Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Казахское ханство в конце XVI – начале XVIII вв




ТЕМА 6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В XVI- НАЧАЛЕ XVIII ВВ.

1. Казахское ханство в конце XVI - начале XVIII вв.

2. Деятельность Тауке-хана

3. Борьба казахского народа против жонгарской агрессии

Западный и Северный Казахстан. После распада государства Абулхаира западные районы Казахстана оказались под властью потомков Едиге из рода мангыт. Поэтому государство, возглавленное едигеидами, называлось Мангытским Йуртом. В исторической литературе оно именуется также Ногайским улусом. Занимало это государство земли между Едилем и Жаиком, однако в периоды наибольшего могущества власть мангытов распространялась от Кубани до Ертиса. Кроме мангытов в состав Йурта входили алшины, тама, табыны, найманы, кереи, кыпчаки, барыны и другие общинные группы.

Западный Казахстан в XVI в. входил в состав двух государств, возникших на руинах Улуг Улуса - Аштарханского ханства и Мангытского (Ногайского) Йурта. История этих государств заполнена дворцовыми переворотами, междоусобицами, борьбой с внешней опасностью. Некогда могучий Улуг Улус был вынужден защищать свои пределы от бывших своих данников - Московского государства и Крыма. Крымское ханство, принявшее турецкое подданство, стремилось объединить все мусульманские народы под своей властью. Молодое Московское государство делало небезуспешные попытки освоить для колонизации свои юго-восточные границы. К середине XVI в. русские усилили нажим на мусульманские государства. В 1552 г. царь Иван IV предпринял поход на Казань, с которого начинается эпоха колониальных захватов Русского государства. В обороне Казани участвовали и казахи рода тама во главе с сыновьями Нарик батыра - Аликеем и Исламом. Сразу после завоевания Казани русские войска и казаки предприняли поход на Аштархан.

В 1554 г. хан Жамбыршы был вынужден оставить Аштархан, а на его месте был посажен сторонник русских - хан Дербис-Али. Однако вскоре он начал проводить политику, враждебную русским и Аштархан был вторично завоеван, его флот уничтожен, а сам хан бежал в Азов.

В XVI в. Мангытский Йурт переживал сложное время. С северо-запада мангытов теснили русские войска, с юго-востока - усилившееся Казахское ханство. В самой среде мангытских мурз шла ожесточенная борьба за власть. Приаральские и торгайские ногаи присоединились к Казахскому ханству. В 80-х г. XVI в. казахские отряды совместно с бухарцами активизировали свои действия против мангытских биев и в 1598 г. для защиты от них по просьбе Ормамбет бия был построен русскими Яицкий городок. Тогда же началось массовое переселение волжских и донских казаков на Урал, где образовалось Яицкое казачье войско. Ожесточенная борьба мангытских мурз за власть закончилась смертью Ормамбет бия и перекочевкой большинства ногайских родов на восточную сторону Жаика в подданство казахского хана. Это произошло в начале XVII в. Часть ногаев во главе с Естерек бием перешла на русскую службу и обосновалась на Северном Кавказе. Так закончилась история независимого Ногайского Улуса. Большинство ногайских родов составило Младший казахский жуз.

На севере Казахское ханство граничило с Сибирским, которое включало в себя казахские кочевья по Тобылу, Есилю и Ертису. После длительной борьбы между правящим родом кереев-тайбугинцев и шейбанидами к к власти в Сибири пришел шейбанид Кошим. В 1563 г. он захватил столицу государства – Искер[1] и казнил предводителей тайбугинцев. Сын одного из них - Сейдахмет бежал на юг, к казахам. Придя к власти, хан стал активно проводить исламизацию страны, для чего были приглашены духовные лица из Средней Азии. Для укрепления государства Кошим провел ряд реформ, усиливавших роль центральных органов власти, построенных по образцу среднеазиатских государств - дивана и визирей, возглавлявших различные ведомства - налогов, торговли и т. п. Во главе дивана стоял главный советник хана - карана.

