос 1. Понятие и теоретические основы консти­туционного строя.

Вопрос 2. Российская Федерация правовое, федеративное и демократическое государство.

Вопрос 3. Российская Федерация социальное, светское государство с республиканской формой правления

Основы конституционного строя — это институт от­расли конституционного права Российской Федерации, который закрепляет исходные принципы организации гражданского общества и государства, характер их вза­имодействия.

Конституционный строй — закрепленная нормами ос­новного закона система основополагающих обществен­ных отношений, характеризующих российское общество и государство.

Понятие конституционный строй выступает состав­ной частью более широкой категории — конституцио­нализм. Последний означает верховенство и определя­ющую роль конституции в правовой системе, прямое действие конституции в конституционной регламента­ции государственного строя и политического режима, конституционное признание прав и свобод личности, пра­вовой характер взаимоотношений гражданина и госу­дарства.

Особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции и всей системы действующего законодательства в целом. Это говорит о том, что другие главы Конституции содержат нормы которые развивают и конкретизируют основы консти­туционного строя. Так, например, устанавливается по­рядок формирования и компетенция органов государ­ственной власти и местного самоуправления, формули­руются конституционные права и обязанности граждан, а также юридические и иные гарантии их обеспечения, порядок принятия и вступления в силу законов и дру­гих нормативных актов.

Одной из особенностей является юридическое верхо­венство не только по отношению к другим главам Кон­ституции, но и законам Российской Федерации, актам Президента и Правительства. Как закреплено в ч. 2 ст. 16, никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. В случаях установления несоот­ветствия каких-либо норм основам и признания их не­конституционными они немедленно утрачивают силу-Верховенство основ конституционного строя распростра­няется не только на нормативно-правовые акты, но и на действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

Конституция Российской Федерации закрепила не­возможность отмены, внесения изменений и дополне­ний в положения главы 1 иначе, как в усложненном порядке, установленном Конституцией.

Вопрос 2. Российская Федерация правовое, федеративное и демократическое государство.

Конституция определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Правовое государство — государ­ство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

По­нятие правового государства очень обширно, оно вклю­чает все то, что вкладывается в понятие конституцион­ного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные принципы (тем более что в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается):

1. В правовом государстве должны действовать только справедливые законы.

2. Правовое государство прочно связывает себя с за­конами.

3. Организация государственной власти должна строиться на принципе разделения властей.

4. Правовое государство гарантирует неотчуждае­мость прав и свобод граждан.

5. В правовом государстве личность и государство равноправны, и несут взаимную ответственность.

Говоря о приоритете прав и свобод человека и граж­данина, опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву, следует сказать, что правовое государство при­знает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не зап­рещено, то дозволено» — важнейший принцип право­вого государства.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Данное положение прямо зак­реплено в Конституции РФ ст. 15. Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должнос­тные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации и законы. Следовательно, государство прочно связывает себя с пра­вом, а любой выход должностных лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового госу­дарства, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина и недозволенное вмешательство в жизнь общества.

Так же как и государство, народ обязан соблюдать Конституцию РФ и законы, но для этого необходимо знать законы и правильно их толковать. Поэтому Кон­ституция закрепила, что законы подлежат официаль­ному опубликованию, неопубликованные законы не при­меняются. Любые нормативные правовые акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опуб­ликованы официально для всеобщего сведения. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ, где в ст. 4 говорится, что официальным опубликовани­ем федерального конституционного закона, федераль­ного закона, акта палаты Федерального Собрания счи­тается первая публикация его полного текста в «Парла­ментской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Вышеупомянутые принципы правового государства являются только основными. В практической жизни пра­вовое государство включает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в законодательной сфе­ре, и независимость суда как главного механизма га­рантий прав и свобод, и невмешательство государствен­ных органов в деятельность средств массовой информа­ции, и законность методов работы силовых структур, и приоритет правил международных договоров, и многое другое.

Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Конституционный строй, отра­жает сущностные признаки государственности, без него не может существовать правовое государство.

Принцип федерализма — это не просто один из принципов ее го­сударственно-территориального устройства. Федера­лизм — это конституционная основа исторически сло­жившегося государственного единства народов Россий­ской Федерации. Федерализм — это юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик.

С точки зрения формы их государственного устрой­ства все государства делятся на две группы — унитар­ные и федеративные.

