Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Провозглашение независимости Казахстана и создание СНГ

Перестройка, вызвавшая к жизни широкую гласность и в известной мере демократизацию общественной жизни, не оказала серьезного влияния на улучшение условий жизни и быта миллионов советских людей. С различных трибун раздавались пустые обещания, заклинания, разрабатывались всякие концепции, программы. Чтобы удержаться на плаву, печатались денежные знаки, повышались размеры заработной платы рабочим и служащим, пенсий и пособий, издавались все новые декреты об улучшении материального положения населения, но они не выполнялись, не подкреплялись конкретными делами, росла инфляция, происходило снижение уровня жизни народа. Во всех этих действиях «верха» обнаруживались нерешительность, колебания, неуместные компромиссы, зигзаги в политике и практике, допускались серьезные упущения в определении четкой стратегии и ошибки в тактике осуществления преобразований в обществе.

Инициаторы перестройки не признавали своих ошибок, а тем временем, в обществе нарастал экономический и политический кризис. Перелом в политическую жизнь страны внесла мощная волна забастовочного движения в т.ч. события в Жана Озене, забастовка в Караганде. Они требовали самостоятельности, права трудового коллектива самостоятельно распоряжаться частью продукции и т.д. В 1989. из органов власти только Верховные Советы пользовались доверием народа, остальные институты, включая КПСС, испытывали значительное недоверие народа. Впервые вопрос об отмене идеологической и политической монополии КПСС возник весной 1989 г., в дни выборов народных депутатов. В начале 1990 г. настроения в пользу отмены 6-ой статьи Конституции о монополии КПСС приняли массовый характер. И созванный в марте 1990 г. внеочередной ІІІ сьезд народных депутатов СССР отменил 6-ю статью Конституции.

Основным вопросом ІІІ съезда стал вопрос об учреждении поста Президента СССР. На съезде М.С. Горбачев, сохранив пост Генерального секретаря ЦК КПСС, стал первом и последним Президентом СССР.Избрание президента СССР сопровождаюсь на политическом уровне идеей экономического суверенитета союзных республик. Эту линию наиболее последовательно проводили народные депутаты от республик Прибалтики. Противодействие центра уже не смогло остановить начавшийся процесс. На выборах местных органов власти, прошедших в большинстве союзных республик весной 1990 года, а в республиках Закавказья во второй половине 1989 года, вопрос о суверенитете республик становится главным. Часть из них приняла закон о государственном языке. В том числе 22 сентября 1989 г. был опубликован проект закона «О языках», принятого на внеочередной четырнадцатой сессии Верховного Совета Казахской ССР. После обсуждения закон был принят в следу­ющей редакции: «Закон Казахской Советской Социалистической Республики О языках в Казахской ССР». Закон позволил стабилизировать обще­ственно-политическую обстановку и значительно улучшить состоя­ние межнациональных отношений. Государственным языком Казахс­кой ССР был объявлен казахский, русский же получил статус межна­ционального языка. В дополнение к закону в том же 1989 г. была принята Государственная программа возрождения казахского языка, предусматривающая поддержку, в первую очередь материальную, для возрождения языка. За один год, с июля 1990 г. по июнь 1991 г., количе­ство детских садов с казахским языком увеличилось на 482, всего их в республике стало 1677. Было открыто 155 общеобразовательных школ, 4 профессионально-технических училища. В республике появилось первое ГПТУ, готовящее делопроизводителей и машинисток на ка­захском языке.

Была воссоздана картина 20-30-х годов. Разоблачение сталинизма сопровождается реабилитацией его жертв. В 1988 году постановлением ЦК Компартии Казахстана народу были возвращены имена славных представителей народа, репрессиро­ванных и осужденных в 1920 -1950-е годы: Ш. Кудайбердиева, А. Байтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова, М, Дулатова. Был отме­нен целый ряд постановлений ЦК Компартии Казахстана по вопро­сам идеологии и науки, принятых во второй половине 40-х — начале 50-х годов.

24 апреля 1990 г. Верховный Совет утвердил пост Президента и избрал Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н. Назарбаева первым Президентом республики. В 1990- 1991 гг. Верховный Совет принял законы «О совершенствовании го­сударственной власти и управления» и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР», которые по­ложили начало существенным изменениям в системе органов власти и управления республики. Правительство республики приняло ряд очень важных экономических законов, которые позволяли ей более самостоятельно вести свою внешнюю политику: «О собственности в Казахской ССР», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» и т.д. Все это положительно сказалось на росте встречной торговли, объем которой только за 1990 г. увеличился в 1,5 раза. Рост деловой активности сопровождался созданием новых банковских структур: коммерческих, инновационных и т.д.

25 октября 1990 г. на сессии Верховного Совета республики при­нята «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР». В частности, в Декларации провозглашалось, что: отношения между СССР и Каз. ССР строятся на договорной основе; республика само­стоятельно решает все вопросы, связанные с административно-терри­ториальным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством; республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нару­шающих законы Казахской ССР; территория Казахстана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в существующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее территории не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь собственные внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности. Казахская ССР самостоятельна в меж­дународных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю по­литику. Специальной статьей оговаривалось, что декларация являет­ся основой для заключения нового союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР.

Суверенизация Казахстана положила начало развити. двусторонних связей республик в обход союзного центра. Союзные республики стали готовить преобразование СССР в союз суверенных государств. В начале августа 1990 г. на совместном заседании Президентского совета и совета Федерации Верховного Совета СССР было приниято решение о создании Подготовительного комитета по разработке нового союзного договора из представителей республик и их руководителей при участии Президента СССР. Обсуждалось два варианта договора. Первый исходил из сохранения существующей союзной вертикали управления, но при условии ее реформирования. Второй предполагал ликвидацию союзных органов, установление горизонтальных связей между республиками и на этой основе создать новой союз.

Реальные политические условия и общественное мнение были на стороне второго варианта. В общественном сознании уже было сформировано негативное отношение к союзным структурам. В декабре 1990 г. IV съезд народных депутатов обсудил идею Союзного договора и принял решение о проведении референдума по вопросу о сохранении Союза ССР. 17 марта 1991 г. на референдуме за сохранение Союза высказались 76,4% принявших участие в голосовании.

23 апреля 1991 г. в загородной резиденции Президента СССР в Ново-Огарево, состоялась встреча руководителей девяти республик и М.Горбачева, во время которой было сделано «совместное заявление». В нем говорилось о том, что для преодоления кризиса первоочередной задачей является заключение с учетом итогов референдума нового союзного договора. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста нового союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Вокруг проекта разгорелись споры.

Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие союз, являются полноправными членами международного сообщества. Государства могут входить в состав союза непосредственно, или в составе другого государства. Участники договора признавали границы друг друга. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. Таким образом, Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. На 20 августа было назначено его подписание.

Предложение Казахстана о формировании обновленного Союза – Союза Суверенных Государств и создании единого экономического пространства впервые было обнародовано в ходе рабочего визита Президента России Б.Н. Ельцина в Казахстан 17-18 августа 1991 года, в форме совместных заявлений «О гарантиях стабильности Союза Суверенных Государств» и «О едином экономическом пространстве». В этих документах Президенты Казахстана и России обратились к руководителям всех республик с предложением согласовать время и место проведения рабочей встречи с целью обсуждения всего комплекса экономических и социальных проблем, связанных с формированием нового единого рынка. Далее предполагалось разработка и подписание Договора о Союзе Суверенных Государств, заключение Экономического союза и учреждения межреспубликанского Экономического совета. Однако последовавший вслед за этим августовский путч в Москве усложнил возможность постепенного и, следовательно, более обдуманного обустройства нового сообщества.

Намечанное на 20 августа 1991 г. подписание нового союзного договора подтолкную консерваторов на решительные действия. И в ночь на 19 августа Президент СССР М.С. Горбачев, находившийся в это время на отдыхе в Крыму, был насильственно отстранен от власти. Группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, председатель КГБ СССР В.Крючков, министр обороны СССР Д.Язов, премьер-министр СССР В.Павлов) образовала Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП).

Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства. Главные события этих дней развернулись в Москве. Жители Москвы открыто поддержали российское руководство. В результате лидеры ГКЧП были арестованы и отданы под суд.

23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР М.Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял. После этого президент России Б.Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельность КПСС.

Августовские события ускорили окончетельный распад Советского Союза. М.Горбачев всеми силами стремился возобновить ново-огаревский процесс, составляя еще один вариант союзного договора. Однако с союзными структурами больше никто не считался. В конце августа о своей независимости объявили прибалтийские республики, Украина, Белоруссия, Молдова, Азербайджан, Киргизия и Узбекистан.

После Августовского путча в Москве, 25 августа 1991 года вышел указ Президента Казахстана «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имуще­ство КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось соб­ственностью государства. 28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности Первого секретаря ЦК КПК. 29 августа 1991 г. Президент Казахской ССР подписал указ о закрытии Семипалатинского полигона.