Государство делилось на улусы во главе с мурзами. Улусы были практически суверенны, их обязательства перед центральной властью ограничивались уплатой жасака - подати пушниной, бывшей основной статьей экспорта, и поставкой вооруженных отрядов в случае войны.

Ставка Кошима чаще находилась в окрестностях современной Астаны, у оз. Коргалжин. Придя к власти, хан с самого начала занял враждебную позицию по отношению к соседям - России и Казахскому ханству. В 1573 г. брат Кошима Маметкул с войском напал на русские владения на р.Чусовой. Началось усиленное строительство крепостей по всей Западной Сибири. На подступах к г.Искер стояли укрепления Сузгун, Биик-Тура, Карачи, на Ертисе - города Кулар и Бегис. Он решил начать крупномасштабную войну с Россией и освободить Казань и Аштархан. Однако политическая обстановка была неблагоприятной - русское подданство приняли башкиры и ногаи, крымский хан потерпел поражение от Москвы, на юге усиливался натиск казахских ханов. Воспользовавшись тем, что Мангытский Йурт стал вассалом России, богатые купцы Строгановы проникли в Зауралье и основали здесь свою слободу. Строгановы беззастенчиво грабили и угнетали местное население, что привело в 1581 г. к восстанию, во главе которого стал мурза Бегбелий. Для борьбы с восставшими Строгановы стали набирать отряды из яицких и волжских казаков. Стремясь помочь восставшим, хан Кошим послал большое войско во главе со своим сыном Али для захвата города Чердынь - центра колонизации Южного Урала. Воспользовавшись отсутствием войск в самом ханстве, большой казачий отряд атамана Ермака в 1582 г. совершил нападение на Искер и захватил этот город. Однако закрепить успех ему не удалось - вернулся Али с войсками. Ермак попал в засаду и погиб, а его дружина вернулась в Приуралье.

Пользуясь сложившейся ситуацией, казахи попытались закрепить за собой долину Тобола до впадения его в Ертис. Искер был захвачен казахскими войсками под командованием Кадыргали бия Жалаири и султана Ораз-Мухаммеда. На сибирский престол был посажен ставленник казахов - тайбугинский бий Сейдахмет.

В 1585 г. в Сибирь прибыл русский отряд во главе с И. Мансуровым, а год спустя недалеко от Чимга-Туры русские заложили крепость Тюмень. В 1587 г. была заложена еще одна крепость - будущий Тобольск. Ораз-Мухаммед и Кадыргали би были обманом захвачены в плен и отправлены в Москву, после чего казахам пришлось отказаться от притязаний на низовья Тобола. Кошим, обосновавшийся в северо-казахских степях, пытался отбить Западную Сибирь, но в 1591 г. потерпел крупное поражение на реке Есиль, а в 1598 г. был окончательно разгромлен, и Сибирское ханство практически перестало существовать. Многочисленные казахские роды, жившие в Сибири, откочевали на юг и приняли подданство хана Есима. Часть их в 1601 г. провозгласила Сибирским ханом Али - сына Кошима.

После распада Мангытского Йурта русское правительство начало колонизацию долины р. Жаик. Здесь были заложены крепости Гурьев, Кулагинская, Яицкий городок, все земли по побережью реки были выделены казачьему войску, которое должно было стать основным орудием колониальной политики в Западном Казахстане. В 20-х годах XVII в. сюда переселились калмыки из Северного Казахстана и долины Ертиса.

Таким образом, в результате экспансионистской политики России, ее границы в начале XVII в. вплотную подошли к Казахскому ханству на огромном протяжении - от Каспийского побережья до Ертиса, что оказало огромное влияние на дальнейшую политическую жизнь Казахстана.

