Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность Тауке -хана




Тауке хан (годы правления 1680-1718 гг.) - один из самых выдающихся государственных дея­телей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в нацио­нальную историю. С его именем связано укрепление государствен­ности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахс­кого ханства в системе международных отношений в Центрально-Азиатском регионе. Особое место в реформаторской деятельности хана Тауке занимала проблема создания правовой системы Казахстана.

"Геродот казахского народа" А. Левшин высоко оценивал деятельность хана Тауке, сравнивая его со спартанским царем Ликургом, чьи законы стали обычным правом древних греков на протяжении нескольких веков. Левшин писал: "...За Джангиром следует сын его хан Тявка (Тауке – прим. ред.)... Это Ликург, это дракон орд казачьих... Он успокоил их после гибельных междоусобий, он остановил кровопролития, продолжавшиеся несколько лет от распрей одних племен с другими. Он убедил всех умом и справедливостью повиноваться себе, он соединил слабые роды воедино для сопротивления сильным, а сильных усмирил и дал всем вообще законы... Было время, - говорят «благоразумнейшие» из киргизов Меньшей Орды, - когда и наш народ жил в покое; было время, когда и у нас существовал порядок; были законы и правосудие.

Сей золотой век, о котором вспоминают они со вздохом, есть царствование знаменитого хана их Тявки, который... был действительно в своем роде Гений, и в летописях казачьих должен стоять наряду с Солонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы".

Как пишет историк В.А. Моисеев: "Годы правления Тауке, бе­зусловно, занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц и мощ­ного отпора неприятелям, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли".

Прежде всего, заботясь о противостоянии джунгарам, Тауке хан всемерно укреплял дружеские отношения с соседями. Были установлены дипломатические отношения с Бухарой, с единоверцами. До этого на территории Бухары и Казахстана совершались разбойные нападения на торговые караваны. Специальным указом Тауке хан строго запретил нападать на караваны, идущие в Бухару и из Бухары. Виновные в совершении нападений подвергались строгому наказанию. В Бухаре действия Тауке нашли полное понимание и были встречены с одобрением. Прекратились нападения на караваны казахских купцов, как ножом отрезало. Однако Тауке хану так и не удалось склонить правителей Бухары к военному союзу против джунгарских захватчиков. Хотя был доволен и теми успехами, которых достиг в отношениях с Бухарой.

В период между 1686-1693 годами Тауке хан отправляет послов в Россию, с целью укрепления торговых отношений между странами. Позже, в 1714 году, когда джунгары нанесли Тауке хану довольно ощутимый удар, он принял решение укрепить дружеские отношения с Россией и заключить с ней союз. Просил помощи у Петра I, чтобы освободить захваченные джунгарами земли.

Тауке хан заслуженно считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончатель­ное оформление юридической системы казахского общества, что дало возможность консолидировать общественные ресурсы для до­стижения общих задач, стоящих перед всей страной.

Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Пытаясь установить равновесие между различными по­литическими группировками, Тауке предоставил бийским советам дополнительные властные полномочия, в частности:

· принятие важных государственных и политических решений;

· исполнение судеб­ных функций;

· осуществление дипломатических и миротворческих инициатив.

В совокупности бийские советы исполняли военные, политические, хозяйственные, правовые и идеологические функции. Одновременно данная мера была направлена на ограничение поли­тического влияния Чингизидов.

Однако здесь следует заметить, что институт бийства существо­вал еще задолго до основания казахского государства. Заслуга Тауке состоит в том, что он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Более того, он установил места проведения советов. Одно из таких мест впоследствии сыграло решающую роль в переломный период истории казахов. Как правило, Тауке проводил ежегодные консультации с биями по актуальным вопросам политики и хозяйства в местечке Култобе под Ташкентом. Благодаря Тауке хану, бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных от­ношений. В отличие от обычных консультативных органов, характерных для традиционных обществ решение совета биев имело обяза­тельный характер и подлежало немедленному выполнению.

Таким образом, авторитет власти среди простого народа стре­мительно рос. Это позволяло динамично развивать политическую ситуацию в стране.

Тауке хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом провозглашался консен­сус. Это прослеживается по распределению голосов в бийском сове­те, где каждый жуз представляет отдельный бий. Бии же устанав­ливали отношения между собой с учетом возрастных категорий. Само создание совета биев являлось также попыткой политического баланси­рования. Таким образом, при Тауке серьезным изменениям подвер­глись, прежде всего, принципы организации власти в казахском обществе.

Реформы Тауке хана коснулись также и правовой системы. Именно при нем были внесены существенные дополнения в обыч­ное право казахов. Свод законов под названием "Жетi Жарғы" (Семь установлений) был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным преданиям, Тауке собрал на Култобе знаменитых биев трех жузов – Толе Алибек-улы (1663-1756), Казыбек Кельдыбек-улы (1667-1763), Айтеке Байбек-улы (1682-1766), которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов, включающий в себя нижеследующие основные разделы:

· Земельный закон (Жер дауы), в котором обговаривалось ре­шение споров о пастбищах и водопоях.

· Семейно-брачный закон, устанавливавший порядок заключе­ния и расторжения брака, права и обязанности супругов, имуще­ственные права членов семьи.

· Военный закон, регламентирующий отправление воинской по­винности, формирование подразделений и выборов военноначальников.

· Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

· Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

· Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяж­кие телесные повреждения.

· Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имуществен­ные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отноше­нию к ним общины и родственников умершего.

В "Уложениях" Тауке хана содержатся нормы уголовного, административного и гражданского права. К сожалению, юридичес­кий документ Тауке хана не дошел до нас в начальной его редак­ции. Отдельные фрагменты были представлены в книге известного исследователя А.Левшина, который записал их из уст казахов, но в русской транскрипции, спустя более ста лет после их составления. Есть основания полагать, что "Уложения" хана Тауке было основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе в течение XVIII-XIX веков.

"Уложения" Тауке хана вносят некоторые дополнения и в патриархальные традиции, что, наверное, является попыткой произве­сти изменения в ценностном потенциале казахов в соответствии с характером производственно-хозяйственных отношений того вре­мени, поскольку положения, касающиеся вопросов уплаты налогов, уже есть признак стремления к созданию механизмов государствен­ного регулирования общественных и хозяйственных отношений. Более того, трудно не заметить классовую направленность самих "Уложений", где очень много положений, определяющих статус власть имущих в системе общественных отношений. Как справедливо отмечает Моисеев, в период правления Тауке хана среди казахов установилось уважение к силе закона.

"Жетi Жарғы", созданное в начале XVIII века, опиралось на более древние законодательства казахского народа, такие как "Древний путь Есим хана" и "Путь, проторенный Касым ханом" и им подобных источников права. Свидетельством этому является провозглашенный в "Жетi Жарғы" "закон возмездия" или принцип талиона (око за око, кровь за кровь, жизнь за жизнь). Принцип возмездия по талиону, хотя и был принят в "Жетi Жарғы", постоянного применения не находил. Нарушители права и потерпевшие по согласию миром все вопросы решали в частном порядке, договаривались между собой. Это значит, что потерпевший вместо требования наказания по талиону имел право требовать с преступника материального возмещения за причиненный ущерб.

Известно, как велико было влияние на уголовное обычное право кочевого образа жизни и патриархально-родового строя. Поэтому уголовное обычное право воспринимается как отражение казахской хозяйственной и кочевой деятельности и отражает образ народного существования.

"Жетi Жарғы", памятуя о могуществе и славе "Великого Тюркского Каганата", утверждает следующее положение: "Тот, кто предает интересы и чаяния тюркских народов, заслуживает смертной казни".

В своих положениях "Жетi Жарғы" не дает определения понятию "преступление", не раскрывает содержания смысла этого понятия, т.к. не было специального соответствующего термина в казахском обычном праве. Вместо него употреблялись слова "жаман iс", "жаман кылык" (дурное дело, дурное поведение). От слова "кылык" позднее образовалось и слово "кылмыс" – преступление.

В утвержденных нормах перечисляются негативные явления, распространенные в общественной жизни, определены меры наказания и пресечения за убийство, воровство, грабеж, устройство смуты, супружескую неверность, нанесение телесных повреждений, изнасиловании похищение женщины, вступление в запрещенные браки, вступление в половую связь с замужней женщиной, богохульство, принятие христианства и т.п.

По "Жетi Жарғы", ответственность за совершенное преступное деяние наступала с 13 лет. Поговорка "В 13 лет человек хозяин своего очага" отражает обязанность каждого лица нести ответственность за свои поступки. Казахское уголовное право не распространялось на умалишенных, умственно отсталых людей. К субъектам преступления не относились и рабы, невольники. За преступления, совершенные этими людьми, несли ответственность их хозяева. Беременные женщины, которые убили кого-то, не привлекались к ответственности, на них налагалась иная кара - народ проклинал их.

В "Жетi Жарғы" предусмотрены правила наказания правонарушителей и меры наказания по степени тяжести совершенного преступления. Существовало три вида наказаний: наказание смертью, материальным возмещением, бесчестьем.

Материальное возмещение подразумевало также и раздел скота преступника между людьми (талау).

За воровство, грабеж, насилие, прелюбодеяние предусматривалось наказание смертью. Хотя, убийца мог избавиться от казни, платя кун. По правилам "Жетi Жаргы" родственники убитого или изувеченного человека имели право заменить наказание, иначе говоря, совершивший убийство мог откупиться имуществом и освободиться от наказания смертью. Кун (перс.: хун – кровь) - в обычном праве казахов плата за убийство или увечье, уплачиваемая убийцей или, чаще всего, его родичами роду убитого или потерпевшего. Уплата куна освобождала от кровной мести. За убийство мужчины по обычному праву полагалось 1000 баранов, за женщину - 500. За увечье – в зависимости от степени ущерба. Но эта норма не распространялась на тех, кто лишил жизни представителя сословия торе или ходжа. В этом случае убийца обязывался выплатить кун, семикратно превышающий установленную норму. Это положение указывает на то, что торе и ходжи в казахском обществе пользовались особыми привилегиями. Помимо этих норм, в "Жетi Жаргы" существовал порядок выплаты дополнительного куна. Повышенный кун двух видов: кун на искусство и кун на кости.

Первый вид куна был введен для особой категории людей: акынов, полководцев, известных борцов, ораторов, ученых людей. В данном случае убийца выплачивал кун в двойном объеме, как за убийство двух простых людей. Таким образом казахский народ отдавал дань искусству, выразил способность ценить прекрасное. При этом сословие не играло никакой роли, критерием было служение народу, приобретение известности своим искусством, талантом.

Кун на кости налагался в случае, когда убийца уничтожал следы своего преступления - тело жертвы, и родные не могли его предать погребению.

Существовало множество видов искупления вины, мера наказания зависела от степени виновности нарушителя закона. Например, самым тяжелым наказанием за воровство была "айбана". Человек, приговоренный к айбане, обязывался вернуть в невредимости похищенный или украденный скот и сверх того количества - "уш тогуз", в переводе "три по девять" (27 голов скота). "Девятки" могли быть разных видов: "каска тогуз" - девять голов одного вида скота," туйе бастаткан "тогуз"- девять во главе с верблюдом, "ат бастаткан тогуз" - счет девяти голов начинается с лошади, "огиз бастаткан тогуз"- с быка, и "токал тогуз" - сокращенное девять, состоящее из восьми баранов без начала.

О "айбане" русский исследователь Н.Рычков в 1771 году писал: "Совокупность законоположений, направленных против воровства, носит у казахов название "айбана". По силе этих законов задержанный с лошадью или с овцою похититель, приведенный к старшине улуса, повинен уплатить 27 лошадей или овец".

Также допускалась барымта как способ насильственного исполнения приговора судей, если ответчик уклонялся от исполнения своего обязательства. Поэтому барымту в том значении, какое ей придавал "Жетi Жаргы", ни в коем случае нельзя примитивно считать только лишь кражей скота.

Наказание третьего вида - наказание бесчестьем, применялось внутри одного рода. Наиболее тяжкой мерой наказания при этом являлось изгнание из рода. Основная цель - устыдить преступника прилюдно, при всем народе.

Достаточно широко в "Уложении" Тауке хана регламентировались семейные отношения. Изнасилование женщины приравнивалось к убийству, и потому виновный подвергался смертной казни или уплате мужу куна за жену и родственникам – за девицу.

Муж, узнавший об измене жены, но лично не заставший ее со своим соперником, мог просить судей о приговоре к смертной казни неверной жены и ее соблазнителя, если преступление их доказано; если же четыре благонадежных человека присягнут за них в невиновности, то суд не подвергает их никакому взысканию.

Если жена или члены семьи знали о преступлении, которое совершил их отец, и не донесли, то они не подвергались никакому наказанию. Синдром Павлика Морозова был исключен.

Необычная даже для сегодняшнего, считающим себя достаточно цивилизованным, общества статья, относящаяся, скорее, к этическим нормам, приняла в "Уложении" силу закона: "Обидевший женщину обязан просить у нее прощения, а в случае отказа в оном платить бесчестье". В данном случае это был "ат-тон аип", т.е. обидчик дожжен был заплатить лошадь и халат или лошадь и тулуп - в зависимости от времени года.

По законам хана Тауке, вступление в брак считалось возможным с 13 лет. "В 13 лет хозяин своего очага" - эта поговорка наследие тех времен. Второе условие - экзогамное табу, т.е. запрет вступать в брачные отношения родственникам, имеющим одного общего предка до седьмого колена. Это была, прежде всего, забота о здоровье потомства. Третье условие - уплата калыма родителями жениха.

В "Жетi Жаргы" хана Тауке был предусмотрен и институт аменгерства. Аменгерство - это положение, согласно которому овдовевшая женщина должна была выйти замуж или за брата своего покойного мужа или за кого-нибудь из его родственников. Это положение отражено в поговорках: "Умер старший брат - жена наследство брата", "Умер младший брат - невестка наследство старшего брата", "Вдова хотя и уйдет от мужчины, но не уходит от рода". В таких поговорках отразился закон, применявшийся в те давние годы. Аменгерство подробно обсуждалось аксакалами рода, кровными родичами. У покойного оставалась семья, дети, имущество, хозяйство. Во-первых, если вдова уходила с детьми в чужой род, то ее дети, попадая к отчиму, вряд ли могли рассчитывать на счастливое детство. Кроме того, род покойного не мог допустить передачу детей в чужой род, так как дети считались продолжателями рода отца и, следовательно, наследниками и продолжателями его дела и состояния. Во-вторых, не было смысла отдавать в чужие руки нажитое имущество и хозяйство, остававшиеся у вдовы после смерти мужа. В-третьих, казахи свято чтили право ребенка на материнскую заботу, а дети в любом случае оставались в отчем доме. Таким образом, институт сиротства был исключен в казахской степи. Учитывая эти факторы, мыслители, составлявшие "Жетi Жаргы", в нормах брачных отношений установили обязательным для вдовы вторичное замужество за младшим или старшим братом покойного мужа. Но в любом случае последнее решение оставалось за женщиной.

Если у покойного не было братьев, то по решению совета аксакалов вдову сватали за кого-нибудь из дальних родственников. Таким образом, родственники покойного мужа становились для вдовы ее покровителями. При кочевом образе жизни уклонившиеся от аменгерства женщины были редкостью. В случае, если вдова уклонялась от аменгерства, то ее дети, имущество и хозяйство оставались у родичей покойного мужа, уходила одна вдова. При сочетании новым браком приглашалась родня жены для благословения.

"Жетi Жаргы" позволял в случае смерти жены взять в жены ее сестру. Логика Тауке хана была такова: младшая сестра будет печься о детях старшей, как о родных, не оставит на произвол судьбы. Однако это положение не было юридической нормой, оно осуществлялось с согласия сторон. Если сестра вдовы не принимала предложения зятя, то суд биев ничем помочь не мог.

Бесспорно, "Жетi Жаргы" испытал влияние ислама и шариата. Так, например, при заключении договора сватовства, похоронах и других семейных событиях было желательно, но не обязательно присутствие муллы.

Также под влиянием ислама "Жетi Жаргы" ввел институт многоженства. Известно, что по шариату мужчина имеет право содержать четырех жен. "Жетi Жаргы" не ограничивал количество жен, это предоставлялось на усмотрение человека, зависело от его состоятельности, социального положения и т.п.

Через законы Тауке были установлены лозунги всех племен, родов и отличительные знаки всего материального богатства, применялись меры для укрепления авторитета ханской власти. Наряду с этим в практику была введена новая система налогов.

Помимо создания военно-политического союза с кыргызами против жонгарского нашествия, Тауке был сильно заинтересован в развитии региональной торговли. Историческими источниками за­фиксированы переговоры Тауке хана с бухарским правителем Субханкули по поводу Ташкента. Но усложнившаяся на юге военная обстановка не позволила обеим сторонам полностью развернуть торгово-экономическое сотрудничество. Результатом всего этого ста­ло то, что Тауке хан решил пойти на сближение с Россией.

Однако, Россия, как известно, в то время еще не торопилась сближаться со среднеазиатскими владениями, и российские эмисса­ры постоянно контактировали с жонгарами, активно развивая воен­ное сотрудничество. Несмотря на все эти факты, Тауке все равно пытался привлечь внимание России к Казахстану с тем, чтобы обеспечить безопасность казахских кочевий. Но полностью осуще­ствить свои замыслы Тауке хан не успел. Он умер в 1718 г.

Известные ученые сходятся во мнении, что первоначальная форма государственного управления в казахском обществе имела много общего с советом аксакалов. Поэтому государственность, которую строил Тауке хан, по своей структуре напоминает последнюю ступень родовой общественной формации, т.е. военную демократию. Традиции родовой структуры управления и признаки вновь складывающейся государственности осуществовали и дополняли друг друга.

При этом организация власти и управления на данной ступени общественного развития казахской кочевой цивилизации базировалась на следующих принципах:

- во-первых, кочевая цивилизация казахов в течение многих столетий выработала этико-нормативные порядки, соблюдение которых обеспечивалось не принуждением, не угрозой применения наказания, а сознательным исполнением, потому что личные интересы индивидов-кочевников с младенческих лет формировали коллективную, общинную психологию. В плане управления это означает, что в кочевом обществе моральная власть всегда нейтрализовала влияние политической и классовой власти, стояла выше их;

- во-вторых, возникающие из повседневной кочевой жизни социальные противоречия весьма эффективно и результативно разрешались на родовом совете на основе укоренившихся традиций и обычаев, решения которого имели силу закона, ибо степная демократия твердо придерживалась правила: младший подчиняется старшему, дети - отцу, члены рода - старейшинам;

- в-третьих, "Совет биев", бии родов, племен рассматривали случаи, когда конфликтные ситуации в силу особой сложности и психологической взрывной опасности могли перерасти в межродовые, межплеменные столкновения, чреватые появлением кровной вражды, переходящей из поколения в поколение.

После смерти Тауке хана междоусобные распри в Казахском ханстве вспыхнули с еще большой силой. Лишь некоторые ханы смогли продолжать начатую Тауке ханом политику, однако прежнего авто­ритета у центральной власти уже не было.

Тем не менее, в народе до сегодняшних дней сохранилось осо­бое уважение к личности Тауке хана как человеку, сумевшему объе­динить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка.

Легендарные бии. После появления "Уложения" Тауке хана с развитием общества и усложнением экономических, политических, социальных отношений возникающий правовой вакуум заполнялся законотворчеством биев на местах, на которых была возложена почетная обязанность претворять законы "Жетi Жаргы" в реальность, толковать их и принимать по ним решения.

А. Л. Леонтьев объясняет происхождение слова "би" таким образом: "Само слово "бий" происходит от глагола "билейдi", что означает "управляю". В период до октябрьского переворота основательно изучившим общественное положение и роль биев был Чокан Валиханов. В одном из своих трудов "Записки о судебной реформе" он пишет: "Возведение в звание бия не обусловливалось у киргиз каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, киргизу нужно было не раз продемонстрировать перед народом свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику".

В народе очень много пословиц и поговорок, которые восхваляют биев, их справедливость и глубокий ум. Например, "У настоящего бия нет родных, а у бия с родственными связями нет совести", "Отец - советчик сыну, бий – советчик народу", "Умный оратор речью подчинит себе весь народ".

Нельзя сказать, что каждый второй степняк был выдающимся оратором, но мудрых, блестяще остроумных людей среди биев было немало. Этому свидетели история, казахский фольклор. О роли ораторов-биев при решении споров и тяжб с восхищением писали видные деятели Европы, побывавшие на казахской земле. Например, Бронислав Залесский отмечал: "Казахи красноречивы, и сами они считают это признаком хорошего воспитания или благородного происхождения. Высокопоставленное лицо при разговоре иногда начинает пересыпать свою речь остроумными фразами и образными выражениями к удовольствию слушателей..." А сосланный в Казахстан в XIX веке польский революционер Адольф Янушкевич в своих записках не перестает удивляться искусству красноречия и ораторскому мастерству казахских биев. Свои мысли он излагает таким образом: "Несколько дней тому назад я был свидетелем столкновения между двумя враждующими партиями и с удивлением рукоплескал ораторам, которые никогда не слышали о Демосфене и Цицероне".

Таким образом, все споры между жузами и племенами стали решаться при участии популярных и авторитетных среди всех трех жузов биев (Толе, Казыбек, Айтеке и др.). Группа биев, принимая участие в управлении ханством, процессах законотворчества и судопроизводства, постепенно обретала властные полномочия на местах. В связи с этим, хотелось бы коротко рассказать об этих выдающихся личностях, оставивших яркий незабываемый след в истории Казахстана и народной памяти.

Айтеке би Байбекулы (1644-1700 гг.) - казахский би, возглавлявший Младший жуз до Абулхаир-хана. Айтеке би является близким родственником великого Жалантос-батыра, который правил Самаркандом и его округой при Есим-хане.

Айтеке би, являясь одним из влиятельных биев казахского ханства при правлении Тауке-хана, сделал ощутимый вклад в разработку и принятие «Жеты жаргы». Этот сборник законов играл большую роль в процессе дальнейшей феодализации казахского общества. Айтеке би официально был советником хана. Он принимал активное участие в строительстве единого централизованного казахского ханства. Вместе с Толе би и Казыбек би Айтеке би как бы пронес через годы эстафету казахской государственности от Тауке-хана до Абылая. Он думал и заботился о том, чтобы все три жуза казахского государства были в единстве, сплоченности и согласии.

Айтеке би проявил себя мудрым, справедливым бием, судьей при решении сложных внутренних и международных проблем, человеком сильного ума, одаренным военным деятелем, внесшим большой вклад в организацию отпора джунгарским завоевателям. Он также обладал большим талантом ораторского искусства, был человеком умеющим убеждать людей.