Федерация представляет собой добровольное объе­динение государств в союзное государство на основе фе­деративного договора. Но добровольное объединение го­сударств не означает, что субъекты Российской Федера­ции, в том числе и республики, независимые государства, так как в ином случае данный союз представлял бы со­бой конфедерацию. Конституция закрепила федерализм, объединяющий 89 равноправных субъектов: 21 респуб­лику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального зна­чения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Такое большое коли­чество субъектов Российской Федерации связано преж­де всего с двумя факторами, во-первых, территория России составляет 17 млн. кв. км, расположена в не­скольких природных зонах с различными климатичес­кими условиями, во-вторых, на этой огромной террито­рии проживает более 140 национальностей и народностей, поэтому закрепление равенства всех граждан особенно важно, так как доля титульных наций, про­живающих в республиках составляет менее половины населения.

Конституционные основы государственного устрой­ства России включают в свое содержание закрепление в нормах гл. 1 Конституции РФ: распространение сувере­нитета Российской Федерации на всю ее территорию; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории, целостность и неприкосно­венность территории Российской Федерации; установ­ление субъектного состава федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее го­сударственной целостности, единства системы государ­ственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и субъектов; равноправие и самоопределе­ние народов; равноправие субъектов во взаимоотноше­ниях с федеральными органами государственной влас­ти; единство и равенство федерального гражданства.

В нормах главы 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», где более детально установлены конститу­ционные основы государственного устройства, закреп­ляется: состав субъектов Российской Федерации; поря­док принятия в федерацию и образование новых субъек­тов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и по­рядок изменения границ между субъектами федерации; государственный язык и право республик на установле­ние своего государственного языка; гарантии прав ко­ренных малочисленных народов; государственная сим­волика Российской Федерации; предмет ведения Рос­сийской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство фе­деральных законов; основы формирования системы ор­ганов государственной власти субъектов; основы дея­тельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федера­ции на участие в межгосударственных объединениях.

Весь круг предметов ведения и полномочий, принад­лежащих исключительно Российской Федерации, должен быть достаточным для обеспечения защиты инте­ресов всего многонационального народа России. А это может быть достигнуто только при едином правовом ре­гулировании в сфере экономики, социального, культур­ного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государ­ства, не будет выработана единая политика в сфере меж­национальных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации являет­ся предоставление ей права устанавливать систему фе­деральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечить их эффективную деятельность.

Вообще весь перечень полномочий Российской Фе­дерации перечислен в ст. 71 Конституции, причем ра­нее действовавшие конституции не устанавливали ис­черпывающего перечня полномочий федерации.

В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъек­тов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Рос­сийской Федерации и полномочий федерации по пред­метам совместного ведения федерации и ее субъектов эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, фе­деративное государство является сложным государством, в состав которого входят другие государства.

Имея в своем составе другие государства, федера­тивные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной конституцией и законодательством в них могут иметься конституции и законодательство входя­щих в их состав государств. Наряду с наличием выс­ших государственных органов, гражданства, террито­рии федерации, включающей территории вошедших в ее состав государств, эти государства сохраняют и сис­тему своих высших государственных органов, собствен­ное гражданство, свою территорию, которая, как пра­вило, не может быть изменена без их согласия. Они могут также иметь свои государственные символы.

Демократия в дословном переводе с греческого озна­чает народовластие. Демократический режим — широ­кое участие населения в организации государственной власти и местного самоуправления, а также широкий спектр прав и свобод граждан и их гарантированность.

Народовластие находит свое отражение в закрепленных в Конституции нормах, например, ст. 2, где говорится, что человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью. Конституционным провозглашением прав и сво­бод человека как высшей ценности Российская Федера­ция признала требования демократического междуна­родного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948г., Международный пакт об экономичес­ких, социальных и культурных правах и Международ­ный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Также демократический характер Российского государ­ства проявляется в ст. 3 Конституции РФ «носителем су­веренитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации является ее многонациональный народ».

Если многонациональный народ России является носителем суверенитета, а не часть населения, проживающая на территории субъекта федерации, мож­но заключить, что Конституция РФ закрепляет принцип неделимости суверенитета. Поэтому волеизъявление ча­сти населения, проживающего на территории Российс­кой Федерации, или решения органов государственной власти субъекта нашего государства, которые не закреп­лены волей всего народа, должны быть признаны некон­ституционными.

Демократия в Российской Федерации осуществляет­ся на основе принципа идеологического и политическо­го многообразия.

Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей меж­ду ними. Идеологическое разнообразие означает наличие в об­ществе различных идеологических концепций, течений, взглядов, учений. А это предполагает отсутствие в стра­не государственной или общеобязательной идеологии. Поэтому в ст. 13 Конституции РФ было сформулирова­но, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной. При­знание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии и обществен­ной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об эконо­мическом, социальном, политическом устройстве чело­веческого общества, предлагать практические рекомен­дации властям и обществу, публично защищать свои взгляды и воззрения и т. д. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно свя­зана с практической деятельностью людей и направле­на на утверждение, изменение либо преобразование су­ществующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие понимается как пра­во отдельной личности, социальных групп, политичес­ких партий и общественных объединений:

1. беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;

2. пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, теле­видения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;

3. вести активную деятельность по внедрению идеоло­гии в практическую сферу: разрабатывать программ­ные документы партий, готовить законопроекты, дру­гие документы, предусматривающие меры по совер­шенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

4. публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5. требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие. Запрещение устанавливать какую-либо одну идео­логию в качестве государственной или обязательной все­цело относится к государственным органам, правящим политическим партиям и высшим должностным лицам. Это означает, что ни конституция, ни законодательный или иной правовой акт не должны прямо или косвенно утверждать и закреплять какую либо идеологию.

Продолжением идеологического многообразия явля­ется политическое многообразие, многопартийность, ко­торые также закрепляются в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13). Демократическое правовое государство не может нор­мально функционировать без политического многообра­зия жизни, основу которой составляет политический-плюрализм. Последний есть проявление политической свободы человека.

Одним из проявлений политического плюрализма выступает многопартийность. Это есть форма обществен­ного управления, выступающая как механизм исполь­зования расхождения интересов, инакомыслия и разно­мыслия в целях общественного прогресса.

Под политическим разнообразием понимается нали­чие многопартийности, различных общественных объе­динений, союзов, движений, формирований, действую­щих в рамках Конституций государства. Ныне полити­ческое многообразие становится реальностью политичес­кой жизни России.

Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формиро­вании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представи­телей, избранных в законодательные и иные представи­тельные органы власти. Партии принимают программ­ные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иност­ранных граждан, государств и организаций.

В ч. 2 ст. 3 Конституции говорится, что народ осу­ществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного са­моуправления. Непосредственное выражение воли на­рода является высшим выражением народовластия, пу­тем проведения референдума и свободных выборов. Но при принятии ежедневных решений по управлению стра­ной невозможно участие всего населения, поэтому со­здаются постоянно действующие органы государственной власти, которые осуществляют политику государства на федеральном уровне, в субъектах федерации, а также решают вопросы местного значения.

К числу важнейших проявлений демократизма Рос­сийской Федерации относится наличие в ней местного самоуправления.

Под местным самоуправлением понимается система создаваемых гражданами органов, самостоятельно и с привлечением населения решающих вопросы местного значения.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами вла­сти Федерации и ее субъектов. Говоря о гарантированности местного самоуправления, Конституция имеет в виду прежде всего государственные гарантии. Смысл их в том, что федеральные органы государственной вла­сти и органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местно­го самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление. Ма­териально-финансовые условия, в частности, предпо­лагают наделение субъектов местного самоуправления муниципальной, в том числе земельной, собственнос­тью, обеспечение реализации полномочий органов ме­стного самоуправления достаточными финансовыми ре­сурсами. Правовые условия включают судебную защи­ту прав местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систе­му органов государственной власти, а это означает, что местное самоуправление отделяется от государственной власти с точки зрения структурно-организационной. Формирование органов местного самоуправления — дело самого населения соответствующего города, села или ино­го муниципального образования.

Вопрос 3. Российская Федерация социальное, светское государство с республиканской формой правления.

Социальное государство — государство, главной за­дачей которого является достижение такого обществен­ного прогресса, которое основывается на закрепленных правом принципах социального равенства и взаимной от­ветственности, а социальной политикой — часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной струк­туре общества, а также изменением благосостояния и образа жизни граждан.

Российская Федерация, закрепляется в ст. 7 Консти­туции РФ, — социальное государство, политика кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государ­ства, согласно которому создание условий, обеспечива­ющих достойную жизнь, и свободное развитие челове­ка, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударствен­ной политики.

Конституция Российской Федерации ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации закрепляет 5 конституционных обязанностей государства в социальной сфере:

1. Охрана труда и здоровья людей.

2. Установление гарантированного минимального раз­мера оплаты труда.

3. Обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым гражданам.