Казахское ханство в конце XVI века. Неспокойными были и южные границы Казахского ханства. В течение трех лет (1555-1558 гг.) казахские отряды теснили ташкентского правителя Наурыз-Ахмета. Вынужденный вести войну одновременно на западе, севере и в Жетысу Хак-Назар заключает в 70-х союз с бухарским ханом Абдаллахом II. В 1579 г. Хак-Назару удалось присоединить к Казахскому ханству округа Туркестана и Саурана. Правитель Ташкента Баба султан, зажатый с одной стороны казахами, с другой - войсками Абдаллаха, решил физически устранить казахских правителей. В конце 1579 г. он приказал убить прибывших для переговоров двух сыновей Хак-Назара, а вскоре, в 1580 г., от рук наемного убийцы пал и сам Хак-Назар.

В народных легендах имя Хак-Назара (годы правления 1538-1580 гг.) овеяно славой. Ему удалось объединить распавшееся после смерти Касыма Казахское ханство, к концу его правления границы ханства на западе проходили по Жаику, на севере - по Есилю и Нуре, на востоке - по Шынгыстау, Балхашу и реке Шу. На юге казахские владения вплотную подходили к Ташкенту. Кроме собственно казахов, Хак-Назару подчинялись часть башкуртов и кыргызов.

После смерти Хак-Назара и его сыновей на съезде родовой знати - маслихате было решено избрать ханом сына Жадика - Шигай (Сыгай) султана, прославившегося в войнах с мангытами. Шигаю в год избрания было уже 80 лет, но, несмотря на это, он считался самым авторитетным среди казахов. После избрания хан Шигай (1580-1582 гг.) заключает новый союз с Абдаллахом, направленный против Баба султана. Фактически власть в ханстве находилась в руках сына Шигая Тауекеля и именно он повел решительную борьбу с ташкентским правителем, которая увенчалась полной победой казахов. Шигай хан умер близ Бухары и был похоронен в селении Кум-ушкент. Кроме Тауекеля, у него было еще несколько сыновей.

В июне 1582 г. Тауекель разбил войско Баба султана около г.Яссы
(Туркестан) и убил его самого. «Затем он привез к подобному Сатурну дворцу
головы Бабы и Джан Мухаммед бия, также... хан пожаловал ему в виде
вознаграждения Африкенский вилайет - прекраснейшие места Согда и
Самарканда». В 1583 г. Тауекель порвал отношения с правителем Бухары и
вернулся в Дешт-и-Кыпчак.

1583-1598 гг. были отмечены правлением Тауекель-хана, сына Шигай хана. При Тауекель-хане происходит расцвет могущества казахского ханства. Тауекель-хан вел активную внешнюю политику, результатом которой стал союз с узбекским ханством на юге, а также обмен посольствами с Русским государством – на севере.

Тауекелю после возвращения на родину пришлось с оружием в руках утверждать свое право на ханский престол. Только после трехлетней борьбы с сепаратистскими силами им в 1586 г. был принят ханский титул. Тем временем международное положение Казахского ханства ухудшилось. Главной целью своей внешней политики Тауекель ставил закрепление за ханством южных городов.

Особенно острая борьба шла за обладание Ташкентом. Здесь сидел бухарский наместник. В 1588 г. казахам удалось добиться преимущества и захватить Ташкент. Но наместник из-под Самарканда привел сильное войско под предводительством брата Абдуллы. Тауекель вынужден был отступить в глубь степей. Ташкент оставался под властью Бухары.

Перед Тауекель ханом в конце XVI в. стояли две важные внешнеполитические задачи - овладение Ташкентом и борьба с сибирским ханом Кошимом. В поисках внешней поддержки Тауекель стал искать союзников. Так, например, одной из проблем, поставленных казахским посольством в 1594 г. на встрече с московским царем, было предложение координации сил против Абдуллы. Посол Тауекеля Кул-Мухаммед проcил Бориса Годунова отпустить вместе с ним в Казахстан представителей персидского шаха, которые в то время находились в Москве. Казахи рассчитывали заключить военный союз с персидским шахом для совместной борьбы против Бухары.

Переговоры Тауекеля с Москвой к успеху не привели. Россия хотела, чтобы с Бухарой и Сибирским ханством Тауекель воевал самостоятельно, взамен на «огнестрельный снаряд».

Благоприятная обстановка на юге возникла для казахов только в 1597 г. В
Бухарском ханстве начались раздоры. Против Абдуллы выступил его собственный сын, поддержанный многими влиятельными людьми. В 1598 г. войска Тауекеля, овладев Ташкентом, у стен Самарканда разбили Абдуллу. Все города Средней Азии, в том числе Туркестанский оазис, Ташкент, Самарканд были подчинены казахским султанам. Правителем Самарканда был назначен брат хана – Есим султан.

После смерти Абдуллы Тауекель решился на захват Бухары. С 80-тысячной армией он осадил этот древний город. В одном из штурмов Тауекель был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли в состав Казахского ханства.

Казахское ханство при Есим хане (годы правления 1598–1643 гг.). Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.

Упорная борьба хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти. За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Енсегей бойлы ер Eciм" (высокорослый (или мужественный) Есим богатырь).

Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и братом Тауекель-хана. Он отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары. Именно в годы его правления были возвращены Южный Казахстан и Ташкент, разгромлены джонгары, разработан новый свод законодательства, известный под названием "Есим-ханнын ескi жолы" (Древний путь Есим хана)

В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла постоянная борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом Казахском ханстве происходили сепаратистские выступления султанов.

Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было консолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упали. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 года.

В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами.

В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными.

В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр.

Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объединив усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу. Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет.

Несмотря на усилия Есима по улучшению отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую фазу открытой борьбы.

В 1627 г. Есим во главе казахских войск отправился в поход против ойратов - Турсын решил этим воспользоваться и напал на Туркестан, захватив в плен всю семью Есим хана. Когда хан возвращался с победой, Турсын устроил ему засаду в окрестностях Сайрама. В последовавшей битве ташкентцы были разгромлены. Есим хан взял Ташкент, а Турсын был убит своими же приближенными.

Разобравшись с политическим оппонентами, Есим приказывает перебить всех представителей рода каган, которые активно поддерживали узурпатора ханской власти - султана Турсуна. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории казахов.

Отправив голову Турсуна к бухарскому хану Имамкули, Есим в ответ получает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Таким образом, Есим возвращает себе титул хана всех казахов.

Возвращение Есима на политический Олимп является необычным фактом в истории Казахстана. Более того, в истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становится руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем иные, чем на Западе. В казахском обществе доминировали политические ценности, не характерные ни для западных, ни для восточных обществ, и возвращение Есим хана следует рассматривать как результат его собственных усилий и акт признания его политической воли.

Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим, прежде всего, поспешил обезопасить страну от набегов ойратских племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря политической дальновидности Есим хана казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Несмотря на переменные успехи в войне с ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. Он убеждается, что победу можно одержать лишь в том случае, если все казахские племена будут едины в замыслах и действиях.

Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания. Поэтому в последние годы своей жизни Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Созданные им законы впоследствии стали основой для "Семи уложений" хана Тауке. Умер Есим хан в 1628 г. и был похоронен в Туркестане, где над его могилой был воздвигнут мавзолей.

Реформы XVII века. Включение в состав одного государства районов с различным политическим устройством при общей слабости межрегиональных экономических связей неизбежно привело к росту сепаратистских настроений. Это ярко проявилось после смерти в 1582 г. Шигай хана, когда четыре года продолжались смута и споры за право обладания верховной властью между западно-казахскими биями-едигеидами и султанами-чингизидами. Во внутриполитической борьбе одержали победу султаны, во главе с Тауекелем, однако ему пришлось пойти на ряд уступок общинной знати.

Преемнику Тауекеля - Есиму пришлось выдержать еще более тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Суть ее заключалась в том, что главенство закрытой элиты - торе заменялось на главенство элиты открытого типа - биев и старшин. Произошла своего рода бийская революция, ограничившая политические права сословия чингизидов и установившая широкие права для общин и их руководителей.

Юридически эти изменения были закреплены в своеобразной конституции - "Eciм ханнын ескi жолы", принятой как дополнение к кодексу Касым хана. В этом правовом акте определялись полномочия хана, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права.

По-прежнему высшей законодательной властью продолжал оставаться Маслихат. В состав его входили все представители казахских общин и лишь наиболее влиятельные султаны. Каждое заседание Маслихата проходило при огромном стечении народа, поэтому источники иногда называют их народным собранием, что не совсем верно. Маслихат собирался раз в год, преимущественно осенью в Улытау, Туркестане или под Ташкентом. В компетенции Маслихата было принятие наиболее важных решений о войне и мире, о распределении пастбищ и водопоев, о выборах хана.

Полномочия ханов в результате реформ начала XVII в. были существенно урезаны. Он продолжал оставаться верховным главнокомандующим и верховным судьей, однако лишался ряда прав. Так, заключать мир, объявлять войну и направлять посольства он мог лишь с согласия Маслихата. Также хан был лишен права выносить смертный приговор.

Ослабление роли хана в политической системе привело к изменению принципа выбора хана. Хотя официально принцип меритократии оставался в силе, фактически казахи перешли к наследованию ханского звания вплоть до начала XVIII в.

В связи с изменением административного устройства хан потерял право распоряжения всей территорией ханства, которое перешло к биям.

Вместо улусной системы в начале XVII в. была введена жузовая организация, когда все казахские земли были разделены между тремя хозяйственно-территориальными объединениями - жузами. Во главе жузов стояли бии, руководители наиболее сильных и многочисленных групп общин. По существу вся власть находилась в руках жузовых биев. Они же формировали и Совет Биев, ограничивавший власть хана. Власть биев держалась исключительно на личном авторитете и хан, зависевший от них, никак не мог влиять на выдвижение того или иного бия.

Султаны, практически полностью отстраненные от управления государством и даже лишенные возможности участвовать в предвыборной борьбе за ханское место, должны были довольствоваться лишь сословными привилегиями - неподсудностью биям и освобождением от всех повинностей, кроме воинской.

В XVII в. была определена и постоянная столица Казахского ханства - г. Туркестан, где хан находился в зимнее время.

Этнотерриториальное и социально-экономическое устройство Казахстана. Одной из главных загадок казахской истории остается загадка происхождения и время образования жузов.

Актуальность этого вопроса обусловлена тем, что родо-племенная, жузовая самоидентификация народа, признанная при советской власти архаичным явлением, в годы обретения Казахстаном независимости в силу ряда причин получила новый импульс. И сам вопрос политико-правовых последствий иерархии казахских родов и жузов до сих пор является практически открытым.

Проблема появления и развития казахских родов, племен и жузов поднималась многими казахскими и российскими учеными. В статьях Чокана Валиханова середины XIX века, в капитальном "Исследовании о касимовских царях и царевичах" В.В. Вельяминова-Зернова (1864 г.), в работах Шакарима Кудайбердыева, М. Тынышпаева, А.П. Чулошникова, В.В. Вострова и М.С. Муканова, ряде современных генеалогических исследований и многих других трудах. Известны версии о происхождении казахских жузов от "трех сотен воинов", выбравших вольную, независимую жизнь в богатых казахсикх степях; о родоначальниках жузов трех братьях Акарысе, Бекарысе и Жанарысе и др.

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития.

Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо слова "жуз" употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин "орда".

Имея принадлежность к одной казахской народности, каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их отличными друг от друга.

Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов. Всего жузов три: Улы жуз (Великий, Старший или Большой жуз), Орта жуз (Средний жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз). Также применялись и такие названия, как Большая, Средняя и Младшая Орды; Левое крыло, Центр и Правое крыло.

