Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Основные конституционные обязанности

Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к пра­вам человека, но и выполнения гражданином опреде­ленных обязанностей, а в случае необходимости и его отказ от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том слу­чае, если они неразрывно связаны с обязанностями.

Существовавший в нашей стране долгое время прин­цип единства прав и обязанностей был обусловлен пра­вильным постулатом о взаимной ответственности госу­дарства и гражданина, общества и личности. «Нет прав без обязанностей и нет обязанностей без прав» — этому утверждению корреспондирует необходимость осознания каждым человеком и гражданином своей ответственно­сти перед государством и другими людьми при осуще­ствлении своих прав.

Целесообразно различать обязанности человека и обя­занности гражданина. Обязанности человека связаны с самим фактом его общественного бытия. Будучи офи­циально признанными в государстве, они выступают в качестве обязанностей гражданина.

Признаки конституционных обязанностей:

1. они направлены на охрану, защиту и развитие важнейших социальных ценностей;

2. служат реализации как личных, так и коллектив­ных, общественных интересов;

3. имеют высшую юридическую силу. Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

К первой группе относятся обязанности:

1. соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15), уважать права и свободы других, нести иные установленные законам обязанности;

2. сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

3. заботиться о сохранении исторического и культур­ного наследия, беречь памятники истории, культу­ры, природы (ст. 44).

Данные обязанности распространяются на все без ис­ключения категории населения. Выполнение их обеспе­чивается мерами воспитательного, воздействия, а в слу­чае их недостаточности — средствами административ­ного и уголовного права.

Вторая группа:

1. родительские обязанности (ст. 38);

2. обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

3. воинская обязанность (ст. 59).

Данный круг обязанностей адресован к конкретным категориям населения: родителям, налогоплательщикам, военнообязанным.

Вопрос 6. Уполномоченный по правам человека в Рос­сийской Федерации

Идея учреждения в Российской Федерации институ­та Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР. В 1997 году был издан фе­деральный конституционный закон об этом государствен­ном институте.

В соответствии с Конституцией РФ назначение и ос­вобождение от должности Уполномоченного по правам человека относится к ведению Государственной Думы. Срок его полномочий — 5 лет.

В системе разделения властей Российской Федерации Уполномоченный по правам человека занимает особое место; он по сути не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Он вы­полняет публично-представительную функцию, его де­ятельность распространяется на самую конфликтную сферу общественных отношений — отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чиновника. Его функционирование дополняет существующие средства защиты, не отменяет и не влечет пересмотра пол­номочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, обла­дает неприкосновенностью.

На ответственную должность Уполномоченного на­значается гражданин Российской Федерации не моло­же 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты,

Граждане России и находящиеся на ее территории иностранные граждане и лица без гражданства могут обратиться к Уполномоченному с жалобами на реше­ния или действия (бездействие) государственных орга­нов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжа­ловали эти решения или действия (бездействие) в судеб­ном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномочен­ный вправе:

1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и сво­бод, нарушенных решениями или действиями (без­действием) государственного органа, органа местно­го самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или дей­ствиях (бездействии) которого усматриваются нару­шения прав и свобод человека и гражданина;

3. обратиться в суд или "прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда;

4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5. обращаться в Конституционный Суд Российской Фе­дерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным (под­лежащим применению) в конкретном деле. В конце каждого календарного года Уполномочен­ный направляет доклад о своей деятельности Президен­ту Российской Федерации, в Совет Федерации и Госу­дарственную Думу, Правительство Российской федера­ции, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбит­ражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации. Доклад подлежит обязательному официальному опубликованию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
И культурные права | Лекция 7. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.