Айтеке би, начиная с 25-летнего возраста, постоянно принимал участие в ежегодных сборах авторитетных людей и правителей трех жузов, которые проводились сначала в Ордабасы, затем в Култобе и Улытау. На этих собраниях, которые стали традиционными со времен Тауке-хана, обсуждались проблемы практического упрочнения единства нации. На этих собраниях разрешались споры между биями, которые порождались различного рода разногласиями и случаями откровенной вражды между жузами и родами. Слово Айтеке би имело большой вес при разрешении тех или иных разногласий. Айтеке би, пользовавшийся непререкаемым авторитетом, порой выступал сдерживающим фактором в горячих спорах, происходивших между отдельными биями, сохраняя разумный паритет мнений. Многие прислушивались к нему и последнее слово, как правило, оставалось за ним. У Айтеке би было три сына: Отебас, Косыбай и Жалтыр. Он умер в возрасте 57 лет и был похоронен в 75 км от Ташкента близ поселка Кауыншы.

Толе би Алибекулы (1657-1756 гг.) - казахский общественный деятель, прославленный оратор, главный би Старшего жуза, один из создателей «Жетi Жаргы». В династии Кудайберды, представителем которой является Толе би, до него не было ни биев, ни баев. Все предки Толе би были простыми крестьянами-шаруа, называвшимися «чернью».

Толе би был человеком образованным, грамотным, с детского возраста впитавшим традиции ораторско-поэтического искусства своего народа. Принимая участие в собраниях биев с 15 лет, Толе би прославился среди народа своей справедливостью и ораторским искусством.

В то время казахское и джонгарское ханства находились в постоянной взаимной вражде. В силу того, что после смерти Тауке-хана Казахское ханство начало распадаться, Толе би, оставаясь правителем Старшего жуза, попал во временную зависимость от джонгарских завоевателей. Невзирая на то, что ему приходилось время от времени платить им дань, Толе би проводил политическое правление по-своему. Весьма заметной представляется роль Толе би в объединении и освобождении казахских общин от джонгарского гнета. Согласно некоторым сведениям, Толе би способствовал возвышению султана Абылая.

Толе би вместе с главным бием Среднего жуза Казыбеком Келдибекулы и главным бием Младшего жуза Айтеке Байбекулы был главным советником Тауке хана, прозванного в народе благословенным. Толе би участвовал в претворении в жизнь мер по утверждению Тауке-ханом Туркестана столицей Казахского ханства, подчинению трех жузов одному центру, развитию единого Казахского ханства, формированию военного союза родственных казахского, каракалпакского, кыргызского и узбекского народов против джунгаро-ойратских завоевателей.

Толе би также приложил много усилий к формированию и развитию отношений между Россией и Старшим жузом. В 1749 г., отправив послов во главе со своим племянником Айтбаем к Оренбургскому губернатору И.И.Неплюеву, Толе би выразил готовность перейти под подданство России. Неплюев в своем ответном письме к Толе би от 26 сентября 1749 г., поддержав его желание присоединиться к России, выступил с просьбой приложить усилия для развития торговых отношений между двумя странами.

Дар руководителя и оратора Толе би особо проявился и период дробления Казахского ханства и завоевательских походов джонгар, которые, воспользовавшись ситуацией, хотели уничтожить казахский народ, а оставшихся подвергнуть «Годам лихолетья». Толе би, создав вместе с Kaбанбай-батыром, Богенбай-батыром и Жанибек-батыром единый народный фронт, возглавил освободительную войну.

В устном народном творчестве сохранилось много исторических легенд о Толе би. В народе получило широкое распространение великое множество афористических высказываний, пословиц и парадигм, связанных с его именем. В Шымкенте, Туркестане и Ташкенте, где он в свое время правил, Толе би принимал активное участие в строительстве архитектурных сооружений, которые предназначались для пользования широкими кругами населения. Имя Толе би тесно связано с крупными историческими событиями, происходившими не только в Старшем жузе, но и в Среднем и Младшем. Толе би был похоронен в городе Ташкенте, где он правил в течение 12 лет, рядом с дедом Бабура по материнской линии — Жунис-ханом.

Казыбек би Келдибекулы (1659-1775 гг.) - прославленный казахский би конца XVII - первой половины XVIII вв. Для установления единой власти над всеми тремя казахскими жузами Тауке-хан назначил во главе каждого жуза известного в народе бия, бием же Среднего жуза стал Казыбек би. Как было отмечено выше, Казыбек би участвовал в разработке «Жетi Жаргы».

Принимая активное участие в государственном управлении при ханах Тауке, Семеке, Адильмамбете и Абылае, Казыбек би имел ощутимое влияние в вопросах внутренней и внешней политики. Он являлся одним из первых организаторов народной борьбы против жонгарских завоевателей. В 40-х гг. XVIII столетия, когда Абылай-хан попал в руки жонгар, Казыбек би принимал активное участие в вызволении его из плена.

Уже при Семеке-хане Казыбек би, выражая свою приверженность России, присягнул русскому императору. В 60-е гг. XVIII в. империя Цинь в целях привлечения Казыбек би на свою сторону вместе со своими послами отправляла ему множество дорогих подарков. Но Казыбек би выразил протест против перехода под патронаж Китая. Он призывал Абылай-хана не вступать в тесные взаимоотношения с Циньской империей. В народе Казыбека би прозвали «звонкоголосый».

В заключение хотелось бы отметить, что бии имели широкие права разъяснения, толкования закона, вынесения судебных решений, а также правотворчества, т.к. прецедент в суде биев приобретал норму права. Также важно отметить, что соблюдался демократические принципы гласности и состязательности, решения казахских биев принимались открыто, гласно, суд совершался прилюдно, без излишней волокиты. Сами же бии избирались по желанию обеих спорящих сторон, тогда проигравшая сторона не могла иметь претензий к справедливости вынесенного решения по той причине, что би был избран по ее желанию. Со времен Тауке хана установился "жүгініс" - институт рассмотрения межродовых тяжб, споров, столкновений, где возникшие проблемы рассматривались уже коллегией биев.

К сожалению, после вхождения казахского общества в состав России и принятия в 1867-1868 годах "Временных положений" институт биев был ликвидирован и введены должности чиновников, избираемых на три года. В состав "Народного суда" теперь, как грибы после дождя, вместо былых ораторов стали вливаться чиновники, взяточники, снюхавшиеся с колониальной администрацией и готовые продать все и вся за чины и привилегии. Обладателем звания би теперь мог быть лишь так называемый "народный судья", утверждаемый губернатором на определенный срок, после окончания которого он лишался этого звания. Не имевшие в своем распоряжении ни тюрем, ни других карательных органов, и располагавшие только мудрым словом, основывающиеся только "на частном авторитете" бии-ораторы были отстранены от управления казахским обществом.

Этническому и общественному сознанию нашего народа этот процесс ликвидации ораторского искусства, духовной, правовой культуры нанес непоправимый урон, который отразился на всей жизни народа. В связи с этим нельзя не вспомнить высказывание крупного русского востоковеда Григорьева В.В. (XIX век) о том, что казахскому праву «Жетi Жаргы» и правосудию биев «могли бы позавидовать ранее цивилизовавшиеся народы».

Би как судья, суд биев как судебная власть продолжают и ныне, в условиях современного Казахстана, олицетворять высший эталон справедливости и официально используются как достойные подражания модели профессионализма и честного отношения к отправлению судебной функции. Так, для обеспечения максимальной справедливости при рассмотрении наиболее сложных уголовных дел (предусматривающих наказание в виде смертной казни), с января 2007 г. в Казахстане был введен суд с участием присяжных заседателей, который носит наименование «билер алкасы», что переводится «коллегия биев». В этом выражена дань памяти великим судьям-биям - судам биев, для которых независимость, профессионализм, философское размышление, ораторство, предельная справедливость и честность были основополагающими принципами их судебной жизненной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.135 сек.