КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 3. Полномочия, структура и порядок деятельности Государственной Думы. Основания и порядок роспуска Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Специфические особенности в формировании Государственной Думы обусловили особый порядок ее функционирования и внутреннего устройства. Государственная Дума условно называется нижней палатой, но это не означает, что ее роль второстепенная. Основное направление деятельности Государственной Думы — принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции. Для осуществления этих целей Государственная Дума образует из числа своих депутатов комитеты (по экономической политике, по аграрным вопросам, по вопросам геополитики и др.) и комиссии (мандатная, для подсчета результатов тайного голосования, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах и др.)» в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурных подразделений палаты. В состав комитета должно входить от 12 до 35 депутатов. Поскольку основная законодательная деятельность приходится на Думу, в ней представлено больше комитетов, чем в Совете Федерации. Кроме того, внутри Думы действуют депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется самостоятельно. В Совете Федерации подобных объединений нет. На весь срок своих полномочий Дума избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей, которые не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает ее внутренним распорядком, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством, а также с парламентами зарубежных государств. Заместители Председателя Думы выполняют его полномочия при его отсутствии. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты в Государственной Думе создается Совет Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп (заместители Председателя участвуют в работе с правом совещательного голоса). Государственная Дума собирается на сессии: · весеннюю — с 12 января по 20 июля; · осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Сессии Государственной Думы состоят в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, заседаний ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, комитетах и комиссиях. Государственная Дума второго созыва провела 305 пленарных заседаний. Парламентские слушания проводятся, как правило открыто. На них обсуждаются: законопроекты, требующие широко публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет и другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Кроме основной законодательной деятельности Государственная Дума вправе решать и другие вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ее ведению. К таким вопросам относятся: 1. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, а также Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; 2. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решение вопроса о доверии Правительству РФ; 3. объявление амнистии; 4. выдвижение обвинения против Президента РФ для.) отрешения его от должности. Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые: выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: 1. в течение года после ее избрания; 2. с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3. в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; 4. в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Вопрос 4. Законодательная деятельность Федерального Собрания Деятельность парламента по принятию законодательных актов государства называется законодательной деятельностью. Во всех демократических государствах, и в России в том числе, установлен строгий регламент разработки, обсуждения, принятия и введения в действие закона. Этот регламент называется законодательным процессом. Процесс создания норм права цивилизованных государств основывается на демократических принципах и направлен на издание совершенных нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективное регулирование социальных отношений и связей. Выделяются четыре стадии законодательного процесса: 1. осуществление права законодательной инициативы; 2. рассмотрение законопроекта; 3. принятие закона; 4. его опубликование. Отправной точкой законодательного процесса является законодательная инициатива, то есть официальное предложение парламенту проекта закона, влекущее правовые последствия. Согласно Конституции, право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Проекты законов, предлагаемые общественными организациями и гражданами, могут быть внесены только через вышеперечисленных субъектов права законодательной инициативы. Ведь право законодательной инициативы означает, что, если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект. Принадлежащее главе государства — Президенту право законодательной инициативы обычно является частью программы деятельности исполнительной власти, поскольку в законопроектах, вносимых на рассмотрение парламента от имени главы государства, воплощается в той или иной мере политика правительства. Особенностью статуса нижней палаты российского парламента является положение о том, что законопроекты вносятся для рассмотрения только в Государственную Думу. Законопроекты вносятся в Государственную Думу в следующих формах: 1. законопроектов и поправок к ним; 2. законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; 3. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу. Законопроект, подлежащий рассмотрению, вносится Государственной Думой в соответствующий комитет палаты либо в несколько комитетов, один из которых считается головным по данному законопроекту. Для работы над проектами законов комитеты создают рабочие группы, куда могут входить представители государственных и общественных органов, научных учреждений, специалисты, ученые. По решению головного комитета, ответственного за подготовку законопроекта, он направляется на научную экспертизу, на заключение Правительства (в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Проект закона со всеми необходимыми материалами направляется головным комитетом на рассмотрение Государственной Думы. Рассмотрение проектов законов Российской Федерации, внесенных в Государственную Думу, осуществляется в трех чтениях. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может принять одно из следующих решений: 1. принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений; 2. отклонить законопроект; 3. принять закон в целом. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроектов, принятых в первом чтении, что в настоящее время ею и практикуется. В ходе второго чтения проекта закона в Государственной Думе с докладом выступает представитель комитета, ответственного за его разработку, который сообщает о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Проект принимается за основу и происходит обсуждение поправок к нему. В результате второго чтения Государственная Дума принимает закон или отклоняет его. После этого законопроект отправляется на экспертизу на предмет отсутствия внутренних противоречий, на предмет правильности взаимосвязи статей ввиду изменений текста при втором чтении. Голосование законопроекта в целом — третье чтение — производится в специально отведенные для этих целей Государственной Думой дни. При этом не допускается внесение поправок и возвращение к обсуждению как законопроекта в целом, так и отдельных его статей, разделов, глав. Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (226 голосов), а Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Текст закона, принятого Государственной Думой в течение пяти дней направляется в Совет Федерации для одобрения. Совет Федерации компетентен одобрить или отклонить принятый Думой закон. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае если в установленные сроки Совет Федерации не рассмотрел федеральные законы, принятые Государственной Думой, то по истечении двадцати дней со дня принятия Государственной Думой этих законов они направляются Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Это правило не распространяется на принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительные комиссии для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании, в случае недостижения согласия между палатами, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. После принятия федерального закона он направляется в течение пяти дней президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Конституция не обязывает Президента автоматически подписывать все законопроекты, принятые Государственной Думой. Право главы государства отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его называется правом вето. Существуют два вида вето: абсолютное и отлагательное. Вето считается абсолютным в том случае, когда глава государства, отказываясь от утверждения законопроекта, тем самым окончательно отклоняет его (данный вид вето по преимуществу принадлежит монархам). Вето называется отлагательным, если глава государства, отказываясь утвердить законопроект, обязан вернуть его парламенту для нового рассмотрения, и законопроект, принятый вновь с соблюдением указанных в конституции условий, становится законом и без утверждения главы государства (таким видом вето располагают президенты). Это право вето относится и к российскому президенту. Если после отклонения президентом принятого парламентом федерального закона при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию президентом и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ). Право вето Президента РФ применяется только в отношении федеральных законов и не применимо к федеральным конституционным законам. Согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» на территории Российской Федерации применяются только те законодательные акты, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Они вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления в силу. Вопрос 5. Счетная палата Российской Федерации В компетенцию Федерального Собрания РФ входит формирование постоянно действующего органа государственного финансового контроля — Счетной палаты Российской Федерации, деятельность которой основана на принципах законности, объективности и гласности. В ее задачи входит: 1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; 2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; 3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов, федеральных внебюджетных фондов; 4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; 5. анализ выявленных отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; 6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России; 7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах контрольных мероприятий. Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации большинством голосов от общего числа его членов. Срок их полномочий — шесть лет. Председатель Счетной палаты и его заместитель — это граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов. Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут состоять в родственных отношениях с Президентом РФ, Председателем Совета Федерации и Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства РФ, Руководителем Администрации Президента, Генеральным прокурором РФ, Председателем Конституционного Суда РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, что является гарантией независимости этого органа. Руководители Счетной палаты имеют право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ. Другими членами Счетной палаты являются аудиторы — должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Совет Федерации и Государственная Дума назначают большинством голосов по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Требования к кандидатам на должность аудиторов Счетной палаты аналогичны предъявляемым к ее руководителям. Ограничением статуса члена Счетной палаты является запрет на занятие любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Гарантией его неприкосновенности в соответствии с Законом выступает положение о том, что Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила. При этом уголовное дело может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации. Специальным компетентным органом, принимающим решения, является Коллегия Счетной палаты, состоящая из Председателя, заместителя, всех аудиторов Палаты. Помимо перечисленных Конституцией РФ членов Счетной палаты в ее состав также входит аппарат Палаты, состоящий из инспекторов и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции этого органа. Будучи основным органом, призванным контролировать исполнение федерального бюджета, Палата проверяет полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению. По итогам ревизий и проверок Счетной палаты составляется отчет, за достоверность которого должностные лица Палаты несут персональную ответственность. О результатах ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. При нарушении закона о федеральном бюджете вытекающем из этого ущербе, причиненном государству, Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Если данные нарушения влекут за собой уголовную ответственность, то соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы. Таким образом, Счетная палата является эффективным инструментом контроля расходования бюджетных средств, защиты имущественных интересов налогоплательщиков, общества и государства в целом.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |