Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механические характеристики СД в двигательном режиме




Синхронные двигатели (СД)

Лекция 15

 

Синхронные ЭД в настоящее время получили широкое применение в приводах большой мощности (от 5000 кВт до 20 МВт). При этом особенностью таких приводов является продолжительный режим работы с незначительными и редкими изменениями нагрузки на валу.

В качестве примера использования СД в нефтяной отрасли можно привести электроприводы магистральных центробежных насосов.

Необходимо отметить следующие положительные качества СД:

1) Постоянство скорости вращения двигателя независимо от нагрузки на валу в пределах перегрузочной способности;

2) Возможность регулирования потребления реактивной мощности;

3) Самая высокая среди всех типов двигателей надежность, это обеспечивается большим зазором между статором и ротором.

Недостатки СД:

1) Сложность запуска;

2) Склонность СД к качаниям;

3) Сложность конструкции и дороговизна.

 

Механическая характеристика СД, выражающая зависимость угловой скорости ротора от среднего значения момента на валу двигателя, имеет вид (рис. 4.1).

ω, рад/с

ω0

 

К МК М, Н·м

 

Рисунок 4.1 – Механическая характеристика СД

В пределах изменения момента от –Мк до Мкк – критический момент, определяет перегрузочную способность двигателя), угловая скорость вращения вала двигателя не меняется и равна синхронной скорости (т. е. скорости ВМП)

 

.

 

Вращающий момент СД создается за счет взаимодействия вращающего магнитного поля, создаваемой симметричной статорной обмоткой, с постоянным магнитным полем, создаваемой обмоткой возбуждения, которая находится на роторе и питается от источника постоянного напряжения.

 

 
 

 


Рисунок 4.2 – Схема СД

Следует отметить, что обмотка возбуждения имеет значительно большое число витков, чем фаза статорной обмотки и выполнена из проводника значительно меньшего сечения.

Если момент на валу двигателя превышает критический момент, то угловая скорость начинает резко уменьшаться – «двигатель выходит из синхронизма».

Как уже говорилось, отличием СМ от АМ является то, что ротор вращается синхронно с магнитным полем (с одинаковой скоростью ω0). При этом если мерой нагрузки у АД являлось скольжение

 

,

 

то у СД при увеличении нагрузки на валу двигателя, увеличивается угол смещения оси ротора по отношению к оси вращения магнитного поля. Это явление называется «растяжением упругой электромагнитной связи» и характеризуется углом рассогласования Θ. При этом в двигательном режиме ось вращающего магнитного поля опережает ось ротора («поле тянет за собой ротор»).

На векторной диаграмме СМ угол рассогласования Θ равен углу сдвига фаз между вектором напряжения U, приложенного к статору, и ЭДС от магнитного потока возбуждения ЕВ, наведенной в статоре

 

 

Поставим задачу проанализировать, как будет вести себя СД при изменении нагрузки на его валу:

1) Устойчиво ли он будет работать;

2) Как будет изменяться мгновенное значение угловой скорости, если момент будет носить пульсирующий характер;

3) Как будет изменяться направление момента при изменении угла рассогласования и т. д.

 

С этой целью необходимо построить, так называемую, угловую характеристику СД, которая представляет собой зависимость М=f(Θ). Для вывода уравнения угловой характеристики воспользуемся электрической схемой замещения СД и векторной диаграммой.

Электрическая схема замещения СД. Уравнение электрического состояния. Угловая характеристика СД

 

Электрическая схема замещения СД моделирует электромагнитные процессы, происходящие в одной фазе статорной обмотки. В простейшем виде она имеет вид на рис. 4.3.

 

 

 

Рисунок 4.3 – Электрическая схема замещения СД. U – действующее значение напряжения, приложенного к фазе статорной обмотки; I – действующее значение тока, протекающего по фазе обмотки статора; ХЯ – индуктивное сопротивление фазы обмотки статора; ЕВ – ЭДС, которое наводится в фазе статорной обмотки магнитным потоком, создаваемым обмоткой возбуждения (ЭДС взаимоиндукции, ); ЕЯ – ЭДС самоиндукции, наведенная в фазе статорной обмотки при изменении тока по синусоидальному закону,.

Если в соответствии со вторым законом Кирхгофа с учетом направления величин запишем уравнение

 

,

 

учитывая, что

 

,

 

получим

 

Это уравнение носит название уравнение электрического состояния СД

Построим векторную диаграмму, соответствующую этому уравнению.

 

 
 

 

 


 

Рисунок 4.4 – Векторная диаграмма

 

Электрическая мощность (активная), потребляемая двигателем из сети, может быть записана следующим образом

 

Механическая мощность

 

 

Если пренебречь потерями в двигателе, то

 

 

а это значит, что

 

(4.1)

 

Для получения зависимости М=f(Θ) воспользуемся геометрическим приемом, а именно, из конца вектора ЕВ на векторной диаграмме (рис. 4.4) восстановим перпендикуляр на вектор напряжения U. Величина этого отрезка «ab» равна

 

 

Подставим в выражение (4.1) последнее равенство

 

 

Полученное уравнение выражает зависимость электромагнитного момента и называется уравнением угловой характеристики СД, где критический момент

 

 

Следовательно

 

 

Графическая зависимость, соответствующая уравнению угловой характеристики СД, представлена на рис. 4.5.

 

 
 

 


Рисунок 4.5 – Угловая характеристика СД

Проанализировав угловую характеристику в двигательном режиме, нетрудно убедиться, что в области угла рассогласования увеличивается нагрузка на валу двигателя, т. е. увеличение угла рассогласования влечет возрастание электромагнитного момента, а это значит, что эта часть угловой характеристики описывает область устойчивой работы СД (рабочая часть). Также направление электромагнитного момента при изменении угла рассогласования изменяется с удвоенной частотой, т. е. f=100 Гц. Следовательно, СД обладает знакопеременным моментом, в этом проявляется негативное свойство СД, которое носит название склонность к качаниям (или колебания ротора).

Поэтому СД конструируют так, что номинальному режиму по паспорту двигателя соответствует угол рассогласования Θ=20÷30º. Тогда перегрузочная способность двигателя

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.