КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 1. Правовой статус Президента РФ
Лекция 9 Конституционный статус Президента Российской Федерации План: Вопрос 1. Правовой статус Президента РФ и его компетенция. Акты Президента РФ. Вопрос 2. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ. Вопрос 3. Совет Безопасности: состав, порядок деятельности, компетенция.
Наделение Президента РФ статусом главы государства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существования такого института государственной власти, который обеспечивал бы конституционный порядок, устойчивость и преемственность всего государственного механизма власти. В российском федеративном многонациональном государстве Президент РФ выступает как один из гарантов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской государственности. Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, наделяя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из существующих ветвей власти. Он является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой правления и обеспечивает со государственное функционирование и взаимодействие органов, государственной власти. Как глава государства Президент призван консолидировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет единство многонационального народа, суверенную государственность России. Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России. Главным символом президентской власти в РФ является штандарт (флаг) Президента РФ. Описание штандарта (флага) Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 15 февраля 1994г. Также официальными символами президентской власти являются Знак Президента РФ и специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции РФ в соответствии с Указом Президента РФ «Об официальных символах президентской власти и их использовании при вступлении в должность вновь избранного Президента РФ» от 5 августа 1996г. Конституционный статус главы государства, прежде всего, предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется, прежде всего, в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение российского Президента такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент РФ решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование. В качестве главы государства Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу, а также распускает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей высших федеральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др. Особое значение для России как федерации имеет право главы российского государства использовать согласительные процедуры для решения тех или иных коллизий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Представляя Российскую Федерацию в отношениях с другими государствами, Президент осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). В правотворческой сфере Президент РФ активно использует право законодательной инициативы в Государственной Думе, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов. В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 г. с поправками, внесенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. не называет Президента РФ главой исполнительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение полномочий Президента, уменьшение влияния на организацию деятельности исполнительной власти. На конституционном уровне не закрепляется положение о том, что Президенту принадлежит исполнительная власть. В ст. 110 Конституции РФ четко оговаривается, что исполнительную власть в России осуществляет Правительство. На практике российский Президент обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство. При Президенте создана собственная администрация, представляющая собой разветвленную специализированную систему, которая, к сожалению, иногда дублирует деятельность федеральных исполнительных органов. Объем полномочий главы государства в сфере исполнительной власти зависит от формы правления и политического режима конкретного государства. По конституционным параметрам Россия — полупрезидентская республика. Особенностью данной республики является стремление поставить главу государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточивающего в своих руках полномочия законодательной, исполнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских республик (например, США) в России Президент, являясь главой государства, не является одновременно главой Правительства. В силу этого Правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и перед парламентом. В сфере исполнительной власти Президент РФ наделен весьма широкими полномочиями. Во-первых, по формированию Правительства и по обеспечению функционирования органов исполнительной власти. Президент руководит Правительством при наличии главы Правительства — Председателя, Президент РФ единолично формирует федеральную исполнительную власть и руководит ею. Смещение федеральных министров и реорганизация всего Правительства также находятся во власти российского Президента. Лишь назначение Президентом РФ Председателя Правительства происходит с согласия Государственной Думы, Причем, если Государственная Дума троекратно; отклонит представленную Президентом кандидатуру-Председателя Правительства РФ, то Президент имеет право самостоятельно назначить Председателя Правительства РФ, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ст. III Конституции РФ). Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ. Во-вторых, по контролю за деятельностью Правительства. Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собранию, заявляет о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. Только Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ. Президент также формирует Администрацию Президента РФ, назначает Руководителя Администрации, координирующего деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, по работе с территориями, информационное, управление по вопросам гражданства и др. Основными задачами Администрации Президента являются организационное, информационное, правовое обеспечение деятельности главы государства, организация его взаимодействия с другими органами государственной власти, поддержание связей с общественными организациями, средствами массовой информации. В-третьих, по руководству органами исполнительной власти в военной сфере. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину РФ, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию (ст. 83, 87 Конституции РФ). Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Этот орган осуществляет разработку предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участвует совместно с другими органами в выработке военной политики России. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ. Реализуя свои функции и осуществляя конституционные полномочия, Президент РФ издает указы и распоряжения. Указанные акты появились вместе с институтом Президента — в июле 1991 г. Акты Президента относятся к числу подзаконных правовых актов. Следует выделить два вида указов: нормативные и индивидуальные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие. Индивидуальные указы — это решения Президента, касающиеся вопросов гражданства, предоставления политического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. указано, что практика издания указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, конституционна, если, во-первых, они не расходятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения— это вторые по значимости (после указов) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные поручения, задания, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Распоряжения — это решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ. Акты Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что они не могут не исполняться или быть приостановлены либо отменены органами государственной власти или субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на соответствующих территориях. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера. Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации».
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |