Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Казахстан в период октябрьского переворота. Установление советской власти и гражданская война (1917-1920 гг.)

Республика Казахстан во внешнем мире

Общественно-политическое и культурное развитие Республики Казахстан

Социально-экономическое развитие Республики Казахстан

О 993 году приняа наступае года,обустройства нового сообщества. Государств, заключение Экономического Союзамических и социальГосударственное строительство Республики Казахстан.

После обретения Казахстаном независимости начался динамич­ный процесс развития суверенной государственности. В политичес­кой сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики с последующей реформой парламентской власти, пред­полагающей профессиональный Верховный Совет. На основании За­кона «О местном самоуправлении в областях, городах и районах» прове­дена реформа исполнительной власти. На переходный период введе­ны должности глав администраций, на которых возложена вся полно­та ответственности за состояние экономики, выполнение президентс­ких и правительственных решений на местах. Назначение и досрочное освобождение глав администраций осуществляется строго по верти­кали: Президентом республики и главами вышестоящих администра­ций. За Советами было оставлено право разрабатывать и утверждать бюд­жет, контролировать ход его выполнения, вести работу с депутатами, руководить деятельностью постоянных комиссий, разрабатывать стра­тегические направления развития регионов, сотрудничать с различ­ными общественными организациями.

В январе 1992 года для организации работ по подготовке новых государственных символов и атрибутики Верховным Советом была организована рабочая группа. Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза, 42 письменных предложения по проекту флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта гимна. В конечном итоге 4 июня 1992 г. Верховным Советом были утверждены Государственные флаг, герб и гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются от­ражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую са­мобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан. Автор Государственного флага Республики Казахстан - Ш. Ниязбеков. Бирюзовое поле символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие; золотое солнце — покой и богатство; степной орел - щедрость и зоркость, высоту помыслов; верх - шаңырак — символизирует отчий дом. Орнамент на флаге изображен в стиле қошқар мүйіз (бараний рог). Этот древний орнамент известен на террито­рии Казахстана с эпохи ранних кочевников.

Авторы Государственного герба — архитекторы Ж. Малибеков и Ш. Валиханов. В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, в нижней — надпись «Қазақстан». В цветном изображении — два цве­та: золото и бирюзовый. Шаңырак - верхняя сводчатая куполообраз­ная часть юрты - напоминает небесный свод, символизирующий мир, Вселенную. Конь — спутник жизни кочевников, а крылатый скакун-тулпар означает устремление к сильному, процветающему государ­ству. Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присо­единиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли.

Музыку Государственного гимна композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латифа Хамиди сохранили в прежней редакции. Авторами текста гимна стали Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева. Текст гимна принят 4 декабря 1992 г. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во вто­ром — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

7 января 2007 года Указом президента РК Н.А. Назарбаевым были внесены изменения и дополнения, имеющий силу конституционного закона «О государственных символах Республики Казахстан», где вместо старого гимна предлагался текст нового гимна. Новым гимном страны стала знаменитая песня «Менің Қазақстаным» - «Мой Казахстан». Песня на мелодию Шамши Калдаякова и слова Жумекена Нажмиденова десятки лет пользовалась огромной популярностью в народе. Песня, ставшая гимном, давно признана настоящей поэмой народной души. Ее слова теперь соединил с реалиями времени соавтор Гимна Казахстана – Президент Н.А. Назарбаев.

28 января 1993 г. Верховный Совет республики принял первую Конституцию независимого Казахстана, служащую фундаментом со­здания правового государства, гарантом становления его государствен­ности, обеспечения независимости, экономического, культурного и научно-технического прогресса. Согласно Конституции Республика Казахстан — демократическое, светское и унитарное государство, обес­печивающее равные права всем своим гражданам. Подчеркивается це­лостность, неделимость и неприкосновенность его территории. Госу­дарственная власть в Республике Казахстан основывается на принци­пе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, единственным источником государственной власти признается народ Казахстана.

Полномочия Верховного Совета Казахской ССР, избранного в 1990 г., истекали в 1995 г. Однако в конце 1993 г. в политической жизни республики произошли резкие изменения. В ноябре 1993 г. Алатауский райсовет народных депутатов принял беспрецедентное решение о самороспуске. Депутаты райсовета опубликовали обраще­ние к депутатам Верховного и местных Советов с призывом саморас­пуститься. 9 декабря Верховный Совет принял закон «О досрочном пре­кращении полномочий местных Советов народных депутатов Республики Казахстан». Более 200 из 360 депутатов Верховного Совета также сложили свои полномочия досрочно. 10 декабря Указом Президента вводится в действие Закон «О местных представительных (маслихаты) и исполнительных (администрация) органах Республики Казахстан».

Маслихаты должны были избираться населением сроком на пять лет, главы областных администраций (акимы) — назначаться Прези­дентом. 17 декабря 1993 г. был опубликован Кодекс Республики Ка­захстан «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому пред­лагалась новая (мажоритарная) система выборов в парламент из 117 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. 7 марта 1994 г. состоялись выборы в парламент республики. Но в ряде мест они про­шли с нарушениями. Один из кандидатов в депутаты парламента, не прошедший этап регистрации, Т.Г. Квятковская, предъявила иск Цен­тральной избирательной комиссии в Конституционный суд Казахста­на о нарушении Кодекса «О выборах» в Абылайхановском избиратель­ном округе. После длительного разбирательства Конституционный суд Республики Казахстан признал нелегитимность полномочий де­путатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распу­щен.

В условиях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 г. законно избранного Верховного Совета на период до избрания нового состава парламента на основании Закона «О временном делегировании Пре­зиденту Республики Казахстан и главам местных администраций до­полнительных полномочий» Президенту были предоставлены право принятия решений законодательного характера и иные полномочия. До проведения выборов в новый парламент в октябре 1995 г. Прези­дентом республики был издан пакет указов, регламентирующих раз­личные стороны экономики, социальной политики и т.д. 29 апреля 1995 г. состоялся референдум о продлении сроков полномочий Пре­зидента до 2000 г. По официальным данным, в голосовании приняли участие свыше 91% граждан, имеющих право голосовать, свыше 95% из них высказались за продление полномочий.

30 июня 1995 г., выступив на 2-й сессии Ассамблеи народов Казахстана, Президент Н. Назарбаев поставил вопрос о принятии новой Конституции Казахстана. При этом Н. Назарбаев обосновал необходимость принятия новой Конституции тем, что действовавшая на тот момент Конституция 1993 г., выполнив свою миссию, уже не отвечала вопросам времени.

30 августа 1995 года, в результате проведенного референдума была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, рационально решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночным преобразованиям. В соответствии с положениями Конституции, Президент не только возглавляет исполнительную власть, но также осуществляет арбитражные и церемониальные функции. Кроме того, он является символом и гарантом единства народа и государственной власти.

Конституция РК 1995 г. завершила работу по законному строительству независимого государства, начатую с принятием Декларации о государственном суверенитете республики (1990 г.) и Конституционного Закона РК "О государственной независимости Республики Казахстан" (1991 г.). В ней были доведены до приемлемого конца те предпосылки, которые уже содержались в Конституции 1993 года, закреплена стратегическая цель: «…Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы”.Конституция 1995 года в новейшей истории страны стала водоразделом, проводящим границу между двумя этапами. Сущность их заключена в том, что, несмотря на независимость страны, в ней еще слишком многое сохранялось от советской системы, что порождало губительное противоречие между новым и старым, живущим бок о бок и не смешивающимся в единую целостность. Противоречивость и двойственность – вот основная характеристика начального периода становления страны и ее Конституции (1993 год) полностью соответствовала тому времени. Конституция Казахстана, принятая в 1993 году, хоть и ушла на полшага вперед от теории и практики былого государства, все же полностью освободиться от его постулатов по объективным и субъективным причинам не смогла. Основное противоречие заключалось в неопределенности формы правления. В чем и был основной изъян Конституции 1993 года: нельзя говорить о крепком здании государственности, если нет четкого представления, какой будет наша республика – парламентской или президентской. Это же порождало нестыковку действий между различными ветвями власти и постоянные конфликты между ними, что в условиях переходного периода, когда особенно важна согласованность действий и повышенная управляемость всей системы для эффективного проведения реформ, просто губительно. Главное содержание старой Конституций – система сдержек и противовесов, обеспечивающая координацию ветвей власти и действие государственных институтов в русле демократических норм. Система сдержек и противовесов – не слияние ветвей власти, угрожающее демократии, не конфликт между ними, парализующий государственное управление, а эффективное функционирование, оптимальное их соотношение в рамках данной системы. Поэтому к 1995 естественным путем созрел вопрос о новой Конституции, которая должна была преодолеть недостатки прежней. К тому же первая Конституция больше была нацелена прежде всего на выведение страны из кризиса – экономического и политического. Заслуживает внимания механизм, которым была принята новая Конституция – референдум и предшествующий ему этап всенародного обсуждения, проходивший с 30 июня по 30 июля 1995 года. Подобная система нехарактерна для развитых демократических обществ, но в то же время для стран, не имеющих такого опыта, она представляется необходимой. Таким путем были решены две задачи. Первая из них – легитимация новой Конституции через факт обсуждения и принятия ее народом. В течение месяца имели место 33 тысячи коллективных обсуждений. Граждане, коллективы, сходы по месту жительства, маслихаты, общественные объединения высказали около 30 тысяч предложений и замечаний. В результате в 55 статьях новой Конституции были внесены 1100 поправок и дополнений. Таким образом, Основной Закон является в подлинном смысле «народной Конституцией». И вторая задача – консолидация общества и фокусирование внимания на новую Конституцию, с тем чтобы каждый гражданин почувствовал значение этого события. Общегосударственные мероприятия такого масштаба и значения всегда имеют особый смысл, позволяя ощутить общность, в которой и создается гражданин. Недавно обретенная независимость приводит к тому, что чувство государственной идентичности еще недостаточно развито. То же относится и к структуре общества. Кризис разрывает привычные нити социальных связей, и их уже не восстановить в прежнем виде. Полноценное и развитое общество – это прежде всего переплетение линий коммуникации между людьми. Создание этой сети есть создание единой общности, где люди могут назвать, кто они, где живут, к чему стремятся. На пути преобразований в поддержку новой Конституции проголосовало 81,9 процента казахстанцев, принявших участие в референдуме, впервые в истории страны самому народу была представлена возможность сделать выбор – идти по пути дальнейших преобразований, по пути прогресса, построения свободного, равноправного общества или по-прежнему оставаться между прошлым и будущим. Народ голосованием однозначно ответил «да» продвижению вперед, выражая этим свою суверенную волю. Начался новый этап развития страны, на который первостепенное влияние оказывала Конституция 1995 года. В результате ее принятия в республике была реализована основная система, необходимая для нормального функционирования демократических институтов – система сдержек и противовесов. Республика получила то, что необходимо для стабильного развития государства: президентскую форму правления, современную структуру Парламента, четко выстроенную систему власти.

6 сентября 1995 г. в резиденции Президента состоялась торже­ственная церемония официального представления новой Конститу­ции, после чего ее официальный текст был передан на хранение в Центральный государственный музей. 30 августа объявлен государ­ственным праздником - Днем Конституции. Новая конституция состояла из восьми разделов, на данный момент связи с введением изменений состоит из следующих разделов: 1. Общие положения; 2. Человек и гражданин; 3. Президент; 4. Парламент; 5. Правительство; 6. Конституционный Совет; 7. Суды и правосудие; 8. Местное государственное управление и самоуправление; 9. Заключительные и переходные положения. В новой Конституции декларировалось идеологическое и политическое многообразие. С новых позиций были рассмотрены и проблемы собственности — вве­дена частная собственность на землю. Кроме того, в Конституции подчеркнуто, что признаются и равным образом защищаются госу­дарственная и частная собственность. 7 декабря состоялись выборы в двухпалатный парламент Казахстана.

В целях совершенствования административно-территориаль­ного устройства государства упразднены Жезказганская, Кокшетауская, Семипалатинская, Талдыкорганская, Торгайская области, более 35 сельских и городских районов, малые города отнесены к категории районного подчинения. Эти меры способствовали дальнейшему укреплению государственного строя, сокращению расходов бюджетных средств.

7 октября 1998 г. на совместном заседании Сената и Мажилиса был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», устанавливающий сроки полномочий Президента – 7 лет, депутатов Сената – 6 лет, Мажилиса – 5 лет, вместо существующих соответственно 5 лет. Изменен возрастной ценз для избрания главы государства – нижний предел возрастал с 35 до 40 лет, верхний не регламентируется. Изменился и порог для прохождения в Мажилис представителей партий – с 10 % голосов избирателей на 7 %. Парламент также принял постановление о досрочном проведении выборов Президента, которые на альтернативной основе состоялись 10 января 1999 г. В намеченный срок выборы состоялись. По официальным данным за Н.А. Назарбаева проголосовало более 80% избирате­лей.

В мае 1999 г. были внесены очередные изменения в законодатель­ство Казахстана о выборах, существенно преобразившие законодатель­ную базу избирательной системы. Законом была предусмотрена но­вая, смешанная, избирательная система, согласно которой 10 мест в парламенте распределялись на основе пропорционального представи­тельства, а на оставшиеся 67 мест делегаты избирались по одноман­датным избирательным округам. 10 октября 1999 г. состоялись выбо­ры в парламент республики по новой, смешанной, избирательной системе. В октябре 1999 г. Центральная избирательная комиссия Ка­захстана подвела официальные итоги голосования, согласно которым в республике прошли, безусловно, демократические выборы.

В июле 2000 г. вступил в силу кон­ституционный Закон «О первом Президенте Республики Казахстан», который усиливал его неприкосновенность и исключал привлечение к ответственности Н. Назарбаева после отставки (кроме случая госу­дарственной измены).

Дальнейшее развитие политической системы было рассмотрено президентом, им были даны поручения исполнительному органу в своем послании «Новый Казахстан в новом мире» в 2007 году. Основной задачей на новом этапе является дальнейшее укрепление основ открытого, демократического и правового государства, в котором гармонично сочетаются как общепризнанные демократические ценности, так и традиции нашего многонационального и многоконфессионального общества.

По реализации дальнейших системных демократических реформ работали постоянно действующее совещание, потом национальная комиссия, в числе которых были депутаты, политические партии. Они объездили все регионы страны, встречались с общественностью, общественными движениями, собрали много материалов. Государственная комиссия, обобщив рекомендации, подготовила конкретные предложения по дальнейшим преобразованиям в государстве.

После озвучения послания народу последовали весенние преобразования в Конституцию страны. По Конституции РК Президент избирается сроком на пять лет, а не на семь, как было установлено ранее. Также президент назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты. С согласия Мажилиса парламента назначает на должность Премьер-министра Республики, а также с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и освобождает их от должностей. Нововведения коснулись и Парламента. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Так страна вступила в новый этап политической модернизации. Этот этап характеризовался более значимой ролью парламента и усилением веса партий в политической системе. Старт преобразованиям был дан конституционной реформой, проведенной по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева.

По предложению главы государства в Казахстане заметно увеличилась численность депутатского корпуса. Это обеспечит представительство в парламенте более широкого спектра партий и крупных социальных страт. Так, из 107 депутатов мажилиса 98 будут избраны строго по партийным спискам, а оставшиеся восемь доизбираются Ассамблеей народа Казахстана, консультативно-совещательным органом при президенте страны. Этот механизм гарантированного представительства этнических групп принципиально важен для стабильности такой многонациональной страны, как Казахстан.

Одновременно с конституционной реформой президентом Казахстана был предложен переход от преимущественно мажоритарной системы выборов депутатов мажилиса к пропорциональной избирательной системе (т.н. выборы по партийным спискам). Теперь предвыборная борьба в Казахстане будет вестись не на основе противоборства между амбициями отдельных кандидатов, а на базе конкуренции партийных программ. Мировой опыт (Швеции, Австрии, Бельгии и других стран) показывает, что пропорциональная система обеспечивает более верное, чем мажоритарная схема, отражение реального соотношения политических сил в парламенте. Это позволяет всем значимым политическим силам, преодолевшим установленный казахстанской конституцией семипроцентный порог, быть представленными в этом органе власти.

Немаловажно, что пропорциональная система принципиально результативна, в ней не требуются повторные голосования. В ней исключается «переход» голосов от побежденных к победителям, который нередко вызывает нарекание избирателей. Так, по результатам прошлых выборов в Казахстане (2004 года) правящая партия "Отан" по партийным спискам набрала всего 43% голосов избирателей, а получила в парламенте 53 места из 77. Если бы выборы проходили по пропорциональной схеме, то у партии власти было бы не более 45 мест (т.е. отсутствовало бы квалифицированное большинство)

После озвучения о предстоящих реформах, с просьбой о роспуске нижней палаты парламента президенту Н. Назарбаеву обратились сами депутаты. Они заявили, что поправки в конституцию, принятые по инициативе президента и касающиеся работы парламента, должны вступить в силу как можно быстрее. По закону это могло произойти только в 2009 году, после того как по результатам очередных выборов был бы сформирован новый состав палаты. Парламент не может распуститься сам, пояснили авторы обращения, поэтому президент, по их словам, должен был принять "историческое решение" и досрочно прекратить полномочия палаты, чтобы та "не была тормозом реформ". Президент после этого обращения мажилисменов принял предложение о роспуске Мажилиса. После одобрения досрочные выборы были назначены на 18 августа 2007 года. Реформа, инициированная президентом, как было отмечено выше подразумевает усиление власти парламента. Для мониторинга выборной парламентской кампании Центризбирком республики аккредитовал, по его информации, 1129 международных наблюдателей. В день выборов, как и в предшествовавший ему день, любая предвыборная агитация запрещена.

18 августа 2007 года состоялись выборы 98 из 107 депутатов мажилиса посредством голосования избирателей за семь партий: "Нур Отан", "Ак жол", общенациональную социал-демократическую (ОСДП), патриотов (ППК), "Руханият" (Духовность), "Ауыл" (Село), коммунистическую народную (КНПК). Им для вхождения в законодательный орган страны следовало набрать не менее 7% голосов избирателей. Бойкотировала выборы депутатов мажилиса коммунистическая партия Казахстана (КПК). В итоге после выборов согласно данным ЦИК, партия власти "Нур Отан", получив 88,05% голосов избирателей, победила в парламентских выборах. За партию "Нур Отан" проголосовало 5 млн. 174 тыс. человек. Кроме партии "Нур Отан", в мажилис (нижнюю палату) парламента не смогла попасть ни одна из партий, так как они не преодолели семипроцентный рубеж. Эти всеобщие парламентские выборы состоялись полностью по пропорциональной системе не только впервые в Казахстане, но и на всем азиатском континенте. Данные позитивные сдвиги демократизации общества признают и зарубежные эксперты, подтверждение тому, председательствование Республики Казахстан в 2010 году в такой авторитетной международной организации как ОБСЕ.

За плечами республики 17 лет государственной независимости. Это было непростое время поиска ответов на глобальные вызовы истории и новой экономики. Возникла необходимость безотлагательно и в кратчайшие сроки решить триединую задачу: создать независимое государство, осуществить переход от плановой экономики к рыночной и от тоталитаризма к демократии. Республика не могла себе позволить постепенное развитие и упрочение экономических и демократических преобразований в течение десятилетий, и уж тем более столетий, как многие ведущие мировые державы. История диктовала иные условия, и Казахстан их выдержал, поскольку у республики были высокие устремления, воля к победе и, главное, поддержка начатых реформ всеми казахстанцами.

 

После обретения Казахстаном государственной независимости перед республикой встала задача осуществления перехода к рыночной, социально ориентированной экономике. Однако в начале 90-х годов «политика шла впереди экономики», и это привело к разрыву экономических связей, во многом искусственных, что привело в первые годы суверенитета к негативной цепной реакции: остановились целые заводы и фабрики, десятки тысяч рабочих и служащих оказались без средств к существованию. Разорились субъекты сельского хозяйства, поскольку они перестали получать дотации и субсидии, в итоге колхозы и совхозы оказались банкротами. Поэтому к 1991 году экономическое положение Казахстана, как и других республик бывшего СССР, сильно ослабло. ВВП снизился на 12 %, нарастал товарный голод, в одночасье опустели прилавки магазинов, не хватало средств на зарплату и пенсии.

Производство потребительских товаров стало минимальным, что отражало несоответствие спроса и предложения. Начиналась всеобщая гонка за прибылью только за счет роста цен.

Поскольку экономика республики оказалась в условиях товарного дефицита, нараставшей гиперинфляции, руководство республики приняло единственно правильное решение, провозгласив либерализацию цен. Была запущена классическая схема: спрос рождает предложение.

Однако ситуация была осложнена тем, что республика все еще находилась в рублевой зоне. Москва проводила бессистемную эмиссию денег, которая усилила негативные тенденции. Перед Казахстаном стояли два пути: либо сужать денежную массу, либо установить строгий государственный контроль над ценами. Второй путь противоречил сути намеченных экономических реформ. Для стабилизации финансовой системы, Казахстан пошел на введение национальной валюты. 15 ноября 1993 года республика обрела один из символов политической самостоятельности – валюту тенге.

В этот сложный период молодой республике приходилось одновременно решать две взаимосвязанные проблемы: нужно было не только преодолеть кризис, но и делать шаги по строительству самостоятельной рыночной экономической системы. Для этого необходимо было провести политику разгосударствления, то есть ввести институт частной собственности. Государство пошло на поэтапную масштабную приватизацию.

В Казахстане приватизация и реструктуризация форм собственности началась в конце 1991 года и протекала достаточно сложно и противоречиво. Государство начал с малой приватизации. Разгосударствление проводилось в четыре этапа. На первом этапе (1991-1992гг.) проводилось достаточно широкомасштабное преобразование малых и средних государственных предприятий в коллективные и арендные предприятия. В ходе первого этапа (1991—1992 гг.) было приватизировано около 5 000 объектов, в числе которых более 470 совхозов, переданных в коллективную собственность, которые, тем не менее, не решали задач коренной реструктуризации форм собственности.

Второй этап проводился на основе «Национальной программы разгосударствления и приватизации государственной собственности в РК на 1993—1995 годы». На втором этапе (1993-1995гг.) была завершена так называемая малая приватизация, в результате которой была почти полностью заменена государственная форма собственности на частную в торговле, бытовом и коммунальном обслуживании. В результате массовой приватизации за приватизационно-инвестиционные купоны (ПИКи) и акции было продано более 1600 средних и крупных предприятий промышленности, строительства и транспорта.

Важнейшим шагом этого этапа стала единая система управления и приватизации государственной собственности. Тогда же был дан старт развитию малого и среднего бизнеса. Началось преобразование бывшей советской торговой системы, включая оптовое звено. Благодаря этому в сфере услуг, включая магазины, рестораны, аптечную сеть, автозаправочные станции, возникла конкурентная среда.

Однако государство не получило доходы от реализации своей собственности. Не была произведена достойная переоценка государственного имущества. Оценка затруднялась высокой инфляцией, проводилась самими предприятиями на основе их балансовых отчетов. Администрация предприятий при этом была заинтересована в занижении показателей. Институт посредников в виде инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ) привел к ряду проблем с самими фондами: в условиях низкой социальной активности населения фонды получили возможность осуществления различного рода махинаций с купонами, переданными им населением.

Третий этап начался в декабре 1995 года с Указа, имеющего силу закона, «О приватизации» и продолжался вплоть до 1999 года. Начиная с 1996 года приватизация государственной собственности стала проводиться через аукционы, тендеры только за «живые деньги». Это позволило улучшить работу ряда промышленных и иных предприятий и организаций. Кроме физических и юридических лиц-граждан Республики Казахстан, в роли покупателя могли выступить и иностранные юридические лица, а продавцом - государственный орган. Государство полагало, что иностранные компании принесут с собой не только инвестиции, но и передовую технологию, передовой опыт управления. В результате казахстанские предприятия получили новые ресурсы для своего развития. Открылись новые рабочие места, а люди начали получать заработную плату за свой труд. На 1996-1998 гг. приходится приватизация ряда предприятий топливно-энергетического комплекса, в частности, нефтедобывающие АО «Мангистаумунайгаз», «Актобе-мунайгаз» и 22 предприятия газового хозяйства, а также многочисленных объектов социальной сферы, в т.ч. здравоохранения, образования, культуры.

В октябре 1999 года произошла очередная смена главы правительства, премьер-министром стал К.Токаев, работавший вице-премьером. Новое правительство разработало план социально-экономического развития страны на второе десятилетие – до 2010 года, основной его задачей является создание конкурентоспособной национальной экономики, а также достижение не менее чем двукратного увеличения объема ВВП, осуществления системы государственных мер, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, усиления влияния национального капитала в ключевых отраслях народного хозяйства, стимулирование развития аграрного сектора, поддержание низкого укрепления инфляции, обеспечения дальнейшего укрепления финансово-кредитной системы Казахстана, эти поставленные задачи продолжили и следующие главы правительств И. Тасмагамбетов, Д. Ахметов и К. Масимов.

В несколько меньших масштабах приватизация продолжалась и в 1999-2001 гг. После 1999 года на первый план вышли вопросы совершенствования управления государственным имуществом. Поэтому на четвертом этапе государство начал применять новые подходы к распределению полномочий между государственными органами по вопросам управления и распоряжения государственной собственностью. В этот период осуществлялась продажа госпакетов акций крупных объектов приватизации, государственных распределительных электросетевых компаний, а также объектов недвижимости. В ряде отраслей социальной инфраструктуры (здравоохранении, образовании) была введена организационно-правовая форма казенных предприятий, уменьшающая бюджетные затраты на их содержание. В 2001 году процесс приватизации был, по сути, завершен. В республике процесс приватизации создал реальные условия для конкуренции.

Началась оптимизация республиканских государственных и коммунальных государственных предприятий. Через национальные компании были сохранены влияние и доля государства в стратегически важных секторах экономики, определяющих экономическую безопасность страны. В нефтегазовом секторе это «КазМунайГаз», в энергетике — «КЕГОК», в телекоммуникации — «Казахтелеком», на железной дороге — «Казахстан темир жолы».

Разгосударствление форм собственности для формирования рыночной экономики было недостаточно. Необходимо было реформировать банковскую, налогово-бюджетную системы, преобразовать и приспособить к рынку такие институты, как фондовая биржа, налоговая, таможенная инспекции и другие органы. Что автоматически повлекло за собой смену командно-административных методов управления.

Одним из важнейших атрибутов рыночной экономики является банковская система, которая выступает своего рода генератором, аккумулирующим и снабжающим государство и всех членов общества финансовыми средствами. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в Казахстане. Была формирована двухуровневая банковская структура. Национальный банк является центральным банком государства и представляет собой верхний уровень банковской системы. Все иные банки представляют собой нижний уровень банковской системы. Это позволило повысить эффективность денежно-кредитной политики государства. Банковская система Казахстана, по заключению как отечественных, так и зарубежных экспертов, благодаря проведенным реформам представляет собой эффективную финансово – экономическую систему постсоветском пространстве. Основной нормативной базой деятельности банковского сектора Казахстана является законы "О национальном банке", "О банках и банковской деятельности". В настоящее время в банковской системе республики функционируют 34 банка второго уровня, в том числе 14 банков с иностранным участием, включая 9 дочерних банков банков-нерезидентов, а также государственное АО "Банк Развития Казахстана" (БРК). Основной задачей Банка Развития Казахстана (БРК) стала финансовая поддержка инициатив частного сектора и государства (в частности, инфраструктурных проектов) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе и экспортных, а также путем выдачи гарантийных обязательств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредитными институтами. Деятельность этого банка обусловлена тем, что финансовая система не может обеспечить экономике предоставление вышеназванных кредитов из-за значительной степени риска и невозможности понижения процентных ставок. Банк осуществляет отбор и кредитование средне- и долгосрочных инвестиционных проектов в производственной сфере и не сырьевых отраслях экономики, реализация которых рассчитана на период от пяти до двадцати лет. Сегодня БРК участвует в реализации стратегии индустриально-инновационного развития республики, рассчитанной на период до 2015 года, и других госпрограмм развития.

Диспропорции государственного бюджета в начале 90-х годов привели к тому, что размер социальных гарантий превышал реальные экономические возможности. К примеру, дефицит бюджета в 1991 году превышал 20%. Чтобы добиться снижения дефицита бюджета, Казахстан одним из первых в СНГ, провел налоговую реформу. В 1995 году вышел Указ Президента, имеющий силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», сокращавший количество налогов в три раза. Налоги стали инструментом стимулирования инвестиционно-производственной деятельности и не рассматривались более как метод пополнения государственного бюджета.

В результате акцент был перенесен со сферы производства в сферу обращения. В 2002 году была снижена ставка налога на добавленную стоимость (НДС) до 16 %. Социальный налог был сокращен с 26% до 21 %. Позднее ставка НДС уменьшилась до 15 %. При исчислении социального налога в настоящее время действует регрессивная ставка – от 20% до 7 %.

В период становления экономической системы приоритетный характер получила инвестиционная политика. Основным направлением стала ориентация на привлечение иностранных инвестиций, что требовало создания благоприятного инвестиционного климата. В Казахстане были созданы институциональные и нормативно-правовые предпосылки для активизации привлечения финансовых ресурсов в экономику страны. Появились Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям и Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан. Приняты законы об инвестициях, заключен ряд межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения.

Стране удалось привлечь крупных инвесторов из числа стран с рыночной экономикой, а также создать благоприятный климат по привлечению иностранных капиталовложений. Курс на усиление внешнеэкономических связей и широкое привлечение иностранных инвестиций позволил Казахстану не только оживить экспорто-ориентированные отрасли, увеличить добычу сырья, но и пополнить валютные запасы, укрепить тенге, усилить его конвертируемость. Условия для стабилизации экономики республики были созданы благодаря привлекательности внутреннего рынка, притягательного для импортных товаров и для зарубежных инвесторов.

Еще в 1997 году был утвержден перечень приоритетных секторов для привлечения инвестиций. Это добывающая, обрабатывающая промышленность, объекты новой столицы страны, социальная сфера и туризм, сельское хозяйство.

Из-за недостатка финансовых средств и передовых отечественных технологий Казахстан открыл дорогу иностранным инвесторам для освоения минеральных ресурсов, и, прежде всего, в нефтегазовой отрасли. По таким отраслям, как нефтедобыча и попутный газ, черная и цветная металлургия, прямые иностранные инвестиции в 2003-ем году составили более 2,7 млрд. долларов.

Иностранные инвестиции заметно повлияли на характер и итоги работы черной и цветной металлургии республики. Привлечение извне капитала дало возможность уже к 2000 году превысить уровень 1990-го года на 9% по выпуску рафинированной меди. Карметкомбинат, вложивший в развитие производства 500 млн. долларов, значительно увеличил выпуск и качество своей продукции. Благодаря иностранным инвестициям в сумме 537,2 млн. долларов "Казхром" и "Казалюминий" стали намного эффективнее. Следует сказать, что нефтяной фактор сыграл огромную роль в экономическом развитии Казахстана. По сравнению с 1985 годом республика смогла увеличить добычу этого важного сырья на 225,4 %, в то время как мировая добыча нефти возросла менее чем в 1,3 раза.

В итоге на текущий момент по объемам освоенных прямых иностранных инвестиций на душу населения Казахстан - безусловный лидер среди стран СНГ. Казахстану первому присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня.

Несмотря на многие сложные вопросы перехода Казахстана на рыночные рельсы экономики, руководство Республики Казахстан сумело найти наиболее рациональные решения вставших перед нашим молодым государством проблем. В результате этого Казахстан оказался в числе лидеров среди бывших советских республик по темпам роста производства и строительства.

Производство нефтепродуктов в Казахстане сосредоточено на трех крупных НПЗ и нескольких мини-заводах. В 2006 году годовая загрузка нефти для переработки достигла 11 млн. тонн, а вывоз нефтепродуктов за семь лет (2000-2007 гг.) возрос в 13,6 раза. Большое значение играет реконструкция Атырауского НПЗ, выпускающего продукцию по европейским стандартам, Костанайского завода химволокна, Актауского завода пластмасс, строительство в Атырауской области газохимического комплекса и др. Быстрыми темпами развивается газоперерабатывающая промышленность: Тенгизский, Казахский, Жанажолский ГПЗ ежегодно перерабатывают более 8,2 млрд. куб. м. газа.

В металлургической промышленности преобладает производство цветных металлов (Казахстанский электролизный завод по производству первичного алюминия, Павлодарский кабельный завод и др.). Продукция черной металлургии осуществляется на ряде крупных предприятий: ТОО «Кастинг» в Павлодаре (арматурная сталь), выпуск сортопроката в Актобинском «Импеко», «Каспийской стали» (Актау), «Ферростали» (Алматы) и др.

Приход в Казахстан в 1993 году крупнейшей западной корпорации «Шеврон» и заключение с ней договора по уникальному месторождению Тенгиз послужил примером для многих транснациональных корпораций, в первую очередь, для таких, как "Эксон Мобил", "Шелл", "ЭНИ", "Тоталь", "Бритиш Петролеум" и другие, с которыми налажена взаимовыгодные контракты. В связи с тем, что за последние годы было открыто нефтяное месторождение Кашаган, Казахстан по разведанным запасам нефти вышел на одно из первых мест в мире.

Не менее важным для республики было создание инфраструктуры для транспортировки углеводородов на мировой рынок. В этих целях был, создан Каспийский трубопроводный консорциум. Введя в действие КТК, Казахстан начал работу по диверсификации маршрутов транспортировки углеводородов. Усилился процесс партнерства с Россией в деле добычи нефти на шельфе Каспийского моря. Введен в эксплуатацию трубопровод из Казахстана в Китай «Алашанкоу».

Правительство Казахстана для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости экономики от неблагоприятных внешних обстоятельств создал Национальный фонд. Таким образом, государство выразило свою ответственность перед будущими поколениями своих граждан, избежав соблазна потратить сверхприбыли на сиюминутные проблемы. Созданная впервые на постсоветском пространстве коллективная система гарантирования вкладов физических лиц, повысила доверие к банковской системе страны. Уже сейчас в Национальном фонде находится 4,7 млрд. долларов, или 631,8 млрд. тенге.

В Казахстане в 2008-ом году темпы роста экономики составили 8,5 %, а в целом с 2001-го года экономика росла в среднем по 10 % в год. В результате сформированы резервы страны, которые составляют порядка 40 млрд. долларов США, включая средства Национального фонда.

Экономические реформы самым серьезным образом затронули и сельское хозяйство республики. Была проведена приватизация всех государственных сельхозпредприятий, которая привела к созданию системы рыночных отношений на селе. В результате сформировался класс фермеров, уверенно ориентированных на рынок. Для того, чтобы решить проблемы села и сельчан, 2003-2005 годы были объявлены Годами села, а для того, чтобы выполнить Государственную агропродовольственную программу, были задействованы все механизмы, создающие основу эффективного функционирования сельского хозяйства.

Следует сказать, что земельный вопрос всегда был и остается одним из главных в сфере экономической жизни, поскольку земля, вместе с природными богатствами и недвижимостью, является одной из опор, на которых держится экономика. Осознание этого факта привело к принятию Земельного кодекса, что является важным фактором развития агропромышленного комплекса. Основой воспитания класса работников является частная собственность на землю. У нее должен появиться хозяин, который сможет эффективно, на основе новых технологий и инвестиций, преобразовать село. В настоящее время на селе живет 43% казахстанцев, и разработка законодательно-правовой базы о собственности на землю стимулирует их вклад в экономику страны.

Особое внимание государство уделяет развитию малого предпринимательства, которое должно стать реальным источником финансовых ресурсов для различных слоев населения, желающих реализовать предпринимательский потенциал. Малое предпринимательство дает возможность превратить современное рыночное поле в саморазвивающуюся систему, способную к саморегуляции. В послании Главы государства народу Казахстана 2007 года на это обращается особое внимание: «Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Развитый предпринимательский сектор - основа экономики любой страны».

Наряду с экономическими реформами в республике особое внимание было уделено и социальным реформам. Одним из основных направлений социальной политики государства является пенсионное обеспечение. В Казахстане проблема пенсионного обеспечения особую остроту приобрела в середине 90-х гг., когда острая нехватка финансовых средств привела к кризису традиционной пенсионной системы. Поэтому государство принимает решение о радикальном изменении этой системы. В марте 1997 году была одобрена Концепция реформирования пенсионного обеспечения в республике, затем прошло всенародное обсуждение проект закона "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", и в июне того же года закон был принят Парламентом страны, и с начала 1998 года республика приступила к строительству новой пенсионной системы.

Был установлен фиксированный пенсионный возраст: для мужчин - 63 года, для женщин - 58 лет. Досрочный выход на пенсию сохранен для граждан, не менее 10 лет проживавших в зоне чрезвычайного радиационного риска в Семипалатинской области, для многодетных матерей и людей, работавших на вредных производствах. Военнослужащим и работникам органов внутренних дел оставлены пенсионные льготы за выслугу лет.

Гражданам предоставлено право выбора пенсионных фондов для осуществления накоплений. Государство создало эффективные механизмы гарантии для обеспечения минимальной пенсии. Законом предусмотрено обязательное участие каждого гражданина трудоспособного возраста в формировании своих пенсионных накоплений, а также обеспечение права наследования этих накоплений. Создана возможность увеличивать пенсионные накопления не только за счет обязательных взносов вкладчиков, но и за счет доходов от инвестирования средств в различных финансовых институтах.

Время подтвердило правильность избранного государством пути, и сегодня можно уверенно констатировать, что пенсионная реформа в Казахстане состоялась. В настоящее время на казахстанском рынке пенсионных услуг действует 15 накопительных пенсионных фондов, 10 компаний, осуществляющих управление пенсионными активами, обслуживание обеспечивают 8 банков. Количество вкладчиков в накопительных пенсионных фондах превысило 7 млн. Переход от социально-распределительного к накопительной системе пенсионного обеспечения является длительным процессом. Современный период представляется исключительно важным для сохранения незыблемости основных концептуальных постулатов пенсионного законодательства, от которых зависит доверие граждан к реформе. Государство исходит из принципа номер один для пенсионных средств - это не максимум дохода, а минимум риска.

Здравоохранение Казахстана - единая развитая социально ориентированная система, призванная обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи населению.

Реформа системы здравоохранения страны, необходимость которой проистекала из требований перехода к рыночным отношениям, осуществлялась в кризисных условиях экономики. Концепция дальнейшего развития здравоохранения Республики Казахстан в 2000-2005 годы одобрена Постановлением Правительства Республики Казахстан в мае 2000 года. Целью настоящей Концепции является определение и закрепление стратегических позиций совершенствования системы здравоохранения на период с 2000 по 2005 годы, направленных на улучшение здоровья граждан, удовлетворение спроса населения в объеме и качестве медицинских услуг на основе дальнейшего устойчивого развития отрасли.

Одним из составляющих успешного развития страны является уровень образования и науки. В Казахстане введена новая модель национальной системы образования, которая значительно отличается от существовавшей ранее. В соответствии с этой моделью на основе принципа непрерывности и преемственности установлены четыре уровня образования: дошкольное воспитание и обучение, среднее, высшее, послевузовское образование, что предусмотрено Международной стандартной классификацией образования, рекомендованной ЮНЕСКО. В соответствии с основными принципами системы образования, принятыми в Республике Казахстан, одним из непременных факторов функционирования отрасли является обязательность и бесплатность общего среднего образования.В республике получили распространение новые формы общего среднего образования: школы с углубленным изучением отдельных предметов (иностранные языки, естественнонаучные и гуманитарные дисциплины), гимназии, лицеи. А также сформировался рынок альтернативных социальных услуг. В настоящее время получили развитие негосударственные учебные заведения, которые находятся под контролем органов образования.

В структуре высшего образования по новой модели установлены три ступени: высшее базовое образование (бакалавриат), высшее специальное образование, высшее научно-педагогическое образование (магистратура).

На уровне послевузовского образования, как и прежде, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов наук, а также параллельно по новой модели осуществляется подготовка докторов наук по PhD.

На современном этапе развития общества за счет предоставления все более качественных услуг расширяется государственная программа реформирования образования и науки. В процессе обучения привлекаются иностранные ученые и преподаватели, что способствует интеграции отечественной системы образования в общий процесс глобализации. Казахстан уделяет много внимания развитию научных направлений: в более чем 180 вузах страны обучается около 776 тысяч студентов, растет число обучающихся за рубежом (по данным статистики, в 2006 г. до 2 млн. человек).

Ежегодно растет экономический эффект от использования результатов научных исследований в производстве. Национальные университеты Казахстана (КазНУ им.аль-Фараби, КазНТУ, КарГТУ, ВКГТУ и др.) стали катализаторами инновационной стратегии Казахстана и достигли ощутимых результатов: в Физико-техническом институте получены нанопористый кремний и нанопленки, В КазНУ действует лаборатория наноуглеродных материалов им. Р. Мансурова, при НАН РК открыта Национальная нанотехнологическая лаборатория.

В текущем году выделено около 2 млн. долларов для приглашения в Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева зарубежных консультантов-преподавателей. Также разработана специальная программа профессионального технического образования, предусматривающая подготовку высококлассных специалистов по техническим специальностям, в которых мы испытываем большой дефицит и вынуждены привлекать кадры из-за рубежа.

По программе «Болашак» в лучших вузах мира обучается более 3 тысяч человек, в Казахстан приезжает на учебу более 8000 человек из 40 стран, что приносит стране 16 млн. долларов дохода. Казахстанские вузы перенимают опыт организации университетов при крупных компаниях: КТЖ - акционер КазАТК, «КазМунайГаз» - КБТУ, «Казтелеком» - АИЭС, АТФ Банк - КЭУ имени Т. Рыскулова, «Базис-А» - ААСИ, «Казатомпром» открыл Ядерный университет, более 400 компаний выделяют ежегодно свыше восьми тысяч образовательных грантов и стипендий и т.д.

Конечной целью Государственной программы образования является создание таких условий, при котором казахстанские вузы смогут предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих из университетов и институтов будут признаваемы в мире. По программе МОН РК проводится ежегодный конкурс на присуждение государственной стипендии «Лучший преподаватель года», которая имеет статус гранта на проведение научных исследований, включая стажировку за рубежом в любой стране.

Основные параметры развития республики были сформулированы в "Стратегии развития страны "Казахстан-2030". В ходе реализации стратегии развития предусмотрено реализовать семь долгосрочных приоритетов.

1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.

2. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и консолидацию общества.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

5. Эффективно использовать энергетические ресурсы путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.

6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.

7. Создать эффективный и совершенный корпус государственных служащих, преданных делу профессионального государства и способных выступать представителями народа в достижении его приоритетных целей.

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и граждан, считать основой критериев при формировании бюджета страны и проведении кадровой политики.

Глава государства Н.А.Назарбаев ежегодно выступает на совместном заседании палат Парламента с Посланием к народу Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» было посвящено стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира и модернизации общества и инновационному развитию экономики страны.

Анализируя усилия и достижения Республики Казахстан, можно с уверенностью констатировать: Казахстан выбрал эффективный и стратегически правильный путь, внес серьезные коррективы в экономический курс страны. В настоящее время Республика Казахстан считается по праву региональным лидером и стремится занять достойное место в числе 50 государств с наиболее конкурентоспособной экономикой.

Кардинальные социально-экономические изменения привели к необходимости трансформации политической системы.

В ходе экономических реформ в Казахстане особенно интенсивно развивались общественные и культурные процессы. Основная масса населения начала принимать активное участие в политических событиях, происходивших на ее глазах.

В 2001-ом году Республика Казахстан отмечала 10 лет Независимости. В своем выступлении «Десять лет, равные столетию» на торжественном собрании, посвященном этому событию, состоявшемся 16 декабря 2001 года в Астане, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев отмечал: «За эти годы, без сомнения, мы прошли путь, равный нескольким десятилетиям. Мы живем в многонациональном государстве. В нем – труд многих поколений казахстанцев, души и судьбы всех народов нашей страны. Мы добились независимости. Мы сообща построили новую страну. Мы выстрадали нашу независимость. Мы глубоко осознали ее».

Важным показателем демократизации политической жизни в Казахстане стало развитие системы политических партий. Процесс обновления и демократизации в Казахста­не развивался параллельно со становлением многопартийности, ока­завшей значительное влияние на политическую жизнь республики. Конституция Республики Казахстан гарантирует равноправие партий, движений, ассоциаций за исключением тех, чья деятельность направ­лена на «насильственное изменение конституционного строя, нару­шение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сослов­ной и родовой розни». Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.

С июля 1996 г. в стране действует Закон «О политических партиях в Республике Казахстан», который законодательно закрепил организационное партийное строительство в стране по территориальному принципу, запретил создание в государственных органах полити­ческих партий, а также формирование и деятельность военизирован­ных политических партий. В целях предотвращения сращения государственного и партий­ного аппаратов в законе предусмотрено положение о том, что госу­дарственные служащие при исполнении должностных обязанностей руководствуются требованиями законодательства и не связаны с ре­шениями политических партий и их органов.

История развития общества в сторону демократических преобразований показывает, что главными демократическими институтами в обществе являются объединение граждан. В феврале 1997 году было подписано соглашение 55 политических партий, общественных объединений и национально- культурных центров республики о сотрудничестве с органами государственной власти с целью преодоления социально- экономических и политических проблем.

В 2004 году в Казахстане действовало 12 политических партий, наиболее крупные из которых - Коммунистическая партия Казахстана (КПК), Партия возрождения Казахстана, Демократическая партия Казахстана «Азамат», Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), Республиканская партия «Отан», Аграрная партия Казахстана, Гражданская партия Казахстана, Партия патриотов Казахстана, Демократический выбор Казахстана, «Асар», «Ак Жол» и другие.

В августе 2007 года проведены парламентские выборы на пропорциональной основе. Такие партии, как "Отан", "Асар", Аграрная партия и другие получили вполне заслуженное признание в голосовании по партийным спискам, а также в одномандатных округах. Победу на выборах одержала партия «Нур-Отан», включающая в свои ряды «Асар», «Гражданскую партию Казахстана», которая впервые в истории страны сформировала Правительство.