Названия жузов указывают не только на возрастную иерархию, но и на величину (могущество) и расположение. Терминологическое разнообразие свидетельствует о многогранности данного понятия, своеобразную "многослойность", отражающую его историческое развитие.

Древнейшим, вероятнее всего, было деление казахских жузов не по вертикали – Старший, Средний и Младший, а по горизонтали - соответствующей их расположению на поле боя – Центральная (Средняя) орда, Большая орда (Левое крыло), и Малая орда (Правое крыло). И на это указывает и этноним "казах" - "вольный, независимый человек", создавший свою государственность только в целях обеспечения большей защищенности своей свободы. Казахский народ в древности пережил этап военно-административного разграничения на три жуза, а позже – процесс политического объединения трех равноправных составляющих в единое этническое и государственное образование.

Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улы жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Кiши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную территорию.

При этом старшинство между родами и жузами считалось по прямой линии: "самый последний род" Старшего жуза имел преимущество перед "самым старшим родом" Среднего жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше (атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства соблюдался:

1) при определении места в боевом порядке;

2) при разделении военной добычи;

3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;

4) при открытии торжества;

5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

В XVII-самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями - родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после кончины Тауке-хана (1718 г.), последнего казахского хана, власть которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана.

Известно, что впервые имя одного из жузов - Улы жуза (по терминологии источника "Казачья Большая орда") было зафиксировано в русском документе, датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую землю".

В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются, несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и-Кипчаке в XIII-начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например, технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о территориально-административных структурах Казахского ханства, везде фигурирует термин улус (удел, владение, а также государство), и только.

Над загадками казахских жузов бились поколения востоковедов России и историков Казахстана, но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911 году академик В.В. Бартольд в своей работе "История изучения Востока в Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло распадение этого (казахского – прим. авт.) народа на три орды: Большую, Среднюю и Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего хана..."

Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени. Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений, обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.

Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку следует искать в тех триальных системах, которые реально существовали в далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского каганата.

Было известно, что организация войска и связанного с ним административного управления в этих государствах строилась по схеме правое крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло (восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и восточные области империи, наместниками-родичами.

Другой триальной системой известной у древних тюрков была система брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности устанавливали брачные связи.

Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в. предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно нового принципа самоорганизации племен, объединенных самоназванием "казах"?

С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1470-71 гг. и вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип объединения и управления страной - улусный принцип, при котором отдельные роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто из осколков более древних племен, включались в политическую структуру малых и больших улусов, возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана, Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один большой улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в нашем случае, обозначали скорее социальным, чем политическим термином, до того не имевшим этнографического значения - термином казах.

Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства и под управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.

Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление новых структур?

Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в условиях достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв. включило в свой состав территории с древними центрами городской и оседло-земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и культурного притяжения для населения окружающих их степей.

Обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что, в свою очередь, приводило к объединению кочевавших общин.

Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система улусного кочевания,

“…когда огромная масса, возглавленная ханом и султанами, практически непрерывно перемещалась на своих кибитках, смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.

Не сразу и не повсеместно этот образ жизни заменялся иным – перекочевки небольших семейных групп (аулов), связанных между собой не только родственными, но и соседскими и иными отношениями, на ограниченных территориях с относительно короткими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются только двухколесные арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток.

Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и родов внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным) дробление общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами.

Новые территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали "большие люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита социальной группы кара-суйек (черная кость) почитаемые за знания и умение интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, только и позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. Именно вокруг биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные связи, которые постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась единственно возможным тогда способом - через установление генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и племенами, между аульными пастбищными общинами.

Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или нарушить уже установившуюся политическую и административную структуру Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся зональных сообществ они должны были использовать какие-то термины, выходившие за рамки родоплеменных обозначений и никак не задевавшие обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Очевидно, таким термином и стал жуз (буквально "сто", "сотня").

Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар". Согласно сообщению этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием Йуз-Орда. Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в последующее время - придворные историографы не опускались, как правило, до таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом свершилось превращение одного из невысоких военно-административных терминов в обозначение крупных племенных (аульных) сообществ?

Становление жузов происходило не одновременно, и, по мнению ряда авторов, скорее всего, этот процесс начался в Семиречье, распространившись оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского ханства. Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний) жуз и Кiши (Младший) по времени своего проявления (хотя и не уступали по численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически на более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур столь же постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней социально-политической организации казахского общества - улусов. Прежняя правящая верхушка ханства (султаны) неожиданно нашла свое место в новой социально-политической организации: она стала с XVIII столетия (начало вхождения Казахских ханств в состав Российской империи) если и не полновластной, то достаточно влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а значит и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к одному из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются на колена.

Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на повседневную жизнь казахов.

Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки постепенно станут достоянием исторического прошлого.

Социальная структура казахского общества. Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата), и общины (ауыл), которые составляли часть жузов и возглавлялись собственными пра­вителями (биями и батырами). Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов. Родовые кличи (уран) и знаки (танба), традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособлен­ности, относительной автономности объединений.

Социально-сословные отношения в казахском обществе, в рассматриваемое время были весьма своеобразными. Так, например, в казахском обществе существовали две сословные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сосло­вие аксуйек (белая кость), в которые входили қожа и торе, не вхо­дившие в систему жузов. Торе - потомки Чингисхана, по праву рож­дения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахско­го общества. Словом "султан" первоначально обозначалось собиратель­ное понятие о верховной власти - владычество, господство, власть и правительство. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Для не царствовавших потомков Чингисхана по мужской линии, употреблялся термин оглан и торе.

К белой кости относились также кожа, считавшиеся потомка­ми первых проповедников ислама и пользовавшиеся большим авто­ритетом среди казахов, но их права, по сравнению с султанами, были ограничены.

Сословие кара суйек (черная кость) было наиболее многочис­ленным. Для обозначения различных категорий простолюдинов, в отличие от султанов и ходжей, употреблялось несколько терминов: карачу, каракиши, шаруа, букара. Это были семьи, ведущие самосто­ятельное хозяйство, отстаивавшие свою независимость и свободу. В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профес­сионально-административный характер. Это были бии и батыры. Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Ими могли быть только те люди, которые хорошо знали обычное право и пользовались большим авторитетом среди народа. Бии при хане Тауке представляли интересы народа в курултаях и участвова­ли вместе с султанами в решении общегосударственных дел. Баты­ров выдвигало само время, время военных столкновений и вне­шних угроз.

Отдельную сословную группу составляли "кул" - рабы. Рабы в основном были из числа военнопленных из других народов - турк­мены, русские, кыргызы, ойраты. Они занимались самой тяжелой работой. Женщины "кул" занимались домашней работой. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного чело­века, ставило его наравне с вещью, скотом. Раб не мог выступить в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Они не несли ответственность за преступления, за него несли ответственность его хозяева. Дела, касавшиеся рабов, не подлежали суду биев. Согласно "Жетi Жаргы", только владелец раба был властен над его жизнью и смертью.

В целом, выраженной классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Казахское общество представляло собой строго иерархически организованную социальную структуру социальных групп и прослоек, находившихся между со­бой в тесных и неоднозначных связях.

Гибкая социальная организация, ядром которой были локаль­ные группы родов и племен, ее внутренняя мобильность, под­вижность, периодическое распадение племен на роды в зависимости от демографического развития, коллективное владение землей, со­четание коллективизма с элементами социальной неоднородности - все это крепилось общностью территории, хозяйственно-экономи­ческими связями, кровными и родственными узами, мифами, под­тверждающими общность происхождения всех членов рода и племени от предка-основателя. Основные типы социальных связей в таких обществах не могли не быть кровнородственными, родственными и территориально-родственными (племенными).

