Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

План.

Лекция 6

Правовой статус иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. Институт политического убежища.

Вопрос 1. Правовое положение иностранных граж­дан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Вопрос 2. Правовой статус беженцев и вынужден­ных переселенцев в Российской Федерации.

Вопрос 3. Институт политического убежища в Рос­сийской Федерации.

 

Вопрос 1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Россий­ской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Рос­сийской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанность наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международ­ным договором Российской Федерации. Таким образом, Россия устанавливает для этих лиц «национальный ре­жим». Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции на­циональный режим установлен в качестве общего прин­ципа российского законодательства.

Иностранными гражданами признаются физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федера­ции и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

К таким доказательствам относятся национальные пас­порта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие «поддан­ства» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство»).

Под лицами без гражданства признаются физичес­кие лица, не являющиеся гражданами РФ и не имею­щие доказательства наличия гражданства (подданства); иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению без гражданства проживающих на ее территории лиц.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международные договором РФ;

2. разрешение на временное проживание;

3. вид на жительство;

4. иные документы.

Выделяются три категории иностранных граждан: временно пребывающие, временно проживающие и по­стоянно проживающие. В их статусе имеются опреде­ленные различия.

Иностранные граждане временно пребывающие мо­гут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее при наличии российской визы и на срок, указанный в визе.

Иностранные граждане постоянно проживающие в РФ в течение срока действия разрешения на временное проживание могут обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство. Заявление подается в ОВД не позднее, чем за 6 месяцев до истечения срока действия раз­решения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее 1 года. Россия имеет право отказать в выдаче либо аннули­ровании разрешения на временное проживание и вида на жительство в следующих случаях:

1. выступает за насильственное изменение основ кон­ституционного строя РФ, иными действиями созда­ет угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

2. финансирует, планирует террористические акты, ока­зывает содействие в совершении таких актов или совершает их;

3. подвергался административному выдворению за пре­делы РФ либо депортации;

4. представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5. осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого пре­ступления, а равно имеет непогашенную или несня­тую судимость;

6. неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответствен­ности в части обеспечения режима пребывания ино­странных граждан в РФ;

7. не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в преде­лах прожиточного минимума, не прибегая к помо­щи государства;

8. по истечении 3 лет со дня въезда не имеет в РФ жилого помещения;

9. выехал из РФ в иностранное государство для посто­янного проживания;

10. находился за пределами РФ более 6 месяцев;

11. заключил брак с гражданином РФ, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;

12. является больным наркоманией, либо не имеет сер­тификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.

Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Феде­рации, законным интересам граждан Российской Фе­дерации и других лиц. Иностранные граждане обяза­ны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане, временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации, мо­гут работать в качестве рабочих и служащих или зани­маться иной трудовой деятельностью на общих основа­ниях с гражданами Российской Федерации.

Они имеют право на отдых, охрану здоровья, на по­собия, пенсии и другие формы социального обеспече­ния, на пользование жилым помещением, на собствен­ность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Наравне с гражданами Российской Федерации им га­рантируется свобода совести, неприкосновенность лич­ности и жилища.

Они могут заключать и расторгать браки с гражда­нами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные госу­дарственные органы, занимать государственные долж­ности, а также участвовать во всенародных голосовани­ях (референдумах).

Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жи­тельства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договора­ми Российской Федерации. Однако в интересах обеспе­чения государственной безопасности, охраны обществен­ного порядка могут устанавливаться ограничения в пе­редвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, въехавшие в РФ, обязаны зарегистрироваться в течение 3 дней со дня прибытия в РФ. Регистрация детей, не достигших 18 лет, произво­дится одновременно с регистрацией родителей.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотруд­ников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством Российской Федерации и междуна­родными договорами Российской Федерации.

Вопрос 2. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

В связи с различными причинами во всем мире проис­ходит перемещение лиц из мест их постоянного прожива­ния на какую-либо другую территорию. Миграционные процессы порождают особый вид субъектов, требующих повышенной защиты как со стороны национального, так и со стороны международного законодательства. Мигра­ция может различаться по причинам (добровольная или вынужденная), типу (внешняя или внутренняя), виду (воз­вратная или безвозвратная).

Российское государство обязуется предоставлять бе­женцам, законно пребывающим на его территории, право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории.

У каждого беженца существуют обязательства в от­ношении государства, в котором он находится; в част­ности, он должен подчиняться законам и распоряжени­ям, а также мерам, принимаемым для поддержания об­щественного порядка.

Определение понятия «беженец» в международном праве содержится в двух основных документах: Кон­венции ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и Протоколе к ней 1967 г., касающемся статуса беженцев.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О бе­женцах» в Российской Федерации беженцем признает­ся лицо, подпадающее под следующие основные при­знаки:

• это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, т. е. им может быть как зарубежный гражданин (иностранец), так и лицо, не имеющее определенного гражданства (апатрид);

• находящееся вне страны своей гражданской принад­лежности либо вне страны своего прежнего обычно­го местожительства из-за вполне обоснованных опа­сений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национально­сти, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;

• не имеющее возможности или не желающее пользо­ваться защитой страны своей гражданской принад­лежности вследствие имеющихся у данного лица опасений (для иностранного гражданина);

• не имеющее возможности или не желающее вернуть­ся в страну своего прежнего обычного местожитель­ства в результате вышеназванных опасений (для лица, не имеющего определенного гражданства).

Вопрос о предоставлении статуса беженца относится к исключительной компетенции суверенного государ­ства, поэтому, руководствуясь национальными интере­сами и международными обязательствами, Россия не пре­доставляет статус беженца лицам:

1) в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они совершили преступление про­тив мира, военное преступление или преступление против человечества;

2) которые совершили тяжкое преступление неполити­ческого характера вне пределов территории Россий­ской Федерации и до того, как они были допущены на территорию Российской Федерации в качестве лиц, ходатайствующих о признании беженцем;

3) которые виновны в совершении деяний, противоре­чащих целям и принципам Организации Объединен­ных Наций:

4) за которыми компетентные власти государства, в ко­тором они проживали, признают права и обязатель­ства, связанные с гражданством этого государства;

5) которые пользуются защитой и (или) помощью дру­гих органов или учреждений ООН, кроме Верховно­го Комиссара ООН по делам беженцев.

Кроме того, действие Федерального закона о бежен­цах не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей граж­данской принадлежности (своего прежнего обычного ме­ста жительства) по экономическим причинам либо вслед­ствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера.

Статус беженца предоставляется на срок до трех лет. Одним из следствий распада Советского Союза стало появление нового вида мигрантов — вынужденных пе­реселенцев, т. е. граждан своей страны, вынужденных искать убежище в политически стабильных регионах.

В международном праве и национальном зарубежном законодательстве термин «вынужденный переселенец» не применяется — это чисто российское определение. Как правило, за рубежом используются аналогичные поня­тия, например, «перемещенные лица», «внутренние бе­женцы» и т. д.

Часто понятие «вынужденный переселенец» путают с другими понятиями, например, «беженец», «переме­щенные лица». В средствах массовой информации не­редко можно услышать, как вынужденных переселенцев из различных субъектов Российской Федерации называ­ют, например, «беженцы из Чечни», «беженцы из Ингу­шетии», «беженцы из Северной Осетии» и т. д.

Следует отметить, что одно из основных отличий пра­вового статуса беженцев от правового статуса вынуж­денных переселенцев заключается в том, что беженец — это иностранный гражданин или лицо без гражданства, а вынужденный переселенец — это гражданин России.

В соответствии с российским законодательством вы­нужденным переселенцем признается гражданин Рос­сийской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться пре­следованию по признаку расовой или национальной при­надлежности, вероисповедания, языка, а также по при­знаку принадлежности к определенной социальной груп­пе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конк­ретного лица или группы лиц, массовых нарушений об­щественного порядка.

По вышеперечисленным обстоятельствам вынужден­ным переселенцем признается:

1) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностран­ного государства и прибывший на территорию Рос­сийской Федерации;

2) гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации. Вынужденным переселенцем также признается ино­странный гражданин или лицо без гражданства, посто­янно проживающие на законных основаниях на терри­тории Российской Федерации и изменившие место жи­тельства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 настоящей статьи. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, по­лучивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением граж­данства Российской Федерации, при наличии обстоя­тельств, препятствовавших данному лицу в период дей­ствия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Рассматриваемое понятие содержит перечень причин, на основании которых лицо может быть признано вы­нужденным переселенцем. К их числу относятся: наси­лие или преследование либо реальная опасность под­вергнуться такому преследованию в связи с расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, языком, а также принадлежностью к определенной со­циальной группе, политическими убеждениями. Но при этом следует учитывать, что все последние обстоятель­ства должны служить поводом для проведения враж­дебной кампании в отношении данного гражданина или группы граждан либо массовых нарушений обществен­ного порядка.

Закон предусматривает, что статус вынужденного пе­реселенца получает конкретное лицо, не только когда в отношении него были совершены вышеперечисленные действия, но и в том случае, если они были совершены в отношении членов его семьи.

Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок до пяти лет. Будучи российскими гражданами, вынужденные пе­реселенцы обладают большим комплексом прав и могут претендовать на получение дополнительных льгот со сто­роны государства по сравнению с беженцами.

Создание Федеральной миграционной службы России в 1993 году имело целью упорядочить регулирование миграционных потоков, преодолеть негативные послед­ствия стихийно развивающихся процессов миграции, со­здать условия для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечить гуманное отношение к лицам, ищущим убежище на территории Российской Федерации.