Явка избирателей на выборах составила около 65 %. В избирательной кампании приняли участие семь партий, но ни одна из них не смогла преодолеть 7% барьер для прохождения в парламент. В их число не сумевших преодолеть этот барьер оказались Общенациональная социал-демократическая партия - 4,62 % голосов, "Ак жол" - 3,27 %, партия "Ауыл" - 1,58 %, Коммунистическая народная партия Казахстана - 1,31 % и Партия патриотов Казахстана - 0,75 %. На последнем месте оказалась партия "Руханият" набравшая 0,41 %.

На современном этапе модель с доминирующей партией «Нур-Отан» может рассматриваться как оптимальная форма политической системы Казахстана. Она открывает для всех других политических партий возможность участвовать в выборах, пройти в Парламент и быть активным участником всех политических процессов. Следует сказать, что демократические ценности в республике оставляют место для формирования законной оппозиции, что свидетельствует о политическом плюрализме в общественной жизни Казахстана. Последние выборы в парламент Республики Казахстан совершенно ясно показали, что те политические партии, которые являются близкими к нуждам и чаяниям народа, успешно работают на этих платформах, отражая те политические программы, которые позволили им достойно занять места в Мажилисе и Сенате.

Помимо названных партий, в общественно-политической жизни Казахстана принимают активное участие политические движения, как либерального толка, так и открыто оппозиционные партии, как, например, республиканское молодежное движение «За будущее Казахстана», движение «Поколе­ние», электоратом которого являются люди пенсионного возраста, общественное движение «Орлеу», Рабочее движение Казахстана, Кон­федерация свободных профсоюзов, славянское движение «Лад», граж­данское движение «Азат» и ряд казачьих организаций, пользующихся поддержкой в северных областях республики.

Руководством страны за годы независимости проводилась последовательная политика по либерализации политической системы, предполагающая укрепление институтов гражданского общества, усиление роли политических партий в парламенте и общественной жизни и развитии институтов гражданского общества.

Казахстан выбрал эволюционный путь развития и выступает против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Наш путь сравнительно недолгий, но по существу равняется целой исторической эпохе. На этом пути Республикой Казахстан было пройдено три этапа становления нашей государственности.

На первом этапе - с 1991 года по август 1995 года – с момента обретения независимости до принятия второй Конституции независимого Казахстана 1995 года, руководство государства сосредоточилось на формировании фундамента казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к политическому плюрализму, создании основ демократического развития. Объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти, поскольку было необходимо принять решительные антикризисные меры.

Этот период преподнес Казахстану весьма поучительные уроки, главным из которых стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству и дестабилизации страны. Принцип – сначала экономика, а потом политика – полностью себя оправдал.

На втором этапе – с сентября 1995 по 2000 гг. – основной заботой республики стало создание и укрепление современных демократических институтов, формирование новой политической культуры на основе Конституции 1995 года.

Основной закон позволил пройти большой путь, связанный не только с глубокими экономическими, но и политическими преобразованиями. Именно с его помощью за эти годы были созданы предпосылки для преобразования Казахстана в страну, в которой действует реальные демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан. Успех, несомненно, обеспечила реализация социально-экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года.

На третьем этапе – с 2001 по 2006 гг. – был обеспечен социально- экономический прорыв и Казахстан стал региональным лидером. Были утверждены первые демократические традиции казахстанского многоконфессионального общества. В этот период активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических париях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей.

С 2007 года наступил новый этап демократизации Казахстана -ускоренное развитие свободного демократического общества. Настала пора заложить законодательную основу, которая обеспечит успех начатым либеральным реформам и приведет к новому балансу общественных и государственных интересов, становлению новой системы сдержек и противовесов в государственном устройстве.

В настоящее время в Казахстане на паритетных условиях проживает более 130 наций и народностей, поэтому в республике отсутствуют межнациональные конфликты и напряжение, которые, к сожалению, имеют место в соседних государствах и в ряде стран СНГ. В начале 90-х годов в Казахстане были созданы и гармонично действуют национальные культурные центры, которые не только возрождают свои обычаи и традиции, но и вносят свой весомый вклад в дело интернационального единства и согласия, укрепления мира и взаимной интеграции в республике. Ярким примером этого является работа Национальной Ассамблеи народов Казахстана, которую возглавляет Президент Казахстана Н.А. Назарбаев. Идея создания ее впервые была высказана Н.А. Назарбаевым в декабре 1992года на Форуме народов Казахстана. Созданная в марте 1995 года Ассамблея включала в себя 320 человек, представляющих 33 национальностей. Ассамблея была образована как консультативно-совещательный орган при главе государства. Республиканские и местные национально-культурные центры руководствуются провозглашенными в Указе «О стратегии Ассамблеи народов Казахстана» идеями национального согласия, безопасности и гражданского мира.

У казахстанцев - общая история, где немало страниц, пронизанных болью и благодарной памятью. Здесь вместе отмечают Наурыз, Рождество и Хануку и понимают, что самое важное – это сохранить и укрепить золотое достояние государства – единство его народов. И для этого делается все. Например, осуществлена одна из последних идей Президента страны – строительство в Астане Дворца наций и Дворца культур и религий – «своеобразного символа единство народа нашей страны». Уникальное сооружение включает в себя мечеть, церковь, синагогу и буддистский храм, а также здания для размещения каждого национально-культурного центра. Другая инициатива - избрание депутатов Мажилиса Парламента от Ассамблеи - также послужит еще одной гарантией того, что казахстанцы будут и дальше жить в единой семье на бескрайных просторах своей Родины.

На сегодняшний день в республике действует более 350 республиканских и местных национально-культурных центров: республиканское общество «Қазақ тілі», Всемирная ассоциация казахов, Русская община, Русский союз, русский национально-культурный центр «Согласие», славянское культурно-просветительское общество «Истоки», Республиканский татарский культурный центр, Совет немцев Казахстана, Ассоциация развития культуры чеченского и ингушского народов «Вайнах», Ассоциация румын и молдаван и др. 25 августа 1994 года в Алматы был открыт Немецкий дом. Издаются журналы «Простор», «Нива», «Мысль»,«Жулдыз», «Акикат», «Тамыр», «Евразия», «Нурбах», альманахи «Дидар», «Литературная Азия», книжное обозрение «Книголюб», республиканский бюллетень «Фикер» на татарском и русском языках, альманах «Феникс», газеты «Дойче альгемайне цайтунг», «Уйгур авази», «Коре ильбо» и другие.

Главными явлениями, которые определяют ценностные направления в общенациональном масштабе, стали культура, историческая память и духовность. Именно они формируют национальные и государственные ценности, направляют и определяют дальнейшую интеграцию общества. В ходе реализации программы "Возрождение исторических центров Шелкового пути" основное внимание уделяется сохранению и преемственности развития культурного наследия тюркоязычных государств, созданию инфраструктуры туризма, анализу и расчетам перспективных направлений социально-экономического развития исторических городов и других поселений казах

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ | Стандартизация. Чокай М. Туркестан под властью Советов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.