Таким образом, основное содержание политических отноше­ний кочевых и полукочевых обществ, и казахов в том числе, зак­лючается в поддержании разумного равновесия между институ­тами племенной структуры и государственной организации. Од­нако такое равновесие было нарушено в период присоединения Казахстана к России, когда раскол в политической элите казахско­го общества привел к острой борьбе между племенными верхуш­ками, и, в конечном счете, между жузами, что не могло не приве­сти к кризису традиционной потестарно-политической организации казахского общества.

Казахское ханство при Салкам Жангире (годы правления - 1643-1652 гг.). Жангир-хан (год рождения неизвестен - умер в 1652 г.) - казахский хан, сын Есим-хана. Он воссел на ханский престол после смерти Есим-хана. Жангир-хан был небольшого роста, но крепкого телосложения. Поэтому в народе его прозвали "Салкам Жангиром".

При Жангир-хане наблюдалось усиление ойрат-жонгаров под предводительством батыра Хунтайджи. Они непрерывно совершали набеги на Казахское ханство. Таким образом, время правления Жангир-хана приходится на трудный период непрерывных завоевательских походов жонгарских феодалов на казахские земли. Согласно некоторым данным, резиденция Жангир-хана располагалась близ Туркестана.

Жангир-хан, заключив союз с Бухарским ханством, вел борьбу против жонгарских завоевателей. Он также стремился установить союзнические взаимоотношения с кыргызами. Целью этого предприятия было обеспечение надежной защиты против жонгарских наступлений, с опорой на кыргызов. Именно в это время день ото дня происходило учащение вооруженных столкновений между ойратскими жонгарами и Казахским ханством. Борьба между правителями двух сторон шла за территории, предназначенные для кочевья, за торговые центры вдоль реки Сырдарьи, которые жонгары хотели прибрать к своим рукам.

Согласно историческим данным, относящимся к тому периоду, при Жангир-хане между казахами и ойратскими жонгарами произошло три крупных сражения. Первое сражение имело место в 1635 г., второе - в 1643-1644 гг., третье - в 1652 г.

В битве 1635 г. казахским войскам, возглавляемым Жангир-ханом, противостояли сильные полчища под предводительством полководца Батура Хунтайджи. Об окончательных результатах этой битвы сведений не имеется, но известно, что в ходе сражения Жангир-хан попадает в плен, но вскоре совершает побег. С того момента Жангир-хан проводит постоянные набеги на жонгар.

Вторая крупная битва началась зимой 1643 г., с наступления Батура Хунтайджи на казахские земли. Жонгары, завоевав большую часть территории Семиречья, захватили в плен около десяти тысяч кыргызов. Услышав об этом, Жангир-хан отправился в поход против жонгар. На помощь ему пришел правитель Самарканда Жалантос батыр (бахадур) с 20-тысячным войском. При поддержке войск Жалантос батыра Жангир-хан одержал в этой битве победу. Батур Хунтайджи вынужден был отступить. Жонгары, потерпев поражение, потеряли в сражении около десяти тысяч человек. Согласно сохранившимся историческим сведениям, в этой битве со всей полнотой проявился полководческий талант и военное мастерство Жангир-хана. В своей борьбе против жонгарских завоевателей Жангир-хан приложил определенные усилия для получения поддержки со стороны моголов. В целях установления с ними добрососедских отношений Жангир-хан посылал к ним две делегации. Эти дипломатические миссии возглавляли сыновья Жангир-хана - султаны Тауке и Алак. Жонгары, не потерпевшие окончательного поражения в битве 1643-1644 гг., также вели активную подготовку к будущей войне. Жонгарский предводитель, объединив свои владения, распавшиеся после поражения в 1643-1644 гг., в один кулак, покупает оружие и боеприпасы в русских городах Сибири.

В 1652 г. в ходе третьей крупной битвы между казахами и жонгарами казахские войска терпят поражение, а сам Жангир-хан погибает. Мужественные действия Жангир хана оказали благотворное влияние на его сына Тауке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.