4. Развитие системы социальных служб (учрежде­ния для сирот, инвалидов и т. д.).

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

А также социальная политика Российской Федера­ции ориентирована на самые различные слои населения и включает в себя:

1. борьбу с безработицей;

2. государственное регулирование минимального размера оплаты труда;

3. общедоступность и бесплатность дошкольного, основ­ного общего и среднего профессионального образо­вания в государственных и муниципальных учреж­дениях здравоохранения;

4. бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Особое значение в современных условиях имеет го­сударственная помощь малообеспеченным слоям. Сле­дует отметить, что конституционное положение о соци­альной помощи малоимущим достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Светский характер Российского государства означа­ет отделение церкви от государства и разграничение сфер их влияния. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция в ст. 14 раскрывает ее в сле­дующих положениях:

1. никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Противоположность светскому государству является государство теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким госу­дарством была, например, Монголия до 1921 г., а сегод­ня является Ватикан.

В ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (с изм. на 6 июля 2006 г.) зак­реплено, что в соответствии с конституционным прин­ципом отделения религиозных объединений от государ­ства оно:

1. не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежнос­ти, в воспитание детей или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

2. не возлагает на религиозные объединения выполне­ние функций органов государственной власти, дру­гих государственных органов, государственных уч­реждений и органов местного самоуправления;

3. не вмешивается в деятельность религиозных объе­динений, если она не противоречит настоящему Фе­деральному закону;

4. обеспечивает светский характер образования в госу­дарственных и муниципальных образовательных уч­реждениях.

В соответствии с конституционным принципом от­деления религиозных объединений от государства ре­лигиозное объединение:

1. создается и осуществляет свою деятельность в соот­ветствии со своей собственной иерархической и ин­ституционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;

2. не выполняет функций органов государственной вла­сти, других государственных органов, государствен­ных учреждений и органов местного самоуправления;

3. не участвует в выборы в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

4. не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им матери­альную и иную помощь.

Закон определил, что каждый имеет право на полу­чение религиозного образования по своему выбору. Вос­питание и образование детей осуществляются родите­лями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с со­гласия детей, обучающихся в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях, администра­ция указанных учреждений по согласованию с соответ­ствующим органом местного самоуправления предостав­ляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Республика (от лат. res publica— общественное дело) — это такая форма правления, которая характе­ризуется выборностью главы государства на определен­ный срок, именуемого иногда президентом. Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция Российской Феде­рации одновременно закрепляет следующие ее призна­ки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на ин­дивидуальном праве: ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на дости­жение идеальных целей, приводящих обычно к тотали­таризму правого или левого толка; создание государ­ственных органов на основе согласования интересов уп­равления государством с нерушимостью гражданских свобод, формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления присуща демократия, а демократии — республиканская фор­ма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Демок­ратия республиканского типа служит этой равной сво­боде, способствует ее подъему и развитию, включая рав­номерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, образованию, к собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

В ст. 1 Конституция Российской Федерации делает четкий выбор из двух форм правления: республики и монархии. Россия провозглашена республикой, но не сказано, к какому виду республик она относится. Меж­ду тем выделяют 3 вида республик.

Парламентская республика.Президент является гла­вой государства, но не является главой исполнительной власти. Главой исполнительной власти становится гла­ва партии или коалиции партий, победившей на выбо­рах. Примером может служить Италия.

Президентская республика.Президент является гла­вой государства и одновременно главой исполнительной власти (например, США).

Смешанная республика. Президент является главой государства, но не является главой исполнительной вла­сти, однако у президента есть полномочия позволяю­щие ему определять состав правительства и направле­ния его деятельности. Примеры: Франция, Россия.

Республика является одним из механизмов народ­ного суверенитета, где все высшие органы государствен­ной власти либо избираются всенародно, либо форми­руются общенациональными представительными учреж­дениями. Суверенные права на власть признаются за всеми дееспособными гражданами либо за большинством их, а управление осуществляется на основе народного представительства. И только народ в лице своих пред­ставителей с решающим голосом может установить или изменить форму правления.

 

Лекция 4. Гражданство Российской Федерации

План:

Вопрос 1. Понятие, сущность и принципы гражданства.

Вопрос 2. Основания приобретения и прекращения гражданства Рос­сийской Федерации.

Вопрос 3. Гражданство детей и гражданство родите­лей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособ­ных лиц.

Вопрос 4. Государственные органы, ведающие дела­ми о гражданстве.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.