Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Полномочия, структура и порядок деятельно­сти Государственной Думы. Основания и порядок рос­пуска Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Специфические особенности в формировании Государ­ственной Думы обусловили особый порядок ее функцио­нирования и внутреннего устройства. Государственная Дума условно называется нижней палатой, но это не оз­начает, что ее роль второстепенная. Основное направле­ние деятельности Государственной Думы — принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции. Для осуществле­ния этих целей Государственная Дума образует из числа своих депутатов комитеты (по экономической политике, по аграрным вопросам, по вопросам геополитики и др.) и комиссии (мандатная, для подсчета результатов тайно­го голосования, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах и др.)» в которых осуще­ствляется более тщательное обсуждение проблем, прово­дится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурных подразделений палаты. В состав комитета должно входить от 12 до 35 депутатов. Поскольку основная законодательная деятельность приходится на Думу, в ней представле­но больше комитетов, чем в Совете Федерации.

Кроме того, внутри Думы действуют депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятель­ность которых организуется самостоятельно. В Совете Федерации подобных объединений нет.

На весь срок своих полномочий Дума избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей, которые не могут быть представителями одной фрак­ции, депутатской группы. Председатель Государствен­ной Думы ведет заседания палаты, ведает ее внутрен­ним распорядком, представляет палату во взаимоотно­шениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Пра­вительством, а также с парламентами зарубежных государств. Заместители Председателя Думы выполня­ют его полномочия при его отсутствии.

Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты в Государ­ственной Думе создается Совет Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутат­ских групп (заместители Председателя участвуют в ра­боте с правом совещательного голоса). Государственная Дума собирается на сессии:

· весеннюю — с 12 января по 20 июля;

· осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря.

Сессии Государственной Думы состоят в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Госу­дарственной Думы, заседаний ее комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фрак­циях, в депутатских группах, комитетах и комиссиях. Государственная Дума второго созыва провела 305 пле­нарных заседаний.

Парламентские слушания проводятся, как правило открыто. На них обсуждаются: законопроекты, требую­щие широко публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федераль­ный бюджет и другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.

Кроме основной законодательной деятельности Го­сударственная Дума вправе решать и другие вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ее ведению. К таким вопросам относятся:

1. назначение на должность и освобождение от долж­ности Председателя Центрального банка РФ, Упол­номоченного по правам человека, а также Предсе­дателя Счетной палаты и половины состава ее ауди­торов;

2. дача согласия Президенту РФ на назначение Пред­седателя Правительства РФ и решение вопроса о до­верии Правительству РФ;

3. объявление амнистии;

4. выдвижение обвинения против Президента РФ для.) отрешения его от должности.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право распускать Совет Федера­ции. Роспуск Думы возможен в случае трехкратного от­клонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ), при дву­кратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч. 3 ст. 117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые: выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не по­зднее чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена Президентом:

1. в течение года после ее избрания;

2. с момента выдвижения ею обвинения против Прези­дента до принятия соответствующего решения Сове­том Федерации;

3. в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;

4. в течение шести месяцев до окончания срока полно­мочий Президента РФ.

Вопрос 4. Законодательная деятельность Федерально­го Собрания

Деятельность парламента по принятию законода­тельных актов государства называется законодатель­ной деятельностью. Во всех демократических государ­ствах, и в России в том числе, установлен строгий рег­ламент разработки, обсуждения, принятия и введения в действие закона. Этот регламент называется законо­дательным процессом.

Процесс создания норм права цивилизованных госу­дарств основывается на демократических принципах и направлен на издание совершенных нормативно-право­вых актов, обеспечивающих эффективное регулирова­ние социальных отношений и связей.

Выделяются че­тыре стадии законодательного процесса:

1. осуществление права законодательной инициа­тивы;

2. рассмотрение законопроекта;

3. принятие закона;

4. его опубликование.

Отправной точкой законодательного процесса явля­ется законодательная инициатива, то есть официальное предложение парламенту проекта закона, влекущее пра­вовые последствия. Согласно Конституции, право зако­нодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодатель­ным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду РФ, Вер­ховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Проекты законов, предлагае­мые общественными организациями и гражданами, мо­гут быть внесены только через вышеперечисленных субъектов права законодательной инициативы. Ведь право законодательной инициативы означает, что, если проект закона представлен лицом или органом, облада­ющим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект.

Принадлежащее главе государства — Президенту право законодательной инициативы обычно является ча­стью программы деятельности исполнительной власти, поскольку в законопроектах, вносимых на рассмотре­ние парламента от имени главы государства, воплоща­ется в той или иной мере политика правительства.