Внеочередной чрезвычайный съезд Компартии Казахстана открыл­ся 7 сентября 1991 г. в 10 часов утра в городе Алматы. После долгих дебатов съезд принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия стала теперь назы­ваться Социалистической. В октябре 1991 г. прошел внеочередной XVIII съезд ЛКСМ Казахстана, где было принято решение об изменении названия. Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Казахста­на стал просто Союзом молодежи Казахстана. Таким образом, вслед за партией прекратил свое существование и комсомол, а вслед за ним и пионерская организация. Профсоюзы тоже распались на ряд от­дельных независимых организаций. Они полностью освободились от партийного диктата, но чрезмерная обюрокраченность организации не позволила им найти широкую поддержку в массах.

В общественно-политической жизни Казахстана произошло важное событие – 2 октября 1991 года в Космос вышел первый казах космонавт Токтар Аубакиров. Это случилось спустя 30 лет после выхода впервые человека на околоземную орбиту. Такое стало возможным только в условиях суверенитета.

В своем постановлении от 16 октября 1991 г. Верховный Совет Ка­захской ССР назначил провести выборы 1 декабря 1991 г. В назначенный срок состоялись прямые выборы Президента Казахской ССР. За Нур­султана Назарбаева проголосовало 8 681 276 избирателей, или 98,78% от числа принявших участие в голосовании. В результате Н. Назарбаев получил мандат первого избранного всем народом Пре­зидента Казахстана. 10 декабря 1991 г. сессией Верховного Совета рес­публики было принято решение о переименовании Казахской Советс­кой Социалистической Республики в Республику Казахстан. Прежнее название, носившее идеологическую окраску, уже не отражало реаль­ность.

8 декабря 1991 г. В Беловежской Пуще под Минском Президент России Б.Ельцин, президент Украины Л.М. Кравчук и Председатель Верхного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субьект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Они также заключили соглашение, согласно которому Россия, Украина и Белоруссия объединились в содружество независимых государств. После этого распад СССР стал свершившимся фактом. Ситуация складывалась таким образом, что раздел Союза мог пойти по пути противопоставления славянских и тюркских республик, конфронтации на этнической основе, который привел бы к непредсказуемым последствиям. Немаловажным было и то обстоятельство, что отсутствовала система межгосударственных отношений внутри всего постсоветского пространства, а также отношений стран СНГ со странами дальнего зарубежья и международными организациями.

Для преодоления негативного варианта развития событий 13 декабря 1991 г. в Ашхабаде собрались руководители центральноазиатских государств – Н.А. Назарбаев, С. Ниязов, И. Каримов, А. Акаев, Р. Набиев. В ходе трудных переговоров ключевой стала позиция Н. Назарбаева, поддержанная И. Каримовым, которые предложили начать диалог с руководителями славянских государств с тем, чтобы войти в СНГ на правах учредителей. Чтобы предотвратить растущую дезинтеграцию и полный хаос в отношениях между республиками, Н.А. Назарбаев настоял на проведении встречи с участием всех заинтересованных государств в Казахстане.

В связи распадом СССР 16 декабря 1991 г. был принят конституционный Закон «О госу­дарственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости. Статья 1 принятого документа опреде­ляет Республику Казахстан как независимое, демократическое и пра­вовое государство. Территория Казахстана объявлялась целостной, не­делимой и неприкосновенной. Во 2-й главе закона отмечено, что граж­дане республики всех национальностей, объединенные общностью ис­торической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней еди­ный народ Казахстана, который является единственным носителем су­веренитета и источником государственной власти. 3-я глава определи­ла структуру органов государственной власти и управления. Государ­ственная власть осуществляется, гласит закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти явля­ется Президент. В главе 4-й, где определены экономические основы государственной независимости республики, подчеркнуто, что она обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства, и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздуш­ное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлены исключительной собственностью государства. Поскольку суверенное государство является носителем атрибуций, утверждающими его суверенитет, Республика Казахстан подтвердила их созданием Конституции, государственного флага, герба и гимна, а также созданием собственных Вооруженных Сил.