В рамках СНГ в 1993 году главами государств — уча­стников СНГ (кроме Украины и Молдовы) было подпи­сано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, в котором определяются общие основа­ния для признания лиц мигрантами, а также экономи­ческие обязательства государств выезда, компенсация мигрантам за оставляемое жилье и иное имущество, потерю заработка, ущерб здоровью. Предполагается со­здание Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Зафиксировано также право каждого беженца или вынужденного переселенца свободно обращаться в суды на территории соответству­ющих государств.

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в орган внутренних дел по месту сво­его пребывания в любом из субъектов Российской Феде­рации. Ходатайство подается незамедлительно по при­бытии и рассматривается в течение 5 дней. После реги­страции ходатайства лицо получает направление на временное поселение, и ему в установленном порядке обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения, где ему предоставляются необ­ходимые для поддержания жизни условия — питание по установленным нормам, медицинская помощь, еди­новременное пособие и др.

Закон устанавливает и обязанности ходатайствующих: при получении направления на временное поселение от­быть в указанное место в течение месяца, соблюдать ус­тановленный порядок проживания, проходить медицин­ские осмотры по требованию органов здравоохранения. Отказ в регистрации ходатайства может быть обжа­лован в вышестоящий орган внутренних дел или в суд в течение месяца.

Решение о признании беженцем принимается соот­ветствующим органом внутренних дел субъекта Россий­ской Федерации в течение трех месяцев. Лицу, признанному беженцем или вынужденным переселенцем, выдается удостоверение установленного образца.

При отказе лицу вручается письменное уведомление с указанием его причин. Отрицательное решение может быть обжаловано в том же порядке, как и отказ в при­нятии ходатайства. Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обя­занности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Феде­рации.

Они вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом внутренних дел, либо населенный пункт, в котором проживают их родствен­ники при условии согласия последних.

Установлены льготные условия для приобретения ими российского гражданства. В соответствии с Указом Президента Российской Фе­дерации от 17 мая 2000г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная миграци­онная служба России была упразднена, а ее полномочия переданы Министерству по делам федерации, националь­ной и миграционной политики Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Фе­дерации от 16 октября 2001 г. «Вопросы структуры феде­ральных органов исполнительной власти» Министерство по делам федерации, национальной и миграционной по­литики РФ упразднено, а функции данного министерства в части, касающейся реализации миграционной полити­ки, переданы МВД РФ.

Вопрос 3. Институт политического убежища в Российс­кой Федерации

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреп­лено, что Российская Федерация предоставляет полити­ческое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными норма­ми международного права. В данном случае Конститу­ция Российской Федерации исходит из норм междуна­родного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 26 июля 1995 г. утверждено «По­ложение о порядке предоставления политического убе­жища в Российской Федерации». В нем определены ос­новные условия, связанные с реализацией этого инсти­тута и статус лиц, которым предоставлено убежище.

Политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или ре­альной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране свое­го обычного местожительства за общественно-полити­ческую деятельность и убеждения, которые не проти­воречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного пра­ва. Предоставление политического убежища произво­дится по ходатайству заинтересованного лица Указом Президента Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распрост­раняется и на членов семьи лица, получившего полити­ческое убежище, при условии их согласия с ходатай­ством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возрас­та, не требуется.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если:

• лицо преследуется за действия (бездействие), призна­ваемые в Российской Федерацией преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих це­лям и принципам Организации Объединенных Наций;

• лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголов­ному делу либо в отношении него имеется вступив­ший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Россий­ской Федерации;

• лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

• лицо прибыло из страны с развитыми и устоявши­мися демократическими институтами в области за­щиты прав человека;

• лицо прибыло из страны, с которой Российская Феде­рация имеет соглашение о безвизовом пересечении гра­ниц, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»;

• лицо представило заведомо ложные сведения;

• лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Лицо, которому Российской Федерацией предостав­лено политическое убежище, утрачивает право на пре­доставленное политическое убежище в случаях:

• возврата в страну своей гражданской принадлежно­сти или страну своею обычного местожительства;

• выезда на жительство в третью страну;

• добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

• приобретения гражданства Российской Федерации

или гражданства другой страны.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Рос­сийской Федерацией политического убежища по сообра­жениям государственной безопасности, а также если оно занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление и в отно­шении него имеется вступивший в законную силу и под­лежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Предоставление убежища означает обязанность госу­дарственных органов не выдавать лиц, преследуемых за политические убеждения и за действия, не признавае­мые в Российской Федерации преступлением, поскольку передача иностранному государству грозит им репрессив­ными мерами, вплоть до лишения жизни. Однако лицо может быть лишено предоставленного ему политическо­го убежища по соображениям государственной безопас­ности России, а также если это лицо занимается деятель­ностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо совершило преступление. Вопрос утраты политического убежища решается Президентом.

В Российской Федерации не допускается выдача дру­гим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 5. Основные конституционные обязанности | Вопрос 1. Понятие и признаки федеративного государ­ства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 13805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.