Особенностью статуса нижней палаты российского парламента является положение о том, что законопро­екты вносятся для рассмотрения только в Государствен­ную Думу.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу в следующих формах:

1. законопроектов и поправок к ним;

2. законодательных предложений о разработке и при­нятии новых федеральных конституционных зако­нов и федеральных законов;

3. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и за­коны РСФСР либо о признании этих законов утра­тившими силу.

Законопроект, подлежащий рассмотрению, вносит­ся Государственной Думой в соответствующий комитет палаты либо в несколько комитетов, один из которых считается головным по данному законопроекту. Для работы над проектами законов комитеты создают рабо­чие группы, куда могут входить представители государ­ственных и общественных органов, научных учрежде­ний, специалисты, ученые. По решению головного ко­митета, ответственного за подготовку законопроекта, он направляется на научную экспертизу, на заключение Правительства (в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Проект закона со всеми необходимы­ми материалами направляется головным комитетом на рассмотрение Государственной Думы.

Рассмотрение проектов законов Российской Федера­ции, внесенных в Государственную Думу, осуществля­ется в трех чтениях. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, дается общая оценка концепции законопроекта. По результатам об­суждения законопроекта в первом чтении

Государствен­ная Дума может принять одно из следующих решений:

1. принять законопроект в первом чтении и продол­жить работу над ним с учетом высказанных замеча­ний и предложений;

2. отклонить законопроект;

3. принять закон в целом.

Государственная Дума может принять решение о все­народном обсуждении законопроектов, принятых в пер­вом чтении, что в настоящее время ею и практикуется.

В ходе второго чтения проекта закона в Государствен­ной Думе с докладом выступает представитель комите­та, ответственного за его разработку, который сообщает о поступивших поправках и результатах их рассмотре­ния. Проект принимается за основу и происходит об­суждение поправок к нему. В результате второго чтения Государственная Дума принимает закон или отклоняет его. После этого зако­нопроект отправляется на экспертизу на предмет отсут­ствия внутренних противоречий, на предмет правиль­ности взаимосвязи статей ввиду изменений текста при втором чтении.

Голосование законопроекта в целом — третье чте­ние — производится в специально отведенные для этих целей Государственной Думой дни. При этом не допус­кается внесение поправок и возвращение к обсуждению как законопроекта в целом, так и отдельных его статей, разделов, глав.

Федеральный закон принимается большинством го­лосов от общего числа депутатов Государственной Думы (226 голосов), а Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Текст закона, принятого Государствен­ной Думой в течение пяти дней направляется в Совет Федерации для одобрения.

Совет Федерации компетентен одобрить или откло­нить принятый Думой закон. Федеральный закон счи­тается одобренным Советом Федерации, если за него про­голосовало более половины от общего числа членов па­латы либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае если в уста­новленные сроки Совет Федерации не рассмотрел феде­ральные законы, принятые Государственной Думой, то по истечении двадцати дней со дня принятия Государ­ственной Думой этих законов они направляются Прези­денту Российской Федерации для подписания и обнаро­дования. Это правило не распространяется на принятые Государственной Думой федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, которые в соот­ветствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обяза­тельному рассмотрению Советом Федерации.

В случае отклонения Советом Федерации федераль­ного закона палаты могут создать согласительные ко­миссии для преодоления возникших разногласий, пос­ле чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании, в случае недостижения согласия между палатами, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

После принятия федерального закона он направля­ется в течение пяти дней президенту, который в тече­ние четырнадцати дней подписывает федеральный за­кон и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат.

Конституция не обязывает Президента автоматичес­ки подписывать все законопроекты, принятые Государ­ственной Думой. Право главы государства отказаться от утверждения законопроекта и тем самым отклонить его называется правом вето. Существуют два вида вето: абсолютное и отлагательное.

Вето считается абсолютным в том случае, когда гла­ва государства, отказываясь от утверждения законопро­екта, тем самым окончательно отклоняет его (данный вид вето по преимуществу принадлежит монархам). Вето называется отлагательным, если глава государства, от­казываясь утвердить законопроект, обязан вернуть его парламенту для нового рассмотрения, и законопроект, принятый вновь с соблюдением указанных в конститу­ции условий, становится законом и без утверждения гла­вы государства (таким видом вето располагают прези­денты). Это право вето относится и к российскому пре­зиденту.

Если после отклонения президентом принятого пар­ламентом федерального закона при повторном рассмот­рении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от обще­го числа членов Совета Федерации и депутатов Госу­дарственной Думы, он подлежит подписанию прези­дентом и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

Право вето Президента РФ применяется только в от­ношении федеральных законов и не применимо к феде­ральным конституционным законам. Согласно Федеральному закону «О порядке опубли­кования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» на тер­ритории Российской Федерации применяются только те законодательные акты, которые официально опуб­ликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая пуб­ликация его полного текста в «Парламентской газе­те», «Российской газете» или «Собрании законодатель­ства Российской Федерации». Они вступают в силу од­новременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления в силу.