Образование Содружества Независимых Государств неразрывно связано с событиями последних лет существования СССР. В условиях экономического кризиса, переживаемого всеми постсоветскими государствами, на тот период в высшей степени были актуальны их согласованные действия, конструктивное сотрудничество, поиск взаимоприемлемых компромиссных решений. Без этого невозможно было бы сохранить стабильность, обеспечить безопасность, реформировать экономику, интегрироваться в мировое сообщество. Мировой опыт подтверждает, что в современных условиях ни одна страна не может успешно развиваться в одиночку. Примером образцовой интеграции могут служить ЕС, АСЕАН, НАФТА и другие.

Поэтому создание Содружества Независимых Государств является отражением объективных и общих закономерностей развития суверенных государств после распада СССР. Основная цель содружества – обеспечение интеграции пост советских республик с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях.

По предложению Н.А.Назарбаева 21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, и Украины встретились в столице Казахстана, где подписали Алма-Атинскую декларацию и Протокол о создании Содружества Независимых Государств. В связи с прекращением существования СССР 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.

В основу Алма-Атинской декларации легли идеи Президента Казахстана о том, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципах равноправия, уважения территориальной целостности друг друга и нерушимости существующих границ посредством ряда координирующих структур, формируемых на паритетной основе, в целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности, сохранения единого оборонного пространства и единого контроля над ядерным оружием. Было принято Соглашение о координационных институтах СНГ- Совете глав государств и Совете глав правительств и другие документы. С 1993 г. в Минске действует исполнительный секретариат Содружества. Кроме того, созданы Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны государств СНГ, органы отраслевого сотрудничества - Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межпарламентский совет по нефти и газу, Межправительственные советы руководителей многих других отраслей экономики (всего более 80). Образование СНГ в тот период решало две основные задачи: придать цивилизованный характер распаду СССР и предотвратить потенциально существующие и уже имеющиеся конфликты между государствами; заложить основу для нормальных межгосударственных отношений на постсоветском пространстве. Необходимо отметить, что именно СНГ стало тем организационно- правовым механизмом, в рамках которого решались все вопросы межгосударственного размежевания.

Также одним из основных целей Содружества явилось обеспечение интеграции постсоветских республик с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях.

С первых шагов Содружества Президент Н.А. Назарбаев стал одним из последовательных конструкторов и исполнителей идей создания полнокровного и дееспособного объединения стран СНГ. Он прилагал большие усилия по его укреплению, выступая одним из инициаторов принятия ряда соглашений по организационному оформлению и созданию координирующих органов, способствующих сохранению общего экономического пространства, совершенствованию хозяйственных связей, коллективной безопасности.

На начальном этапе отношение республик бывшего Союза к сотрудничеству было неоднозначным, а порой и противоречивым. Если Россия, Беларусь, Узбекистан и Кыргызстан активно поддерживали идеи Содружества, то Украина занимала скорее негативную позицию, а Туркменистан относился к ним сдержанно. Молдова в целом была согласна с принципами Содружества, но на позицию ее руководства серьезное влияние оказывали внутриполитические факторы. Армения стремилась укреплять связи в рамках СНГ, однако в силу географического положения и вовлеченности в конфликт с Азербайджаном ее роль в интеграционных процессах была существенно ослаблена.

Мотивы таких отношений вполне понятны: это- опасение утратить обретенную политическую независимость и экономический суверенитет; сильное давление со стороны политических партий и движений; острые идеологические и межнациональные противоречия, а порой и амбиции.

Анализ принятых документов того времени показывает, что до марта 1992 г, когда шел процесс размежевания и разделения бывшего СССР, государства- участники Содружества были единогласны в принятии решений, а в дальнейшем, когда был необходим скоординированный подход к решению тех или иных проблем в сотрудничестве, из-за отсутствия механизмов реализации подписанных соглашений многие решения не выполнялись, и зачастую носили декларативный характер.

Реальную оценку положению дел в Содружестве того времени дал Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге ХХI века». Он пишет: «По мере развития ситуации я все больше понимал, что Содружество Независимых Государств превращается в орган «цивилизованного развода» государств – участников. Все попытки направить процесс в иное, интеграционное направление не дали результатов».

Казахстан с момента создания Содружества постоянно прилагал большие усилия по его укреплению, выступая одним из инициаторов принятия ряда соглашений по организационному оформлению и созданию координирующих органов, способствующих сохранению общего экономического пространства, совершенствованию хозяйственных связей коллективной безопасности. Практика сотрудничества в рамках СНГ доказала правомерность и жизнеспособность позиции Казахстана в отношении данной организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Курс на демократизацию общественно-экономической жизни | Тема 11. Казахстан в период октябрьского переворота. Установление советской власти и гражданская война (1917-1920 гг.)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.