Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Основные гарантии депутатской деятельности

Гарантии депутатской деятельности — это условия и средства, обеспечивающие реальную возможность де­путату беспрепятственно и эффективно осуществлять

свою деятельность.

Выделяются следующие виды гарантий: организа­ционные, материальные и специальные.

К организационным гарантиям относятся право бе­зотлагательного приема депутатов Совета Федерации и Государственной Думы руководителями и другими дол­жностными лицами расположенных на территории Рос­сийской Федерации органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организа­ционно-правовой формы. Все эти органы обязаны дать ответ на его обращения или безотлагательно предоста­вить запрашиваемые им документы либо сведения.

К материальным гарантиям относятся: вознаграж­дение депутата, которое включает заработную плату и иные материальные начисления депутату. Жизнь и здо­ровье члена Совета Федерации, депутата Государствен­ной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного содержания федерального министра. Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели (смерти) члена парламента, если гибель (смерть) насту­пила вследствие телесных повреждений или причине­ния иного повреждения их здоровья в связи с осуществ­лением ими своих полномочий, причинения парламен­тариям в связи с осуществлением ими своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлек­ших стойкой утраты трудоспособности, так и повлек­ших стойкую утрату трудоспособности. В случае при­чинения члену Совета Федерации или депутату Госу­дарственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им еже­месячно выплачивается компенсация.

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется пре­жняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему мес­ту работы или с их согласия в другой организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего со­става органов внутренних дел, работники органов про­куратуры, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе про­должить военную службу (службу в органах внутрен­них дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании срока их полно­мочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо по иному месту службы. Ряд льгот предусмотрен для суп­руги (супруга) депутата Государственной Думы, уволен­ной (уволенному) в связи с переездом депутата для вы­полнения им своих полномочий в Государственной Думе (перерыв в работе засчитывается в общий и непрерыв­ный стаж работы и др.).

В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты этой палаты получают единовремен­ное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочии, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий: в этом случае на депутатов Государственной Думы распрост­раняются гарантии трудовых прав. Депутату Государ­ственной Думы и проживающим совместно с ним чле­нам его семьи, находящимся на день роспуска Госу­дарственной Думы вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бес­платный провоз принадлежащего им имущества к по­стоянному месту жительства. Депутату Государствен­ной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуе­мому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия, которого прекращены в связи с роспуском Государствен­ной Думы, с его согласия государственная пенсия на­значается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством Российской Федера­ции пенсионного возраста. При этом размер пенсии не| может составлять менее 75 процентов ежемесячного де-| нежного вознаграждения данного депутата.

Совет Федерации самостоятельно устанавливает раз­мер ежемесячного денежного вознаграждения члена Со­вета Федерации, связанного с осуществлением им своих полномочий. Выплаты по возмещению расходов, свя­занных с осуществлением членом этой палаты своих пол­номочий, не облагаются подоходным налогом. Члену Со­вета Федерации возмещаются расходы, связанные с про­живанием вне его постоянного места жительства в свя­зи с осуществлением им своих полномочий.

Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой в палате должности, за исключением Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Депута­ту Государственной Думы устанавливаются ежемесяч­ный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому ок­ладу. Председателю Государственной Думы устанавли­ваются ежемесячный оклад и надбавки к нему в разме­ре должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуще­ствлением им своих полномочий, не облагаются подо­ходным налогом.

Депутату Государственной Думы возмещаются рас­ходы, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им своих полномочий, Членам Совета Федерации и депутатам Го­сударственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение пар­ламентариям предоставляется на условиях, установлен­ных для членов Правительства РФ.

Каждому члену Совета Федерации и депутату Госу­дарственной Думы для осуществления ими своих полно­мочий в здании соответствующей палаты предоставляет­ся служебное помещение, оборудованное мебелью, орг­техникой, средствами связи, в том числе правительствен­ной. Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением парламентариями своих полно­мочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Расходы по использованию средств связи организаций в связи с осу­ществлением депутатами своих полномочий возмещают­ся организациям за счет федерального бюджета.

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы на территории Российской Федерации имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодо­рожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транс­порта, за исключением такси.

Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение часа предоставлять чле­нам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы отдельный номер. Депутату Государственной Думы, не имеющему в городе Москве жилой площади, предоставляется служебная жилая площадь для про­живания, в том числе с членами семьи, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня пре­кращения его полномочий.

Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанные с ма­териальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, опла­чиваются за счет федерального бюджета. Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы вправе иметь до пяти помощников: по работе в палате (одного помощника), а также по работе в субъек­те РФ или в своем избирательном округе. Парламента­рии самостоятельно определяют общее число своих по­мощников и распределяют обязанности между ними. Они также могут иметь помощников, работающих на обще­ственных началах. Деятельность помощников регули­руется Положением, утверждаемым соответственно Со­ветом Федерации и Государственной Думой.

Перечисленные гарантии являются: только основны­ми. Закон устанавливает и конкретные нормы матери­ального обеспечения членов парламента с тем, чтобы никакие льготы и привилегии не оказались вне ведения общественности.

Специальной гарантией является депутатская непри­косновенность. Неприкосновенность (парламентский им­мунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уров­ня по сравнению с общими конституционными гаран­тиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой харак­тер, призвана служить публичным интересам, обеспе­чивая повышенную охрану законом личности парламен­тария в силу осуществляемых им государственных фун­кций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламен­тария и тем самым — парламента, их самостоятельнос­ти и независимости.

Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед зако­ном и судом, что обусловлено необходимостью кон­ституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений за­кона, регулирующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть при­влечены к уголовной или к административной ответ­ственности, налагаемой в судебном порядке, задержа­ны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия со­ответствующей палаты Федерального Собрания, кро­ме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением слу­чаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Непри­косновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и слу­жебные транспортные средства, переписку, использу­емые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы не могут быть привлечены к уголовной и ад­министративной ответственности за высказанное мне­ние, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Члены Совета Федера­ции и депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им извес­тными в связи с выполнением ими своих обязанностей. Вопрос о лишении членов Совета Федерации и де­путатов Государственной Думы неприкосновенности ре­шается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной от­ветственности, налагаемой в судебном порядке, на за­держание, кроме случаев задержания на месте преступ­ления, арест и обыск члена Совета Федерации или де­путата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату федерального Собра­ния представление. Палаты рассматривают это пред­ставление в порядке, установленном регламентом со­ответствующей палаты, принимают по нему мотивиро­ванное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. При необходимости от Гене­рального прокурора могут быть истребованы дополни­тельные материалы. В рассмотрении вопроса в Совете Федерации, в Государственной Думе вправе участво­вать соответственно член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление, О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отно­шении члена Совета Федерации или депутата Государ­ственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей пала­те Федерального Собрания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Основные формы деятельности депутата | Конституционный статус Правительства РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.