Вопрос 5. Счетная палата Российской Федерации

В компетенцию Федерального Собрания РФ входит формирование постоянно действующего органа государ­ственного финансового контроля — Счетной палаты Рос­сийской Федерации, деятельность которой основана на принципах законности, объективности и гласности. В ее задачи входит:

1. организация и осуществление контроля за своевре­менным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов по объемам, структуре и целево­му назначению;

2. определение эффективности и целесообразности рас­ходов государственных средств и использования фе­деральной собственности;

3. оценка обоснованности доходных и расходных ста­тей проектов федерального бюджета и бюджетов, фе­деральных внебюджетных фондов;

4. финансовая экспертиза проектов федеральных зако­нов, а также нормативных правовых актов федераль­ных органов государственной власти, предусматри­вающих расходы, покрываемые за счет средств фе­дерального бюджета, или влияющих на формирова­ние и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5. анализ выявленных отклонений от показателей фе­дерального бюджета и бюджетов федеральных вне­бюджетных фондов и подготовка предложений, на­правленных на их устранение, а также на совершен­ствование бюджетного процесса в целом;

6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и федераль­ных внебюджетных фондов в Центральном банке Рос­сийской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России;

7. регулярное представление Совету Федерации и Го­сударственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах контрольных мероприятий.

Счетная палата состоит из Председателя, заместите­ля Председателя, аудиторов и аппарата Палаты. Председатель Счетной палаты назначается на долж­ность Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Заместитель Председателя Счет­ной палаты назначается на должность Советом Федера­ции большинством голосов от общего числа его членов. Срок их полномочий — шесть лет. Председатель Счет­ной палаты и его заместитель — это граждане Российс­кой Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государствен­ного управления, государственного контроля, экономи­ки, финансов.

Председатель Счетной палаты и его заместитель не могут состоять в родственных отношениях с Президен­том РФ, Председателем Совета Федерации и Председа­телем Государственной Думы, Председателем Правитель­ства РФ, Руководителем Администрации Президента, Генеральным прокурором РФ, Председателем Консти­туционного Суда РФ, Председателем Верховного Суда РФ и Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ, что является гарантией независимости этого органа.

Руководители Счетной палаты имеют право прини­мать участие в заседаниях Совета Федерации и Государ­ственной Думы, их комитетов и комиссий, Правитель­ства РФ, Президиума Правительства РФ.

Другими членами Счетной палаты являются ауди­торы — должностные лица, возглавляющие определен­ные направления деятельности Палаты, которые охва­тывают комплекс, группу или совокупность ряда до­ходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения.

Совет Федерации и Государственная Дума назнача­ют большинством голосов по шесть аудиторов сроком на шесть лет. Требования к кандидатам на должность аудиторов Счетной палаты аналогичны предъявляемым к ее руководителям. Ограничением статуса члена Счетной палаты явля­ется запрет на занятие любой оплачиваемой деятельно­стью, кроме преподавательской, научной и иной твор­ческой деятельности.

Гарантией его неприкосновенности в соответствии с Законом выступает положение о том, что Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной па­латы и аудиторы Счетной палаты не могут быть задер­жаны, арестованы, привлечены к уголовной ответствен­ности без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила. При этом уголовное дело может быть возбуждено только Генеральным прокуро­ром Российской Федерации.

Специальным компетентным органом, принимающим решения, является Коллегия Счетной палаты, состоящая из Председателя, заместителя, всех аудиторов Палаты.

Помимо перечисленных Конституцией РФ членов Счетной палаты в ее состав также входит аппарат Пала­ты, состоящий из инспекторов и иных штатных сотруд­ников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции этого органа.

Будучи основным органом, призванным контролиро­вать исполнение федерального бюджета, Палата прове­ряет полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показате­лями федерального бюджета, выявляет отклонения и на­рушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.

По итогам ревизий и проверок Счетной палаты со­ставляется отчет, за достоверность которого должност­ные лица Палаты несут персональную ответственность. О результатах ревизий и проверок Счетная палата ин­формирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

При нарушении закона о федеральном бюджете вытекающем из этого ущербе, причиненном государству, Счетная палата информирует Совет Федерации и Госу­дарственную Думу. Если данные нарушения влекут за собой уголовную ответственность, то соответствующие материалы передаются в правоохранительные органы.

Таким образом, Счетная палата является эффектив­ным инструментом контроля расходования бюджетных средств, защиты имущественных интересов налогопла­тельщиков, общества и государства в целом.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. Конституционный статус Федерального Собрания РФ | Вопрос 1. Правовая природа депутатского мандата в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.